Урок окружающего мира Родной край — частица Родины
«Начальная школа ХХI века»
Программа «Окружающий мир» 1-4 класс, автор Н.Ф. Виноградова
Виноградова Н.Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник. - М.: Вентана-Граф, 2012.
Целевое назначение урока:
Первичное усвоение новых знаний и способов учебных действий.
Тип урока:
Урок овладения новыми умениями или формирования первоначальных навыков.
Планируемые результаты
Предметные
Ученик научится:
- Различать понятия: «родной край», «Родина», «достопримечательность».
- Осознавать, какие исторические и памятные места есть в городе Белгороде.
- Осуществлять рефлексию способов и условий действий.
Метапредметные результаты (универсальные учебные действия)
Познавательные
- Самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели.
- Овладение логическими действиями сравнения, анализа, обобщения.
- Выполнение задания с использованием материальных объектов (указатели), рисунков, схем, таблиц.
Регулятивные
- Формулировать и удерживать цель и задачи учебной деятельности, поиска средств осуществления.
- Развивать мотивы учебной деятельности и формировать личностный смысл учения.
- Оценивать правильность выбора языковых и неязыковых средств устного общения на уроке.
- Контролировать собственную деятельность по результатам выполнения задания.
Коммуникативные
- Определять общую цель и пути её достижения.
- Взаимодействовать (сотрудничать) с соседом по парте, в группе.
- Обращаться за помощью, формулировать свои затруднения.
-Строить понятное для слушателей высказывание, задавать уточняющие вопросы, формулировать простые выводы.
- Соблюдать грамматические нормы речи.
Тема урока РОДНОЙ КРАЙ - ЧАСТИЦА РОДИНЫ
Цель: создать условия для знакомства с историческими местами и памятниками родного города; формировать интерес к тем местам, где проходит детство обучающихся.
Учебные задачи:
1. Создать ситуацию, при которой возникает необходимость формулировать проблему, предлагать пути ее решения для получения новых знаний.
2. Обеспечить развитие у школьников умения выделять узловые моменты своей деятельности как части целого.
3. Создать условия для развития у обучающихся умения структурировать информацию.
4. Обучать контролировать свою деятельность: обнаруживать и исправлять ошибки.
6. Способствовать воспитанию любви к Родине, к своему родному краю.
Учебно - методическое обеспечение
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: учебник - М.: Вентана-Граф, 2012;
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: рабочая тетрадь для учащихся общеобразовательных учреждений – М.: Вентана – Граф, 2013.
- Виноградова Н. Ф. Окружающий мир: 2 класс: методика обучения
-М. : Вентана – Граф,2013
Методы и приёмы организации деятельности обучающихся:
- беседа по заданиям учебника и рабочей тетради с последовательным поэтапным выполнением заданий;
- организация самостоятельного выполнения задания с оказанием индивидуальной помощи тем, кому она необходима;
- организация работы в группах, парах.
Оборудование и учебно-дидактическое обеспечение:
- компьютер, мультимедийное оборудование;
- учебник «Окружающий мир» ч. 1;
- рабочая тетрадь №1;
- словарь С. Ожегова
- конверты с заданиями;
- карточки с условными обозначениями;
- карточки для работы в группах и в парах;
- картинки с достопримечательностями города;
- клей;
- закладки–стикеры.
Ход урока:
Организационно – мотивационный этап.
Цель: организовать направленное внимание на начало урока.
II. Постановка цели урока.
Цель: сформировать представления детей о том, что нового они узнают на уроке, чему научатся.
Групповая форма обучения.
Приёмы обучения - словесная передача учебной информации одновременно всем обучающимся.
Метод словесной передачи и слухового восприятия, проблемно – поисковый.
У.: - По содержанию учебника прочитайте тему нашего урока на странице 132. Посмотрите, к какому разделу относится этот урок.
- Откройте нужную страницу. Ещё раз прочитайте тему урока. «Родной край - частица родины» .
-Что такое Родина?
-Как вы понимаете это выражение «Родной край - частица родины»?
-Какой наш родной край?
-Попробуйте заменить в теме слова «родной край» на слово «Белгород».
4892040182245-Вы догадались, о чём мы будем говорить сегодня? (о Белгороде)
Опираясь на тему, постарайтесь сформулировать цель урока.
Опираясь на тему урока, работая в группе планируют деятельность на уроке, в соответствии с заданиями учебника и тетради, ставят цель урока:
познакомиться с нашим городом Белгородом, узнать о знаменитых людях и памятниках родного города, его улицах и их достопримечательностях.
Проверка: Презентация результатов работы.
III. Актуализация знаний.
Цель: повторить понятие «Родина», отрабатывать умение сравнивать, анализировать и обобщать.
Фронтальная и групповая форма обучения.
Приёмы обучения - словесная и наглядная передача учебной информации, организация групповой работы.
Метод словесной передачи и слухового восприятия, проблемно – поисковый.
1. Работа по учебнику (с.132)
Чтение текста о городах России (ученик)
Учитель: - О каких городах вы узнали из текста? Рассмотрите иллюстрации. Чем эти города знамениты? (Адлер, Казань, Волгоград, Тула)
Вывод
-Какой вывод следует из текста. Все города одинаковые?
- Скажите, мы достигли цели урока? (Нет.) Почему? (Не говорится о нашем родном городе.)
IV. Первичное восприятие и усвоение нового теоретического учебного материала
Цель: дать представление об улицах города, памятниках и знаменитых людях.
Групповая (парная) форма обучения.
Приёмы обучения - организация парной и групповой работы.
Метод словесной передачи и слухового восприятия, проблемно – поисковый.
2. Беседа (фронтальная работа)
- Сегодня мы поговорим о нашем любимом городе, о родном крае, о малой Родине, о Белгороде.
Утром солнышко встает, всех на улицу зовет.
Выхожу из дома я: «Здравствуй, улица моя!»
Я пою – и в вышине подпевают птицы мне.
Травы шепчут мне в пути: «Ты скорей, дружок, расти»
Отвечаю травам я, Отвечаю ветрам я,
Отвечаю солнцу я: «Здравствуй, Родина моя!»
- Мы с вами живем в городе Белгороде, но каждый из нас живёт в своем доме, на своей улице.
- На каких улицах вы живете, перечислите? (Ответы детей.)
- Давайте поговорим об улицах нашего города, об их достопримечательностях.
- Объясните значение слова достопримечательность?(Ответы детей)
4082415294005- Пока вы мне выскажите свои мнения, ребята поработают со словарём.
(Работа в паре по словарю С. Ожегова)
Проверка: ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТЬ - Место или принадлежащий какому-нибудь месту предмет, заслуживающие особого внимания. Исторические достопримечательности города.
(Словарь С. Ожегова)
- Итак мы движемся к цели нашего урока. Давайте выясним, какие достопримечательности есть в нашем городе.
(Дети называют достопримечательности)
- Я хочу показать вам дом, в котором живем мы все вместе. Кто узнал?
(Фото школы.) Слайд 1
- А на какой улице находится наша школа? (Проспект Славы).
- Нам повезло, что Школа № 45 расположена в центре города, и в её микрорайоне есть много улиц. Все они богаты своими достопримечательностями. (Улица Пушкина, Победы, Свято-Троицкий бульвар, Народный бульвар, Преображенская, Б. Хмельницкого и другие. )
- Давайте совершим экскурсию.
Внимательно послушайте ребят, которые подготовили сообщения.
3. Сообщения, подготовленные учащимися.
Сообщение 1.
Марфо-Мариинская женская обитель Слайд 2
Рядом с нашей школой, на улице Пушкина, находятся здания Марфо-Мариинской обители. Это женский монастырь. На территории монастыря располагаются два памятника архитектуры: Успенско-Николаевский собор и Покровская церковь.
На начало строительства Успенско-Николаевского собора сам Государь Император Петр I пожертвовал сто рублей.
20726401514475Активное участие в строительстве собора принимали солдаты белгородского гарнизона, а мирные люди помогали, чем могли. Со всей Жилой слободы сносили-свозили сюда куриные, утиные яйца. Их добавляли в скрепляющий раствор, чтобы храмовые стены отличались особой прочностью и долговечностью. В России по архитектуре своей он был уникальным.
Сообщение 2.
Святитель Иоасаф Слайд 3
Напротив женского монастыря возвышается Памятник Святителю Иоасафу. Он расположен на Свято-Троицком Бульваре.
Жил чудотворец Святитель Иоасаф в 18 веке. Сохранились рассказы о добрых поступках святителя. Всю свою жизнь он исцелял людей от неизлечимых болезней, особенно был милосерден к бедным и неимущим. За это люди и прозвали его чудотворцем.
Сейчас люди идут в храм поклониться мощам святого Иоасафа. Ещё более удивительно, что и через века мощи святителя остаются нетленными. Его чтили наши далекие предки, будут чтить и наши потомк
Сообщение 3.
1710690761365- Если пойти вниз по улице Пушкина до пересечения с улицей Победы, то мы с вами встретимся еще с одной достопримечательностью нашего города. Это Белгородский Государственный университет.
Слайд 4
Белгородский государственный университет
Еще в 19 веке в уездном городе Белгороде по распоряжению Министерства народного просвещения был основан учительский институт.
Затем он преобразовывался в педагогический институт.
С 1996 года согласно Указу Президента России вуз становится Белгородским государственным университетом, главное здание расположено на улице Победы.
В нем есть факультеты педагогических специальностей, где можно получить профессию учителя. А также
факультеты: юридический,
медицинский,
факультет компьютерных наук ,
журналистики,
бизнеса,
международный факультет
и другие.
В Белгородском университете учатся студенты не только из нашего города, но и из других городов России и даже из зарубежных стран.
Я хочу стать ____________ . Моя мама мне сказала, что обязательно нужно хорошо учиться в школе, чтобы стать студентом университета и получить ту специальность, которая мне нравится.
2196465542925Сообщение 4. Недалеко от Университета расположен Учебно-спортивный комплекс имени Светланы Хоркиной.
Слайд 5
Светлана Хоркина
Олимпийская чемпионка, всемирно известная гимнастка Светлана Хоркина родилась в Белгороде 19 января 1979 года.
В детстве Светлана была сорви голова, носилась с мальчишками по улицам с утра до ночи, так как родители все время были на работе. Но как говорится, нет худо без добра, Светлана заболела, и тогда врачи посоветовали ей заняться спортом, так маленькая Света начала заниматься гимнастикой.
Взрослой она почувствовала себя, когда ей сделали предложение войти в сборную Советского Союза, а ей было всего 12 лет. Началась новая ступень в жизни. Начались переживания, появилась ответственность перед родителями, тренером, городом и страной. Она стала Олимпийской чемпионкой.
2034540542925 В нашем городе построили Учебно-спортивный комплекс имени Светланы Хоркиной. Он расположен на улице Богдана Хмельницкого.
Слайд 6
Учитель: У Белгородской земли суровая и славная история.
1624966489585 В годы Великой Отечественной войны город Белгород находился в центре одного из величайших сражений – Курской битвы. Об это мы узнаем, посетив Диораму.
Слайд 7
В микрорайоне нашей школы на Народном бульваре воздвигнут памятник генералу Михаилу Петровичу Лебедю. Каждый год в преддверии Дня Победы наши школьники возлагают цветы к подножию памятника.
Сообщение 5. Генерал-майор Михаил Петрович Лебедь. Слайд 8
47301155080 Генерал-майор Михаил Петрович Лебедь
Во время Курской битвы две бригады под командованием генерала-майора М.П. Лебедя принимали участие в Прохоровском сражении. В первые дни августа советские воины прорвали оборону противника и освободили Белгород от фашистов.
Не забыт подвиг отважного героя. Одна из улиц нашего города названа в честь Михаила Петровича Лебедя.
Его фамилия увековечена на мемориальной плите братской могилы на Соборной площади.
Учитель: В честь освобождения Белгорода и Орла прозвучал первый в истории войны победный салют. Поэтому наш город называют городом первого салюта и ему присвоено почетное звание города воинской славы.
167259013335
Слайд 9
Динамическая пауза
Цель: смена вида деятельности
«Мозговая гимнастика» (комплекс упражнений, направленный на улучшение мозговой деятельности).
«Качания головой». Упражнение стимулирует мыслительные процессы.
У. - Встали, поставили ноги на ширину плеч. Расправим плечи. Дышим глубоко. Вдох-выдох. Голову уроните вперед, позвольте голове медленно качаться из стороны в сторону, пока при помощи дыхания уходит напряжение. Подбородок вычерчивает слегка изогнутую линию на груди по мере расслабления шеи. (30 секунд).
«Ленивые восьмёрки». Упражнение активизирует структуры мозга, обеспечивающие запоминание, повышает устойчивость внимания.
У. - Вытянутой правой рукой нарисовать в воздухе в горизонтальной плоскости восьмерки (три раза). Затем левой рукой, а потом обеими руками вместе (руки в замке).
«Шапка для размышлений». Улучшает внимание, ясность восприятия и речь.
У. - «Наденьте шапку», т.е. мягко заверните уши от верхней точки до мочки (три раза).
V. Применение теоретических положений в условиях выполнения упражнений и решения УЗ.
Цель: Формирование способа деятельности.
Групповая (парная) форма обучения.
Приёмы обучения - организация парной работы.
4958715488315Метод словесной передачи и слухового восприятия, проблемно – поисковый.
1. Работа в группах .
-Вспомните правила работы в группе.
Задание на листах : Подчеркните пословицу о Родине
Проверка.
- Объясните, как вы её понимаете? (Выслушать ответы детей в группах.)
Рефлексия.
- Для чего мы выполняли это задание?5101590121920
2. Работа в парах.
Соедини название улицы и её достопримечательность.
Самопроверка по слайду. Слайд 10
Рефлексия.
- Для чего мы выполняли это задание?
VI. Самостоятельное, творческое использование сформированных умений и навыков.
Цель: развивать самостоятельность, творческие способности обучающихся.
Самостоятельная работа.
Индивидуальные дифференцированные задания (Работа на листах).
Красные стикеры: Запиши название своей улицы.________________________
Желтые стикеры: Запиши название улиц в районе школы_________________
Зеленые стикеры: Запиши название улиц города Белгорода________________
Проверка по группам (2-3 ученика от каждой)
Рефлексия: Как вы думаете, выполняя это задание, мы достигаем цели урока?
VII. Рефлексия деятельности.
Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности.
У: - А теперь вспомните, какую цель мы ставили на уроке урока?
- Какие шаги мы делали для достижения поставленной цели?
- Давайте проверим, как вы сможете использовать свои знания, полученные на уроке.
VШ. Контроль за процессом и результатом учебной деятельности.
4768215307340Цель: Проконтролировать умения обучающихся использовать полученные знания, умения.
Работа в группах.
Плакат «Достопримечательности Белгорода»
-Как вы считаете, достоин ли наш город, чтобы о нём было написано в нашем учебнике и чтобы дети в школах разных городов узнали о Белгороде.
Давайте создадим плакат «Достопримечательности Белгорода». Работать будете в группах, используя свои знания, выполните интересное задание:
Выберите только те фотографии, которые относятся к разделу «Наука, культура и спорт».
Выберите только те фотографии, которые относятся к разделу
«Святое Белогорье».
Выберите только те фотографии, которые относятся к разделу
«Воинская слава».
4. Выберите подходящие предложения и составьте рассказ о Белгороде.
Приклеивание листов на большой плакат.
Во время работы звучит песня «Белгород» Александр Мосиенко
Проверка работы. Отчёт групп о работе.
IX. Итог урока.
-Поднимите руку, кто из вас узнал что-то новое о городе Белгороде.
-Как высчитаете, достигли ли цели урока?
X. Оценивание работы обучающихся.
Цель: обеспечить у школьников способность к оценочным действиям.
Групповая и индивидуальная форма обучения.
Приёмы обучения - организация групповой работы.
-Оцените свою работу в группе с помощью таблицы:
№ п/п Тема «Я знаю свой край» Оцениваю(ет)
сам группа учитель
1. Активно работал в группе. 2. Выдвигал интересные идеи. 3. Слушал мнение каждого участника группы. 4. Доказывал своё мнение, говорил чётко, понятно. 5. Смог бы представить результаты работы группы перед классом. 6. Представлял результаты работы группы перед классом. Проверка.
- Мы узнали с вами о знаменитых людях нашего края, которые жили в прошлом и которые прославляют наш город в настоящем. Мы должны гордиться тем, что родились и живем в таком замечательном городе Белгороде. Ведь наш город – это частица нашей Родины.
XI. Домашнее задание.
- Я бы очень хотела, чтобы этот разговор не оставил вас равнодушными и вы сами узнавали что-то новое о нашем крае.
С.134 (учебник, ч.1) Задание по выбору.