Урок по окружающему миру на тему Родной край-частица Родины (2 класс)

Урок во 2 классе по окружающему миру
( « Нач. шк. XXI в.», Н.Ф. Виноградова)
Тема: « Родной край- частица Родины».
Учитель: Золотарева Л.Г., ВКК.
Цели:
познакомить учащихся с историческими местами, памятниками родного города Воронежа, а также людьми, прославившими свой край;
формировать нравственность учащихся на основе традиционной для Отечества духовности;
воспитывать интерес и любовь к родному краю.
Оборудование:
учебник «Окружающий мир» Н.Ф.Виноградова( Изд-во «Вентана-Граф», 2011г.);
рабочая тетрадь по краеведению -1 год обучения ( Изд-во ВОИПК и ПРО г.Воронеж, 2011г.);
фотографии памятников и любимых мест в городе, иллюстрации древнего города и судостроительных верфей, иллюстрации и рисунки кораблей, кроссворд.
Ход урока:
1.Оргмомент.
2.Проверка домашнего задания:
фронтальная работа с классом
-На прошлом уроке мы с вами познакомились с понятиями, которые нам знакомы с детства ( на доске ): Родина, Отечество, Отчизна, Родная страна, Россия.
3.Введение в тему урока:
На доске: Родной край, Родной город, Малая родина.
-Кто догадался, о чём будет идти речь на сегодняшнем уроке?
-Верно, о малой родине, о том месте, где вы родились и живёте.Каждому из нас вспоминается, что-то своё, самое дорогое: свой дом, родители, друзья, школа. Всё это- наша малая родина. Но есть то, что объединяет нас всех…Какой город и область мы называем малой родиной?
На доске: Воронеж, Воронежская область.
-Итак, ребята, сегодня мы с вами постараемся побольше узнать о нашей малой родине.
-Тема нашего урока: «Родной край – частица Родины».
4.Изучение нового материала:
-На каникулах мы с вами были на экскурсии по городу и много узнали о нашем крае. Давайте же вспомним…
-Перенесёмся в далёкое прошлое…
Выступления учащихся:
На территории Воронежского края люди жили десятки тысяч лет назад. Известно, что народы, жившие на территории нашего края. Первыми приняли на себя удары войска хана Батыя в 1237 году.
Набеги воинственных соседей на Русь продолжались. Поэтому летом 1586 года на южных рубежах Русского государства был основан город-крепость Воронеж, получивший своё название по реке Воронеж. Город-воин, город-защитник, во главе которого стоял воевода- Семён Фёдорович Сабуров. Город состоял из деревянных срубов с башнями. Главной обязанностью жителей была военная служба, охрана русских земель от набегов.
Работа в тетрадях по краеведению:
стр.48, задание 1, 2 – рассматривание рисунков древнего города Воронежа.
-Часто наведывались в Воронежский край непрошенные гости – татары, конные дозоры выезжали осматривать окрестности. В случае тревоги в городе били в вестовой колокол. Ворота наглухо закрывались. А все окрестные жители укрывались за стенами крепости. Каждый человек получал оружие и нёс военные обязанности. А тем временем в соседние города неслись гонцы с тревожной вестью.
-Чтение стихотворения нашего земляка – Константина Гусева ( рабочая тетрадь по краеведению.)
-История нашего края неразрывно связана с историей России. Именно здесь 300 лет назад молодой русский царь Пётр Iначал строить первые военные корабли. Всего за несколько месяцев под его руководством и духовным напутствием святителя Митрофана были построены и спущены на воду первые галеры: «Принципум», «Святой Матвей», многопушечный корабль «Апостол Пётр», парусник «Предистинация». Более двухсот кораблей, построенных на воронежских верфях, составили славу и гордость русского флота.
-С помощью флота, построенного под Воронежем, Россия овладела городом Азовом - могучей турецкой крепостью, при впадении Дона в Азовское море.
Работа в тетрадях по краеведению:
стр.50, задание 6.
-Для выполнения этого задания вам потребуются ножницы и клей. Вам предстоит «спустить» на воду первые корабли, построенные в эпоху ПетраI.
( самостоятельная работа учащихся в рабочих тетрадях.)
-Воронежцы всегда помнили и помнят о деятельности Петра I в Воронежском крае. В нашем городе в 1860 году был установлен памятник «Отцу русского флота» - Петру I, но во время Великой Отечественной войны он был уничтожен. Новый памятник был открыт в 1956 году в Петровском сквере.
-В годы Великой Отечественной войны наш город встал на защиту Родины. 212 дней и ночей город находился в огне сражений, но не был сдан врагу. За заслуги в годы ВОВ наш город удостоен звания «Город воинской славы», о чём напоминает стела в парке «Патриотов».
Показ фотографий с экскурсии.
-Подробнее об этом, мы с вами поговорим на следующих уроках окружающего мира.
5.Физкультминутка:
Потрудились – отдохнём,
Встанем, глубоко вздохнём,
Руки в стороны, вперёд,
Влево, вправо поворот.
Три наклона, прямо встать,
Руки вниз и вверх поднять.
Руки плавно опустили,
Всем улыбки подарили!
6.Знакомство с современным городом.
-Закончились тяжёлые времена для нашего города. Сейчас Воронеж стал центром Центрально-Чернозёмного региона.
-История нашего города связана с именами великих людей. Здесь жили и творили свои бессмертные труды – художник И.Крамской, поэты А.В. Кольцов и И.С.Никитин, писатели И.Бунин и Г.Троепольский, собиратель русских песен и основатель народного хора И.Пятницкий, знаменитый клоун-сатирик Дуров и другие известные люди.
-В городе поставлены памятники, разбиты парки и скверы, которые носят их имена.
Рассматривание фотографий памятных мест города Воронежа.
7.Итог урока. Выставление оценок учащимся.
-Подведём итог нашего урока. Знания,полученные на уроке помогут вам разгадать кроссворд:
По горизонтали:
1.Фамилия поэта, прославившего Воронежский край. ( Кольцов )
2.Что строили на Воронежских верфях в 17 веке? ( Корабли )
3.Знаменитый воронежский художник. ( Крамской )
4.Памятник этому поэту стоит у кинотеатра «Пролетарий». ( Никитин )
5.Имя царя-основателя русского флота. ( Пётр I )
-Молодцы, ребята!
-А теперь, давайте прочитаем по вертикали ключевое слово (хором):
ВОРОНЕЖ.
-Давайте послушаем стихотворение о нашем городе (читает учащийся - наизусть) :
В природе его, в народе
И в песнях, и в шуме лесном-
Большая и малая Родина-
Всё для меня в нём!
-Изучая прошлое – мы должны любить, знать и ценить настоящее.
8.Домашнее задание:
стр.51, задание 7, 8 (в рабочей тетради по краеведению.) Подготовить рассказ о своей малой родине.
Список используемой литературы:
Учебник «Окружающий мир», Изд-во «Вентана-Граф», 2011г.
Рабочая тетрадь по краеведению (1 год обучения ), Изд-во ВОИПК и ПРО г.Воронеж, 2011г.
Путеводитель «Воронеж», Изд-во «Кантилена», ООО «Русь», 2006г., 10 стр.
«Наш Воронеж», Изд-во «Кварта», 2002г., 32 стр.
П.Ф.Чубурин «Земля Воронежская», Центрально-Чернозёмное книжное изд-во, 1994г., 80 стр.