Урок литературы на тему Подвиг семейного благочестия в Повести о Петре и Февронии Муромских
«Подвиг семейного благочестия в «Повести о Петре и Февронии Муромских»
Цели:
1) познакомить учащихся с историей создания «Повести о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма;
2) познакомить с текстом «Повести о Петре и Февронии Муромских» и помочь ребятам разобраться, в чем заключается нравственный подвиг святых Петра и Февронии;
3) развивать устную монологическую речь учащихся, «будить» мысль и воображение ребят;
4) воспитывать настоящих семьянинов, любящих своих родных, дорожащих ими.
Оборудование:
1) компьютер, интерактивная доска, видеопроектор;
2) эпиграф к уроку ( на доске);
3) слайды;
4) «Русь называют Святою» (слова и муз. архид. Романа (Тамберга) – диск.
Ход урока
О, велицыи угодницы Божии и предивнии чудотворцы, благовернии княже Петре и княгине Февроние… вознесите о нас… молитвы ваша ко Господу Богу и испросите… веру праву, надежду благу, любовь нелицемерну…
Молитва
1. Вступительная беседа.
Семья… Это то, что близко и дорого каждому человеку, где любят нас, ценят, прощают, делают всё, чтобы мы были добрее, чище, благороднее. Все вы живёте и воспитываетесь в семьях. Кто-то скажет, что у него счастливая, дружная семья. Кто-то посчитает, что между членами семьи не такие тёплые взаимоотношения: родители ссорятся, огорчают друг друга, невинные разговоры превращаются в споры. Переживают родители, переживаете вы, дети. Не всякую семью можно назвать счастливой.
- Какая семья, в вашем понимании, счастливая? Что для этого нужно? (Дети отвечают)
2. Сообщение темы урока.
3. Обращение к эпиграфу. Тихо звучит музыкальная запись песни «Русь называют Святою».
4. Слово учителя. «История создания «Повести о Петре и Февронии».
Ребята, сегодня мы познакомимся с замечательным произведением древнерусской литературы «Повестью о Петре и Февронии Муромских» Ермолая-Еразма. Прежде чем приступить к анализу произведения, мне хочется коснуться истории создания этого памятника литературы. Послушайте, пожалуйста, эту историю.
В 1547 г. венчался на царство семнадцатилетний Иван IV, впоследствии прозванный Грозным. Сначала на молодого царя возлагались надежды, все мечтали о добром и справедливом правителе, о мире, покое и благоденствии. Никто не ожидал, что царствование Ивана IV будет страшным и кровавым. Крепкое государство, сильная власть, заботящаяся о нуждах страны и народа, — об этом говорили и в боярских хоромах, и в крестьянских избах.
Эти чаяния русских людей как нельзя лучше выразил русский церковный писатель Ермолай-Еразм, современник Ивана Грозного. Фамилия Ермолая до наших дней не дошла (в своих произведениях он называл себя Прегрешным), а имя Еразм он получит потом, когда примет монашество.
В эти годы вокруг митрополита Московского Макария собралась группа церковных писателей и начитанных священников, которым Макарий поручил собирать по русским городам предания о прославившихся своими благочестивыми подвигами праведных людях. Впоследствии церковный собор сможет провозгласить их святыми. Русская пословица гласит: «Не стоит город без святого, селение — без праведника».
При объединении русских земель и княжеств в одно государство возникла необходимость собрать вместе и жития святых каждого города, каждого княжества, сделать их достоянием общерусским.
Священник Ермолай получил поручение написать сочинение о муромских святых — князе Петре и его супруге княгине Февронии. Опытный писатель Ермолай-Еразм создал в разное время немало работ: трактат «Правительница», «Книгу о Троице», «Повесть о рязанском епископе Василии» и др. «Повесть о Петре и Февронии Муромских» стала подлинным шедевром и Ермолая-Еразма, и древнерусской литературы той поры.
Княжили супруги в Муроме в начале 13 века и умерли 25 июня (8 июля) 1228 года. На соборе 1547 г. Пётр и Феврония были канонизированы, т. е. объявлены «новыми чудотворцами», святыми. Однако сочинение о Петре и Февронии в Великие Минеи Четьи не попало: священник вместо сочинения в жанре жития святых создал на основе муромских преданий увлекательную любовно-приключенческую повесть с острым сюжетом и яркими характерами. В сюжет вошли также элементы сюжетов 2 народных сказок: об огненном змее и о мудрой деве.
Житие (описание жизни святого) Петра и Февронии было написано после их канонизации. Из «Жития…» известно, что святой благоверный князь Пётр вступил на Муромский престол в 1203 году. За несколько лет до этого св. Пётр заболел проказой. Во сне ему было открыто, что его исцелит дочь пчеловода, благочестивая дева Феврония, крестьянка деревни Ласково в Рязанской земле. Повесть и житие отличаются друг от друга художественными особенностями.
5. Краткий пересказ повести.
- Кратко передайте сюжет повести.
6. Комментарий учителя. Что такое Агриков меч, автор не разъясняет. Но, возможно, он имел в виду греческое слово «агрос» — поле, т. е. сила, идущая к герою, — от земли. В русском фольклоре есть и богатырь Агрикан.
7. Анализ произведения.
1. При каких обстоятельствах читатель знакомится с Петром? Что в образе Петра от героя житийной литературы? (Религиозность, мудрость). А что от сказочного? (Богатырь, убивающий змея-оборотня при помощи Агрикова меча.)
2. а) Какие сказочные мотивы связаны с изображением Февронии в эпизоде с дружинником Петра? (Мудрая дева, говорящая загадками)
б) Найти в этом эпизоде детали, отражающие крестьянский быт того времени. Зачитайте.
3. Что вы можете сказать о характере Петра, его речи, чувствах? (Работа в парах.)
4. Какие черты характера проявляются в поступках Февронии? Отгадав кроссворд, узнаем, правы ли мы.
С
В Д Е
С
Д А
М Д Т
Ч С
Е Ь
Слова для справок: великодушие, доброта, сострадание, мудрость, верность, честность
5. Как во взаимоотношениях с князем Петром показывается необыкновенная мудрость крестьянской девушки? Какие чудеса по милости Божией сотворила Феврония на глазах у князя, бояр? О чем это говорит?
6. Найти в тексте детали, отражающие княжеский быт того времени, реальные исторические события.
7. Словарная работа. На странице 50 вашего учебника даны вопросы. Прочитайте 2 вопрос, объясните значение данных слов, употребляющихся в «Повести…»
8. Какие испытания преодолевают Петр и Феврония? (Испытания связаны с коварством людей. Испытания героев утверждают земную любовь, семейные ценности и монашеский подвиг во имя Бога).9. Можно ли сказать, что супруги защищали свои чувства друг к другу во время жизни и после смерти? Почему?
10. Какие нравственные ценности утверждаются в «Повести о Петре и Февронии Муромских»?
8. Показ слайдов, сопровождаемый комментариями учителя.
- Давайте посмотрим, как святые Петр и Феврония изображены на иконе, каким образом нашло отражение в живописи житие святых благоверных супругов.
9. Инсценирование эпизода из «Повести…».
- Какие эпизоды вам понравились больше всего? Давайте посмотрим инсценирование эпизода, который подготовили нам ребята.
10. Подведение итогов урока.
- Чему учит нас жизнь святых Петра и Февронии?
- Каких людей называют благочестивыми?
- Когда празднуется православный праздник в честь святых благоверных Петра и Февронии?
- О чем просят этих святых небесных покровителей православные христиане?
- А закончить урок мне хочется словами из стихотворения Э. Асадова «Сказка о любви»:
Мораль тут излишня: пойми и знай:
Ведь если бы все мы вот так любили,
То чувства людей обрели бы крылья,
А наша земля превратилась в рай…