Сценарий праздника осени Происшествие в осеннем лесу
Сценарий праздника осени.
Подготовка к мероприятию
В классе выставки – экспозиции лесных трав, деревьев, птиц, животных, картины ( репродукции ) русских художников Левитана, Шишкина.
Используется фонограмма птичьего пения.
Ход мероприятия:
В е д у щ и й: - Леса России. Широко раскинулся на карте нашей страны зелёный океан лесов. Плещутся в этом огромном океане белоствольные берёзки, тёмные сумрачные ельники, светлые сосновые боры, глухие таёжные дебри. Одним из замечательных богатств, которыми наделена наша Родина, является лес.
Сегодня, ребята, мы будем говорить с вами о лесе, о нашем зелёном друге. Нет на земле человека, чья жизнь не была бы так или иначе связана с лесом, с жизнью дерева. Оглянитесь в своей комнате: мебель, пол, окна, сделаны из дерева. Из древесины сделаны книги, тетради, специальные масла ( хвойное, пихтовое ), дёготь, скипидар и многое другое. Более 10 000 различных изделий производится промышленностью нашей страны. Без дерева сегодняшняя жизнь просто не мыслима. Однако с каждым годом лес всё больше нуждается в защите, в восстановлении того, что безумно истреблялось. Многое уже сделано: посажены новые леса, организованы заповедники, сохранены от полного уничтожения многие виды животных, например, бобры, лоси, сайгаки, соболи. Человек многим обязан природе, лесу. Представьте, что мы совершаем экскурсию в лес.
(Под фонограмму птичьего пения уч-ся читает стихотворениеС. Погореловского.) Здравствуй, лес, дремучий лес,
Полный сказок и чудес!
Ты о чём шумишь листвоюНочью тёмной, грозовою?
Что там шепчешь на заре,
Весь в росе, как в серебре?
Кто в глуши твоей таится?
Что за зверь какая птица?
Всё открой, не утаи
Ты же видишь – мы свои!
В е д у щ и й: - Замечательный писатель и большой любитель природы М. Пришвин писал: «Мы – хозяева нашей природы, и она для нас кладовая солнца с великими сокровищами жизни. Рыбе – вода, птице – воздух, зверю – лес и горы. А человеку нужна Родина. И охранять природу – значит охранять Родину.»
- Из какого произведения этот отрывок?
( М. Пришвин «Моя Родина»)
-Чем дорог нам лес? Почему мы с ним дружим?
Уч-ся: Почему мы с лесом дружим,
Для чего он людям нужен?
Уч-ся: Лес – наше богатство.
Уч-ся: Лес – это зелёный наряд нашей планеты. Там , где лес,
всегда чистый воздух.
Уч-ся: Лес – это дом для зверей и птиц.
Уч-ся: Лес – это наш друг: задерживая влагу, он помогает человеку
выращивать хороший урожай.
Уч-ся: Лес – это кладовая, щедро отдающая свои дары: орехи,
ягоды, грибы.
Уч-ся сообщает о лесе в разные времена года.
Уч-ся читает стихотв. В. Рождественского
* * *
Лес не только для нашей забавы,
В нём – богатства природой даны
Все деревья в нём, ягоды, травы
Нам на пользу, друзья, взращены.
Каждый куст берегите, ребята!
Где росток ты увидишь простой,
Может вырасти дуб в три обхвата,
Березняк иль малинник густой.
А уж сколько орехов и ягод!
Так, пожалуй, считать – не сочтёшь!
Сердцу любо, коль знаешь, что за год
В сосняке разрослась молодёжь.
В е д у щ и й: - С ранней весны и до поздней осени в лесах, на полянах цветёт много цветов; только стаял снег, а в лесу уже распускаются….
-Ребята, какие раннецветущие растения вы знаете?
( подснежник, мать-и-мачеха, медуница, хохлатка, ветреница, первоцвет, чистяк, сон-трава, ландыш )Уч-ся: Выглянул подснежник,
В полутьме лесной,
Маленький разведчик,
Посланный весной.
Уч-ся: Родился ландыш в майский день,
И лес его хранит.
Мне кажется, его задень, -
Он тихо зазвенит,
И этот звон услышит луг,
И птицы, и цветы вокруг.
В е д у щ и й: - Наступает лето, и на смену весенним цветам приходят летние лесные цветы.
_ Ребята, какие лесные цветы вы знаете?
( колокольчики, ромашки, одуванчики…)
Уч-ся: Носит одуванчик
Жёлтый сарафанчик.
Подрастёт, нарядится
В беленькое платьице,
Лёгкое воздушное,
Ветерку послушное.
Он заметный, золотой,
Постарел и стал седой,
И как только поседел,
Вместе с ветром улетел.
В е д у щ и й: - А какие деревья растут в лесу?
(берёзы, липы, дубы, осины, ясень, ели, сосны, ольха, вяз и др.)-Как называется лес, где растут одни:
-берёзы (берёзовая роща)
-дубы (дубрава)
-сосны (сосновый бор)
-ели (ельник)
Порой деревья своими ветками так переплетаются друг с другом, что лес становится труднопроходимым. Как тогда его называют? (лесная чаща)
-Узнаете ли вы деревья леса в загадках?
Клейкие почки,
Зелёные листочки.
С белой корой
Стоит под горой.
( Берёза )Я из крошки-бочки вылез,
Корешки пустил и вылез,
Стал высок я и могуч,
Не боюсь ни гроз, ни туч.
Я кормлю свиней и белок –
Ничего, что плод мой мелок.
( Дуб )С моего цветка берёт
Пчёлка самый вкусный мёд.
А меня всё ж обижают:
Шкуру тонкую сдирают.
( Липа )У меня длинней иголки,
Чем у ёлки.
Очень прямо я расту
В высоту.
Если я не на опушке,
Ветви – только на макушке.
( Сосна )Разгадывание кроссворда «Что за дерево такое?»
В е д у щ и й : -Между жизнью леса , его обитателей и Жизнью человека есть тесная связь.
- Знаете ли вы что…..?
Уч-ся: Сова уничтожает за год около 1000 грызунов. Если
учесть, что каждая мышь может съесть в год 1 кг зерна,
то значит одна сова спасает в год тонну хлеба!
Уч-ся: У кукушки необыкновенный аппетит: за час она может
съесть 100 гусениц. Если в лесу появляется большое
количество насекомых-вредителей , она расправляется
сними в течение нескольких дней. За лето она поедает
270 тыс. гусениц и майских жуков.
Уч-ся: Летучие мыши приносят огромную пользу, уничтожая
вредных насекомых. Они очищают местность от малярийных
комаров. За час ночной охоты летучая мышь может поймать
и съесть 160 – 170 комаров. Птицы – это лесные доктора.
В е д у щ и й: - А каких ещё птиц – лесных докторов вы знаете?
(Дятел, большая синица, грач, скворец ) Большая синица уничтожает в течение дня до 6 000 насекомых, грачи – до 8 0000 вредных червей и гусениц. Семья скворцов за день уничтожает 350 гусениц, жуков и улиток.
- Ребята, попробуйте отгадать загадки о лесе и его обитателях.
Если знаешь лес, зверей,
Назови их поскорей.
Хитрая плутовка,
Рыжая головка,
Хвост пушистый – краса!
А зовут её…… ( лиса )
Горбоносый, длинноногий,
Великан ветвисторогий,
Ест траву, кустов побеги,
С ним тягаться трудно в беге,
Коль такого довелось
Встретить, знайте, это….. ( лось )
Он, как ёлка, весь в иголках
Ловит смело страшных змей.
И хотя он очень колкий,
Обижать его не смей!
Он в лесу живёт, но вхож
И в сады, отважный ….. ( ёж )
В сосне дупло,
В дупле – тепло
А кто в дупле
Живёт в тепле? ( белка )
Хозяин лесной
Просыпается весной,
А зимой под снежный вой
Спит в избушке снеговой. ( медведь )
Возле дуба острым рыломДеловито землю рыл ты
Видно, жёлуди искал
Не спугнул и мой ПолканОчень грозен был…. ( кабан )
Меньше тигра, но немножко
Больше крупной рыжей кошкиНа суку она обычно
Притаившись ждёт добычу
Не робей, но берегись
В том лесу, где бродит …. ( рысь )
Зимой на ветках яблоки,
Скорей их собери!
И вдруг вспорхнули яблоки,
Ведь это …. ( снегири )
В е д у щ и й : / читает стихотв. С. Никулина «Русский лес»/
Нет ничего милее бродить и думать здесь.
Излечит, обогреет, накормит русский лес.
А будет жажда мучить, то мне лесовичокСредь зарослей колючих покажет родничок.
Нагнусь к нему напиться – и видно всё до дна.
Течёт вода-водица, вкусна и холодна.
Нас ждут в лесу рябина, орехи и цветы,
Душистая малина на кустиках густых.
Ищу грибов поляну я не жалея ног,
А если и устану – присяду на пенёк.
Лес очень любит пеших, для них совсем он свой,
Здесь где-то бродит леший с зелёной бородой.
Жизнь кажется иною, и сердце не болит,
Когда над головою, как вечность, лес шумит.
Когда вы идёте в лес, то должны хорошо знать, как надо вести себя в лесу. Какие это правила?
Уч-ся говорят по порядку:
1.- Не оставлять мусор в лесу, а вырыть яму, собрать мусор и всё закопать.
2.-Не ломать зелёные ветки и деревья, не качаться на них.
3.-Не разорять муравейники и птичьи гнёзда.
4.-Не рвать большие букеты цветов, особенно беречь и не рвать цветы и растения, занесённые в Красную книгу: ландыш подснежник, колокольчик, кувшинку и др.
5.-Не разжигать костры, беречь лес от пожара.
6.-Помните: из одного дерева можно сделать миллион спичек, а одной спичкой сжечь миллион деревьев. Будьте осторожны с огнём в лесу!
В е д у щ и й : -Вот что произошло в лесу, когда забывчивым охотником был оставлен костёр.
Уч-ся /читает стихотв. В. Шефиера «Лесной пожар» /
Забывчивый охотник на привале
Не разметал, не растоптал костра.
Он в лес ушёл, а ветки догорали
И нехотя чадили до утра.
А утром ветер разогнал туманы,
И ожил потухающий костёр.
И, сыпля искры впереди поляны,
Багровые лохмотья распростёр.
Он всю траву с цветами вместе выжег,
Кусты спалил , в зелёный лес пошёл,
Как вспуганная стая белок рыжих,
Он заметался со ствола на ствол.
И лес гудел от огненной метели,
С морозным треском падали стволы,
И, как снежинки, искры с них летели
Над серыми сугробами золы.
В е д у щ и й : -Известно, что из 100 пожаров 90 возникают по вине человека. Страшное зрелище – лесной пожар. Всё живое не успевает спастись и гибнет в море огня. И хотя в нашей стране имеется наземная и воздушная служба охраны лесов от пожаров, но любой пожар легче предупредить, чем тушить.
После пожара остаётся гарь – мёртвый лес. Всё живое сгорело,
Повсюду чёрная земля и бурые лужи. Гарь не рубят, и она стоит, пока деревья не свалятся сами. В низинах часто появляются болота.
-А знаете ли вы, почему нельзя жечь сухую траву ? Сейчас таких любителей появилось много. Особенно среди таких ребят, как вы.
Многие и взрослые думают, что от этого трава будет расти лучше. Но получается наоборот: корни трав выгорают , от этого трава становится реже, а в некоторых местах и вовсе не вырастает. При этом погибает масса насекомых и их куколок. В лесу, на месте , где был костёр, трава не растёт три года, а то и больше. Сотни лет потребуется, чтобы вырос новый лес. Например, дуб растёт очень медленно. Лишь с 9-летнего возраста начинает расти быстрее. Первые жёлуди созревают лишь в 20-70 лет. Берёза достигает высоты 5-этажного дома к 25 годам. Ель растёт 150-200 лет. В
Запорожье / Украина / есть 700-летний дуб.
З а д а н и е. Летом с родителями посадить деревцо, но в таком месте, где оно не будет мешать и с ним не произойдёт так, как с черёмухой из произведения А. Толстого «Черёмуха». А когда будете сажать молодой саженец. Вспомните стихотворение
С. Маршака «Праздник леса»:
Что мы сажаем, сажая леса?
Мачты и реи – держать паруса.
Рубку и палубу, рёбра и киль –
Странствовать по морю в бурю и штиль.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лёгкие крылья - лететь в небеса.
Стол, за которым ты будешь писать,
Ручку, линейку, пенал и тетрадь.
То мы сажаем, сажая леса?
Чащу, где бродят барсук и лиса,
Чащу, где белка скрывает бельчат,
Чащу, где пёстрые дятлы стучат.
Что мы сажаем, сажая леса?
Лист, на который ложится роса,
Свежесть лесную, и влагу. и тень –
Вот что сажаем в сегодняшний день.