Открытое занятие на тему «Совершенствование ранее изученных элементов сценического действия. Понятие подтекста в работе над сценической речью»
Муниципальное бюджетное учреждениедополнительного образования«Центр внешкольной работы» г. Сочи
Художественно-эстетическое структурное подразделение
Открытое занятие
Тема: «Совершенствование ранее изученных элементов сценического действия. Понятие подтекста в работе над сценической речью»
Дата проведения: 5.10.15
Педагог дополнительного образования Сологаева И. В.
Сочи 2016г.
Тема занятия : Совершенствование ранее изученных элементов сценического действия. Понятие подтекста в работе над сценической речью (занятие с группой углубленного уровня обучения- первый год).
Цели занятия:
Развивающие: развитие творческих способностей учащихся. Ссовершенствование усвоенных элементов сценической речи , актёрского мастерства и сценического движения.
Образовательные: знакомство с дополнительными выразительными средствами сценической речи.Воспитательные: воспитание творческой активности, коллективизма, взаимопомощи и трудолюбия.
Ход занятия:
Организационный момент.
Приветствие.
Сообщение темы занятия.
Упражнение на внимание («Счётная машинка»)
Упражнение на снятие мышечного напряжения, готовности к действию («Волн спокойный, мерный шум…»).
Упражнение на ассоциацию и память (Слова связанные со словом «Осень»).
Упражнение на внимание: («Купим мы бабушка тебе…»).
Упражнение на внимание и воображение («Тень»).
Упражнение на развитие чувства ритма («Оркестр»).
Упражнение на воображение и фантазию («Изобрази предмет»).
Сценическое движение и пластика (разминка).
Разминка начинается с ходьбы по кругу под хлопки.
Упражнения на закрепощение мышц тела начиная с кистей рук. Заканчивается постепенно полным закрепощением мышц всего тела. Упражнение на различные походки: первоклассники идут в первый класс, демонстрация манекенщиц, идёте в поход и несёте тяжёлый рюкзак, ботинки малы – натёрли ноги, впервые несёте кувшин с водой на голове.
Учащиеся распределяются по площадке в шахматном порядке.
Начинаются упражнения на разминку плеч (движение плечами вверх и вниз, вперёд и назад);
затем упражнения на разминку кистей рук («Змейка», «Веер», «Перекатываем шарик», «Вентилятор», «Волна»);
далее упражнения для разминки шеи: наклоняем голову вперёд и назад, влево и вправо, круговые движения головой, подключая тело (руки свободные).
Упражнения для бёдер: движения вперёд и назад, влево и вправо, круговые движения, «восьмёрки».
Упражнения на координацию. С закрытыми глазами учащиеся стоят на одной ноге, руки на поясе. Сделали «самолётик» с закрытыми глазами.
Упражнения по сцендвижению: включают упражнения на растяжку, укрепление мышц живота, таза, бёдер, ног: («кошки», «свеча», «берёзка», «рыбка», «волна», «ножницы», «велосипед» и другие). Упражнение «Танцевальные ртимы», «Эстафета движений».
12. Упражнение на ассоциацию под музыку. Учащимся предлагается сюжетная музыка. После прослушивания задаётся вопрос: какие возникли ассоциации. Предполагается сочинить этюд под музыку. Через 1 минуту учащиеся показывают этюды.
13. Работа над сценической речью.
Речевая разминка (задача - разогреть речевой аппарат):
Гимнастика» губ: «пятачок»-«улыбка», круговые движения «пятячком», «пожевать» яблочко, язык - «жало», язык-«лопата», языком массируем верхнее нёбо. Нижняя часть опускается, затем двигается влево - вправо, языком достать нос.
Упражнения на дикцию -правильно произносится ряд звуков : И Э А О У Ы, -ряд гласных звуков с пучками согласных: ТП, МН, КР, ЦХ, ШР, ДЗ, ФТ.
Произношение скороговорок:
Из-под топота копыт пыль по полю летит (сначала медленно, затем быстро)
мамаша Ромаше дала сыворотку из-под простокваши (сначала тихо, затем громко)
Упражнение на дыхание: Дыхательная гимнастикаУпражнение «дровокол» («Ух-ты!»); «задуть» воображаемую свечу сначала медленно, затем быстро;Упражнение «звукоподражатель»- поймать комара (З-з-з - хлопок)- накачать насос со звуком (с-с-с)- пульверизатор (с силой выталкиваем воздух со звуком ф-ф-ф)- просверлить стену (з-з-з)- косим траву (с-с-с)- подметаем сухие листья (ш-ш-ш)- включили пылесос (с-з)- «пильщики» (с-с)- звонок (з-з-з)Упражнение-этюд «Сороки-сплетницы» (на звук тр-тр-тр). Цель – добиться свободного звучания голоса, найти свой тембр.
Упражнение – стихотворение на дыхание:Как на горке на пригоркеЖили 22 ЕгоркиРаз Егорка, два Егорка, три Егорка и т.д. пока хватит дыхания
Упражнение на дикцию с открытым ртом:Два часа не есть? –Ужасно!Я не завтракал напрасно.Есть хочу как никогда!...Два часа ждать-ерунда!Есть характер, воля естьРаз нельзя – не стану есть!(мышечная свободная гортань)
Этюды на дикцию с открытым ртом:«Зубной врач – больные – сказать свою болезнь», «прилёт инопланетян на землю».
Упражнение – импровизация:Жили-были три японца:Як, Як-цидрак, Як-цидрак-цидрони.Жили-были три японки:Ципи, Ципи-дрипи, Ципи-дрипи, Ципи-дрипи-мимпомониПоженились: Як на ЦипиЯк-цидрак на Ципи-дрипиЯк-цидрак-цидрони на Ципи-дрипи-мимпомони
Упражнение на развитие голоса: ведущий бросает мяч по очереди всем учащимся на реплику, постепенно увеличивая расстояние броска и силу голоса: «Эй, синеблузые! – ответ: Рейте за океаны!»
Упражнение на логику речи: Ведущий бросает мяч каждому участнику, меняя логические ударения на слова предложения: мамаша ромаше дала сыворотку из-под простокваши.
Упражнения «Речь в движении». Двое участников «выбивают» мячом третьего, который в это время читает стихотворение. Ученик читает стихотворение прыгая через скакалку.Ученик читает стихотворение и ищет иголку.
14. Новая тема:
Сегодня мы познакомимся с новым понятием – подтекстом. Какая должна быть речь на сцене? Ясной по мысли, эмоциональной (чувства), в ней должно быть выражено отношение к содержанию текста, активное стремление выполнить конкретную задачу, ради которой произносятся слова. Внутренний смысл произносимых на сцене слов является подтекстом. Попробуем произнести фразу «Я иду домой» на разные лады, чтобы мы могли определить характер отношения говорящего к содержанию слов: весело, грустно, хвастливо, восторженно, зло.
- Дом стоит на берегу реки (с восторгом/ с сожалением)
- У моего друга много книг (радостно/завистливо)
- Где вы купили эту ручку (насмешливо/ удивлённо)
- Завтра будет очень жарко (недовольно/блаженно)
При помощи чего фраза приобретает разный подтекст? При помощи интонации.
Органическое сочетание мысли, воли и чувства в содержании речи, выражающееся в форме интонаций, является её подтекстом.
Предлагается сказать фразу в действии с разным подтекстом «Свет в окне погас»
Нужно предупредить. Дан условный сигнал, что пора действовать.
Испугать. Сообщить о катастрофе.
Обрадовать. У воспитателей свет погас. Можно подушками кидаться.
Заинтересовать.
Недоумевать. Неожиданное событие
15. Речь в действии (читать стихотворение в разных предлагаемых обстоятельствах)
Спрятать котёнка , 2) Сказали, что ты - бездарность, 3) пришли домой.
16. Повторение элементов сценического действия.
Учащимся предлагаются этюды на заданную тему. После выполнения этюдов они называют знакомые элементы сценического действия.
Съесть арбуз на балконе (внимание, воображение, фантазия)
Прочитать письмо (внимание, отношение)
Готовиться к экзамену - мешает скулящий щенок.
17. Общение –элемент сценического действия. Это взаимодействие партнёров, в котором раскрываются характеры героев и идея спектакля. В этом процессе сталкиваются разные точки зрения, намерения и побуждения. Нужно хорошо понимать, чего добивается партнёр, соглашаться с ним или противодействовать ему.
Первый момент: Оценка намерения и действия партнёра(чего хочет, добивается).
Второй момент: «пристройка» к партнёру, т.е. приспособление своего тела для воздействия на него (подойти к нему, подсесть ближе, заглянуть в лицо, или отойти, отвернуться).Третий момент – само воздействие на партнёра в желаемом направлении.
Пример: Сказать фразу «Подойди сюда».
Этюды на общение без слов
Две подруги поссорились
Младшая сестра прошла на афишу краску.
Контрольная в классе
18. Показ этюда по картинке «Гадающая Светлана» (домашнее задание).
19. Работа над пьесой В.Шилова «Золушка».
Исполнители главных ролей рассказывают биографии своих героев. Репетиция 1-й картины пьесы.
20.Подведение итогов.
Конспект открытого занятия составила
Педагог дополнительного образования Сологаева И.В.