Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых гласных в корне слова.
Технологическая карта
«Русский язык, 2 класс»
Авторы: В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Тема: Упражнение в правописании проверяемых и не проверяемых гласных в корне слова.
Цели деятельности учителя формировать умения видеть и проверять безударные гласные в корне слова; развивать письменную речь, умение точно отвечать на вопросы.
Тип урока Закрепление изученного материала.
Планируемые образовательные результаты Предметные (объем освоения и уровень овладения компетенциями);
Научатся: учащиеся научатся видеть орфограмму в слове; проверять безударные гласные в корне слова; аргументировано отвечать, доказывать свое мнение; работать по учебнику, извлекая необходимую информацию.
Метапредметные (компоненты культурно компетентностного опыта/приобретенная компетентность)
Познавательные:
– работать с текстом, отвечать на вопросы, находить объяснения, соотносить полученные знания с примерами;
Коммуникативные:- учитывать позицию собеседника, самоопределяться; развивать способности слушать собеседника и вести диалог, владеть диалогической формой речи;
Регулятивные:- овладеть способностью понимать учебную задачу урока и стремление её выполнять; оценивать свои достижения на уроке.
Личностные:- формирование уважительного отношения к иному мнению; принятие и освоение социальной роли обучающегося, развитие мотивов учебной деятельности и формирование личностного смысла учения.
Основные понятия Ударная и безударная гласная в корне слова; орфограмма.
Методы и формы обучения Объяснительно – иллюстративный; словесный; индивидуальная, фронтальная.
Межпредметные связи Литературное чтение, окружающий мир, физическая культура;
Образовательные ресурсы Учебник В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.
Организационная структура урока
Этапы урока Обучающие и развивающие компоненты, задания и упражнения Деятельность учителя Деятельность учащихся Формы взаимодействия Универсальные учебные действия Промежуточный контроль
1 2 3 4 5 6 7
1.Организационный
момент Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала Читает стихотворение:
Встаньте ровно и красиво,
Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы писать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы – ученики!
- Ребята, здравствуйте, встали все красиво, подравнялись. Сначала очень тихо сядут девочки, а еще тише сядут мальчики. Внимательно слушают и настраиваются на урок Фронтальная, словесная форма Коммуникативные УУД: формировать умение слушать и слышать. 2.Актуализация знаний
3. Мотивация учебной деятельности
4. Работа по теме урока
Работа над словарными словами
Выполнение упражнения
Определение цели урока
Работа по учебнику - итак, ребята, приготовились, открываем тетради, записываем число, классная работа.
- на минутке красивого письма пропишем следующую букву по алфавиту, строчную букву ч. Скажите, что же мы знаем об этой
букве.
Словарная работа
- сейчас, ребята, работаем над словарными словами, подчеркиваем с вами известные нам орфограммы.
(Ягода, земляника, молоток, снегирь, одежда, ноябрь, алфавит, октябрь, посуда, жёлтый)
- посмотрите внимательно на слайд.
Лопата, скворец, зверёк, ветер, ноябрь.
- прочитайте. Запишите слова с непроверяемой гласной в корне слова.
- глядя на это задание мы продолжаем работать над темой написание букв, обозначающих безударные гласные в корне слова, которые нужно либо запомнить либо проверить.
- как вы думаете, какова цель нашего урока? (повторить и закрепить написание букв в словах, в написании которых эту букву нужно либо проверить, либо запомнить)
- мы уже говорили о словах, в которых выделены или пропущены буквы. Это буквы-орфограммы. Их написание подчиняется правилам, которые вы изучаете на уроках русского языка. Орфограммой мы будем называть букву, написание которой надо проверить или запомнить.
- посмотрите внимательно на слайд.
Прочитайте. Перед вами орфографическая задача. В чём она заключается? (В выборе нужной буквы.)
- объясните, как выбрать букву, чтобы правильно написать эти слова. Запишите слова. Подчеркните в них буквы, которые вы выбрали.
— Написание каких слов вы проверяли? (Пчела, звезда, дрозды.)
— Как проверяли?
— Написание каких слов не проверяется? (Сорока, заяц, яблоко, малина, петух, лягушка.)
— Какие буквы записали в этих словах?
- давайте на странице 109 учебника прочитаем с вами еще одно правило (Буква, обозначающая безударный гласный звук в корне слова, - это орфограмма. Её написание надо проверять или запоминать.)
- если орфограмму можно проверить, это проверяемая орфограмма, посмотрите на слайд (Вода, трава, грибник, река)
-если орфограмму надо запомнить, это непроверяемая орфограмма (ноябрь, ветер, заяц).
- в учебнике на стр. 110 прочитайте рубрику «Страничка для любознательных» «О происхождении слова орфограмма».
- Что вы узнали, посетив страничку для любознательных?
- Нужна ли нам эта информация и для чего?
- выполним с вами упражнение 174 на стр.110. прочитайте. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы. Одной чертой подчеркните в словах проверяемые орфограммы, двумя – непроверяемые орфограммы. Записывают число, классная работа
Прописывают строчную букву ч.
Работают над словарными словами
Читают и выписывают слова в тетрадь.
Ставят цель урока
Работают по учебнику
Подробное объяснение в выборе правильной орфограммы, записи в тетрадь.
Читают правило
Работают по презентации
Читают рубрику, отвечают на вопросы учителя
Работают над упражнением
Фронтальная
индивидуальная
Фронтальная
Индивидуальная
фронтальная
Индивидуальная
индивидуальная Познавательные УУД:
– понимают учебную задачу урока и стремятся ее выполнять;
Личностные УУД: - осознают свои возможности в учении;
Коммуникативные УУД:
- формируют умение строить речевое высказывание;
Регулятивные УУД: - самостоятельно формулировать цели урока после предварительного обсуждения совместно с классом;
Личностные УУД: способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Познавательные УУД: дополняют и расширяют имеющиеся знания и представления о изучаемом предмете.
Регулятивные УУД:
Развивают умение высказывать свое предположение на основе работы с материалом учебника
Устные ответы и записи в тетрадь
Устные ответы
Записи в тетрадь
Записи в тетрадь
Устные ответы
Записи в тетрадь
5.Физминутка
6. Закрепление изученного материала
Выполнение упражнения
Работа по учебнику
- молодцы, все справились с заданием, а сейчас мы немного отдохнём.
Наклоняемся с хлопком
И с хлопком потом встаем.
Вниз и вверх, вниз и вверх,
Ну-ка, хлопни громче всех!
(Наклониться, хлопнуть в ладоши, выпрямиться, хлопнуть в ладоши над головой.)
На одной ноге мы скачем,
Как упругий звонкий мячик.
На другой поскачем тоже,
Очень долго прыгать можем.
(Прыжки на одной ноге.)
Головой вращаем плавно,
Смотрим влево, смотрим вправо.
(Повороты головы вправо и влево.)
И пройдемся мы немного,
(Ходьба на месте.)
И вернемся вновь к уроку.
(Сесть на место.)
- теперь давайте выполним упражнение 175 на стр.110. Прочитайте. Выпишите двусложные слова с безударным гласным в первом слоге. Подчеркните в них проверяемые орфограммы.
- спишите стихотворение. Назовите и подчеркните в последнем предложении основу: подлежащее и сказуемое. Выполняют физминутку
Работают по учебнику
фронтальная
Индивидуальная
Личностные УУД: способны адекватно судить о причинах своего успеха или неуспеха в учении, связывая успехи с усилиями, трудолюбием.
Предметные УУД: – умеют правильно отвечать на вопросы учителя, работать по учебнику, извлекая необходимую информацию. Коллективный. Правильное выполнение движений
Устные и письменные ответы
7. Подведение итогов урока.
8. Рефлексия Обобщить полученные на уроке сведения. - итак, ребята, давайте подведем итоги урока.
- какую цель мы ставили в начале урока? Добились ли мы её?
-Что же мы узнали сегодня на уроке?
- К какому выводу мы пришли?
- возникали ли у вас трудности в процессе выполнения упражнений?
- Кому что сегодня на уроке было не понятно?
- открываем дневники, записываем домашнее задание
Закончите предложения.
Я научился…
Мне было интересно…
Теперь я буду…
Я оцениваю свою работу…
Меня удивило…
Я узнал…
Мне было трудно… Отвечают на вопросы учителя и подводят итоги урока.
Оценивают свою работу на уроке Фронтальная
индивидуальная Коммуникативные УУД:- развивают способности слушать собеседника и вести диалог
Личностные УУД: - формирование уважительного отношения к иному мнению.
Регулятивные УУД:- оценивают свои достижения на уроке.
-развитие навыков самоконтроля.
Устные ответы
АДМИНИСТРАЦИЯ ГОРОДА ТОМСКА
ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ
МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
ОСНОВНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА № 27
Технологическая карта
проведения урока русского языка
в 2 «Д» классе
Разработала: учитель начальных классов
Каракулова Елена Геннадьевна
Томск - 2016