Эссе «МОЕ ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ К ИННОВАЦИЯМ В ОБРАЗОВАНИИ»
Эссе на тему:
«МОЕ ЛИЧНОЕ ОТНОШЕНИЕ
К ИННОВАЦИЯМ В ОБРАЗОВАНИИ»
Золотарев Б.А., мастер производственного обучения
Федерального казенного профессионального образовательного учреждения №259 ФСИН г.Улан-Удэ, Республика Бурятия
В Стратегии инновационного развития Российской Федерации на период до 2020 года отмечается, что «ключевые для инновационного предпринимательства личностные качества - мобильность, желание обучаться в течение всей жизни, склонность к предпринимательству и принятию риска в целом недостаточно развиты по сравнению со странами с высокой инновационной активностью.
Система образования на всех этапах, начиная с дошкольного, в части содержания и в части методов и технологий обучения (преподавания) должна быть ориентирована на формирование и развитие навыков и компетенций, необходимых для инновационной деятельности».
Таким образом, именно современные педагогические инновации должны способствовать развитию механизмов инновационной работы, поиску творческих приемов для разрешения сложных проблем, превращению творческого процесса в норму.
Среди множества определений и рассуждений на тему инновационного образования наиболее точным, на мой взгляд, является ответ, который дает член-корреспондент РАО, доктор психологических наук, профессор Cлободчиков Виктор Иванович: «Что же такое сегодня «инновационное образование»? — «Это такое образование, которое способно к саморазвитию и которое создаёт условия для полноценного развития всех своих участников; отсюда главный тезис; инновационное образование – это развивающее и развивающееся образование».
Таким образом, определить мое личное отношение к инновациям в образовании это значит ответить на вопросы: что лично я как педагог и человек делаю для того, чтобы образование стало эффективней; что внес лично я в формирование условий необходимых для развития своих учеников, для своего собственного профессионального и личностного развития.
Для меня, это достаточно сложный вопрос, так как стаж моей педагогической деятельности небольшой – два года в должности мастера производственного обучения. Кроме того я работаю в специальном образовательном учреждении. Мои ученики – осужденные, отбывающие наказания в виде лишения свободы. Их возраст от двадцати шести до пятидесяти пяти лет. Это люди со сложными судьбами и характерами.
Закрытость пенитенциарной системы, специфика контингента, режим содержания осужденных предъявляют ко мне как к педагогу особые требования. К специфическим особенностям профессиональной деятельности педагога образовательного учреждения в условиях пенитенциарной системы относятся:
- строгая регламентация педагогического процесса нормами права;
- педагогическую запущенность обучающихся (отсутствие устойчивой мотивации к обучению, наличие длительных перерывов в обучении, низкий уровень общего развития);
- возрастные различия обучающихся;
- ограничение времени на обучение осужденных сроком исполнения наказания;
- педагогически неблагоприятное окружение;
- состояние физической и психической усталости обучающихся;
- различные формы протеста в виде агрессии и нигилизма, психические отклонения, наличие социально опасных инфекционных заболеваний (таких как ВИЧ, гепатит) и др.
В такой сложной ситуации, главной моей целью является создание условий, обеспечивающих не только овладение осужденными профессией, в соответствии с требованиями ФГОС, но и формирование у них жизненной установки, мировоззрения, ценностных ориентаций, необходимых для успешной адаптации к жизни на свободе.
На данном этапе моя педагогическая деятельность включает:
- проектирование рабочих программ, в соответствии с требованиями ФГОС и с учетом особенностей и условий отбывания наказания осужденными в учреждении;
- разработку контрольно-оценочных средств;
- разработку методических указаний, рекомендаций, инструкционно-технологических карт и т.д.;
- организацию образовательного процесса учебной и производственной практик;
-организацию воспитательной работы с учетом специфических принципов перевоспитания осужденных;
- ведение образовательного мониторинга.
С поставленной целью мне невозможно справится без теоретической подготовки в области пенитенциарной педагогики и профессионального образования, овладения новыми технологиями и методами обучения, умения анализировать и выявлять причины недостатков собственной педагогической деятельности.
Специфика образования осужденных в закрытых исправительных учреждениях требует особых подходов, постоянного саморазвития педагога, изучения теоретических аспектов педагогики, изучения инновационного педагогического опыта, постоянного педагогического поиска - то есть инновационной деятельности педагога.
С позиций требований современного образования можно сказать, что инновационная деятельность – важнейшая составляющая образовательного процесса, и я как педагог понимаю ее необходимость и значимость.