Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными детьми
Профессионально-личностная квалификация педагогов для работы с одаренными детьмиРКО уделяет этому вопросу особое внимание – существует специальный раздел (в виде приложения):Базовый компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми составляют:а) общая профессиональная педагогическая подготовка - предметные, психолого-педагогические и методические знания, умения и навыки;б) основные профессионально значимые личностные качества педагога. Специфический компонент профессиональной квалификации педагогов для работы с одаренными детьми образуют: а) психолого-педагогические знания, умения и навыки: знания об одаренности, ее видах, психологических основах, критериях и принципах выявления; особенностях одаренных детей, их возрастном и индивидуальном развитии; о направлениях и формах работы с одаренными детьми, о принципах и стратегиях разработки программ и технологий обучения одаренных детей; умения и навыки в области разработки и реализации методов выявления одаренных детей на основе признаков одаренности; в области дидактики и методики обучения одаренных детей с учетом видов и особенностей одаренности учащихся, их контингента и конкретных условий обучения; умения и навыки психолого-педагогического консультирования одаренных детей, их родителей и других членов семьи); б) профессионально-личностная позиция педагогов, позволяющая:- не столько успешно реализовывать традиционный тип обучения (преподавания) для одаренных детей, сколько успешно активизировать и развивать детскую одаренность;-не столько управлять процессом обучения и контролировать его, сколько предоставлять учащимся свободу учиться;в) профессионально значимые личностные качества педагогов: высокие уровни развития познавательной и внутренней профессиональной мотивации, эмпатии; внутренний локус контроля; высокая и адекватная самооценка; стремление к личностному росту и т.д. Эти качества срабатывают эффективно лишь в системе и тогда, когда подчинены тому, что делает человека педагогом - «желанию жить в ученике». Профессионально-личностная подготовка педагоговдля работы с одаренными детьми.Специфика такой подготовки специалистов требует обязательного учета: 1)профессионально-личностной позиции педагогов;2)комплексного (психолого-педагогического и профессионально-личностного) характера образования педагогов;3)создания системы консультирования и тренингов. Именно в этой форме, как показывает опыт обучения педагогов, им легче осознать собственные личностные проблемы, мешающие им в работе. Эта форма эффективна для формирования необходимых учителю навыков самопознания, самоконтроля, а также потребности саморазвития;4)создания психолого-педагогических условий (системы факультативов, кружков, секций) для развития профессионального мастерства; 5)демократизации и гуманизации всех обучающих процедур, создания творческой и свободной атмосферы учения;6) образовательной ступени и сферы деятельности педагогов (педагоги дошкольных учреждений, учителя начальной школы, учителя-предметники, педагоги, работающие в системе дополнительного образования, педагоги-дефектологи, практические психологи, а также представители школьной администрации и т.п.);7) особенностей контингента учащихся (их возраста, состояния здоровья и т.п., при этом специальное внимание должно уделяться специфическим группам одаренных детей - детям-сиротам, детям-инвалидам и др.);8) профессиональной, постпрофессиональной подготовки и профессионального опыта педагогов:а) опыта педагогической, воспитательной работы с детьми;б)уровня полученной ранее специальной подготовки для работы с одаренными детьми; 9) специфики образовательной инфраструктуры - характерные особенности условий, в которых проводится работа с одаренными детьми, связанные с наличием тех или иных компонентов образовательной системы, которые значимы для обучения и развития одаренных детей (необходимых учебно-методических материалов, музеев, концертных залов, библиотек, театров, а также необходимых специалистов, например, психологов, педагогов дополнительного образования и т.п.). В соответствии с этим подготовка педагогов может строиться по следующим принципам:А. Принцип единства и дифференциации общего и специального обучения.Общее обучение - раздел по проблематике одаренности должен быть включен в курс психологии во всех психологических и педагогических ВУЗах. Таким образом может осуществляться необходимая первичная подготовка всех специалистов, работающих с детьми. Курс подготовки должен включать все основные разделы разработанной концепции (см. выше).Специальное обучение должно строиться с учетом специфики, указанной в пунктах 1-5. Б. Принцип этапности обучения. Подготовка должна проводиться на разных этапах обучения и дальнейшей профессиональной деятельности (ВУЗ, магистратура, курсы повышения квалификации и т.п.) В. Принцип единства теоретической и практической подготовки. В ходе подготовки специалистов, работающих с одаренными детьми, необходимо адекватно сочетать теоретическую и практическую подготовку. Реализация данного принципа требует использования существующих и/или подготовки соответствующих экспериментальных площадок, на базе которых может проводиться стажировка специалистов для работы с одаренными детьми, сочетаемая с последовательным или одновременным слушанием теоретических курсов. Критерии программы «Astor»Учить должен:быть доброжелательным и чутким;разбираться в особенностях психологии одаренных детей, чувствовать их потребности и интересы;иметь опыт работы в учреждениях для детей младшего и дошкольного возраста (в том числе и со своими собственными детьми);иметь высокий уровень интеллектуального развития;иметь широкий круг интересов и умений;иметь помимо педагогического еще какое-либо образование;быть готовым к выполнению самых различных обязанностей, связанных с обучением одаренных детей;иметь живой и активный характер; обладать чувством юмора (но без склонности к сарказму);проявлять гибкость, быть готовым к пересмотру своих взглядов и постоянному совершенствованию;иметь творческое, возможно, нетрадиционное личное мировоззрение;обладать хорошим здоровьем и жизнестойкостью;иметь специальную послевузовскую подготовку по работе с одаренными детьми и быть готовым к дальнейшему приобретению специальных знаний.Другие характеристики «учителя для одаренных»По М. Карне (кн. «Одаренный ребенок»)позитивная Я-концепция; целеустремленность и настойчивость;зрелость;эмоциональная стабильность; владение эффективными методами преподавания;знание концептуальных моделей;способность к самоанализу;готовность к повышенным требованиям;способность работать с разными категориями детей;знакомство с разнообразными предметными областями с целью интеграции обучения;умение грамотно оценивать достижения детей;умение защищать интересы одаренных детей и находить своих сторонников. чуткость;способность к индивидуализации обучения;признание и учет роли родителей в обучении одаренных детей.Список профессиональных умений(принят в педагогических учебных заведениях шт. Колорадо, авт. Сили)умения в порядке убывания значимости:умение строить обучение в соответствии с результатами диагностического обследования ребенка;умение модифицировать учебные программы;умение стимулировать когнитивные способности учащихся;умение работать по специальному учебному плану;умение консультировать учащихся. Необходимые характеристики для учителяпо работе Торренса «творческие методы в преподавании»признание ранее не признанных или неиспользуемых возможностей;уважение желания ребенка работать самостоятельно;умение воздерживаться от вмешательства в процесс творческой деятельности;предоставление ребенку свободы выбора области приложения сил и методов достижения цели;индивидуализированное применение учебной программы в зависимости от особенностей учеников;создание условий для конкретного воплощения творческих идей;предоставление возможности вносить вклад в общее дело группы; поощрение работы над проектами, предложенными самими учениками;исключение какого-либо давления на детей, создание раскрепощенной обстановки;одобрение результатов деятельности детей в какой-либо области с целью пробудить желание испытать себя в других видах деятельности;подчеркивание положительного значения индивидуальных различий;уважение потенциальных возможностей отстающих;демонстрация энтузиазма;оказание авторитетной помощи детям, высказывающим отличное от других мнение и в связи с этим испытывающим давление со стороны своих сверстников;извлечение максимальной пользы из хобби, конкретных увлечений и индивидуальных наклонностей; создание ситуаций, при которых ученик, не обнаруживающий особых успехов в обучении, имеет возможность тесного общения с более способным учеником; поиск возможных точек соприкосновения фантазии с реальностью; терпимое отношение (по крайней мере временно) к возможному беспорядку; поощрение максимальной вовлеченности в совместную деятельность; способность убедить учеников, что учитель является их единомышленником, а не противником. Подходы к разработке программ для одаренных детейТребования к учебным программам:В области содержания обучения:изучение глобальных (широких) тем и проблем;междисциплинарный характер изучения тем;интеграция тем и проблем, относящихся к разным областям знаний, путем установления внутренних взаимосвязей содержательного характера;изучение задач и проблем «открытого» типа (т.е. не имеющих единственно правильного и окончательного решения). Учебные программы для одаренных Развивающие Образовательно-развивающие Образовательные а) мышление б) личность б) обогащенное обучение а) ускоренное обучение В области задач и методов обучения:- поощрение углубленного изучения тем и проблем, выбираемых самим ребенком;обеспечение самостоятельности в учении, т.е. обучения, руководимого ребенком;развитие навыков и методов исследовательской работы;развитие продуктивного мышления высокого уровня (творческого, критического, абстрактно-логического мышления, умения ставить и решать проблемы);поощрение создания работ с использованием разнообразных материалов, способов и форм;Развитие самопознания и самопонимания, понимания индивидуальных особенностей других людей Л. В. Попова выдвигает следующие требования:гибкость - необходимость учитывать различия в развитии познавательных процессов и некоторых навыков предпочитаемого стиля работы;необходимость целенаправленного развития высших познавательных процессов;наличие аффективного (связанного с эмоциональным развитием) компонента, что дает возможность ребенку лучше понять себя, других, научиться выражать себя и избегать межличностных проблем.Мейкер считает, что программа для обучения одаренных должна:быть ускоренной, усовершенствованной и усложненной;качественно превосходить обычный курс обучения;корректироваться самими учениками;способствовать развитию абстрактного мышления. Пассов предложил семь принципов специализации учебных программ, применительно к одаренным и талантливым детям разного возраста:содержание учебной программы должно предусматривать детальное, углубленное изучение наиболее важных проблем, идей и тем, которые интегрируют знания со структурами мышления;учебная программа должна предусматривать развитие продуктивного мышления, а также навыков его практического применения, что позволяет ученикам переосмысливать имеющиеся знания и генерировать новые;программа должна давать одаренным детям возможность постоянно приобщаться к постоянно меняющемуся, развивающемуся знанию и к новой информации, прививать им стремление к приобретению знаний; программа должна предусматривать наличие и свободное использование соответствующих источников;программа должна поощрять инициативу и самостоятельность одаренных детей в учебе и развитии;программа должна способствовать развитию их сознания и самосознания, пониманию связей с другими людьми, природой, культурой и т.д.программа должна оцениваться в соответствии с ранее обозначенными принципами; при этом особое внимание уделяется сложным мыслительным процессам детей, их способностям к творчеству. Программа для одаренных дошкольников, разработанная в университете шт. Иллинойс предусматривает:знакомство с материалом, который обычно не включается в стандартный учебный план;поощрение глубокой проработки выбранной темы;осуществление учебного процесса в соответствии с познавательными потребностями, а не с заранее установленной жесткой последовательностью;акцентирование более сложных видов деятельности, требующих абстрактных понятий и мыслительных процессов достаточно высокого уровня;большую мыслительную гибкость в отношении используемых материалов, времени и ресурсов;более высокие требования к самостоятельности и целеустремленности в решении задач; предоставление широких возможностей для приобретения и демонстрации лидерских способностей;поощрение творческого и продуктивного мышления;воспитание умения анализировать поведение и чувства как свои собственные, так и окружающих;создание эффективных предпосылок для расширения базы знаний и развития языковых способностей.