ДУХОВНО — НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК


ДУХОВНО - НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ МЛАДШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ СРЕДСТВАМИ РУССКИХ НАРОДНЫХ СКАЗОК
Чурюкина Надежда Юрьевна,
воспитатель МАДОУ «Детский сад «Колосок»,
Тамбовский район, п. Строитель
Литература занимает особое место в формировании личности, духовного мира человека, его нравственности, мышлении, эмоций, речи, творческих начал.
Возрастной период от 3 до 7 лет является наиболее сензитивным для приобщения ребенка к культуре своего народа, своей страны, т.к. чувства дошкольника отличаются эмоциональностью, довлеют над всеми сторонами жизни и поэтому выступают в качестве мотивов деятельности и культурных потребностей.
Одним из средств создания положительных нравственных представлений детей, установления более тесных контактов между взрослыми и детьми в семье и в детском саду является сказка. Понятие о нравственности, нормы и правила поведения, заложенные в ярких образах сказки, способствуют становлению нравственных представлений. В процессе работы со сказкой дети постигают азы духовной культуры своего народа.
Именно сказка играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время сказка - это среда для развития эмоционально-нравственного опыта ребенка, помогающая не только представлять последствия своих поступков, но и переживать их смысл для себя и окружающих.
В группе раннего возраста общеразвивающей направленности для работы по ознакомлению со сказкой создан уголок «В гостях у сказки», где есть красочные книги со сказками, настольный, пальчиковый, магнитный театр по русским народным сказкам.
Занятия с использованием сказок я рассматриваю не как традиционную форму обучения, а как яркое общение с малышами. Ведь на глазах у детей разыгрывается красочное действие: звери разговаривают человеческими голосами, поют, играют и т.д.
Игровые занятия с использованием сказок с детьми младшего дошкольного возраста – деятельность специфическая и требует от педагога профессиональных знаний и умений в области народного искусства.
Самый распространенный метод ознакомления со сказкой – чтение воспитателем, т.е. дословная передача текста. Сказки, которые невелики по объему, рассказываю детям наизусть.
Следующий метод – рассказывание, т.е. более свободная передача текста. Для того, чтобы создать сказочную атмосферу, я использую образ Бабушки-сказочницы, в который несложно превратится, стоит только накинуть шаль на плечи, и сказать детям: «Я бабушка-сказочница, пришла сказку рассказать». Малыши встречали меня радостно, приглашали сесть и, конечно же, с нетерпением ждали новой сказки. Слушая сказочный голос, дети запоминали сказку, а потом пересказывали, манипулируя игрушками, имитируя мою интонацию.
Игра в дидактические игры помогает закрепить результат. Примерами дидактических игр могут служить игры “Отгадай мою сказку”, “Один начинает – другой продолжает”, “Откуда я?” (описание героев) и другие.
В работе я применяю следующие методические приемы:
пальчиковая гимнастика (показ);
использование игрового персонажа (кошечки, собаки, петушка, курочки и т.д.) речевые (процесс говорения как образец);
инсценирование (элементы игры-драматизации);
действенное соучастие детей (привлечение малышей к поисковой деятельности, самостоятельности с целью развивать их фантазию).
Русская народная сказка помогает детям разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.
С помощью сказок я формирую у детей умения быть дружными  трудолюбивыми («Репка», «Теремок»), слушаться родителей, старших(«Гуси лебеди», «Сестрица Алёнушка и братец Иванушка»), быть смелыми и  бесстрашными («У страха глаза велики»); заботиться о близком («Бобовое зернышко»).
Сказка «Маша и медведь» предостерегает: в лес одним нельзя ходить – можно попасть в беду, а уж если так случилось — не отчаивайся, старайся найти выход из сложной ситуации.
Таким образом, сказка является незаменимым инструментом формирования нравственно здоровой личности ребенка, помогает понять на доступном ему языке красоту окружающего мира, помогает разобраться, что хорошо, а что плохо, отличить добро и зло, получить информацию о моральных устоях и культурных ценностях общества, расширить кругозор, развить речь, фантазию, воображение, а также духовно-нравственные качества: доброту, щедрость, трудолюбие, правдивость.