Статья на тему: «Нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста во внеклассной работе»


МКОУ «Каширская коррекционная общеобразовательная школа-интернат»
Сообщение на тему:
«Нравственное воспитание учащихся младшего школьного возраста во внеклассной работе»
Подготовила:
Воспитатель 1 группы,
Т.О.ТерешинаКашира, 2014
Духовно-нравственное воспитание младших школьников во внеурочной деятельности
    Проработав в школе около 3 лет, я могу с уверенностью сказать, что школа даёт не только образование, но и прививает очень важные и значимые ценности. Школа – единственный социальный институт, через который проходят все граждане России. Ценности личности, конечно, в первую очередь формируются в семье, но наиболее системно, последовательно и глубоко духовно-нравственное развитие и воспитание личности происходит в сфере образования. Поэтому именно в школе должна быть сосредоточена не только интеллектуальная, но и духовная, культурная жизнь школьника. Ребенок, особенно в начальной школе, наиболее восприимчив к духовно-нравственному развитию и воспитанию. А вот недостатки этого развития и воспитания трудно восполнить в последующие годы. Пережитое и усвоенное в детстве отличается большой психологической устойчивостью. Главная задача новой школы: создание условий для развития личности и ее самореализации на основе компетентности и умения учиться. «Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нём воспитание идёт впереди обучения, ибо вызванные им к действию духовные силы будут впитывать знания как пищу, необходимую для дальнейшего роста и становления личности школьника». Ш. А. Амонашвили. 
В связи с введением ФГОС  одним из разделов основной образовательной программы начального образования является программа духовно – нравственного развития и воспитания обучающихся на ступени НОО. Этот раздел направлен  на формирование общей культуры обучающихся, на их духовно – нравственное, социальное, личностное и интеллектуальное развитие, на создание основы для самостоятельной реализации учебной деятельности, обеспечивающей социальную успешность, развитие творческих способностей, саморазвитие и самосовершенствование, сохранение и укрепление здоровья обучающихся.  При реализации этой программы  исхожу из того, что основная образовательная программа школы отражает совокупную деятельность, которая реализуется:  
 - в процессе обучения (урочная деятельность)
- в направлениях развития личности (внеурочная деятельность)
Проблема духовно-нравственного воспитания в последнее время
стала насущной и требует своего решения в связи с негативными процессами, происходящими в общественном сознании и поведении. Поэтому в школе необходима продуманная направленная работа по развитию и формированию духовно-нравственных качеств младших школьников.
В наше время материальные ценности стоят выше духовных. Сейчас в школу приходят дети с разным пониманием нравственных норм и понятий, не говоря уже о духовности. Приходя в школу, ребенок имеет некоторые представления о том, что такое добро и зло, правда и справедливость, традиции и обычаи народа.
Я могу с полной уверенностью сказать, что школа дает общее образование, очень важное и значимое. Но развитию духовно-нравственного воспитания способствует именно дополнительное образование во внеурочной деятельности.
В 2013-2014 учебном году проведя беседы с учащимися родителями, я пришла к выводу, что очень важно организовать внеурочную деятельность так, чтобы ребенок мог проявить себя и овладеть способами разумной жизни. Мне было достаточно продумать систему выбора по душе, выявить интересы и предпочтения ребенка, и можно развивать его способности, причем делать это в школе.
Начав работу в прошлом учебном году, я продолжаю ее и по сегодняшний день. Одним из показателей эффективности моей работы является изменения в духовно-нравственном поведении учащихся. Это проявляется в устойчивом нравственном поведении, в умении предвидеть последствия своих поступков и поступков других людей. А также в проявлении у учеников внутреннего самоконтроля, осознания моральной стороны поступков. Темы деятельности в моей группе являются открытыми и могут быть пополнены или изменены в соответствии с запросами детей и родителей.
Конечно, трудно перечислить все нравственные качества человека будущего общества, но главное, что эти качества должны закладываться сегодня. Очень хочется, чтобы детство наших детей было счастливым.
Наша задача, как педагогов - нейтрализовать негативное влияние, помочь любящим родителям в воспитании детей, указать пути и условия формирования нравственности ребёнка. Задача школы - создать благоприятные условия для формирования и развития духовно-нравственной культуры младших школьников.
Моя работа по формированию духовно - нравственной культуры младших школьников включает:
-сочетание учебной и внеклассной работы;
-развитие творческой деятельности учащихся;
-установление взаимодействия с родителями учащихся;
Моя работа по формированию духовно - нравственной культуры младших школьников направлена на:
-формирование устойчивого интереса учащихся к подлинным ценностям родной истории и культуры;
-на воспитание патриотизма и гражданственности;
-на эстетическое развитие детей;
-на трудовое воспитание.
Внеклассная работа является логическим продолжением начатой на уроке работы. Я организую разнообразные формы внеурочной деятельности. Этические беседы, творческие мастерские; экскурсии в музеи; заочные экскурсии; фольклорные и поэтические праздники, театрализованные представления. Каждый вид занятия имеет свою задачу в деле формирования духовно - нравственной культуры младших школьников.
Патриотическое воспитание является частью духовного воспитания. Классные часы: «История русской армии», «Их именами названы улицы нашего города», «Весточка с фронта», «Герои космоса»; праздники посвященные «Дню Победы», «Дню защитника Отечества», «Дню матери»; школьный конкурс чтецов, посвящённый «Дню Победы» позволяют воспитывать у ребят уважение к Родине, стремление быть похожими на выдающихся людей, а так же, желание делать добрые полезные дела.
Чтобы ребёнок становился духовно богатым, особое внимание обращаю на художественно - эстетическое воспитание. Художественная деятельность, декоративно - прикладное искусство формируют эстетический вкус. Если ребёнка окружают вещи, отличающиеся красотой, простотой, то в его жизнь подсознательно входят критерии, которые позднее определят его вкусы и потребности. После небольших тематических бесед, дети занимаются творчеством. Рисование на тему «Мой любимый город» воспитывает любовь к родному краю, рисунки на тему «Кем быть?»- уважение к людям труда.
Выполнение коллективных работ: «Дерево дружбы», «Новогодняя ёлка», способствует формированию у детей чувства коллективизма, взаимопомощи, доброжелательных, дружеских отношений между мальчиками и девочками. Научиться уважать себя, верить в свои силы и творческие возможности, признавая это право и за другими; развивать умения понимать чувства других людей и сопереживать им – всему этому способствует литературно - поэтическое творчество.
ОСЕНЬ
Листопад кружится,
Наступила осень.
Яркая, цветная,
Чудо-чудо осень!
Дети идут в школу,
Птицы улетают,
Звёздочки на небе
Осень зажигает.
А конкурсы «Рыцарский турнир», «А ну-ка, девочки», викторина «В гостях у Вежливости», утренники «Новогодняя сказка», «Поздравляем наших мам», «До свидания, первый класс!» - это творческие дела, где ребята воплощают свои этические знания, учатся адекватно использовать коммуникативные средства для решения различных коммуникативных задач.
Известно, что сказки несут в себе большой потенциал положительных нравственных поучений. Сила воздействия образов и сюжета сказки такова, что младшие школьники уже в процессе первого чтения ярко проявляют свои симпатии и антипатии к персонажам сказок, всецело встают на сторону угнетаемых, обездоленных. Дети искренне радуются, что побеждает справедливость. Они хотят, чтобы и в жизни всегда было так. В этом, прежде всего и состоит большая педагогическая ценность сказки. Поэтому, в процессе внеклассной работы я провожу викторины по сказкам, инсценируем и сочиняем сказки.
Базой для становления духовно - нравственной личности является семья. Нужно привлекать внимание родителей к внутреннему миру собственных детей. Для этого надо найти интересное и необходимое дело, объединяющее детей и взрослых общей заботой.
Уже стало ежегодной традицией проводить в конце осени в нашей группе творческую выставку «Природа и фантазия», на которой ребята демонстрируют выполненные совместно с родителями поделки из природного материала. Но каждый год - новые творческие задания ждут моих ребят: придумай доброе название своей поделке, составь загадку, сочини сказку о своей поделке, и очень забавно проходит оживление поделок! На глазах у всего класса каждое творение заговаривает голосом ученика. Ребёнок вживается в образ героя, которого он сделал вместе с родителями.
Конкурс «Открытка маме», посвящённый празднику «8 Марта», позволил проявить заботу и чуткое отношение к маме. Ребята узнали, а какой у мамы любимый цветок и какие комплименты можно подарить мамам и девочкам в этот первый весенний праздник.
Результатом совместной работы должна стать заинтересованность родителей в изучении ребёнка, раскрытие и развитие в нём лучших качеств и свойств, необходимых для самоопределения и самореализации.
Все годы я наблюдаю, как ребята ведут себя во время общих дел, каких-либо мероприятий в школе, на переменах и после уроков. Наблюдения показали, что у ребят сложились товарищеские отношения, они умеют договариваться, бывает, ссорятся, спорят по деловым вопросам, но всегда находят пути к примирению. Общее поручение выполняют дружно, активно помогают друг другу, прислушаются к командиру класса и командирам команд. И, когда я спрашиваю у детей в конце учебного года, какие наши общие дела вам больше всего понравились, им есть что перечислить. И очень важно поддерживать стремления детей жить в мире и согласии с людьми, природой.
И в заключении, хочу подчеркнуть: постижение духовно-нравственной культуры невозможно без светящейся души педагога, без его веры, без духовной атмосферы в классе!