Образ кузнечика в поэтической картине мира


Сочинение на тему:
Образ кузнечика в поэтической картине мира
Поэтическая жизнь кузнечика в русской литературе начинается в 18-ом веке со «Стихов, сочиненных на дороге в Петергоф, когда я в 1761-ом году ехал просить о подписании привилегии для академии, быв много раз прежде за тем же» Михаила Васильевича Ломоносова:
Кузнечик, дорогой, коль много ты блажен,
Коль больше пред людьми ты счастьем одарен!
Препровождаешь жизнь меж мягкою травою
И наслаждаешься медвяною росою.
«Стихи, сочиненнын на дороге в Петергоф…» являются вольным переложением стихотворения древнегреческого поэта Анакреонта «Славлю я тебя, цикада». Следовательно, поэтический образ стрекочущего насекомого связан с античной традицией. Анакреонт ставит цикаду в один ряд с Фебом и Музами, называет ее певуньей. Ломоносов заменил далекую античную цикаду близким и родным кузнечиком и автоматически наделил его всеми ассоциативными характеристиками первой (символ света, музыки, свободы творчества). В своем стихотворении Ломоносов обожествляет кузнечика и восхищается им:
Хотя у многих ты в глазах презренна тварь,
Но в самой истине ты перед нами царь.
Данный текст отличается от торжественного «гимна» Анакреонта печальной лирической интонацией, так не свойственной поэтическому творчеству Ломоносова, писавшего в основном оды. Стрекотание насекомого становится метафорой движущегося времени и помогает поэту, вынужденному ехать в Петергоф, поэтически пережить собственную несвободу.
Другим переводчиком стихотворения Анакреонта был Г. Р. Державин:
Счастлив золотой кузнечик,
Что в лесу куешь один!
На цветочный сев лужечик,
Пьешь с них мед, как господин…
Державинский кузнечик – «Аполлона нежный сын», «философ» и «пиит». Державин превратил беспечное насекомое в богоподобное существо. Кузнечик, «произошедший» от кузнеца, который в свою очередь является демиургом или помощником бога – творца, сам становится поэтом и Творцом.
Трансформации образа кузнечика в русской поэзии продолжились в 20-ом веке. В период сдвига эстетических концепций кузнечик становится поэтической эмблемой нового образа высказывания. Об этом свидетельствует стихотворение В. Хлебникова «Кузнечик»:
Крылышкуя золописьмомТончайших жил,
Кузнечик кузов пуза уложил
Прибрежных много трав и вер.
Хлебников связывает своего кузнечика со всем мирозданием, питает его верой, точнее верами, чем совмещает телесное и духовное. Насекомое становится метафорой творящего времени и символом будущего «озарения» жизни и поэзии.
В творчестве поэта Н. Заболоцкого также появляется образ кузнечика. В стихотворении «Школа жуков» поэт говорит, что «кузнечики – это часы насекомых, считают течение времени…».
Выполнил: Карпов Валерий,
ученик 8-го класса
МОУ «Гурульбинская СОШ»
Иволгинского района, 2015 г.