Волшебный мир сказок
Министерство Науки и Образования Республики Казахстан Акмолинская область, Бурабайский район Город Щучинск
Школа-гимназия № 8
Открытое мероприятие:
«Волшебный мир сказок»
Классный руководитель: Пшеничная Надежда Николаевна
Планирование внеклассного мероприятия для 3 «Б» классаТема: «Волшебный мир сказок» Цель: Закрепить и расширить знания детей о русских народных сказках; формировать запас литературных художественных впечатлений, личностную позицию как при восприятии сказок, так и в процессе творчества;Задачи:-пробудить в детях интерес к театрализованной игре, развивать интонационную выразительность речи, формировать умение строить диалог между сказочными героями, обогащать словарный запас детей;-развивать такие формы воображения, в основе которых лежит интерпретация литературного образа; развивать индивидуальные литературные предпочтения, прививать неформальное восприятие сказок, развивать чувство юмора;-воспитывать такие качества как взаимовыручка, товарищество, дружелюбие, честность в игре, справедливость; способствовать налаживанию межличностных отношений между детьми группы, их родителями и педагогами;Форма проведения: устный журналТип урока: комбинированныйМетоды: объяснительно – иллюстративный, словесный, практическийМежпредметные связи: литературное чтение, музыкаОборудование:различные журналы для выставки, журнал: «Волшебный мир сказок», наглядности в виде героев для оформления доски, воздушные шары 4 цветов для каждой команды, задания для работы, оценочные листы, пазлы, музыкальное сопровождение к песням, видеофрагменты из мультфильма.
Ход мероприятия
1.Вводная часть-Здравствуйте ребята, садитесь.Прозвенел уже звонок.Начинается урок.В путешествие пойдём.В страну сказок попадём.Слушай, думай, наблюдай,Сказку нашу отгадай.Глазки дружно закрывайте.Сказку в душу пропускайте.
А у нас сегодня на уроке будет особенная сказка, мы пройдемся по страницам волшебного журнала.Вы знаете, что существует множество журналов: детских и взрослых (показать разные журналы; возможно выставка журналов, которые нашли и принесли дети)
- А наш журнал не похож на эти. Картинки этого журнала мы увидим, но читать его не будем, а будем выполнять различные задания, соответствующие странице, которую мы с вами откроем, поэтому он и называется “устный журнал”. Называется наш журнал: “Волшебный мир сказок”
Но прежде чем открыть наш журнал мы с вами разделимся на 4 команды: (на столах стоят таблички с командами, каждая определенного цвета)1. «Знайки» (синий)2. «Искра» (красный)3. «Почемучки» (зеленый)4. «Звездочки» (желтый)-У каждой команды свой цвет. Перед уроком каждый из вас получил галстук определенного цвета. Сядьте в ту команду, которая соответствует цвету вашего галстука. (Дети делятся на команды по цвету галстука и рассаживаются за столы, обозначенные соответствующим цветом)
-А вашу работу, ребята, будет оценивать компетентное жюри (представление членов жюри). И в конце урока каждая команда будет награждена грамотой.(Жюри раздается оценочный лист, с названием команд и страниц журнала.)
2.Основная часть1 страница журнала «Голос из прошлого» -На этой страничке, ребята расскажут вам историю создания сказок, а так же, отличительные особенности русских народных сказок от сказок других народов.1 ученик:Подобно сказкам других народов мира, русские народные сказки появились настолько давно, что вряд ли кто-то сможет сказать даже приблизительное время. Во всяком случае, они появились много веков тому назад, задолго до появления письменности и передавались из уст в уста многие поколения.2ученик: В русских народных сказках, как правило, богатство не являлось самоцелью. Оно не зарабатывалось тяжким трудом, а появлялось внезапно по воле случая и так же внезапно могло исчезнуть. Богатство служило для достижения более важных целей, по достижению которых оно теряло смысл. Богатые же персонажи сказок были, обычно, глупы и жадны.3ученик: Ещё одной отличительной особенностью является часто повторение некоторых словосочетаний: добрый молодец, добрый конь, красна девица, пир на весь мир и тому подобные.4ученик: Применяются усечённые, краткие формы прилагательных и глаголов: не буйная, а буйна; не красное, а красно; не пойди, а подь; не хватать, а хвать. Именно эти приёмы придают особый стиль - напевность русским народным сказкам.5ученик: В русских народных сказках труд - это радость и никогда не является повинностью. Как и у любых народных сказок, в них отражаются моральные ценности этого народа. В русских народных сказках показан моральный кодекс русского народа: доброта, сострадание, способность поделиться последним, самопожертвование, неприязнь жадности, эгоизма и трусости.6 ученик: Русская народная сказка - это не только часть культурного наследия, но и источник народной мудрости. Её характеризует поэтичность, глубина человеческих чувств, торжество доброты и справедливости.
2 страница нашего журнала «Тайна сказки»-А мы переходим ко второй странице нашего журнала, которая называется «Тайна сказки».Каждой команде я буду загадывать загадки, за каждый правильный ответ жюри засчитывает один балл. В случае затруднения, вопрос переходит к другой команде. (по 3 загадки каждой команде)
1.Ах, отец, я очарованНезнакомкой молодой.На балах среди придворныхНе встречал красы такой.(Золушка)
2.Иду на ногах, в красных сапогах,Несу косу на плечах.Хочу лису посечи,Пошла, лиса, с печи.(«Заюшкина избушка»)
3.Бабушка внученьку очень любила,Бабушка шапочку ей подарила.Девочка имя забыла свое.Кто отгадает, как звали ее?(Красная шапочка)
4.Я родилась в цветке прелестном.И труден, к счастью, был мой путь.И каждый, видно, догадался –Меня … зовут.(Дюймовочка)
5.А я родился страннойИгрушкой деревянной.Ушастый, некрасивый,И никому не мил.Один меня заметилИ ласково приветилА это был, ребята,Гена крокодил.(Чебурашка)
6.Был я в море в бочке брошенИ отцом своим забыт,Но на остров неизвестныйБыл волной морской прибит.И на острове на том теперь правит…(Князь Гвидон)
7.Мы из сказки - ты нас знаешь.
Если вспомнишь - отгадаешь!
А не вспомнишь — ну так что ж...
Сказку заново прочтешь!
В этой сказке - именины,
Много было там гостей.
А на этих именинах
Появился вдруг злодей.
Он хотел украсть хозяйку,
Чуть ее не погубил.
Но коварному злодею
Кто-то голову срубил.
(«Муха-Цокотуха».)
8.Скок-поскок, скок-поскок
- Через море и лесок!
По пути нашел Жар-птицу
И красавицу-девицу,
Ну а глупого царя
Обмануть сумел не зря.
Так Иванушке помог
Умный маленький конек,
Всем известный ... (Горбунок.)
9.Знают куколка Мальвина
И веселый Буратино:
Если враг со всех сторон,
Победит в бою неравном
Верный друг - надежный, славный,
Храбрый пудель ... (Артемон.)
10.Понедельник и Среда,
Вторник и Суббота...
Гномов этих имена,
Верю, помнит кто-то.
С этой сказкою, друзья,
Вы давно знакомы.
Называется она ... («Белоснежка и семь гномов».)
11.Он всегда живет всех выше:
У него есть дом на крыше.
Если ляжешь быстро спать,
Ты с ним можешь поболтать.
Прилетит к тебе в твой сон
Живой веселый ... (Карлсон.)
12.Фруктово-огородная страна
- В одной из книжек-сказок есть она,
А в ней герой - мальчонка овощной.
Он храбрый, справедливый, озорной.
(«Приключения Чиполлино»)
3страница журнала «Волшебные пазлы»-Следующая страничка называется «Волшебные пазлы». Каждой команде раздается пазлы в количестве 16 штук. За 2 минуты учащимся необходимо собрать картинку.(во время работы детей звучит музыка)4страница журнала «Сказочная пауза»Давайте с вами немного отдохнем. Каждый из вас хорошо знает всеми любимую сказку «Колобок», но уже современную сказку, мало кто слышал. Предоставляем вашему вниманию.
1 ученик:Жили – были дед и бабка.На перине спали сладко.Дед любил очень поесть,Да не просто то, что есть.
Бабке делал он заказы,Выполняла она сразу:– Ешь, дедуля, ешь, родной!Посижу рядом с тобой…
Вот однажды тот дедокЗахотел вдруг колобок.Бабка даже не ворчала,Муку с полочки достала.2ученик:Замесила баба тесто,Натопила жарко печьИ успела до обедаКолобок деду испечь.
Колобок вышел румяный,Мягкий, пышный и духмяный.Чтобы деду угодить,Колоб надо остудить.
Остывает Колобок,Студит на окошке бок.Так лежал он, думу думал,А потом по тропке дунул,Что от дедова крыльцаВ лес, петляя, повела.
3ученик:По дороге многих встретил,Песенкой своей приветил.Заяц, волк, медведь отстали,Колобочка не догнали.
Колобок бежит вперёд.На тропинке Лиса ждёт.Здравствуй, Колобочек мой,Для меня теперь ты спой!
Только я глуха давно,Не услышу всё равно.Ты запрыгни мне на нос!Вот тогда уж и споёшь!
4ученик:– Хорошо, Лиса, сиди.Я запрыгну, погоди!Разогнался Колобок,Прыгнул прямо Лисе в лоб.
Между глаз он ей попал,Во всю силу заорал:– Караул, кума, беги!Там охотник впереди!
Бедная Лиса с испуга,Да с большого перепугаШасть в лесок и её нет:– Пропадай ты мой обед.
5 ученик:Спасся чудом Колобок.Спорт ему тогда помог.Потом долго он учился,Стал спортсменом. Отличился.
Был на всех соревнованьях,Побеждал он в состязаньях.За него дед с бабой рады,Хранят все его награды.
6ученик:Колобочком называют,Часто в гости приезжают.Был он просто Колобок,А теперь он стал сынок.
Вот такою сказка стала.Я от Колобка слыхала,Рассказал её он мнеНа вечерней на заре.
5страница журнала «Сказочно-волшебные вещи»Незаметно, мы перешли к следующей странице, под названием «Сказочно-волшебные вещи».Каждой команде, раздается лис т с заданием, где вам необходимо по одежде определить сказочного героя. За каждый правильный ответ –1 балл. (задание сопровождается музыкой)1) Самый добрый и бесстрашный человек носил докторский белый халат, белую шапочку, на носу очки. (Доктор Айболит.)
2) Какой персонаж ходит в красной (или голубой) шубе с белым воротником, носит валенки и шапку, а нос и щеки у него всегда красные? (Дед Мороз)
3) Какой сказочный герой любил яркие краски и потому носил желтые канареечные брюки и оранжевую рубашку с зеленым галстуком? (Незнайка.)
4) Кто был обладателем лягушачьей кожи? (Василиса Прекрасная.)
5) Женщина, закутанная в тончайший белый тюль, который, казалось, был соткан из миллионов снежных звездочек. Женщина эта, необычайно прекрасная, была вся изо льда, из ослепительного, сверкающего льда! (Снежная королева.)
6) В одной стране для установления личности стали специальной меркой измерять ногу. Что эта за мерка и кого искали? (Хрустальная туфелька, «Золушка».)
7) Сообразительное домашнее животное выводит в люди своего хозяина-простака. Какую обувь предпочитает носить этот зверь? (Сапоги, «Кот в сапогах».)
8) Какой герой «имеет вместо валенок перчатки натянул себе на пятки»? (Человек рассеянный, «Вот какой рассеянный».)
9) Кому принадлежали волшебные туфли-скороходы и тросточка, которая умела искать клады? (Маленькому Муку.)
10) «Приходили к Мухе блошки,
Приносили ей сапожки,
А сапожки не простые
- В них застежки золотые».
Кому их подарили? (Мухе-Цокотухе.)
6страница журнала «Музыкальная капель»
-А пока наше жюри считает баллы, мы переходим к следующей странице журнала, под названием «Музыкальная капель».У каждой сказки есть своя песня и некоторые из них мы сегодня воспроизведем. На ваших столах, лежат тексты песен из разных сказок и мультфильмов , под музыку, каждой команде необходимо ее исполнитьПесня «Красная шапочка»
Куплет:
Если долго, долго, долго,Если долго по тропинке,Если долго по дорожкеТопать, ехать и бежать,То, пожалуй, то, конечно,То, наверно, верно, верно,То, возможно, можно, можно,Можно в Африку прийти!Припев:А-а в Африке реки вот такой ширины!А-а в Африке горы вот такой вышины!А-ах, крокодилы, бегемоты,А-ах, обезьяны, кашалоты,А-ах, и зеленый попугай!А-ах, и зеленый попугай!
Песня «Буратино»
Кто доброй сказкой входит в дом? Кто с детства каждому знаком? Кто не ученый, не поэт, А покорил весь белый свет, Кого повсюду узнают, Скажите, как его зовут? Бу!Ра!Ти!Но! Буратино
Песня «Кабы не было зимы»
Кабы не было зимыВгоpодах и сёлах,Hикогда б не знали мыЭтих дней весёлых.
Hе кружила б малышняВозле снежной бабы,Hе петляла бы лыжня,Кабы, кабы, кабы…Hе петляла бы лыжня,Кабы, кабы, кабы…
Песня «Три белых коня»
Куплет:Остыли реки и земля остылаИ чуть нахохлились дома.Это в городе тепло и сыро,Это в городе тепло и сыро,А за городом зима, зима, зима
Припев 2 раза:И уносят меня, и уносят меняВ звенящую снежную дальТри белых коня, эх, три белых коняДекабрь, январь и февраль
7 страница журнала «Великие ораторы»Следующая страница нашего журнала, называется «Великие ораторы», а ораторы, потому что, вам необходимо, просмотрев фрагмент сказки или мультфильма его озвучить.
(Отрывки из мультфильма «Маша и Медведь»)
1видеоролик: «День варенья»
2видеоролик: «Позвони мне, позвони»
3видеоролик: «Давай лечиться!»
4видеоролик: «Граница на замке»
*Задание на резерв: (устно)Тест «Сказочная ботаника»
1. В одной из русских сказок царь отправил сыновей за молодильными…
а) апельсинами;
б) гранатами;
в) яблоками;
г) помидорами.
2. Это растение помогло принцу отыскать настоящую принцессу.
а) боб;
б) шиповник;
в) горох;
г) лилия.
3. В сказке «Дюймовочка» мать героини купила у колдуньи волшебное зернышко. Какое?
а) ржаное;
б) ячменное;
в) рисовое;
г) пшеничное.
4. На какой цветок было похоже растение, из которого появилась Дюймовочка?
а) на тюльпан;
б) на одуванчик;
в) на лилию;
г) на колокольчик.
5. Принца из сказки «Чиполлино» звали…
а) Лучок;
б) Тыковка;
в) Помидорчик;
г) Вишенка.
6. Как прозвали принцессу из сказки Ш. Перро, уснувшую на сто лет?
а) Розочка;
б) Шиповничек;
в) Фиалочка;
г) Гвоздичка.
7. Чебурашка плыл на корабле в ящике с…
а) апельсинами;
б) бананами;
в) вишней;
г) гранатами.
8.Этот герой попал на Луну зайцем.
а) Знайка;
б) Синеглазка;
в) доктор Пилюлькин;
г) Незнайка.
9. О какой героине автор написал так: «Незнакомка была худая, с большими руками и ногами и довольно маленькими пронзительными глазками»?
а) Алиса;
б) Снежная королева;
в) Мери Поппинс;
г) Золушка.
10. Какого героя авиакомпания приняла за иностранный спутник-шпион?
а) Нильса с гусями;
б) Карлсона;
в) Аладдина на ковре-самолете;
г) Бабу Ягу в ступе.
11. Как звали братьев Гримм?
а) Теодор и Аммадей;
б) Нильс и Христиан;
в) Ганс и Шарль;
г) Якоб и Вильгельм.
12. Как звали сестру Белоснежки?
а) Синеглазка;
б) Чернобровка;
в) Краснозорька.
г) Элиза;
13. Кому непременно надо было попасть в Лимпопо?
а) Айболиту;
б) Карабасу Барабасу;
в) Али-Бабе;
г) Крокодилу Гене.
14. Волшебника Изумрудного города Гудвина на самом деле звали…
а) Кристофер;
б) Филипп;
в) Джон;
г) Джеймс.
3.Заключительная часть8 страница журнала «Яблоня настроения»-Дорогие ребята, к сожалению, это последняя старичка нашего журнала. Вы спросите, а почему яблоня? Вспомните, сказку «Крошечка-Хаврошечка», именно яблоня в этой сказке помогла героине определить свой путь в жизни.
Так и сейчас мы сможем определить ваше отношение к сегодняшнему уроку.
Если вам понравилось открывать новые страницы журнала, выберете красное яблоко и прикрепите его на дерево. Если же страницы журнала не вызвали у вас интереса, прикрепите на дерево зеленое яблоко, и автор обязательно поработает над созданием более интересных страниц, чтобы ваше яблоко обязательно поспело.
Наши команды плодотворно поработали, а для подведения итогов слово предоставляется членам жюри, для награждения команд.
(выступление жюри и вручение грамот).-А на этом наша страничка журнала закрывается. Спасибо за работу.