Открытый урок внеклассного чтения в 5-8 специальном (коррекционном) классе VIII вида Здравствуй, Зимушка-зима!


Открытый урок внеклассного чтения в 5 – 8 коррекционномклассе VIII вида.
Тема: «Здравствуй, гостья – зима!»
Личностная цель Метапредметные цели Предметные цели
Положительное отношение к произведениям русских писателей о природе, осознание собственной значимости в коллективе класса. Уметь: принимать и сохранять учебную задачу; оценивать результат своих действий; строить простые рассуждения на основе текста; умение сотрудничать в паре. Знать: содержание рассказов Г.А.Скребицкого о природе.
Уметь: отвечать на вопросы при помощи выборочного чтения (5-6 классы); делить текст на части и озаглавливать их (7-8 кл.)
Наглядность и оборудование к уроку:
Музыка П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь».
Слайды с картинами русских художников о зиме.
Портрет Г.А.Скребицкого.
Раздаточный материал.
Картинки с изображением клеста.
Тексты рассказов Г.А.Скребицкого «В зимнюю стужу», «Четыре художника. Зима» (отрывки).
Кроссворд для 5 класса.
Ход урока.
Оргмомент.
Учитель:
Прозвенел звонок для нас.
Встали все у парт красиво.
Поздоровались учтиво.
Тихо сели, спинки прямо.
Вижу: класс наш хоть куда.
Что ж … начнем урок, друзья!
Садитесь поудобнее. Внимание на экран!
Учащиеся на фоне музыки П.И.Чайковского «Времена года. Декабрь» просматривают зарисовки природы к теме «Зима» (2-3 минуты).
Какое настроение вызвала у вас музыка русского композитора П.И.Чайковского и увиденные картины?
Что объединяет эти картины?
А о чем задумались, слушая музыку?
Теперь вы догадались, о чем пойдет речь на уроке?
Тема нашего урока «Здравствуй, гостья – зима!»
А какая может быть зима?
Выберите определения к слову зима.
( На магнитной доске висят карточки. Дети подходят и выбирают определения к слову зима). -Белая, белоснежная, морозная, холодная, суровая, седая, угрюмая, волшебная, студеная. Зимняя, ледяная, замерзшая.
Вывод: Зима может быть разной. Она волнует не только композиторов, но и художников. Поэтов, писателей.
Актуализация знаний.
Вспомните, какие стихотворения о зиме вы читали? Соедините карточки, чтобы правильно был назван автор и название стихотворения.
(Детям раздаются карточки. Они выполняют работу).А.Пушкин. Вот север, тучи нагоняя…
И.Суриков. Вот моя деревня…
С.Есенин. Береза.
И.Никитин. Встреча зимы.
И.Н.Никитин. Весело сияет месяц над селом…
Н.Некрасов. Не ветер бушует над бором,
Не с гор побежали ручьи,
Мороз-воевода дозором
Обходит владенья свои…
Учитель: А сейчас поиграем. Я начну, а вы продолжите.
Белая береза под моим окном … принакрылась снегом , точно серебром. На пушистых ветках снежною каймой распустились кисти белой бахромой.
Вот север, тучи нагоняя, дохнул, завыл, … - и вот сама идет волшебница – зима.
Белый снег пушистый в воздухе кружится,…. И на землю тихо падает, ложится.
Весело сияет месяц над селом; … белый снег сверкает синим огоньком.
Здравствуй, гостья – зима! Просим милости к нам. … Песни севера петь по лесам и степям.
Не ветер бушует над бором, не с гор побежали ручьи….. Мороз – воевода дозором обходит владенья свои…
Вывод: в течение нескольких уроков мы читали поэтические произведения о зиме, учились читать выразительно, отвечали на вопросы. Но в русской литературе есть много писателей – прозаиков, для которых тема природы стала главной в их творчестве. Это и В.Бианки, и Сладков, и М.Пришвин.
Введение в тему.
А сегодня мы будем знакомиться с рассказами Г.А. Скребицкого (учитель вывешивает портрет писателя).
Рассказ учителя о писателе.
Георгий Алексеевич Скребицкий родился в 1903 г. в г. Москве. В семье, где рос мальчик, очень любили природу, а приемный отец будущего писателя был заядлым охотником и рыболовом, и свои увлечения сумел передать мальчику. Георгий Алексеевич часто вспоминал, что его с самого детства больше всего интересовали две вещи: природоведение и художественная литература. Он заканчивает литературное отделение в Институте слова и Высший Зоотехнический Институт. Будущий писатель занимался наукой. Летом выезжал в различные экспедиции и участвовал в изучении жизни животных. Ему удалось соединить эти две профессии – он стал писателем и многие его произведения посвящены природе. Г.Скребицкий начинает записывать свои воспоминания, адресуя их всем тем читателям, которым небезразлична окружающая их природа. Произведения написаны с огромной душевной теплотой к животным, птицам. Он написал очень много рассказов о природе для детей.
Чему будем сегодня учиться?
-Читать текст.
-Составлять план текста.
-Отвечать на вопросы.
Учитель: Сегодня вы познакомитесь с рассказами Скребицкого и будете работать с ними.
Работа с текстами произведений.
5 класс 6 класс 7-8 классы
Г.Скребицкий. «Первый снег».
1. Прочитай рассказ Г.Скребицкого «Первый снег».
Учебник стр. 72.
2. Подчеркни слова с непонятным значением.
3. Подготовь выразительное чтение отрывка, где описывается зимний лес.
4. Беседа по первичному восприятию.
-Значение каких слов непонятно? (С помощью учителя идет объяснение слов).
-Прочитай слова о том, как шёл первый снег.
-Найди в тексте описание тишины в снегопад.
-А у нас был первый снег?
-Сравни описание леса с тем, который ты видел у нас после первого снега.
-А как ведут себя птицы после того, как снег засыпал всё вокруг?
5. Разгадывание кроссворда.
6. Нарисуй иллюстрацию к рассказу «первый снег». Какого цвета карандаши потребуются?
Итоги:
Как называется рассказ, с которым познакомился на уроке?
Кто автор рассказа?
О чём этот рассказ?
Дома: прочитать рассказ стр. 72, ответить на вопросы. Г.Скребицкий. «Четыре художника. Зима».
1. Прочитай текст.
2. Подчеркни слова с непонятным значением.
3. Подготовь выразительное чтение отрывка:
1-й ученик – описание зимнего леса, 2 –й ученик – описание следов зверей и птиц на снегу.
4.Найди в тексте и выдели маркером предложение, где говорилось бы о Зиме как художнице.
5.Подумай над вопросом:
Что нового узнал о зимовке животных из текста?
Дома: прочитать рассказ до конца.
Ответить на вопрос:
Как вы думаете, дорисует ли Зима картинку?
Оценит ли картинку солнышко? Г.Скребицкий. «В зимнюю стужу».
1. Прочитай текст.
2. Подчеркни непонятные слова.
3. Из нескольких вариантов плана выбери один правильный. Текст раздели на части согласно плану.
(Дать карточку со словами, которые могут быть непонятны, также варианты плана).
4.Беседа по вопросам.
-Почему рассказ называется «В зимнюю стужу»?
(Далее идет чтение текста по частям. После чтения фрагмента рассказывают о прочитанном.)-Как называется птица, про которую рассказывает автор?
-Где живут эти птицы?
-Какие деревья им больше нравятся?
-Чем питаются?
-Почему автор полез на дерево?
-Что увидел рассказчик, когда залез на ель?
-Какие были птенцы, а взрослая птица?
-Почему у клёста птенцы выводятся зимой?
-Как поступил автор рассказа, когда увидел птенцов?
-Почему он в конце рассказа, когда слез с дерева, тёр свои закоченевшие, в варежках руки и посмеивался над собой?
-Какие новые слова вы узнали и запомнили?
-Ещё раз посмотрите на эту птицу и скажите, как она называется?
Клёсты всю зиму кормятся семенами ели и сосны. У этих растений семена созревают к зиме. Значит, и корма больше всего для клёстов бывает в это время года. Кругом снег и лютый мороз, а в гнезде – малыши. Но стужа им не страшна, потому что они всегда сыты.
Дома: Подготовить пересказ от лица героя.
Подведение итогов.
Учитель:
Кто автор рассказов, с которыми вы сегодня познакомились?
Как называются рассказы?
О чем рассказы?
Сделайте вывод, что же было главным в творчестве писателя?
Рефлексия.
Ребята, а теперь поделитесь своими впечатлениями об уроке. Продолжите одно из предложений.
Сегодня я узнал…
Было трудно...
Я понял, что…
У меня получилось…
Я могу…
Мне было интересно…
Приложение.
5 класс. Кроссворд.



Кто автор рассказа «Первый снег»?
Кто хлопотал, перелетая с дерева на дерево?
Назовите время суток, когда падал снег.
У какой птицы корень слова связан с зимой?
6 класс. Словарь.
Нахлобучить – надвинуть низко на лоб.
Стоят чинно – строго, по правилам.
Опушка – край леса.
Грозди – кисть цветов, ягод или других мелких плодов.
8 класс. Словарь.
Клёст – небольшая лесная птица с перекрещивающимися концами клюва.
Тусклый – неяркий, слабый, невыразительный.
Спускаться – передвигаться сверху вниз.
Закоченевший – сильно замерзший, застывший.
Угрюмый лес – мрачный. Неприветливый.
Посмеиваться – слегка смеяться. Шутить.
Копошились – медленно шевелились.
Распушившись – стать пушистым.
Убедиться – поверить во что – нибудь.
Карабкаться – подниматься с трудом.
Лютый холод – злой, беспощадный холод.
Единственное число Множественное число
И. п. Клёст Клесты
Р. п. Клеста Клестов
Д. п. Клесту Клестам
В. п. Клеста Клестов
Т. п. Клестом Клестами
П.п. О клесте О клестах
Варианты плана к рассказу «В зимнюю стужу».
Вариант 1. Вариант 2. Вариант 3.
1.Лесная поляна.
2.Не слышно пения птиц.
3.Зимнее солнце.
4.Голые птенцы.
5.Клёсты облепили вершины елей.
6.Лес спит.
7.Целая стайка птиц пронеслась над поляной.
8.Один подлетел к старой ели и скрылся.
9.Вспомнил одну замечательную особенность из жизни клестов.
10.каким стал угрюмый лес. 1.Спит заснеженный лес.
2.Лесная поляна.
3.Не слышно пения птиц.
4.Целая стайка птиц пронеслась над поляной.
5.Клесты облапили вершины елей.
6.Вспомнил одну замечательную особенность из жизни клестов.
7.Я замер от изумления.
8. Зимний лес не казался мне угрюмым и безжизненным. 1.Зимнее солнце.
2.Лес спит.
3.Лесная поляна.
4.Не слышно пения птиц.
5.Целая стайка птиц пронеслась над поляной.
6.Клесты облепили вершины елей.
7.Один подлетел к старой ели и скрылся.
8.Вспомнил одну замечательную особенность из жизни клестов.
9.Голые птенцы.
10.Каким стал угрюмый лес.