Новая работа знакомых букв 1 класс
Предмет Обучение грамоте УМК «Гармония»
Класс 1В
Тип урока Урок открытия нового знания
Технология построения урока Проблемно-диалогическая
Тема Буквы е,ё,ю,я. Новая работа знакомых букв.
Цель создание условий для овладения обучающимися знаниями об обозначении букв ё,е,я,ю двумя звуками
Планируемый результат
Предметные умения
- иметь представление о новой работе букв е,ё,ю и я, как обозначающие два звука;
- уметь определять в слове количество звуков букв е,ё,ю и я .
Личностные УУД:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом;
- определять общие для всех правила поведения ; - определять правила работы в парах;
- оценивать усваиваемое содержание (исходя личностных ценностей);
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Регулятивные УУД:
- определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- проговаривать последовательность действий на уроке; работать по плану, инструкции;
- высказывать свое предположение на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке.
Познавательные УУД:
- ориентироваться в учебнике, тетради;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- находить ответы на вопросы в тексте, иллюстрациях, используя свой жизненный опыт;
- проводить анализ учебного материала;
- проводить классификацию, указывая на основание классификации;
- проводить сравнение, объясняя критерии сравнения.
Коммуникативные УУД:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ; -владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
Деятельность учителя Деятельность учащихся УУД
1.Формирование учебных мотивов.
№1
Мы – умные!
Мы – дружные!
Мы – внимательные!
Мы – старательные!
Мы – отлично учимся!
Всё у нас получится!
№2
Артикуляционная гимнастика для язычка.
Качельки;
Часики;
Змейка;
Спинка кошечки;
Чашечка;
Лошадка.
№3
Работа над чистоговорками:
Ой-ой-ой-мы идем домой.
Ай-ай-ай-спрятались в сарай.
-Ну, ребята, чур, молчок!
Начинается урок.
Чтобы стать учеником,
Нужно знать вам вот о чем.
На уроках ты сидишь
Тихо-тихо, словно мышь,
Спинка прямо у тебя,
Это делайте, как я.
Руки мы вот так кладем
И заданий дальше ждем.
-Скажите мне, пожалуйста, а для чего на уроках нужно «сидеть тихо»? Дети совместно с учителем стоят возле своих парт и держатся за руки.
Психологическая поддержка.
Дети занимают свои места
Дети выполняют гимнастику с зеркалами.
Дети произносят шепотом, голосом, криком; плавно, резко. Метапредметные (УУД):
регулятивные:
-осуществлять самоконтроль;
- овладевать умением прогнозировать;
-эмоционально-положительный настрой на урок, создание ситуации успеха, доверия.
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
2. Актуализация знаний.
№4 (по щелчку выходит буква)
- Послушай сказку, мой дружок.
Жил-был на свете голосок.
Он утром с солнышком вставал
И песни-звуки напевал.
Широко откроет рот,
Песню первую споет - А.
Как откроет рот колечком,
Встанет солнце закрылечком - О.
Сдвинет губы трубочкой,
Пропоет он дудочкой - У.
Если вдруг ворчать начнет,
Тут уж каждый запоет - Ы.
Любит голосок резвиться,
Любит голосок дразниться.
Он тогда кричит тебе:
«Ну-ка, спой мне
песню - Э».
-Какие звуки мы произнесли?
-Что мы можете сказать об этих буквах?
Учитель прикрепляет схему твердого согласного звука.
- Какие же буквы живут в одном домике с данными буквами в городе «Буквоград»? Назовите звуки этих букв.
- Я открываю букву , а вы хором её называйте и приветствуйте дружными аплодисментами .
- Внимание на экран.
Дети произносят звуки гласных букв А,О,У,Ы,Э.
-Звуки гласных букв
-Придают твердость согласным звукам.
-Если они стоят после согласного, то согласный произноситься твердо.
Метапредметные (УУД):
познавательные:
-ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
регулятивные:
-высказывать свое предположение;
- освоение клавиатурного набора текста
коммуникативные:
-точно и полно выражать свои мысли
2.Постановка учебной задачи. Пробное действие.
№5
На экране последовательно появляются буквы Е е, Ё ё, Ю ю, Я я.
-Какая же работа у этих букв?
-Как вы думаете, а все ли вы сказали об этих буквах?
-Прочитайте тему урока (в учебнике). Сначала дети читают самостоятельно, потом один хорошо читающий ученик читает тему урока вслух : «Новая работа знакомых букв».
- Ставим цель урока. Чему будем учиться сегодня на уроке? (Высказывания детей учитель корректирует)
- Итак , сегодня мы познакомимся с новой работой уже знакомых нам букв Е е, Ё ё, Ю ю, Я я и новыми словами с данными буквами. Предполагаемые ответы учеников:
1. Данные буквы обозначают гласные звуки.
2. Буквы е , ё , ю, я служат для обозначения мягкости согласных.
(На доске появляется таблица №2)
3. Буква е обозначает звук [э], буква ё – звук [о], буква ю –звук [у], буква я – звук [а] после букв , обозначающих согласный звук.
Дети формулируют цель с опорой на опорные карточки. Личностные:
- устанавливать связь между целью учебной деятельности и ее мотивом, (зачем?).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
-определять и формулировать цель деятельности на уроке;
- под руководством учителя планировать свою деятельность на уроке;
- определять последовательность действий на уроке.
3.«Открытие» новых знаний .Физкультминутка
Дождик вылился из тучки,
Вымыл ежику колючки.
Еж доволен - сыт, умыт,
На кроватке сладко спит!
- Давайте вместе откроем первый секрет этих букв. Назовите ещё раз букву ю , а теперь назовите букву у.
-Вы сказали, что буква ю после согласного обозначает звук [у], но когда мы называем буквы ю и у , то они звучат по-разному.
-В чём же отличие? На этот вопрос вы ответите , проводя исследовательскую работу в парах.
Пары первого ряда сравнивают название букв а и я, пары второго ряда – е и э, третьего ряда- ё и о.
Один из вас называет букву , которая служит для обозначения мягкости , а другой –для обозначения твёрдости.
Вместе вы вслушиваетесь в звучание их названий и находите отличие.
Вывод: В названии букв е,ё.ю,я мы слышим 2 звука и обозначаем их следующим образом: №5
-Открыть второй секрет нам поможет игра
« Превращение слов» .
Вы должны читать хором слова , появляющиеся на экране.
№6
Пел-мел-сел-ел- Что обозначает слово ел? ( Действие).
- Какой звук обозначает буква е в слове ел? ( В этом слове буква е обозначает не один звук , а два звука [ й’ э ]
- Итак , открываем второй секрет: не только в названии буквы е 2 звука , но и ….. (в словах эта буква может обозначать 2 звука).
№7
Докажем: составьте звуковую схему слова ЁЖИК.
№8
Докажем: составьте звуковую схему слова ЯХТА
- А третий секрет мы должны раскрыть , наблюдая в каком месте слова буквы е,ё,я,ю обозначают 2 звука.
№ 9
- Работа в парах.
Прочитайте слова и и разделите их на 2 группы: слова , в которых буквы е, ё. я, ю обозначают 2 звука и 1 звук. Встаньте те пары, у которых возникли разногласия.
-С чем вы не согласны?
- Что нужно ,чтобы определить количество звуков? ( Внимательно вслушиваться в слово, развивать фонематический слух)
-Проверим на слайде. №8
-Итак, когда же буквы е,ё, я,ю обозначают в словах 2 звука?
Вывод: Буквы е,ё,я,ю обозначают 2 звука в начале слова. ( Это третий секрет). Обучающиеся высказывают свои предположения.
Один ученик выполняет схему с обратной стороны доски. Затем взаимопроверка-сравнение с эталоном
Работа в парах:
на партах лежат разрезные слова- нужно разделить на 2 группы 1 вариант - буква, обозначающая один звук, второй вариант - буква, обозначающая 2 звука
Личностные:
- определять общие для всех правила поведения ;- определять правила работы в парах;
- оценивать содержание усваиваемого материала (исходя личностных ценностей).
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- работать по плану;
- выдвигать свои гипотезы на основе учебного материала;
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- ориентироваться в учебнике;
- ориентироваться в своей системе знаний (определять границы знания/незнания);
- овладевать умением поиска и выделения необходимой информации;
- уметь сравнивать, объясняя выбор критерия для сравнения;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли ;- владеть диалогической формой речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка.
4.Первичное закрепление знаний
Работа в парах.
№ 10
1 вариант - ищет слова с 1 звуком, второй вариант-2 звука. Сравните свои работы. У кого есть разногласия?
-Кто считает, что уже хорошо может определять количество звуков, которые обозначают буквы е,ё,ю,я?
Физкультминутка
Гимнастика для глаз.
№11 Обучающиеся выполняют задания.
Самопроверка. Самооценка по шкале правильности. (Методика «Волшебные линеечки») Предметные:
- уметь в словах находить буквы, обозначающие два звука.
Метапредметные (УУД)
регулятивные:
- отличать верно выполненное задание от неверного;
- осуществлять самоконтроль;
познавательные:
- осуществлять анализ учебного материала;
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
5.Работа над лексическим значением слов.
Повторение.
№12
- А теперь мы будет читать слова , которые начинаются на буквы е,ё,ю,я, и познакомимся с их лексическим значением .
-Читаем первую группу слов. Ел – Ела -Ели
- Чем похожи данные слова? ( начинаются на букву е. обозначают действие предметов).
- Какое из данных слов может обозначать предмет? ( Ели-деревья).
№13
-Читаем вторую группу слов. Ястреб – Якорь - Яхта
- В каком слове опасное место –парная согласна на конце? (Ястреб)
-Кто такой ястреб? ( Птица)
-Посмотрите на эту птицу.
- В каком слове букв столько же , сколько и звуков? ( В слове якорь буква я обозначает 2 звука, а буква ь не обозначает звука.)
№14
Читаем третью группу слова. Юнга – Юрта - Юла
-Назовите слово, обозначающее жилище. ( Юрта).
-Кто объяснит , как выглядит юрта?
- Какое слово для вас ещё непонятно? (Юнга)
Кто-то сможет объяснить его значение?
№15
-Читаем четвёртую группу слов. Ёлка – Ёж - Ёрш
-Назовите односложные слова.( Ёж, ёрш).
- Чем эти слова ещё похожи ( Начинаются на букву ё, на конце слышим парный согласный звук [ш] – это опасное место).
- Чем отличаются данные слова ? ( Количеством букв и звуков, лексическим значением)
-Вы видите данную рыбу ,и я думаю вы сможете объяснить, почему её так назвали.
- С чем ассоциируется слово ёлка?
№16
Хорошо читающие ученики читают рассказ «Ежик и лиса» Коллективная работа
Дети отвечают на вопросы. Метапредметные (УУД)
коммуникативные:
- слушать и понимать речь других;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.
6.Рефлексия
Итог урока подводится с опорой на ключевые слова:
№ 14
Я узнал …
Я понял…..
Мне интересно …
Я хочу узнать ….
-Вспомните, какую цель вы поставили перед собой вначале урока, достигли ли вы этой цели?
Молодцы! Буквы из замка очень благодарны, что вы помогли раскрыть их секреты.
Определяем свое настроение (рисуем смайлики). Обучающиеся рассказывают друг другу о приобретенных на уроке знаниях.
Обучающиеся на листочках рисуют «своё настроение» - улыбающееся, нейтральное или грустное лицо.
Личностные:
- устанавливать связь между целью деятельности и ее результатом.
Метапредметные (УУД):
регулятивные:
- осуществлять самоконтроль;
- совместно с учителем и одноклассниками давать оценку деятельности на уроке;
величина или
форма?
- выделять и осознавать то, что уже усвоено и что нужно еще усвоить;
коммуникативные:
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли.