Конспект урока по литературному чтению на тему Е. Шварц Сказка о потерянном времени
Урок: Литературное чтение
Тема: Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Цели:
- работать над содержанием сказки Е.Шварца; повторить знания о сказке как жанре народного творчества и авторской сказке;
- развивать речь, мышление, внимание, память; обогащать словарный запас;
- воспитывать усидчивость, трудолюбие.
Оборудование: иллюстрации к сказке, презентация.
Ход урока
Организационный момент
Снег летает и сверкает
В золотом сиянии дня,
Словно пухом устилает
Все дороги и дома.
Сыплет, сыплет снег – снежок,
Начинаем наш урок.
- Как тихо падает снег, так же тихо сядем и мы.
Речевая разминка
1. Упражнения для дыхания:
а) вдох, на выдохе: а,о,у,и,е,я;
б) вдох, на выдохе цифры, считаем по порядку до 5, 10, 15;
в) вдох, на выдохе проговариваем пословицу или поговорку: «Хуже всех слышит, тот кто не хочет слушать».
( Вдыхать ч/з нос, выдыхать ч/з рот).
Дыхание влияет на звук, его плавность, силу.
II. Упражнения для дикции:
1. И – Э – А – О – У – ЫЧитаем, как написаны, затем начинаем читать с буквы Э, потом – с А и т.д., относя на конец таблицы каждый предшествующий гласный.
Произносим медленно, плавно, напевно, на одном дыхании.
2. Слоги:
он ан ун ынна ня нё ню
нан нон нун неннте нты нтя нтуПроверка домашнего задания
Беседа по содержанию сказки О. Уайльда «Мальчик-звезда».
Сообщение темы и целей урока
Время – это главная ценность человека. Экономя его, люди получают дополнительную возможность творить и познавать. Иными словами, делать нас богаче, сильнее, умнее. И вот какая интересная взаимосвязь получается – чем больше мы учимся экономить время, тем быстрее растут наши достижения в учёбе, в труде. В нашей жизни важен каждый час, каждая минута и даже секунда. И поэтому каждый из нас должен ценить и экономить время, не растрачивать его понапрасну.
- А в этом мы с вами убедимся, прочитав сказку. Как вы думаете, какую сказку мы будем изучать сегодня?
- Правильно! Е. Шварц «Сказка о потерянном времени».
- Какие цели вы поставите перед собой на уроке?
Организация восприятия и осмысления новой информации
Вводное слово учителя об авторе (портрет)
Чтение статьи об авторе в учебнике: с.168.
- Петя Зубов - главный герой сказки - один из тех, кто все дела откладывал на «потом».
Первичное чтение учителем 1 части:
- Почему же отставал Петя?
- Огорчало ли его это?
- Есть ли среди нас те, кто походит на Петю?
- Какую пословицу можно напомнить таким ученикам, как Петя?
(«Кончил дело – гуляй смело»)
- Что же произошло однажды утром в школе с Петей Зубовым?
Чтение в лицах диалога Пети и тёти Наташи (выборочное чтение)
- Какие чувства испытывал мальчик, увидев себя в зеркале?
Подтвердить текстом (выборочное чтение)
(«Чуть не упал, затряслась его седая борода, крикнул басом: «Мама!», чуть не плачет, прошептал, пошёл куда глаза глядят»)
Озаглавьте I часть
«Стал дедушкой», «Странное превращение», «Злосчастное утро» и т. п.
Чтение «цепочкой» учащимися 2 части:
- Понял ли Петя, почему с ним такое случилось?
Подтвердить текстом (выборочное чтение)
(«Какой я одинокий, несчастный старик. Ни мамы, ни детей, ни внуков, ни друзей… И главное, ничему не успел научиться…»)
Озаглавьте 2 часть
Чтение «цепочкой» учащимися 3 части
Беседа по содержанию.
Озаглавьте 3 часть
Подведение итогов
- С какой сказкой познакомились?
- Чему учит сказка?
- Кто главный герой сказки?
- Что с ним приключилось?
Домашнее задание
Стр. 73-77 пересказ.
II урок:
Чтение «цепочкой» учащимися IV части:
- Как Петя догадался, что он увидел свою подругу по несчастью?
(Старушка: перестала вдруг плакать, сидит, ногами болтает, читает «Пионерскую правду»)
- А вторую «бабушку» как они нашли? (Стала играть в трёшки, прыгает на одной ножке, гоняет камешек)
- По каким приметам они узнали старичка? (На трамвае на «колбасе» висит, едет, посвистывает)
Прочитать эпизод в трамвае (выборочное чтение)
- Почему смутились, покраснели и отказались дети-старики от предложения школьников?
- Какие чувства они испытали, видя заботу детей?
Чтение «цепочкой» учащимися V части:
Подведение итогов
- Найти слова, в которых выражена главная мысль (II часть)
«Вот как, оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет. И злые волшебники разведали об этом и давай ловить ребят, теряющих время понапрасну»
- Но можно ли спастись от этого несчастья?
- Как?
В сказке оказалось можно, если переставить стрелки часов.
- А в реальной жизни?
- Можно ли вернуть прошедшее время?
- Если нет, то какой вывод для себя должен сделать каждый ребёнок?
Запись в тетрадях:
Не теряй времени даром.
Делу – время, потехе – час.
Не вернуть того, что прошло.
Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.
Чтение хором последнего абзаца:
- Какая основная мысль выражена?
Подумайте о себе:
Не теряете ли вы время понапрасну?
- Какой вывод вы сделали для себя, прочитав сказку?
Домашнее задание
I урок: с.94 – 102 пересказ.
II урок: с.101 – 106 пересказ.