Урок литературного чтения №Е.Шварц Сказка о потерянном времени (4 класс)
Урок по литературному чтению в 4 «В» классе.
Тема: «Е.Л. Шварц «Сказка о потерянном времени».
Цели урока:
- познакомить учащихся с творчеством Е. Л. Шварца,
-развивать навыки работы с текстом: умение находить ответы на вопросы; делить текст на части, составлять план, пересказывать, пользуясь планом.
- воспитывать ответственное отношение к обязанностям, бережное отношение ко времени.
Оборудование: презентация, портрет писателя, пословица из слов, вопросы.
Ход урока
1. Организационный момент. (Слайд 1)
2. Знакомство с жизнью и творчеством Е. Л. Шварца.
1. Подготовка восприятия учащихся к изучению нового раздела.
Учитель начинает урок с пословицы, которая записана на доске:
Скучен день до вечера, коли делать нечего.
– Прочитайте пословицу.
– Как вы ее понимаете? (Если ни чем не заниматься, то день будет скучным и длинным.)
– Какие ещё пословицы на данную тему вы знаете?
Учащиеся называют пословицы. (Сделал дело, гуляй смело. Делу время - потехе час. Деньги пропали – наживешь, время пропало – не вернешь. Не откладывай на завтра то, что можешь сделать сегодня.)– Одна из пословиц дала название новому разделу, который мы начинаем изучать. Давайте мы ее соберем. (Один ребенок у доски собирает пословицу из слов «Делу время - потехе час» (Слайд 2)– Как вы думаете, о чём будут произведения в разделе с таким названием?
Высказывания детей. (Произведения данного раздела научат нас правильно использовать время.)
– Открывает раздел «Сказка о потерянном времени» Евгения Львовича Шварца. (Слайд 3)
2. Знакомство с биографией писателя. ( Слайд 3)
– Евгений Шварц родился в Казани, а детство прошло в маленьком южном городе Майкопе. Его отец, земский врач, прекрасно пел, играл на скрипке. Под стать мужу была и жена. Родители Евгения обожали театр и сами участвовали в любительских спектаклях.
Воспитанию детей уделялось много времени. Мать читала им вслух. Женя, слушая сказки, ужасно боялся, что все плохо кончится. Если мальчик отказывался есть котлету, то мама начинала рассказывать сказку, где все герои попадали в безвыходное положение: «Доедай, а то все утонут». И мальчик все доедал.
В Майкопе была прекрасная библиотека, театр. Здесь юный Шварц завел друзей, которые остались его друзьями на всю жизнь. Здесь твердо решил стать «романистом». Так маленький Женя ответил на вопрос мамы: «Кем ты хочешь быть?», забыв слово «писатель». Здесь начал сочинять стихи – «безобразные, похожие на ископаемых чудищ». Майкоп Шварц называл городом своей души.
Но Евгения Шварца знают не только как детского писателя, но и драматурга, киносценариста («Золушка», «Дон Кихот», «Снежная королева» и др.). Несмотря на то, что Шварц любил и понимал детей, как мало кто из взрослых, и никогда не бросал детскую литературу, он писал и «взрослые» пьесы. В основу многих из них положены готовые сюжеты, например, он очень часто использовал сказки Г. Х. Андерсена для пьес, которые стали очень известными. (Слайды 4,5,6,7)
Прошло много лет с тех пор, как Евгения Шварца не стало, изменилось время, изменились люди, а пьесы Шварца не сходят со сцены. И не только в России. (Слайд 8,9,10)
3. Физкультминутка
Мы осанку исправляем
Спинки дружно прогибаем.
Вправо, влево мы нагнулись,
До носочков дотянулись.
Плечи вверх, назад и вниз.
Улыбайся и садись.
4. Работа над произведением.
1. Беседа
– Как вы думаете, что может произойти с человеком, который бессмысленно, бездарно проводит своё время, который попросту теряет его? Ответы детей. (Он не научится читать и писать. Он ничего не будет знать.)– А вот что случилось с детьми, учениками начальных классов, из «Сказки о потерянном времени» Евгения Шварца. (Слайд 11)
2.Чтение сказки учителем и хорошо читающими учащимися
- Кто такой Петя Зубов? (Ученик 3 класса 14 школы)
-Что произошло с Петей и почему? (Превратился в высокого, худого, бледного старика)
– Как вы думаете, сумеет ли Петя вернуться в свои годы? (Да)
– Какие чувства вызвало у вас поведение Пети?
– В каких словах, по вашему мнению, заключается главная мысль прочитанной нами части сказки? (Перемещение во времени)
3. Словарная работа (Слайд 12,13,14,15) Картинный показ (в процессе чтения).
- Окладистая (борода) - широкая и густая
керосиновая лампа – лампа, освещающая при помощи керосина
ходики – небольшие настенные часы
полы - нижняя часть раскрывающейся спереди одежды.
4.Составление сложного плана.
- Просмотрите текст еще раз и разделите сказку на 4 части.
- Где заканчивается первая часть?
- Где заканчивается вторая? Третья?
- Подумайте, одну или несколько картин можно нарисовать к первой части?
- Какие это будут иллюстрации? Расскажите.
- Можно ли сказать, что мы разделили первую часть на более мелкие части-картины, части-эпизоды?
- Давайте озаглавим и запишем на доске и в тетрадях пункт плана и подпункты в каждой части:
1. Петя Зубов превращается в старика:
а) Петя в школьной раздевалке
б) Петя с мамой
в) Петя из города уходит в лес
г) Петя вошел в домик
- Какие иллюстрации вы бы нарисовали ко второй части? Озаглавьте каждую. Запишите название в тетрадь.
2. Петя у злых волшебников:
а) дети за столом
б) Сергей Владимирович и ходики. (Обратная сила волшебства)
- Как бы вы назвали третью часть? На какие части-эпизоды можно разделить эту часть?
- Озаглавьте каждый эпизод и запишите пункты плана в тетрадь.
3. Поиски детей-старичков:
а) старушка с булочкой
б) бабушка со скакалкой
в) старичок катается на трамвайной «колбасе»
- Рассмотрите иллюстрацию в учебнике. К какой части плана она относится?
- Достаточно ли этой картинки для третьей части? Что еще вы бы хотели изобразить? (Как дети заблудились, как старички начали крутить стрелки, а уже следующий эпизод, как крутят дети, а волшебники уже стареют.)
- Мы с вами составили сложный план, разделив каждую часть еще на части-эпизоды. Таким планом пользоваться для пересказа удобнее, он более подробный.
- Пользуясь этим планом, перескажите сказку.
5. Пересказ сказки по плану.
5. Подведение итогов урока.
- Какова же главная мысль этой сказки?
6. Домашнее задание: чтение и пересказ сказки по плану.