Конспект интегрированного урока в 3 классе по произведению Е.Шварца «Сказка о потерянном времени»
Конспект интегрированного урока в 3 классе по произведению Е.Шварца «Сказка о потерянном времени»
Цели урока:
Образовательный аспект
Познакомить учащихся с биографией Е.Л.Шварца, вызвать интерес к жизни и творчеству Евгения Шварца, раскрыть нравственный смысл произведения;
Упражнять учащихся в литературном разборе текста, совершенствовать навык выразительного чтения, чтения по ролям, выборочного чтения;
Создать условия для формирования полноценного навыка чтения, умений самостоятельно работать с текстом, умений работать в группе, в паре.
Продолжить работу над пословицами и поговорками
2. Развивающий аспект.
Создать условия для развития устной связной речи учащихся, умения анализировать художественное произведение:
умения давать героям оценку,
умения воссоздавать прочитанное,
умения раскрывать причинно-следственные связи.
развивать речь, мышление, внимание, память; обогащать словарный запас
3. Воспитательный аспект
Создать условия для привлечения внимания учащихся к главной идее сказки: цена времени.
Создать условия для воспитания трудолюбия, стремления беречь и ценить время через раскрытие глубокого нравственного понимания смысла произведения.
Убедить ребят в необходимости планировать своё время, заполнять досуг полезными делами.
Показать нравственные качества человека;
Формировать умение выражать своё отношение к прочитанному
4.Здоровьесберегающий аспект:
научить распознавать причины, вызывающие проблемы с учебой;
сформировать уверенность в том, что он способен справиться с этими проблемами;
формировать отношение к человеку и его здоровью как ценности, понимание понятия здорового образа.
Ход урока:
1. Организация начала урока. Сообщение темы и цели урока.
- Ребята, послушайте, пожалуйста, что мы слышим? (Звук тиканья часов).
- Да, на урок я сегодня принесла часы-ходики.
- Что происходит, когда идут часы? (Часы отсчитывают время. Идут секунды, минуты, часы, идет время, а значит идет наша жизнь)
- А для чего люди изобрели часы?
- На каждое дело человеку отпущено определенное количество времени. Не случайно говорят Делу – время, потехе – час.
- Как вы понимаете эту поговорку?
- Время идет не останавливаясь, и если человек провел время впустую, то потерянного времени не вернешь.
2. Актуализация знаний
Кроссворд
1. Как звали обладательницу хрустальной туфельки?
2. Во что превратилась карета золушки, когда часы пробили 12?
3. Чьё сердце поразил ледяной осколок Снежной Королевы?
4. Как звали девочку, которая поспешила на помощь Каю?
5. Кто нашёл хрустальную туфельку Золушки?
Учитель: О каких сказках идёт речь в кроссворд?
- Кто автор этих замечательных сказок?
- Прочитайте фамилию писателя, драматурга и подумайте, что может объединять его с этими произведениями?
- Евгений Львович Шварц - писатель, драматург – рассказал нам одну историю и назвал ее «Сказка о потерянном времени».
- Сегодня мы должны будем глубже понять идею этого произведения, рассмотреть поступки героев и сделать для себя выводы.
-На уроке попытаемся ответить на вопросы: ДЛЯ ЧЕГО ПРИДУМАНА ЭТА СКАЗКА АВТОРОМ, что в ней вымысел, а что могло произойти реально? (вопрос записывается на доске)
- На уроке мы будем работать индивидуально, в парах, по группам. Во время групповой работы проявите, пожалуйста, взаимопонимание, уважение, умение выслушать своих одноклассников.
3. Проверка домашнего задания
Учитель: Я знаю, что многие из вас очень добросовестно подготовились к уроку. Что вы можете рассказать о Е.Л. Шварце?
1 ученик: Е.Л.Шварц родился 21 октября 1896г. В г. Туапсе, но с 2-х летнего возраста и до юношеской зрелости прожил в г. Майкопе, который считал для себя “городом своей души. В письмах, дневниках Евгений Львович постоянно вспоминает о счастливых годах, прожитых в этом городе.
2 ученик: Е. Шварц учился на юридическом факультете Московского университета, но с детства увлекался театром. Стал драматургом – автором произведений для сцены. Он писал стихи и пьесы. Но до сих пор нет полного собрания сочинений писателя
3 ученик: Шварц был необычным сказочником. Он брал известные всему миру сказки Х. К. Андерсена, Ш. Перро, народные сказки, изменял сюжет и судьбы героев. Сказка становилась совершенно неузнаваемой. 4 ученик: Он написал сказки: “Обыкновенное чудо”, “Дракон”, “ Два клёна”, “Снежная королева”, “Два брата”, “Сказка о потерянном времени”
4 ученик: Он был очень скромным, робким в жизни, а все свои смелые мысли помещал в свои произведения. В них Шварц высмеивал человеческие пороки.
4.Речевая разминка.
Дыхание (короткий вдох – выдох длиннее).
Лучше упражнения выполнять в парах:
“Одуванчик” (сильный выдох)
“Задуй свечу” (быстро)
“Задуй свечки на торте” (длинный выдох).
Дикция.
Произнести несколько скороговорок.
Например: “Шла Саша по шоссе”, “Бык тупогуб”, “Ехал грека” и др.
Выразительная речь.
Произнести фразу: “Я люблю читать сказки”, меняя темп, тон, громкость, ставя логические ударения на разных словах.
5.Работа над новым материалом (работа в группах)
- Какие детали и элементы позволяют сделать вывод, что это сказка? (волшебные часы, злые волшебники, превращения)
- Какую проблему поставил автор?
- Является ли эта проблема актуальной сегодня? (да, есть ребята, которые не ценят время, а теряют его даром)
- Знаете ли вы, что в среднем за жизнь человек проживает 600-700 тыс. часов?
- Назовите главного героя сказки. (Петя Зубов). Опишите его.
- Кто выступает в роли вредителей? (злые волшебники)
- Почему им удалось превратить детей в стариков? Найдите ответ в тексте. ( Вот ведь как оказывается, устроено на свете: человек, который понапрасну теряет время, сам не замечает, как стареет.)
- Имеет ли главный герой цель, и какую? (Найти детей-стариков и вернуть потерянное время)
- Изменяется ли главный герой в ходе сказки? (СОЖАЛЕЕТ О СЛУЧИВШЕМСЯ, ИЗМЕНЯЕТСЯ ЕГО ХАРАКТЕР, БЕРЕЖНО ОТНОСИТСЯ КО ВРЕМЕНИ)
- Давайте ответим на главный вопрос урока.
Многие сказки заканчиваются такими словами: « Сказка-ложь, да в ней намёк! Добрым молодцам урок»
О чём «намекнул» тебе Е. Шварц? Найдите и зачитайте эти строки.
6. Словарно-орфографическая работа.
Учитель: В тексте встречаются следующие слова. Объясните их значение, пользуясь словарём
ОКЛАДИСТАЯ (борода) – широкая и густая
КЕРОСИНОВАЯ ЛАМПА - лампа, освещающая при помощи керосина.
ХОДИКИ – небольшие стенные часы упрощенного устройства с гирями.
ПОЛА, ПОЛЫ – нижняя часть раскрывающейся спереди одежды, например полы пиджака, полы пальто.
Учитель: -Подберитесинонимы к словам:
хмурый (угрюмый, ненастный)
сберечь (сохранить, спасти, сэкономить)
- Подберите антонимы к словам:
состариться (помолодеть)
трудиться (бездельничать, лениться)
7. Работа над содержанием сказки и выборочное чтение.
- Как звали героя сказки?( Петя Зубов)
- Что с ним произошло? (Он внезапно постарел).
- Когда происходили события, описанные в произведении? (В середине XX века). --- Почему вы так думаете? (Керосиновая лампа, счёты, часы-ходики, газета “Пионерская правда” – приметы того времени).
- Где случилась эта история? (В городе).
- Куда попал Петя? (В лес, в избушку злых волшебников)
Прочитайте этот эпизод на странице .
Далее – чтение по ролям: автор, Сергей Владимирович, Ольга Капитоновна, Марфа Васильевна, Пантелей Захарович (страницы ).
- Как поступил герой сказки? Найдите и прочитайте выразительно этот отрывок
- Прочитайте отрывки, с помощью которых автор показал, что все люди вокруг трудятся.
- Как характеризует Петю его решение искать стариков-школьников?
- Что произошло вследствие этого решения?
- Кого Петя нашёл сначала?
-Каким образом? (Выборочное чтение на страницах )
-Одинаково ли было поведение ребят?
- Когда Петя нашёл всех детей-старичков, что произошло дальше? Чем закончилась сказка?
- Почему дети смогли победить волшебников?
8. Работа над пословицами. Крылатыми выражениями
Найдите фразеологизмы, которые употребляет автор в сказке и объясните их смысл.
- все пропало
- терять время понапрасну
- держать ухо востро
- как сквозь землю провалился
- и в ус не дует
- не терять времени даром
А теперь каждая группа должна проинсценировать фрагмент сказки. Показ “живых картинок”
1. Петя Зубов, превратившись в старика, приходит на занятия в школу.
2. Разговор злых волшебников в лесном домике.
3. Главные герои переводят стрелки часов, чтобы вновь стать детьми.
6. Закрепление изученного материала
- Подумайте, что может помочь вам не терять понапрасну время? (Мы должны правильно распоряжаться временем, т. е. соблюдать режим дня)
-Вот сейчас мы и проверим всё ли у вас в порядке со временем. Для этого проведём диагностику и посмотрим, на что вы тратите своё время.
1. Индивидуальная работа с карточками №1
Подумай и закрась красным карандашом кружки рядом с теми проблемами и трудностями, которые бывают у тебя.
- почерк стал хуже
- буквы бывают неровными, кривыми
- трудно учить уроки
- много ошибок и исправлений
- долго собираюсь делать уроки
- быстро отвлекаюсь
- трудно выучить стихотворение
- трудно решить задачу
- трудно запомнить условие задачи
- быстро устаю
- мне бывает трудно усидеть на одном месте
Учитель: Поднимите руки, кто не закрасил ни одного кружка, три кружка - МОЛОДЦЫ!
Если больше 3, тебе нужно изменить режим дня!
7.Физминутка
8.Продолжение работы
Учитель: Давайте попытаемся выяснить, в чём причина ваших проблем и трудностей.
Индивидуальная работа с карточками №2
Выбери нужный ответ и поставь напротив него +
- Сколько времени ты спишь?
0,5-11 часов
9-10 часов
меньше 9 часов
- Сколько времени ты делаешь уроки?
1-1,5 часа
1,5-2 часа
больше 2 часов
- Сколько времени ты играешь или занимаешься любимым делом?
1-1,5 часа
1,5-2часа
больше 2 часов
- Сколько времени ты занимаешься в кружках и секциях?
1-1,5часа
2-2,5часа
больше 2,5 часов
- Сколько времени ты гуляешь?
3-3,5 часа
1-2 часа
меньше 1 часа
- Сколько времени ты смотришь телевизор?
20-40 минут
40минут-1 час
больше 1 часа
- Сколько времени ты играешь на компьютере?
15-20 минут
20-40 минут
больше 40 минут
- Сколько времени ты помогаешь взрослым?
30 минут-1 час
1-2 часа
больше 2 часов
- Если есть красные кружки – ПОДУМАЙТЕ, что вы делаете не совсем правильно.
- Если есть чёрные – вашему организму ПЛОХО, нужно изменить свой режим.
3 . Что же нужно делать и какими чертами характера нужно обладать, чтобы научиться соблюдать режим дня и не тратить время даром?
9.Работа в группах.
1 группа
Выбери и отметь зелёным карандашом те черты характера, которые помогают добиться цели.
- целеустремлённость
- самостоятельность
- внушаемость
- настойчивость
- настырность
- дисциплинированность
- смелость
- сила воли
- рассеянность
- нерешительность
- решительность
- упрямство
- сдержанность
- несдержанность
- трусость
- безволие
2 группа
Прочитай. Закрась зелёным карандашом 5 самых важных действий, направленных на достижение поставленной цели.
- быть настойчивым
- быть решительным
- не расстраиваться при неудаче, ошибке
- не торопиться
- не ждать быстрого результата
- верить в успех
- верить в то, что всему можно научиться
- поддерживать друзей в трудную минуту
- не унывать
- не сдаваться
- не посовать перед неудачей или трудностями
- не стесняться попросить помощи
- не бросать начатое дело
3 группа
Выберите подходящие к уроку пословицы.
- Всякому дню подобает забота своя.
- Поспешишь, да людей насмешишь.
- На хотенье - есть терпенье.
- Не спеши языком, торопись делом.
- Скучен день до вечера, коли делать нечего.
- Без дела жить - только небо коптить.
- Труд человека кормит, а лень портит.
- После дела гулять хорошо.
- Работе время, досугу час.
Зачем нужно соблюдать режим дня? .
Обсуждение работ в группах заканчивается ответом на вопрос: Зачем нужно соблюдать режим дня?
10. Подведение итогов
Тест на закрепление.
1.Какое из выражений использовал Е. Шварц, говоря о беспечном поведении Пети:
А) «И в ус не дует» б) «Ног не чует» в) «Уши развесил» г) «Ворон считает»
2.Для совершения волшебства стрелку нужно было повернуть в обратную сторону:
А) Двадцать раз б) пятьдесят раз в)семьдесят раз г)сорок раз
3.Детей, которые напрасно теряли время, в рассказе:
А) Трое б) Четверо в)Пятеро г)Двое
4.Среди злых волшебников не было:
А) Ольги Капитоновны б) Сергея Захаровича в) Марфы Васильевны г) Владимира Сергеевича
5.Дом волшебников находился:
А) На лесной поляне б) Посреди болота в) В лесной чаще г) На опушке леса
6.До леса дети старички доехали на:
А) Такси б) Трамвае в) Троллейбусе г) Автобусе
7.Часы в доме волшебников называли:
А) Будильник б) Ходики в) Песочные часы г) Часики
Ответ:1-а; 2-в; 3-б; 4-б; 5-в; 6-б;7-б.
Цифровой диктант.
Если согласны с утверждениями, ставим 1,если не согласны ставим 0
1. Дети напрасно теряющие время, превращались в старичков.
2.Злые волшебники считали время на калькуляторе.
3.Дом волшебников освещался керосиновой лампой.
4.Человек, понапрасну теряющий время, сам не замечает, как стареет.
5.Когда стрелки начали крутиться, волшебники уже не могли помешать детям.
Ответы: 1 0 1 1 1.
11. Выставление оценок. Фиксация настроения.
11.Фиксация интереса к уроку.
- А теперь мне хотелось бы узнать, с каким настроением вы уйдете после этого урока. Почему?
Радостное Безразличное Грустное
настроение настроение настроение
12. Выставление оценок. Домашнее задание
Составить устный рассказ по теме «забавный случай в моей жизни», проиллюстрировать его.
15