Логопедическая школа для родителей.
Очень часто, когда ребёнок приходит в начальную школу у него возникают трудности в овладении русским языком. Связано это с недостаточным развитием речи. Часто родители не обращают внимание на то, что ребёнок не умеет грамматически правильно оформить предложение, построить фразу, у него бедный словарный запас. Но все эти недочёты проявляются на уроках в школе.
Чтобы избежать этих трудностей, надо развивать речь ребёнка в дошкольном возрасте. Предлагаю вам некоторые задания и игры, которые помогут развить речь ребёнка, обогатить его словарный запас и послужат неплохой базой для успешного обучения в школе.
Игра «Один - много».
Поиграйте с ребёнком, бросьте мячик и назовите слово в единственном числе. Ребёнок поймав, назовёт это же слово, но во множественном числе, и бросит его обратно.
Образец: лимон - лимоны, берёза - берёзы, тигр - тигры и т.п.
Или другой вариант: лимон – много лимонов, берёза – много берёз и т.п.
Игра «Ласковый ребёнок».
Учим ребёнка образовывать новые слова с помощью суффиксов. Ребёнок предложенные ему слова называет ласково.
Образец: дом - домик, лист - листик, нос - носик и т.п. (В эту игру тоже можно играть, используя мяч).
Игра «Великан».
Учим ребёнка образовывать новые слова с помощью суффикса –ИЩ-
«У великана не дом, а домище
не нос, а носище
не рот, а ротище и т.п.
Игра «Собери слово».
Предложить ребёнку «собрать два слова в одно».
Образец:
сад разводит - садовод, мясо рубит - …
по луне ходит – луноход сам летит - …
по снегу ходит – снегоход снег падает - …
везде ходит - вездеход листья падают - …
овощи режет - овощирезка рыбу ловит - …
лес рубит - лесоруб
Часто в речи малыша можно услышать нелепые фразы и предложения, это говорит о том, что ребёнок ещё не чувствует многие смысловые оттенки слов, поэтому очень полезно поиграть в игры:
Игра «Слова друзья».
Учим ребёнка подбирать похожие по смыслу слова.
Образец:
скачет – прыгает храбрый – смелый .идёт – шагает большой – огромный бежит – мчится и т.п
Игра «Слова - враги».
Учим ребёнка подбирать слова противоположные по смыслу.
Образец:
кричать – молчать прямой - …
ломать – строить умный - …
поднимать – опускать сухой - …
хвалить - ругать вежливый - …
Игра «Назови одним словом».
Учим ребенка образовывать относительные прилагательные от существительных
Образец:
если чашка сделана из глины, то она - глиняная.
мяч из резины – резиной
ведёрко из пластмассы – пластмассовое
стена из кирпича – кирпичная
шляпа из соломы – соломенная
сумка из кожи – кожаная и т.п.
Игра «Веселый повар».
Учим ребенка образовывать относительные прилагательные от существительных
Образец:
сок из яблок – яблочный, варенье из яблок - яблочное
компот из клубники – клубничный
суп с горохом – гороховый
каша из пшена – пшенная
каша с тыквой – тыквенная и т.п.
Игра «Чья голова, чей хвост, чье ухо?».Учим ребенка образовывать притяжательные прилагательные от существительных.
Образец: у медведя голова – медвежья у зайца голова – заячья
ухо – медвежье ухо – заячье
хвост – медвежий хвост – заячий
у льва голова – львиная
ухо – львиное
хвост – львиный и т.п.
Игра «Давай посчитаем».
Учим ребенка согласовывать числительные с существительными.
Образец: одно дерево, два дерева, три дерева, четыре дерева, пять деревьев и
т.д. до десяти. А затем полезно считать обратно: десять ромашек, девять ромашек, восемь ромашек, семь ромашек, шесть ромашек и т.д.
Игра «Жадина».
Учим ребенка согласовывать местоимения с существительными
Образец: мой – мяч, слон, хлеб, диван и т.д.
моя – машина, куртка, шапка и т.д.
моё – окно, зеркало, яблоко и т.д.
Предложите ребенку картинки, пусть он называет их вместе с местоимениями, затем попросите назвать только те, про которые можно сказать мой (моя\моё).
Потом можно предложить ребенку самому придумать слова, про которые можно сказать мой (моя\моё).