Программа кружка «Занимательная грамматика» в 5 — 6 классах
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«Синекинчерская ООШ» Урмарского района
Чувашской Республики
Программа кружка
«Занимательная грамматика»
в 5 - 6 классах
учителя русского языка и литературы
Прохоровой Веры Петровны
1.Пояснительная записка
Кружковая работа – одна из наиболее эффективных форм внеклассной работы по русскому языку. В отличие от программы классных занятий программа кружка строится на основе интереса учащихся к предмету. Работа в кружке, расширяя и углубляя сведения, полученные учениками на уроках, заинтересовывает школьников не только сообщением каких – либо новых сведений, но и тем, что уже известные положения предстают перед ними в совершенно новом аспекте, создают новые ассоциации, устанавливают интересные аналогии, дают почувствовать, что языковой мир очень интересен, увлекателен, разнообразен.
Кружок по занимательной грамматике предполагает опору на знания, приобретенные детьми на уроках русского языка. На занятиях кружка в интересной, увлекательной форме рассматриваются вопросы, связанные с грамматикой.
Однако занимательность нельзя отождествлять с развлекательностью: занимательный – это значит «интересный, связанный с процессом познания нового».
Материал подобран таким образом, что каждое занятие призвано обогащать детей новыми знаниями. Часы занятий кружка – это часы увлекательного и напряженного умственного труда, обогащающие учащихся интересными и разнообразными знаниями по языку.
Цель:
пробудить интерес к русскому языку, к его речевым явлениям,
желание познать богатства языка.
Курс изучения “Занимательной грамматики” для учащихся 5-6 - х классов ставит следующие задачи:
выявление и поддержка одарённых учащихся;
развитие индивидуальных способностей учащихся;
расширение и углубление программного материала;
воспитание любви к великому русскому языку;
пробуждение потребности у учащихся к самостоятельной работе над познанием русского языка и над своей речью;
совершенствование общего языкового развития школьников.
Организация деятельности школьников на занятиях основывается на следующих принципах:
занимательность;
научность;
сознательность и активность;
наглядность;
доступность;
связь теории с практикой;
индивидуальный подход к учащимся.
При отборе материала к занятиям кружка учитывалась преемственность между начальным и средним звеном образования, поэтому включены элементы занимательности.
Программа данного курса позволяет показать учащимся, как увлекателен, разнообразен, неисчерпаем мир слова, мир русской грамоты. Это имеет большое значение для формирования подлинных познавательных интересов как основы учебной деятельности. В процессе изучения грамматики школьники могут увидеть “волшебство знакомых слов”; понять, что обычные слова достойны изучения и внимания. Воспитание интереса к “Занимательной грамматике” должно пробуждать у учащихся стремление расширять свои знания по русскому языку, совершенствовать свою речь.
Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего владения словом невозможна никакая познавательная деятельность. Поэтому особое внимание на занятиях “Занимательной грамматики” следует обращать на задания, направленные на развитие устной и письменной речи учащихся, на воспитание у них чувства языка. Воспитательные возможности русского языка как учебного предмета будут реализованы в большей мере, если усилить работу по воспитанию у школьников этических норм речевого поведения.
Для этого на занятиях необходимо использовать ролевые игры. Работу по воспитанию правильного речевого поведения целесообразно проводить на всех занятиях. Кроме того, курс “Занимательная грамматика” позволяет работать не только над фонемами, частями речи, но и развитием правильной речи.
Содержание и методы обучения “Занимательной грамматики” содействуют приобретению и закреплению школьниками прочных знаний и навыков, полученных на уроках русского языка, обеспечивают единство развития, воспитания и обучения. Все это открывает для детей прекрасный мир слова, учит их любить и чувствовать русский язык.
Для успешного проведения занятий используются разнообразные формы работы:
игры на языковом материале;
вопросы занимательной грамматики;
инсценировки языковых ситуаций;
краткие увлекательные рассказы о жизни языка;
практическая работа с различными рода словарями.
Ожидаемые результаты:
возросший интерес к предмету;
повышение успеваемости по русскому языку;
умение грамотно оценивать языковые ситуации.
Программа кружка «Занимательная грамматика» для 5-х классов рассчитана на 34 ч, занятия проводятся 1 раз в неделю.
2.Тематическое планирование
№
Тема занятия
1
Хорошо ли ты знаешь грамматику?
2
Где прячутся ошибки? (О словах с непроверяемыми безударными гласными).
3
Почему подлежащее и сказуемое – главные в предложении?
4
Об однородных членах предложения и их добрососедских отношениях.
5
Как морфология порядок навела. (О частях речи).
6
Имя существительное – часть страны Речь.
7
Сказка о падежах. Этимология названий падежей.
8
Слово одно, а значений - несколько. (О многозначных словах).
9
Слова – тезки. (Омонимы).
10
Одно и то же, но по-разному. (Синонимы, о различиях слов-синонимов).
11
Слова с противоположным значением. (Антонимы).
12
Хорошо ли ты знаешь имя существительное?
13
Очень занимательное – имя прилагательное.
14
Имя прилагательное – часть страны Речь.
15
Словарное богатство русского языка.
16
Хорошо ли ты знаешь имя прилагательное?
17
Универсальные заменители. (Назначение местоимений).
18
Глагол – часть страны Речь.
19
Сказка о глаголе, о спряжении глагола.
20
Глагол и его друзья.
21
Глагол – настоящий богач среди частей речи.
22
Сила любви. НЕ с глаголами.
23
Откуда появились глаголы – исключения?
24
Хорошо ли ты знаешь глагол?
25-26
В царстве наречий.
27-28
Служебные части речи: предлоги, союзы, частицы.
Ссора предлогов со всеми словами.
Служебное положение частиц.
29
Хорошо ли ты знаешь части речи?
30
Слова – родственники. (Об однокоренных словах).
31-32
Русский язык неисчерпаем, как сама жизнь.
Подведение итогов. Викторины, кроссворды, игры, ребусы, загадки.
3.ЛИТЕРАТУРА:
Волина В. В. Веселая грамматика. М.: Знание, 1995 г.
Волина В. В. Русский язык. Учимся играя. Екатеринбург ТОО. Издательство “АРГО”, 1996
Волина В. В. Русский язык в рассказах, сказках, стихах. Москва “АСТ”, 1996 г.
Граник Г. Г., Бондаренко С. М., Концевая Л. А. Секреты орфографии. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Занимательная грамматика. Сост. Бурлака Е. Г., Прокопенко И. Н. Донецк. ПКФ “БАО”, 1997 г.
Превращения слов. Учебное пособие. Сост. Полякова А. В. Москва “Просвещение”, 1991 г
Рик Т. Г. Доброе утро, Имя Прилагательное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуйте, Имя Существительное! М.: РИО “Самовар”, 1994 г.
Рик Т. Г. Здравствуй, дядюшка Глагол! М.: РИО “Самовар”, 1995 г.
Тоцкий П. С. Орфография без правил. Начальная школа. Москва “Просвещение”, 1991 г.
Ундзенкова А. В., Сагирова О. В. Русский с увлечением. Учимся играя. Екатеринбург. “АРД ЛТД”, 1997 г.
Успенский Л. В. Слово о словах. К, Рад. школа, 1986 г.
Шмаков С. А. Игры – шутки, игры – минутки. Москва “Новая школа”, 1993 г.
Синицын В.А. Праздник творчества на уроках русского языка. // РЯШ. – 2000. - №6
Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку. – М., 1980.
Пузанова Н.А. Резервы уроков развития речи. // 1993. - №5
Тумина Л.Е. Учимся сочинять сказки. // РЯШ. – 1994. - №2
Ушаков Н.Н. Внеурочная работа по русскому языку. – М., 1985.
Занимательная грамматика /Сост. Е.Е.Семёнова. – М.: Омега, 1995.
Тарабарина Т.И., Соколова Е.И. И учёба, и игра: русский язык. – Ярославль: Академия развития, 1997.
Шибаев А.А. Весёлая грамматика. – Смоленск: Русич, 2001.
Голуб И.Б. Культура речи для дошкольников: Профессор Алфавит в городе Веселинске. – М.: Владос, 1999.
15