Урок литературы в 10 классе на тему: Очерк жизни и творчества и. С. Тургенева


Урок литературы в 10 классе.
Тема урока: «Очерк жизни и творчества Ивана Сергеевича Тургенева»
Цель урока: познакомить с биографией писателя, показать его сложную, противоречивую натуру, русскую душу.
Оборудование: портреты писателя, фотография Спасского-Лутовинова, презентация «Полина Виардо и Иван Сергеевич Тургенев», романс Эраста Абазы на слова Тургенева «Утро туманное, утро седое…» в исполнении Дмитрия Хворостовского, выставка книг Тургенева, презентация «Тургеневские девушки», письма Тургенева к Виардо.
На доске высказывания знаменитых людей о творчестве И. С. Тургенева.
Ход урока
Вступительное слово учителя
- Сегодня мы приступаем к изучению романа великого русского писателя, очень интересного и в то же время сложного и противоречивого Ивана Сергеевича Тургенева.
Всмотритесь в портрет писателя художника Репина Ильи Ефимовича.
Тургенев изображён в своём обычном рабочем костюме. Посмотрите внимательно на его лицо. Большой открытый лоб, рождающий глубокие мысли; усталые полузакрытые глаза, добрый взгляд; лицо, испещрённое морщинами; седая голова (в 35 лет Тургенев был уже седым). Всё это говорит об остром уме, большом опыте жизни и о нелёгкой борьбе писателя за истину.
Иван Сергеевич Тургенев сыграл большую роль в развитии русской литературы. Все его произведения являлись откликом на самые злободневные вопросы жизни. Тургенев пришёл в литературу с новыми темами, с новыми героями: темой крепостного права, темой «лишних людей», темой русской женщины. До сих пор Ивана Сергеевича называют «певцом русской природы и русской женщины». Он ценен прежде всего своим глубоким патриотизмом. Полный веры в русский народ, он в своём творчестве показал скрытые в народе силы, его одарённость, его душевную красоту.
И как глубоко отражают особенности характера и творчества Ивана Сергеевича Тургенева высказывания о нём знаменитых людей.
Дети читают с доски.

- «Чем выше понятие ваше о значении произведений господина Тургенева, тем оно истиннее и тем ближе к мнению каждого живого человека в русской публике». (Н. Г. Чернышевский).
- «У него огромный талант, и коли правду сказать,- так он в своем роде стоит Гоголя». (Н. А. Некрасов).
- «Давно уже Вы являетесь для меня мэтром. Но чем больше я Вас изучаю, тем более изумляет меня Ваш талант. Меня восхищает страстность и в то же время сдержанность Вашей манеры письма, симпатия, с какой Вы относитесь к маленьким людям и которая насыщает мыслью пейзаж».(Г. Флобер).
- «Если теперь английский роман обладает какими-то манерами и
изяществом, то этим он прежде всего обязан Тургеневу». (Д. Голсуорси).
- « И. С. Тургенев - один из самых удивительных русских писателей, который с гениальной прозорливостью и чуткостью видел Русь, как даровитейший народ, обладающий высокой нравственной силой».
(Ф. В. Гладков).
  - «Пушкин и Тургенев - это родоначальники нашей прозы». (А. А. Фадеев).
- «Тургенев - один из писателей наших, умевший спускаться в самые недра обыденности за тем, чтобы подымать ее за собой».(В. Г. Короленко).
Запись в тетради «Очерк жизни и творчества Ивана Сергеевича Тургенева (1817 – 1883)
Вопросы детям
- Что вы уже знаете об Иване Сергеевиче Тургеневе?
- Какие факты биографии, его личности поражают вас?
- О чём он писал?
- Что вы читали из произведений Тургенева?
4) Викторина (проводит заранее подготовленный ученик)
Откуда эти строки? (Фронтальный опрос)
- «Меня Вы забудете, - начал он, - мёртвый живому не товарищ. Отец Вам будет говорить, что вот, мол, какого человека Россия теряет».
«Отцы и дети»
- «Я ошибся, приняв людей, сидевших вокруг тех огней, за гуртовщиков. Это просто были крестьянские ребятишки из соседней деревни, которые стерегли табун»
«Бежин луг» из «Записок охотника»
- «Дело было к вечеру. Он шёл тихо и глядел на воду. Вдруг ему показалось, что что-то барахтается в тине у самого берега. Он нагнулся, увидел небольшого щенка, белого с чёрными пятнами».
«Муму»
- «Нас двое в комнате: собака моя и я. На дворе воет страшная, неистовая буря».
«Собака»
- «Житьё дуракам между трусами».
«Дурак»
- «Да не смейтесь. Я благоговел перед той маленькой героической птицей, перед любовным её порывом. Любовь, думал я, сильнее смерти и страха смерти. Только ею, только любовью держится и движется жизнь».
«Воробей»
- «Ты один мне поддержка и опора».
«Русский язык»
С биографией Ивана Сергеевича мы будем знакомиться с помощью самого писателя:
- один ученик представляет Тургенева 40-х годов, молодого, полного сил, творческих замыслов, жаждущего любви и счастья;
- на его смену придёт зрелый писатель, много испытавший, переживший человек, познавший вкус славы.
(Мальчики загримированы, в костюмах того времени. Они заранее изучили биографию писателя и готовы отвечать на вопросы, которые звучат из зала).- Какие воспоминания остались у Вас о детстве, матери, о своих воспитателях?
- Какое стихотворение в прозе самое любимое и почему?
- Что заставило Вас уйти из «Современника»?
- С кем у Вас были конфликты и почему?
- За что Вы подвергались ссылке в Спасское?
- Каких писателей Запада Вы высоко ценили и почему?
- Назовите свою первую книгу. Что Вы хотели показать в ней?
- Какие проблемы Вас волновали особенно остро и почему?
- Чем Вы увлекались в свободное время?
- Каково Ваше отношение к Родине?
- Какой Ваш роман Вам особенно дорог и почему?
- Испытали ли Вы чувство любви?
6) Учитель
- Полине Виардо И.С. Тургенев посвятил стихотворение «В дороге», позднее майор русской армии Эраст Абаза написал к нему музыку, и вот уже более полутора сотен лет в исполнении лучших певцов России звучит романс «Утро туманное, утро седое…».
Сегодня мы услышим его в исполнении Дмитрия Хворостовского и увидим вальс в исполнении Тургенева и Виардо.
На сцену выходят ещё один Иван Сергеевич и Полина в костюмах (под звуки романса исполняется вальс).
7)Учитель:
- Историю взаимоотношений Полины Виардо и Ивана Сергеевича Тургенева рассказывают заранее подготовленные дети. (Презентация).
8)Учитель:
-Очень интересна переписка Ивана Сергеевича и Полины Виардо.
( На сцену выходят Иван Сергеевич и Полина и читают выдержки из писем).
9) Учитель:
- Полина Виардо – муза писателя. Благодаря ей Тургеневым был создан особенный тип «тургеневской девушки».
Заранее подготовленная ученица рассказывает о том, какими она представляет «тургеневских девушек». Презентация.
9) Заключительное слово учителя.
10) Рефлексия. Итог урока (оценку уроку дают учащиеся). Учитель оценивает детей.
11) Домашнее задание: прочитать «Отцы и дети».