Урок литературное краеведение Все на Крымской земле начинается с Моря.
Филатьева Т.С. Школа №6
Тема: Все на Крымской земле начинается с Моря.
Море глазами поэтов и художников.
(урок спецкурса литературного краеведения «Именитые жители и гости Крыма» в 6 классе)
Цель урока:
Обучающая: познакомить с творчеством поэтов и художников – маринистов; акцентировать внимание на выразительности речи; учить анализировать текст. Развивающая: развивать навыки самостоятельного изучения литературы родного края, повысить интерес к исследовательской деятельности.
Воспитательная: прививать любовь к «малой» родине – родному городу, краю.
Методы и методические приемы.
Самостоятельная работа учащихся с художественной и научно – популярной литературой. Подготовка сообщений. Составление опорных конспектов. Беседа.
Оборудование: телевизор, фильмы, аудиозапись, карточка-информатор, крымские пейзажи И.К. Айвазовского, Н.Н. Редько, фотоэтюды, рисунки ученицы 6-Б класса Проскуриной А..
Ход урока:
Прекрасна эта земля, омытая одним из
самых праздничных морей земного шара.
К.Паустовский
Учитель: Крымская земля необыкновенно красива. Красота гор, трав, деревьев, рек, водопадов, и, конечно же, окружающих полуостров Черного и Азовского морей пробуждает у многих людей творческое вдохновение.
Тема нашего урока: «Все на Крымской земле начинается с Моря. Море глазами поэтов и художников».
Сегодня мы совершим экскурсию вдоль берега моря в Восточный Крым вместе с поэтами начала ХХ века И.А.Буниным и М.А.Волошиным, заглянем в гости к И.Айвазовскому и вернемся в Севастополь к современным поэтам и художникам нашего города.
Природа – это зеркало души человека. Тот, кто умеет наблюдать природу, не может не любить ее, ибо он становится ее частью. И она открывает ему свои тайны, открывает свою душу.
И вновь морская даль бледна
Под звездным благостным сиянием.
И полночь теплая полна
Очарованием, молчанием –
Как, Господи, благодарить
Тебя за все, что в мире этом
Ты дал мне видеть и любить
В морскую ночь, под звездным светом.
И.Бунин
В жизни И.А.Бунина Крым занимал особое место. В молодые годы он много раз бывал здесь, жил подолгу в Ялте, проездом останавливался в Севастополе, городе, где осталась молодость отца, участника обороны 1854 – 1855 годов. Бывал, в основном, в межсезонье: встречал здесь весну, встречал и осенние крымские штормы, впечатления о них отражены во многих его стихотворениях и рассказах.
Так пройдем и мы по крымским дорогам, перевалам, к морю вместе с И.Буниным, писателем и поэтом, любившим Крым за его природные красоты, за историческую судьбу
Выразительное чтение стихотворений Бунина. (см. приложение №1)
БЕСЕДА:
- Что вам понравилось в стихах, какие картины запомнились? (скалистый берег; гул горных сосен; шум, плеск воды, которая разбивается о скалы; холодная лунная ночь)
- Что объединяет эти стихи? (пейзажи Крыма, берег моря)
Учитель: О море писали и другие поэты. Певцом Киммерии – восточного побережья Крыма – называют поэта и художника М.Волошина, многие годы прожившего на берегу Коктебельской бухты. Он был человеком добрым, с широким и честным сердцем, веселым и простодушным, - людям с ним было легко и просто. «Дом поэта», так называл он свое жилище, всегда был полон гостей: писателей, художников и артистов.
Лучшее из того, что оставил нам Волошин, его стихи и акварели, воспевающие неповторимое своеобразие Коктебеля.
Выразительное чтение стихотворений Волошина (см. приложение №2)
БЕСЕДА:
- Попробуйте рассказать, что вы увидели, услышали, почувствовали? (устное рисование) (лесистые предгорья, плоскогорья, полынные луга; волна с силой бьется о берег; сквозь ливня косые столбы пробиваются лучи солнца;ощущение радости, наступление новой жизни).
- Какие художественные средства помогают автору так ярко и красочно изобразить картину крымской природы (сравнения: солнце как паук; эпитеты: жемчужные тучи, бледный луч, зыбкая рябь; метафоры: свитки облаков, горные лбы, серебряная кайма, алмазная паутина; олицетворения: парус трепещет дрожью, дышащие зыби волны, дрожь морей устремит ладью) (см. карточку - информатор)
- Но не только эпитеты, олицетворения помогают нам увидеть красоту природы, мы даже можем услышать плеск моря. С помощью каких звуков мы слышим море, как волна за волной накатывается на берег? («Все шире, все шире, все шире развертывается прибой» (в, с, ш, р)
Такой прием, когда повторяются одинаковые согласные звуки, называется аллитерацией.
- Помогает ли нам состояние моря понять чувства и переживания человека?
- Что общего в стихотворениях Бунина и Волошина? (тема моря) Чем они отличаются? (В стихотворениях И.Бунина чувствуется тоска, грусть, одиночество, надежда на перемены. В стихотворениях М.Волошина – восхищение, умиротворение от общения с морем).
Море вдохновляет не только поэтов, но и художников.
- Что объединяет живопись, музыку, литературу? (это виды искусства)
Живопись – иной вид искусства, но и с помощью красок можно передать свое настроение.
Фрагмент фильма «Путешествие в Восточный Крым» (в галерее Айвазовского)
На фоне фрагмента стихотворение.
Айвазовского море в раме
Синевою рябит глаза.
Подгоняемые ветрами,
Волны хлынуть готовы в зал
А.Красовский
Мы в Феодосии, в картинной галерее Айвазовского. Давайте вспомним, какие картины мы видели там? («Буря ночью», «Морская пена» и другие)
Используя опорные словосочетания, опишите одну из картин И.К.Айвазовского (или любой крымский пейзаж (фотографии, рисунки детей, фотокопии картин севастопольских художников К.А.Коровина, А.П.Боголюбова, М.А.Алисова, Н.Н.Редько на партах и на доске)).
На картинеИ.К.Айвазовского (рисунке, фотографии, фотокопии картины) мы видим
Облаков тяжелые свитки; гудящую волну; серебряную кайму волны; мутную глубину; хребты скалистых гребней; поздние сумерки; тоскующий ветер; соленую свежесть; холод лунной ночи, мертвый плеск и шум; ночные вдохи волн; во мгле утопает туманное море; свежий ветер поплыл над волнами; шумно пели холодные волны; море кипит и вздымается; мечутся дикие волны, пенные гибнут в борьбе; непокорные у берегов в воде застыли скалы; солнце под водой по валунам скользит и шевелится, как невод золотой.
Когда я смотрю на эту картину, я чувствую
Учитель: На этом экскурс в прошлое, свидание с поэтами, художниками завершились, пришло время вернуться домой. Мы отправляемся в Севастополь наших дней. Вдохновляет ли море сейчас? Каким его видят севастопольские поэты, художники, о чем могут рассказать картины художественного музея? Сейчас мы узнаем это у ребят из творческих групп, которые нам расскажут о результатах своих исследований.
Творческие группы представляют свои работы:
«Искусствоведы» побывали в Севастопольском художественном музее, узнали о картинах художников – маринистов. Рассказ о картинах К.А.Коровина «На берегу Черного моря», «Севастополь. Рыбачья бухта».
Группа «Вернисаж» побывала на вернисаже картин севастопольских художников. Взяли интервью у художников Влащенко В.В. (городские пейзажи, парусники, фрегаты), Редько Н.Н. художник – фантаст (сказочные морские персонажи, фентези).
«Литературоведы» работали в библиотеке им. Гайдара и собрали материал о севастопольских поэтах, которые писали о море (А.Красовский, П.Градов, К.Клименко)
У каждого море свое. Представьте, что вы поэт, художник, какое оно у вас? Давайте составим Акроним. Подобрать на каждую букву определение к слову «море».
М – мрачное, мутное, мерцающее, могучее.
О – огромное, объемное, очаровывающее.
Р – рокочущее, рычащее, романтичное, радостное, ревущее.
Е – емкое, естественное, (б)бескрайнее, (б)безнадежное.
Дома: Прочитать рассказ «Максимка» К.Станюковича, чтобы на следующем занятии мы могли говорить о людях, чьи судьбы связаны с морем.
Ребятам, у которых родители выбрали профессию военного моряка, приготовить о них рассказ.
Карточка – информатор
Аллитерация – повторение в стихотворной речи одинаковых согласных звуков с целью усиления выразительности художественной речи.
Метафора – скрытое сравнение, построенное на сходстве неодушевленных предметов, как одушевленных, при котором они наделяются свойствами живых существ.
Сравнение – форма поэтической речи, основанная на сопоставлении двух предметов или явлений с целью пояснить один из них при помощи другого.
Эпитет – художественное определение, подчеркивающее какое – либо свойство предмета или явления, на которое автор хочет обратить внимание и по поводу которого хочет выразить свое отношение.
Коктебель – страна синих гор («кок» – синий, «тебе» – вершина, «бель» - край)
Киммерия – восточная часть Крыма (от Судака до Керчи) названа М.Волошиным и художником К.Богаевским по имени ее первых поселенцев – киммерийцев.
Используя опорные словосочетания, опишите одну из картин И.К.Айвазовского (рисунок или фотография)
На картинеИ.К.Айвазовского (рисунке, фотографии, фотокопии картины) мы видим
Облаков тяжелые свитки; гудящую волну; серебряную кайму волны; мутную глубину; хребты скалистых гребней; поздние сумерки; тоскующий ветер; соленую свежесть; холод лунной ночи, мертвый плеск и шум; ночные вдохи волн; во мгле утопает туманное море; свежий ветер поплыл над волнами; шумно пели холодные волны; море кипит и вздымается; мечутся дикие волны, пенные гибнут в борьбе; непокорные у берегов в воде застыли скалы; солнце под водой по валунам скользит и шевелится, как невод золотой.
Когда я смотрю на эту картину, я чувствую
Приложение №1
Иван Алексеевич Бунин
Знаменитый русский писатель, поэт и переводчик Иван Бунин (1870 - 1953) стремился в Крым, начиная с отроческих лет, поскольку это был край, где прошла молодость отца, участника обороны Севастополя в 1854 – 1855 годов. Впервые Иван Алексеевич побывал там весной 1889 года и удивительно описал эту незабвенную встречу с Югом в «Жизни Арсеньева». С конца девяностых бывал в Крыму почти ежегодно, а то и два – три раза в год.
Зеленый свет пустынной лунной ночи,
Далеко под горой – морской пустынный блеск.
Я слышу на горах осенний ветер в соснах
И под обрывом скал – невнятный шум и плеск.
Порою блеск воды, как медный щит, светлеет,
Порой тускнеет он и зыбью взор томит.
Как в полусне сижу Осенний ветер веет
Соленой свежестью – и все кругом шумит.
И в шорохе глухом, и гуле горных сосен
Я чувствую тоску их безнадежных дум,
А в шумном плеске волн – лишь холод лунной ночи
Да мертвый плеск и шум.
1899 год
Когда вдоль корабля, качаясь, вьется пена,
И небо меж снастей синеет в вышине.
Люблю твой бледный лик, печальная Селена,
Твой безнадежный взор, сопутствующий мне.
Люблю под шорох волн рыбацкие напевы,
И свежесть от воды – ночные вздохи волн,
И созданный мечтой, манящий образ девы.
И мой бесцельный путь, мой одинокий челн.
На морском берегу, на скале
С непонятною думой во взоре
Я сидел и глядел, как во мгле
Утопало туманное море;
Я глядел, как внизу, подо мной.
Далеко от прибрежья, во мраке
Чуть мерцающей тусклой звездой
Засветился огонь на маяке.
И дождавшись прилива Пока
Возрастал его шум отдаленный
Охватил меня страх, и тоска
Овладела душою смущенной.
Но потом из-за темных зыбей
Свежий ветер поплыл над волнами,
Стал прибой величавей, ровней,
Стал торжественный шум над скалами.
И в душе необъятной волной
Разрасталося чувство свободы,
Словно ближе стал чуять душой
Я величье и тайны природы.
И всю ночь на пустынной скале
Я сидел вдохновенно – безмолвный
И внимал, как глубоко во мгле
Шумно пели холодные волны.
Приложение №2
Максимилиан Александрович Волошин
Один из крупнейших поэтов Серебряного века, создатель особой поэтической страны, имя которой Коктебель. Максимилиан Волошин – Кириенко (1877-1932) ни с кем не может сравниться масштабами поэтической щедрости, с которой он воспевал Восточный Крым, древнюю Киммерию. Он делал это пером, кистью и своим гостеприимством, благодаря чему в этой «стране» многие прикипали сердцем навеки и тоже славили ее в своих стихах.
Из цикла «Киммерийская весна»
Сквозь облак тяжелые свитки,
Сквозь ливни косые столбы
Лучей золотистые слитки
На горные падают лбы.
Пройди по лесистым предгорьям,
По бледным полынным лугам,
К широким моим плоскогорьям,
К гудящим волной берегам.
Где в дикой и пенной порфире,
Ложась на песок голубой,
Все шире, все шире, все шире
Развертывается прибой
10 октября 1919год
Из цикла «Киммерийские сумерки»
Равнина вод колышется широко,
Обведена серебряной каймой,
Мутится мыс, зубчатою стеной
Ступив за зыбь расплавленного тока.
Туманный день раскрыл златое око,
И бледный луч, расплесканный волной,
Скользит, дробясь, над мутной глубиной,-
То колос льна златится бледный круг
Жемчужных туч, и солнце как паук,
Дрожит в сетях алмазной паутины.
Вверх обрати ладони тонких рук –
К истоку дня! Стань стеблем ржи, дитя огня и глины!
Над зыбкой рябью вод встает из глубины
Пустынный кряж земли: хребты скалистых гребней,
Обрывы, черные потоки красных щебней –
Пределы скорбные незнаемой страны.
Я вижу грустные, торжественные сны –
Заливы гулкие земли глухой и древней,
Где в поздних сумерках грустнее и напевней
Звучат пустынные гекзаметры волны.
И парус в темноте, скользя по бездорожью,
Трепещет древнею, таинственною дрожью
Ветров тоскующих и дышащих зыбей.
Путем назначенным дерзанья и возмездья
Стремит свою ладью глухая дрожь морей,
И в небе теплятся лампады Семизвездия.
15