Урок – диспут по литературе для 9 класса “Кто виновен в гибели А.С.Пушкина?”
диспут по литературе для 9 класса
“Кто виновен в гибели А.С.Пушкина?”
Цели: - развивать самостоятельность мышления;
- учить доказательно, логически строить ответ на
поставленный вопрос.
Ход урока.
1).Организационный момент.
2).Объявление темы и цели урока.
Диспут - публичный спор на научную или общественно важную тему.
3).Вступительное слово учителя.
Гибель Пушкина. Несмотря на тщательный учёт фактов, обилие разнообразных свидетельств, общественное сознание удовлетворилось версией: ревнуя свою жену, Пушкин вызвал на поединок Дантеса и был им убит. При равнодушном или злорадном молчании общества и русского царя. Вы долго готовились к сегодняшнему диспуту. Ваши версии случившегося. Кто виновен в гибели Пушкина?
1 группа. Виновна Н.Н.Пушкина.
2 группа. Виновно общество в лице барона Геккерна, Жоржа Дантеса, царя.
4).Диспут.
1.Доказательства 1 группы.
а) Тяжёлое материальное положение.
“Жизнь моя в Петербурге ни то ни се. Заботы о жизни мешают мне скучать. Но нет у меня досуга, вольной холостой жизни, необходимой для писателя. Кружусь в свете, жена моя в большой моде - всё это требует денег, деньги достаются мне через труды, а труды требуют уединения”
Пушкин - Нащокину.
Февраль 1833г.
“Я вас попрошу одолжить мне на шесть месяцев 6000 рублей, в которых я очень нуждаюсь и которые не знаю где взять.Я не богат, а теперешние обстоятельства мои не позволяют мне заниматься литературным трудом, который давал мне средства к жизни. Если я умру, жена моя окажется на улице, а дети в нищете. Всё это печально и приводит меня в уныние.”
Пушкин - Д.Н.Гончарову.
Забота не только о своей семье, но и о сёстрах Натальи Николаевны.
Оппоненты.
“Мочи нет, хочется мне увидеть тебя причесанную а La Ninon; ты должна быть чудо как мила.Опиши мне своё появление на балах.”
Пушкин - жене.
“Женка, женка! Я езжу по большим дорогам, живу по 3 месяца в степной глушидля чего? Для тебя, жёнка: чтоб ты была спокойна и блистала себе на здоровье, как прилично в твои лета и с твоею красотой”.
Пушкин - жене.
Платья для балов покупала Н.Н. её тётушка Е.И.Загряжская, нежно любившая племянницу.
“Бедная моя Натали стала мишенью для ненависти света. Повсюду говорят: это ужасно, что она так наряжается, в то время как её свёкру и свекрови есть нечего. Вы знаете, как обстоит дело. Нельзя, конечно, сказать, чтобы человек, имеющий 1200 крестьян, был нищим. Стало быть, у отца моего кое-что есть, а у меня нет ничего. Во всяком случае, Натали тут ни при чём, и отвечать за неё должен я”.
Пушкин - П.А. Осиповой.
Октябрь.1835г.
“Бог мне свидетель, что я готов умереть за нее, но умереть для того, чтобы оставить её блестящей вдовой.”
Пушкин - Н. И.Гончаровой, матери Н.Н.
Апрель.1830г.
Из письма Н.Н.Пушкиной брату Дмитрию:
“Я считаюсвоим долгом постараться помочь мужу в том затруднительном положении, в котором он находится; несправедливо, чтобы вся тяжесть расходов моей большой семьи падала на него одного... Мой муж дал мне столько доказательств своей деликатности и бескорыстия, что будет совершенно справедливо, чтобы я со своей стороны постаралась облегчить его положение”.
1836г.
Пушкин - Нащокину:
“А у ней пречуткое сердце.”
1836г.
б). Ветреность жены, ревность Пушкина.
“Друг мой жёнка, на прошедшей почте я не очень помню, что я тебе писал. Помнится, я был немножко сердит, и, кажется, письмо немножко жёстко. Повторю тебе помягче, что кокетство ни к чему доброму не ведёт; и хоть оно имеет свои неприятности, но ничто так скоро не лишает молодой женщины того, без чего нет ни семейственного благополучия, ни спокойствия в отношениях к свету: уважения”
Пушкин - жене.
Принимала ухаживания Дантеса.
Оппоненты.
Доверял жене.
“Теперь, мой ангел, целую тебя, как ни в чём не бывало; и благодарю за то, что ты подробно и откровенно описываешь мне свою беспутную жизнь”
Пушкин - жене.
Из письма Дантеса Геккерну:
Н.Н. Пушкина отвечает Дантесу: “Я люблю вас, как никогда не любила, но не просите большего, чем моё сердце, ибо всё остальное мне не принадлежит, а я могу быть счастлива, только исполняя свои обязанности”.
Княжна М.Барятинская записала в своём дневнике: “мама узнала через Трубецкого, что его отвергла госпожа Пушкина”.
2. Доказательства 2 группы.
а). Произведён в камер-юнкеры.
Отклик современников:
“Певец свободы, наряженный в придворный мундир для сопутствия жене-красавице, играл роль жалкую, едва ли не смешную. Пушкин был не Пушкин, а царедворец и муж”.
Оппоненты.
Пушкин пишет в дневнике:
“Третьего дня я пожалован в камер-юнкеры (что довольно неприлично моим летам.) Меня спрашивали, доволен ли я моим камер-юнкерством. Доволен, потому что государь имел намерение отличить меня, а не сделать смешным”.
Пушкин - Нащокину:
“Конечно, сделав меня камер-юнкером, государь думал о моём чине, а не о моих мечтах - и верно не думал уж меня уколоть”
Официальный табель о рангах 1809 г.
Камер-юнкер располагался между 4-м и 5-м классами, т.е. был хотя и ниже генерала, но выше полковника.
б). Заговор под руководством барона Геккерна.
Анонимный пасквиль (с.220, «А.С.Пушкин. Мгновенья жизни дорогие».)
Письмо Пушкина Геккерну (с.322, А.С.Пушкин. Очерк жизни и творчества.)
в). Предательство друзей.
С.Н.Карамзина - брату:
“Я шла под руку с Дантесом, он забавлял меня своими шутками, своей весёлостью и даже смешными припадками своих чувств (как всегда к прекрасной Натали)”.
5).Итог.
Голосование.
Литература.
С.М.Петров. А.С.Пушкин. Очерк жизни и творчества. М. Просвещение.1973.
А.Берестов. А.С.Пушкин. Мгновенья жизни дорогие.
“Золотая аллея”/1999
3. Журнал “Литература в школе” № 1-97.
Н.Н.Скатов. “Невольник чести”.
4. Журнал “Литература в школе” № 2-99.
Н.Н.Скатов. Пушкин. “Царь взял меня в службу”.
5. Статья Е.Павловой. “Семья Пушкина”. “ Учительская газета”.
6. Статья С.Энгель. “Н.Н.Пушкина”. Журнал “Работница”.
15