Статья Интнернет-сервисы в образовании
Габитов Фанзиль РамиловичИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИНТЕРНЕТ - СЕРВИСА «ФАБРИКА КРОССФОРДОВ» КАК СРЕДСТВО АКТИВИЗАЦИИ ПОЗНАВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ УЧАЩИХСЯ НА УРОКЕ БИОЛОГИИ
МБОУ СОШ №3 с.Толбазы и ФМБОУ СОШ №3 с.Толбазы «ОШ д.Кебячево»
Особое место среди дидактических игр занимают кроссворды. Кроссворд вносит в учебный процесс элемент игры, что заставляет любого ребенка непроизвольно, без каких-либо принуждений окунуться в занимательный мир познания. Поэтому учащиеся получают полную самостоятельность в работе, тем самым открывается простор для творчества и активности. А самостоятельность повышает познавательный интерес, устойчиво закрепляет полученные знания, формирует умения и навыки.
Еще не так давно творчески работающий учитель, желающий разнообразить вид работ на уроке, привить интерес к своему предмету вычерчивал кроссворд на больших ватманах, крепил их к доске. Сейчас учитель имеет возможность тратить на составление кроссворда минимум своего времени, получая при этом массу возможностей для обучения через игру. Кроссворд можно составить, например, в привычной всем программе PowerPoint. Но создавать в данной программе интерактивный кроссворд с проявляющимися в ячейке верными словами – дело долгое и кропотливое.
На помощь учителю в решении этой проблемы приходят различные онлайн-генераторы и компьютерные программы. Одним из таких онлайн-сервисов является «Фабрика кроссвордов».
Достоинства данного сервиса: бесплатный, не требуется регистрация, при разгадывании проверка осуществляется автоматически (т.е. можно узнать результат), можно распечатать готовый кроссворд. Готовый кроссворд можно сохранить и отправить ученикам в виде ссылки для разгадывания.
Целесообразность использования:
1. Простота, доступность, надежность, бесплатность использования данного сервиса по сравнению с другими;
2. При разгадывании проверка осуществляется автоматически (т.е. можно узнать результат);
3. Готовый кроссворд можно сохранить и отправить ученикам в виде ссылки для разгадывания
4. Данный сервис поможет по-новому организовать работу в классе (сформировав интерактивную среду обучения), но и сделать сам процесс обучения ярче, насыщенней, интереснее.
«Фабрика кроссвордов» позволяет организовать проверку домашнего задания в начале урока и закрепить знания в конце урока. Также можно организовать групповую работу по составлению кроссворда во время изучения новой темы или предложить учащимся составить кроссворд в качестве домашнего задания.
На этапе проверки домашнего задания можно использовать контролирующий кроссворд. Для этого может быть предложено несколько вариантов:
– к интерактивной доске может быть вызван ученик для решения кроссворда. После устного опроса правильность заполнения кроссворда проверяется всем классом;
– можно дать аналогичное задание группе учеников. Кроссворд в распечатанном виде. В этом случае правильность выполнения можно проверить как в конце урока, так и сразу после устного опроса. В хорошо подготовленном классе проверить выполнение задания может наиболее успешный ученик, первым решивший его;
– выполняют задание, сидя за ноутбуком, компьютером.
Методика проведения контролирующего кроссворда по теме : «Прибор, открывающий тайны природы», природоведение 5 класс:
Учитель. На прошлом уроке мы с вами изучили строение микроскопа. Пришло время проверить, как вы усвоили на уроке полученные знания. Предлагаю вам разгадать кроссворд «Устройство увеличительного прибора» или «Строение микроскопа».
Учитель. Ссылка для выполнения кроссворда «Строение микроскопа» -
http://puzzlecup.com/crossword-ru/?guess=B7643DF6FA8008AU.
Учащиеся разгадывают кроссворды либо на листочках, один ученик- у доски. Если есть ноутбук, то выполняют задание, используя интернет-сервис «Фабрика кроссвордов»
Учитель. Проверим, как вы выполнил задание. А теперь оцените себя: если вы отгадали кроссворд самостоятельно без ошибок, поставьте оценку «5».
Если вы отгадали 8 вопросов из 9(89%) или 6,7 из 9( 67%, 78%), поставьте оценку «4».
Если вы 4-5слов из 9 отгадали с помощью подсказки, поставьте оценку «3»
Учитель. После выполнения задания оцените данный кроссворд по 10 бальной системе.
Выполненное задание: ссылка на выполненное в выбранном сервисе задание-
http://puzzlecup.com/crossword-ru/?guess=B7643DF6FA8008AU
Учитель. Созданный материал открыт для всех, вы можете зайти еще раз и проверить свои знания.
Учитель. А сейчас посмотрите на экран, сравните ответы, сосчитайте количество правильных ответов и поставьте в квадрате число в нижнем углу листа.
На этапе изучения новой темы можно использовать познавательный (обучающий) кроссворд.
В этом случае при подготовке к уроку можно составить небольшой кроссворд с ключевым словом из новой темы и понятиями, ранее изученными или знакомыми учащимся из повседневной жизни, но тесно связанными с темой урока. Ответы на вопрос вписываются в сетку электронного кроссворда. Таким образом, кроссворд к концу этапа будет представлять визуализацию ключевых понятий темы.
На завершающем этапе урока, при повторении и первичном закреплении изученного материала используется обобщающий кроссворд.
Методика проведения обобщающего кроссворда по теме «Размножение организмов» на уроке природведения в 5 классе:
На этапе закрепления материала вновь организуем работу с кроссвордом, используя интернет-сервис «Фабрика кроссвордов»
Учитель. Проверим, как вы выполнил задание. А теперь оцените себя: если вы отгадали кроссворд самостоятельно без ошибок, поставьте оценку «5».
Если вы отгадали 8 вопросов из 9(89%) или 6,7 из 9( 67%, 78%), поставьте оценку «4».
Если вы 4-5слов из 9 отгадали с помощью подсказки, поставьте оценку «3»
Учитель. После выполнения задания оцените данный кроссворд по 10 бальной системе.
Учитель. А сейчас посмотрите на экран, сравните ответы, сосчитайте количество правильных ответов и поставьте в квадрате число в нижнем углу листа.
Итоговый кроссворд как вид контроля имеет большое значение для стимулирования у школьников повышения интереса к учению. Если во время обычной контрольной дети находятся в очень напряженном состоянии, то кроссворд ассоциируется у них с игрой.
Обучающий и обобщающий кроссворд рекомендуется делать короткими, с небольшим количеством слов (6-9), чтобы его решение и проверка не затягивали урок (своего рода «тренировочная пятиминутка). Контролирующий итоговой кроссворд рекомендуется делать большими, содержащий 20-30 слов. Таким образом, использование кроссвордов в учебном процессе:
стимулирует познавательную активность (дети по собственному желанию начинают обращаться за помощью к учебникам, дополнительным пособиям и другой литературе);
расширяет кругозор, усваивают новые терминами;
развивает логическое мышление и память, творческие способности;
повышает грамотность;
способствует осуществлению дифференцированного подхода к обучению (как путем создания ресурсов разного уровня сложности, так и постановкой задач: разгадать/составить);
способствует сбережению здоровья учащихся.
Список используемой литературы:
1. Габитов Ф.Р. «Прибор открывающий тайны природы» Педсовет. http://new.pedsovet.org/publikatsii/biologiya/urok-po-prirodovedeniyu-v-5-om-klasse-po-teme--pribor-otkryvayuschiy-tayny-prirody-/
2. Генералова Н. «Онлайн-сервисы создания кроссвордов». [Электронный ресурс] // Pedsovet.su «Сообщество взаимопомощи учителей». - Режим доступа: http://pedsovet.su/publ/44-1-0-41393.Зубрилин А.А. Решение кроссвордов как способ проверки знаний // Информатика и образование. 2002. № 8.
4. Милютина Т. В. Фабрика кроссвордов - сервис по созданию кроссвордов-сервис для создания кроссвордов.- режим доступа: http://puzzlecup.com/crossword-ru/ 5. Панфилова А. П. «Игровое моделирование в деятельности педагога», М.: «Академия », 2000