Интегрированное занятие Раздел: «Меры социальной поддержки Тема: «Вариативность моделей и способов обучения инвалидов»
Министерство общего и профессионального образования
Свердловской области
Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение
Свердловской области
«Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса»
СИСТЕМА МЕНЕДЖМЕНТА КАЧЕСТВА
СТАНДАРТ ТЕХНИКУМА
Утверждаю:
Зам. директора НТТМПС по НМР
_______________Балясникова Т.С.
Интегрированное занятие
Профессиональный модуль ПМ.01/ учебная практика
Раздел: «Меры социальной поддержки
людей с ограниченными возможностями»
Тема: «Вариативность моделей и способов обучения инвалидов»
По программе подготовки специалистов среднего звена 39.02.01
группа 110 СП, специальность: специалист по социальной работе
Место проведения:НТТМПС
Каб.203 Конференц – зал, 30.11.15г
С участием работодателя: Пятышевой Т.В
Зав. отделением ГБУ СОН СО ЦСПСиД
Нижний Тагил, 2015
План методического занятия по теме: «Меры социальной поддержки людей с ограниченными возможностями» разработан на основе требований ФГОС, профессионального стандарта по специальности, требований к освоению содержания дисциплин общепрофессионального цикла и профессионального модуля ПМ.01. « Социальная работа с лицами пожилого возраста и инвалидами» для обучающихся по специальности «Социальная работа». Тема данного занятия позволяет акцентировать внимание на проблеме доступа людей с ОВ к образованию. Важным и актуальным моментом является рассмотрение проблемы в рамках международного «Самого большого урока в мире», проводимого одновременно во всех странах.
Интеграция теоретического и практического обучения в рамках модуля позволяет углубить и систематизировать знания и создать условия для формирования системы общих и профессиональных компетенций обучающихся, а также развития профессионально – важных личностных качеств:
Милосердие;
Эмпатия;
Сострадание
Справедливость
Доброжелательность;
Гуманизм др.
Организация-разработчик: ГАПОУ СО Нижнетагильский техникум металлообрабатывающих производств и сервиса, 622018 г. Нижний Тагил. ул. Юности, 9. тел. 8(3435)33 06 29
Авторы:
© Преподаватель специальных предметов, НТТМПС, Имамиева Елена Николаевна
высшей квалификационной категории
© Мастер производственного обучения, НТТМПС, Попова Елизавета Петровна
высшей квалификационной категории
Рассмотрено на заседании.
методического объединения
10.11.2015, протокол. № 3
Руководитель _________Имамиева Е.Н.Тема программы (теория) МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов: « Вариативность моделей и способов обучения инвалидов»
Учебная практика «Проведение работ по оказанию социальной помощи отдельным гражданам и социальным группам для предупреждения или преодоления трудной жизненной ситуации посредством предоставления социальных услуг или мер социальной поддержки»
Для определения целей занятия проведён сравнительный анализ формируемых компетенций в соответствии с требованиями образовательного и профессионального стандартов по специальности
Таблица 1. Сравнительный анализ формируемых компетенций в соответствии с требованиями образовательных и профессиональных стандартов
Формируемые компетенции
Освоение умений
В соответствии с ФГОС
В соответствии с профессиональным стандартом
ПК 1.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации лиц пожилого возраста и инвалидов.
ПК 2.4. Создавать необходимые условия для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.
Единица профстандарта 3.1.3. Организация социального обслуживания и социальной поддержки граждан с учетом их индивидуальной потребности
Мотивировать граждан – получателей социальных услуг к активному участию в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки, использовать методы и технологии самоактуализации
Обеспечивать комплексный подход в реализации индивидуальной программы предоставления социальных услуг и оказания мер социальной поддержки гражданам со стороны специалистов смежных профессий (психолог, реабилитолог, социальный педагог, юрист, дефектолог и др.)
- Использовать оптимальное сочетание различных форм и видов социального обслуживания, технологий социальной реабилитации, адаптации, коррекции и др.-
ТАБЛИЦА 2. Интегративная карта
Содержание теории
* ПМ.01. МДК 01.02. Психология и андрогогика лиц пожилого возраста и инвалидов Тема 3.3. Специфика образования инвалидов.
Содержание учебной практики
Координация работы по преобразованию ТЖС в семье и у детей.
Создание необходимых условий для адаптации и социальной реабилитации различных типов семей и детей, находящихся в ТЖС.
Проведение профилактики возникновения новых ТЖС в различных типах семей и у детей.
Основы законодательства федерального и регионального уровня, основные положения нормативных правовых актов в сфере социального обслуживания населения, включая административные регламенты, национальные и государственные стандарты социального обслуживания населения
Основные понятия социальной работы, ФЗ № 442, 181, Национальные стандарты
Организация деятельности МСЭК
Предоставление гражданину, признанному находящимся в трудной жизненной ситуации, частично или полностью утратившему способность к самообслуживанию, социального обслуживания в целях нормализации условий жизнедеятельности и (или) повышения степени самостоятельного удовлетворения основных жизненных потребностей
Деятельность общественных организаций ВОИ, ВОГ и ВОС
Выявление лиц, находящихся в трудной жизненной ситуации и нуждающихся в социальном обслуживании
Признание лица инвалидом, функции Министерства труда и социального развития РФ
Оказание социально-медицинских услуг клиентам организации социального обслуживания
Организация деятельности реабилитационных центров для людей с ОВ
Основные положения нормативно-правовых актов, регламентирующих проведение медико-социальной экспертизы, обеспечение техническими средствами реабилитации и реабилитационными услугами
Содействие в проведении реабилитационных мероприятий, в том числе на основании индивидуальной программы реабилитации инвалида
Кодекс этики и служебного поведения работников учреждений по социальной защите населения в РФ
Содействие в обеспечении клиента по заключению врачей лекарственными препаратами и изделиями медицинского назначения (приобретение за счет средств клиента либо по льготному рецепту и доставка на дом, в том числе в составе мобильных бригад социального обслуживания)
Технологии социальной реабилитации и адаптации инвалидов
Оказание социально-психологических услуг клиентам организации социального обслуживания. Формы и методы социокультурной реабилитации. Оказание содействия в поддержании социальных контактов
Проблема занятия: Почему дети с ограниченными возможностями здоровья должны учиться совместно со здоровыми сверстниками?
Методическая цель занятия: Создание условий для успешного освоения обучающимися системы общих и профессиональных компетенций в процессе освоения профессионального модуля ПМ.01.
Цель занятия:
Формировать знания по социальной поддержке людей с ограниченными возможностями здоровья в области образования
Задачи:
Актуализировать знания обучающихся по дисциплине «Теория и методика социальной работы»;
Ознакомить обучающихся с концепцией «Общемировых целей в области устойчивого развития» и обсудить роль образования в достижении этих целей;
Формировать понимание ситуации с доступностью образования во всем мире и в России в частности, умение анализировать профессиональную ситуацию, выделять главное существенное;
Формировать умения делать выводы на основе имеющейся информации, ориентироваться в профессиональном поле, презентовать информацию;
Развивать у обучающихся профессионально – важные личностные качества: отзывчивость, ответственность, гуманизм, чувство уважения к своим товарищам независимо от их психических, физических и интеллектуальных способностей, умение устанавливать контакт, владеть профессиональным этикетом.
Применяемая образовательная технология: проблемное обучение, информационно-коммуникационные технологии.
Тип занятия: получения новых знаний
Форма занятия: интернет - занятие
Методы обучения:
- сотрудничество (организация круглого стола);
-мозговой штурм (решение проблемных профессиональных задач, обсуждение, поиск вариантов решения);
- анализ результатов теоретического и практического обучения;
- практический (самостоятельная подготовка дополнительной информации);
-словесный (результаты наблюдений, вопросы и ответы обучающихся);
-наглядный (фрагменты фильмов по плану международного урока «Школа для всех», электронные презентации)
Форма организации учебной деятельности: групповая, фронтальная, индивидуальная.
Дидактические приёмы: создание ситуации успеха, выступления обучающихся, имитация ситуаций, выработка собственных вариантов решения, осуществление самооценки обучающимися на основании контрольных ведомостей, рассказы о технологиях деятельности социальных учреждений, специализирующихся на работе с подростками с ОВЗ.
Планируемый результат:
Знают:
Основы законодательства федерального и регионального уровня, основные положения нормативных правовых актов в сфере прав человека, основные положения нормативно-правовых актов, регламентирующих политику государства в отношении инвалидов, профессионально-личностные требования к специалисту.
Понимают:
- сущность и социальную значимость своей будущей специальности, проявляют к ней устойчивый интерес;
Умеют:
- организовывать собственную деятельность, исходя из цели и способов её достижения;
- осуществлять поиск информации, необходимой для занятия;
- использовать информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности (поиск дополнительной информации к занятию);
- работать в команде;
- оказывать содействие в поддержании социальных контактов; оказывать психологическую поддержку объекта; оказать консультативную помощь.
Имеют практический опыт:
- общения с детьми с ОВЗ, руководствуясь принципами гуманности, справедливости, объективности и доброжелательности.
Межпредметные связи: теория и методика социальной работы, обществознание, организация социальной работы в РФ.
Перечень информационно – справочного материала для занятия:
ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания населения в РФ», 23.12.2013г.;
Кодекс этики и служебного поведения работников учреждений по социальной защите населения в РФ», М., 31.12.2013г.;
Федеральная целевая Программа «Дети России», М., 2013;
Национальный стандарт «Система учреждений социального обслуживания», ГОСТ Р 52497;
Национальный стандарт « Классификация учреждений социального обслуживания» ГОСТ Р 52498.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]Ход занятия:
Этап занятия
Организационная структура занятия
Психолого-педагогическая структура занятия
Деятельность преподавателей
Деятельность обучающихся
1. Ориентировочно - мотивационный
Организационный момент
Постановка проблемы
Мотивация
Актуализация знаний
Вступительное слово преподавателей (Имамиевой Е.Н. и Поповой Е.П.).
Е.П.Представление гостей (социальных партнёров)
Сообщение темы и целей занятия. (СЛ. 1-2)
ВВЕДЕНИЕ
2. Е.Н. Приветствие, активизация внимания.
Сегодня мы проведем необычный урок. СЛ.3
Как вы думаете, почему он называется «Самый большой урок в мире?» (обучающиеся предлагают варианты). СЛ.4 (задачи)
Он так называется потому, что впервые в истории нашей планеты один и тот же урок проходит сразу в более чем ста странах мира! Не только у нас здесь, в России, но и в Бразилии, в Великобритании, в др.странах
СЛ. 5 А еще наш урок необычен тем, что к нам присоединяются прямым включением заместитель Министра образования и науки Российской Федерации – Вениамин Шаевич Каганов и всемирно известная модель, основатель фонда «Обнаженные сердца» Наталья Водянова. (приветственное слово В.Ш. Каганова – видео «Большой урок» часть 1)
Организует обсуждение основных понятий для занятия
ВОПРОСЫ ДЛЯ ОБСУЖДЕНИЯ: СЛ.6
Кто называется «Объектом» социальной работы?
Перечислите категории
Зачем нужно образование?
Почему важно, чтобы дети учились?
А знаете ли вы, что далеко не у всех детей в мире есть возможность ходить в школу?
Почему, как вам кажется, не все дети ходят в школу? (примеры разных стран).
(видео В.Ш. Каганова видео «большой урок» часть 2) Образование позволяет нам с вами добиваться самых невероятных результатов!
И главное, именно благодаря образованию у нас появляются лучшие друзья. Именно в школе мы учимся вместе, мы начинаем узнавать и понимать, что мы все разные и принимать друг друга такими, какие мы есть. И этот урок я предлагаю посвятить не просто ценности образования, но и инклюзивному образованию, совместному обучению детей с особыми образовательными потребностями со здоровыми одноклассниками, когда независимо от того, как мы выглядим или как быстро мы усваиваем информацию, мы могли учиться, работать и жить в одном обществе, обществе равных возможностей, обществе, открытом для всех. ______________________________________________
3.Е.П. Объясняет связи теории и практики в ПМ по интегративной таблице. Информирует группу обучающихся о результатах освоения МДК ПМ.01(учреждения, услуги, общение, технологии) СЛ.7
_________________________________________________
4.Е.Н. Преподаватель акцентирует внимание обучающихся на проблеме занятия: СЛ.8
Почему дети с ограниченными возможностями здоровья должны учиться совместно со здоровыми сверстниками?
-Слушают
-Записывают тему в конспект
Смотрят, думают
Воспринимают, предлагают варианты
Слушают
Отвечают, анализируют
Обсуждение причин, почему по сравнению с другими странами, в России не 100% детей имеют доступ к образованию (школы есть повсюду в отличие от некоторых стран, но даже в мегаполисах инвалиды не имеют возможности учиться со сверстниками в одном классе).
Смотрят, размышляют
Анализируют, записывают
Слушают, записывают
-Задумываются над проблемой занятия
2. Операционно-исполнительский
Презентация исследования по техникуму
Выдача заданий
Контроль и коррекция
5. Е.П. актуализирует умения обучающихся по классификации и структуризации социальных учреждений. Организует дискуссию группы по проблемам инвалидов, приглашает работодателей к участию в работе группы. СЛ 9- 12
________________________________________________________
Е.Н Организует дискуссию:
У каждого человека есть права. Например, право на имя, право на жизнь, право на образование, право на труд, право на отдых. Эти права одинаково принадлежат всем людям, независимо от того, есть ли у человека инвалидность или нет.
Приведите пример создания в ОУ безбарьерной среды (строительство пандусов, оборудование лифтом, тактильной плиткой, крупными надписями, бегущей строкой и т.д.)
___________________________________________________
7. Е.П. организует выступление обучающихся гр.110 СП по исследованию «Условия для инклюзивного образования в техникуме»
Демонстрация ролика «Инклюзивное образование: Что это такое? Адрес доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Обсуждение преимуществ инклюзии для общества и поддержки, которую могут оказать своим товарищам с особенностями в развитии одноклассники.
Ролик про жизнь человека с особыми потребностями, адрес доступа –[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] Дженнет (convert-video-online.com).avi15
8. Е.Н. ЗАДАНИЕ – ЗАКРЕПЛЕНИЕ МАТЕРИАЛА
(2 варианта заданий – презентация и упражнения.)
Мы знаем, что мы все имеем равные права, несмотря на наши различия.
Существуют определенные правила этикета и определенная терминология при общении с людьми с особенностями развития, с инвалидностью.
Необходимо всегда помнить, что человек и личность – первично, а диагноз или особенность развития – вторично. Главное – человек!
Некорректным и оскорбительным считается называть людей с особыми потребностями, отталкиваясь от их нарушения/диагноза (слепые, глухие, отсталые, дауны, аутисты, опорники и т.д.)
Корректно – говорить ЧЕЛОВЕК (РЕБЕНОК, ученик) с .... (аутизмом, синдромом Дауна, нарушениями слуха и т.д.)
«Страдать» нарушениями в развитии НЕЛЬЗЯ – страдать можно от боли или болезни, инвалидность не всегда сопровождается болью. Ребенок или взрослый не «страдает» а живет.
Люди с особыми потребностями - прежде всего люди. У них те же права и потребности, что и у всех людей – жить в семье, учиться, дружить, быть услышанными.
Когда мы говорим о таких людях и общаемся с ними и их близкими, стоит помнить об этом.
Иногда людей с инвалидностью сопровождают помощники. При общении с человеком с инвалидностью, особенностями развития обращайтесь непосредственно к нему, а не к его помощнику/сопровождающему.
РАЗДАЁТ упражнения
_______________________________________________
Преподаватели консультируют, направляют деятельность обучающихся, помогают сформулировать профессиональные термины
* Е.Н. Подводит итоги, определяет с обучающимися степень решения проблемы занятия
___________________________________________________
9. Е.П. Раздаёт листы самооценки, комментирует критерии
размышляют, отвечают
анализируют формы, приводят примеры
Обсуждение понятия равенства/ равных прав для всех людей независимо от их учебных способностей или особенностей развития
Выступают
Шелупец Вика и Андреенко Лена с исследовательской работой к практической конференции
Дискутируют
Презентация – демонстрация слайдов – правил этикета при общении с инвалидами и обсуждение в свободной форме увиденного.
Обсуждают, вносят предложения, дискутируют.
Определяют роль специалистов и волонтёров
Выполняют задание в группах с соблюдением норм служебной этики
Читают, находят «ошибки», комментируют
Обсуждают степень решения проблемы занятия
Получают листы самооценки. Знакомятся с критериями оценивания. Проводят самооценку
3. Рефлексивно – оценочный
Подведение итогов
Рефлексия
*Преподаватели организуют беседу с обучающимися по вопросам:
1. С какими затруднениями Вы встретились при подборе дополнительной информации к занятию? (Имамиева Е.Н)
2. Что в занятии для Вас оказалось наиболее важным и полезным в практическом плане? (Попова Е.П.)
Бонус (для обучающихся) – видеоклип Д. Билана с участием Н. Водяновой «Не молчи»
Ссылка на клип, адрес доступа: [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
Обсуждение просмотренного клипа
«Мы исключили эту часть людей из общества
и надо вернуть их назад, в общество, потому
что они могут нас чему-то НАУЧИТЬ»
Жан Ванье «Из глубины»
Социальный партнёр (Пятышева Т.В Зав.отделением ГБУ СОН СО ЦСПСиД) подводит итоги.
Преподаватели благодарят всех участников занятия.
- отвечают на вопросы, анализируют затруднения, находят пути решения проблем;
Воспринимают, анализируют
Высказывают пожелания.
ПЕРЕЧЕНЬ ВОПРОСОВ ДЛЯ ПОВТОРЕНИЯ
(актуализации необходимых знаний для занятия)
Что такое «Социальная работа»?
Кто является объектами профессиональной деятельности?
Назовите основные документы РФ, регламентирующие социальную работу?
В РФ широкая сеть социальных учреждений: зачем столько СУ?
Как по новому ФЗ № 442 называют человека в трудной жизненной ситуации, обслуживающегося в СУ?
ЗАДАНИЕ - Упражнение: - Перед вами примеры статей, написанных о людях с особенностями развития . Найдите в них ошибки и помогите журналисту исправиться.
«Ведущая передачи «Новости культуры», рассказала, что одна растит шестилетнюю дочь, страдающую аутизмом»
«Прикованный к коляске программист стал успешным паралимпийцем».
«Ученик страдает ДЦП и с детства прикован к инвалидной коляске, однако является большим поклонником бокса и всегда мечтал провести бой. Такая возможность у него и появилась».
«Коллектив панков из Финляндии под названием Pertti Kurikan Nimipaivat (сокращенно PKN) намерен выступить на главном музыкальном конкурсе Европы - «Евровидении», который в этом году пройдет в Вене. Заявку панков на родине уже назвали экстравагантным поступком, так как коллектив артистов имеет особенность: все солисты PKN - мужчины, больны синдромом Дауна»
«Аутисты среди известных людей. Список известных личностей, страдавших или страдающих аутизмом, все время пополняется. Знаменитые аутисты: как болезнь проявилась у известных людей».
«Сегодня, 2 апреля, отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Предлагаем Вам вспомнить самых известных аутистов среди знаменитостей и узнать, как в их жизни проявился недуг».
Критерии оценивания самостоятельной работы
Баллы
Эквивалент оценки
Параметры оценивания
4
«5»
Содержание самостоятельной работы соответствует заданию.
Задание выполнено в полном объёме.
Обучающийся продемонстрировал умения применять знания для выполнения практических задач.
Продемонстрированы умения:
соблюдать логику изложения, составлять план конспекта;
выделять цели, задачи, планировать деятельность; материала;
выделять главные аспекты, делать выводы;
использовать информацию из различных источников;
использовать профессиональную терминологию;
излагать материал без грамматических, пунктуационных, стилистических ошибок;
перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах.
3
«4»
Содержание самостоятельной работы соответствует заданию.
Полнота использования учебного материала.
Обучающийся продемонстрировал умения применять знания для выполнения практических задач.
Продемонстрированы умения:
соблюдать логику изложения, составлять план конспекта;
выделять цели, задачи, планировать деятельность; материала;
выделять главные аспекты, делать выводы;
использовать информацию из различных источников;
излагать материал без грамматических, пунктуационных, стилистических ошибок;
перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символической формах.
Допущено незначительное количество ошибок, неточностей в профессиональной терминологии.
2
«3»
Содержание самостоятельной работы соответствует заданию.
Учебный материал использован не полностью.
Оформление самостоятельной работы:
основные цели и задачи не выделены;
схема выполнения работы не имеет логической структуры;
представлен набор предложений и фраз, не отражающих цели и задачи материала;
имеются грамматические, пунктуационные, стилистические ошибки;
работа выполнена неаккуратно.
0
«2»
Содержание самостоятельной работы не соответствует заданию.
Совсем не использованы графические элементы рисунки, схемы, графики.
Оформление самостоятельной работы:
основные цели и задачи не выделены;
схема построения конспекта не имеет логической структуры;
представлен набор предложений и фраз, не отражающих цели и задачи материала;
имеются грамматические, пунктуационные, стилистические ошибки.
работа выполнена неаккуратно.
Работа требует существенной доработки.
Критерии оценки индивидуальной работы в группе
(при групповой форме организации занятий)
Оценка
Параметры оценивания
«5»
При работе в группе обучающийся демонстрирует умения:
выделять проблему;
выдвигать идеи по решению проблемы (даже ошибочные);
анализировать и обосновывать решение;
вести диалог, слушать и слышать других;
планировать деятельность;
создавать продукт деятельности (суждение, схема, таблица, сочинение, проект и др.);
высказывать суждение от имени группы (ведущая роль);
активная позиция обучающегося.
«4»
умение включаться в деятельность;
обосновывает предложенные другими обучающимися решения;
вести диалог, слушать и слышать других;
создавать продукт деятельности.
«3»
не выдвигает идеи;
создает продукт деятельности с подсказкой обучающихся группы.
Формирование общих компетенций
Формируемые общие
компетенции
Умения (отношения)
ОК 1
Понимать сущность и социальную значимость своей будущей профессии, проявлять к ней устойчивый интерес
ориентация на ценность освоения специальности;
принятие ценностей специальности;
принятие ценностей социальных учреждений;
стойкая мотивация к будущей профессии;
ОК 2
Организовывать собственную деятельность, выбирать типовые методы и способы выполнения профессиональных задач оценивать их эффективность и качество
умение выбирать цели;
умение планировать;
умение выбирать оптимальные методы выполнения профессиональных задач;
умение оценивать результаты деятельности;
умение вносить коррективы в собственную деятельность.
ОК 3
Принимать решения в стандартных и нестандартных ситуациях и нести за них ответственность
умение анализировать профессиональную ситуацию, выделять главное существенное;
умение сопоставлять факты, сравнивать;
умение выявлять проблемы;
умение решать проблемы;
умение выстраивать логические схемы решения проблем;
умения делать выводы на основе имеющейся информации.
ОК 4
Осуществлять поиск и использование информации, необходимой для эффективного выполнения профессиональных задач, профессионального и личностного развития.
умение вести самостоятельный поиск информации;
умение отбирать информацию с использованием различных источников и новых информационных технологий;
умение анализировать информацию, выделять основное содержание;
умение перерабатывать и предъявлять информацию в словесной, образной, символических формах;
умение привлекать к анализу значительные массивы разнопрофильной информации и осмысливать ее;
умения и навыки мыслительной деятельности.
ОК 5
Использовать информационно-коммуникационные технологии в профессиональной деятельности.
умение четко формулировать запрос в информационных сетях;
умение ориентироваться в профессиональном поле;
умение анализировать и обрабатывать информацию;
умение устанавливать контакт;
умение излагать информацию в письменной и устной форме;
умение аргументировать свою точку зрения;
умение презентовать информацию;
умение писать заявление, резюме, заполнять анкеты.
ОК 6
Работать в коллективе и команде, эффективно общаться с коллегами, руководством, потребителями.
умение устанавливать контакт, оказывать помощь, рецензировать ответы, осуществлять взаимоконтроль;
умение излагать информацию в письменной и устной форме;
умение выслушивать собеседника, вести диалог;
признавать право человека на иное мнение;
умение писать заявление, заполнять анкеты, автобиографии, резюме;
умение четко формулировать вопрос;
умение полно и аргументировано отвечать на поставленный вопрос;
умение сотрудничать;
умение владеть профессиональным этикетом.
ОК 7
Брать на себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), результат выполнения заданий.
умение анализировать профессиональную ситуацию, делать выводы;
умение планировать и организовывать свою работу, членов команды;
умение организовывать поиск оптимальных решений в различных ситуациях;
умение нести ответственность за результаты своей деятельности и членов команды;
умение консультировать;
умение принимать решения в условиях дефицита и избытка информации.
ОК 8
Самостоятельно определять задачи профессионального и личностного развития, заниматься самообразованием, осознанно планировать повышение квалификации.
умение владеть методами саморазвития, самонаблюдения, самодиагностики, рефлексии, самооценки;
стремление к совершенствованию профессиональных и общих компетенций;
стремление освоить дополнительные компетенции;
умение планировать повышение квалификации, развитие профессиональной карьеры;
способности к обучению, получению смежных профессий/специальностей;
умения сохранять психическое и физическое здоровье.
ОК 9
ОК 10
ОК 11
ОК 12
ОК 13
Ориентироваться в условиях частой смены технологий в профессиональной деятельности.
Бережно относиться к историческому наследию и культурным традициям народа, уважать социальные, культурные и религиозные различия
Быть готовым брать на себя нравственные обязательства по отношению к природе, обществу, человеку
Организовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности
Вести ЗОЖ, заниматься физической культурой для укрепления здоровья, достижения жизненных и профессиональных целей
умение ориентироваться в условиях нового производства и технологий;
умение ориентироваться в современном рынке труда;
умение проводить сравнительный анализ используемого и нового оборудования;
умение осуществлять деятельность по модернизации оборудования, технологий, новых материалов;
стремление внести индивидуальный творческий вклад в свою профессию/специальность;
умение ориентироваться в социально-экономических условиях;
психологическая готовность к смене производственной ситуации;
умение организовать безопасные условия социального обслуживания;
умение соблюдать и пропагандировать здоровый образ жизни.
ЗАДАНИЕ – УПРАЖНЕНИЕ ДЛЯ ГРУПП: - Перед вами примеры статей, написанных о людях с особенностями развития. Найдите в них ошибки и помогите журналисту исправиться.
«Ведущая передачи «Новости культуры», рассказала, что одна растит шестилетнюю дочь, страдающую аутизмом»
_______________________________________________________
«Прикованный к коляске программист стал успешным паралимпийцем».
__________________________________________________________
«Ученик страдает ДЦП и с детства прикован к инвалидной коляске, однако является большим поклонником бокса и всегда мечтал провести бой. Такая возможность у него и появилась».
________________________________________________________
«Коллектив панков из Финляндии под названием Pertti Kurikan Nimipaivat (сокращенно PKN) намерен выступить на главном музыкальном конкурсе Европы - «Евровидении», который в этом году пройдет в Вене. Заявку панков на родине уже назвали экстравагантным поступком, так как коллектив артистов имеет особенность: все солисты PKN - мужчины, больны синдромом Дауна»
______________________________________________________
«Аутисты среди известных людей. Список известных личностей, страдавших или страдающих аутизмом, все время пополняется. Знаменитые аутисты: как болезнь проявилась у известных людей».
________________________________________________________
«Сегодня, 2 апреля, отмечается Всемирный день распространения информации о проблеме аутизма. Предлагаем Вам вспомнить самых известных аутистов среди знаменитостей и узнать, как в их жизни проявился недуг».
___________________________________________________________Контрольная ведомость самооценки
№
Признаки компетенции
Самооценка
0-5 баллов
Использую в практической деятельности основы законодательства федерального и регионального уровня
Ориентируюсь на ценность освоения специальности
Соблюдаю требования кодекса служебной этики специалиста
Организовываю и поддерживаю беседу, формирую позитивное настроение
Понимаю сущность и социальную значимость своей будущей специальности
Организую собственную деятельность, исходя из целей занятия
Самостоятельно осуществляю поиск информации, использую информационно – коммуникационные технологии в профессиональной деятельности
Работаю в команде, эффективно общаюсь с обучающимися
Активно участвую на занятии, выражаю свою точку зрения
Самостоятельно смог(ла) решить упражнения
Умею делать выводы на основе имеющейся информации из занятия
Ф.И.О.
Итого
____ баллов
ОЦЕНКА
«_____»
Критерии: 55-48= 5
47-36 =4
35-20=3, менее -2
ПРИЛОЖЕНИЕ
Инклюзивное образование ([ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] inclusif-включающий в себя, [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] include-заключаю, включаю, вовлекаю) один из процессов трансформации [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], основанный на понимании, что инвалиды в современном обществе могут (и должны) быть вовлечены в [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Данная трансформация ориентирована на формирование условий доступности образования для всех, в том числе обеспечивает доступ к образованию для детей с [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]. Усилиями общественности в 1990-х 2000-х гг. и формирование общественного мнения, позволили начать создание условий для такого типа педагогики, получившей наименование инклюзивной (вовлекающей)[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ].
Инклюзивное образование стремится развить методологию, направленную на детей и признающую, что все дети индивидуумы с различными потребностями в обучении. Инклюзивное образование старается разработать подход к преподаванию и обучению, который будет более гибким для удовлетворения различных потребностей в обучении. Если преподавание и обучение станут более эффективными в результате изменений, которые внедряет инклюзивное образование, тогда выиграют все дети (не только дети с особыми потребностями).
Исследователями Англии инклюзивное образование, согласно материалам [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ], воспринимается следующим образом:
Инклюзия является процессом увеличения степени участия каждого отдельного учащегося в академической и социальной жизни школы, а также процесс снижения степени изоляции учащихся во всех процессах, протекающих внутри школы.
Инклюзия призывает к реструктуризации культуры школы, ее правил и внутренних норм и практик, чтобы полностью принять все многообразие учеников, с их личными особенностями и потребностями.
Инклюзия непосредственно касается всех учеников школы, а не только особенно уязвимых категорий, таких как дети с ограниченными возможностями.
Инклюзия ориентирована на совершенствование школы не только для учеников, но и для учителей и ее работников.
Желание дать доступ к среде и процессу образования отдельным студентам может выявить проблемы, требующие более общего и концептуального подхода для их решения.
Каждый ребенок имеет право получать образование в школе рядом со своим домом
Многообразие и непохожесть детей друг на друга видится не проблемой, требующей решения, а важнейшим ресурсом, который можно использовать в образовательном процессе.
Инклюзия подразумевает наличие тесных, близких, основанных на дружбе отношений между школами и обществом, в котором эти школы существуют и действуют.
Таким образом, инклюзия – это процесс развития предельно доступного образования для каждого в доступных школах и образовательных учреждениях, формирование процессов обучения с постановкой адекватных целей всех учеников, процесс ликвидации различных барьеров для наибольшей поддержки каждого учащегося и максимального раскрытия его потенциала.
В федеральном законе «Об образовании» зафиксировано право детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) на специальные образовательные условия и введено понятие инклюзивного образования «обеспечения равного доступа к образованию для всех обучающихся с учетом разнообразия особых образовательных потребностей и индивидуальных возможностей».
Законодательные ресурсы:
Конституция Российской Федерации
Закон Российской Федерации «Об образовании»
Федеральный закон «О социальной защите инвалидов в Российской Федерации» от 24 ноября 1995 г. № 181-Ф
Протокол № 1 к Европейской Конвенции о защите прав человека и основных свобод
Конвенция ООН о правах ребенка
Список использованных источников:
Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 13.07.2015) «Об образовании в Российской Федерации» (с изм. и доп., вступ. в силу с 24.07.2015 г.)
Закон «Об образовании в Свердловской области» № 78-03 от 15.07.2013 г.;
Концепция Федеральной целевой программы развития образования 2011-2015 годы. Распоряжение Правительства РФ № 163 от 07.02.2011 г.
ФЗ № 442 «Об основах социального обслуживания населения в РФ», 23.12.2013
Кодекс этики и служебного поведения работников учреждений по социальной защите населения в РФ», М., 31.12.2013.
ФЕДЕРАЛЬНЫЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ СТАНДАРТ СРЕДНЕГО ПРОФЕССИНАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ по специальности 39.02.01 Социальная работа. Приказ Минобрнауки России от 12.05.2014 N 506 "Об утверждении федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования по специальности 39.02.01 Социальная работа" (Зарегистрировано в Минюсте России 02.07.2014 N 32937) Приказ Минтруда России №677 н от 18 ноября 2013 г. Об утверждении профессионального стандарта «Социальный работник»
Учебный план НТТМПС, НТТМПС, 2013
Национальный стандарт «Система учреждений социального обслуживания», ГОСТ Р 52497;
Национальный стандарт « Классификация учреждений социального обслуживания» ГОСТ Р 52498;
Программа развития техникума 2013 -2015гг.;
Инклюзивное образование: методология, практика, технология: Материалы международной научно-практической конференции (20-22 июня 2011, Москва) /Моск.гор.психол.- пед.ун-т; Редкол.: С.В.Алехина и др. – М.: МГППУ, 2011.
Инклюзивное образование: практика, исследования, методология: Сборник материалов II Международной научно- практической конференции / Отв. ред. Алехина С.В. – М.: ООО «Буки Веди», 2013.
Бадя, Л.В.,. Исторический опыт социальной работы в России. - М., 2013.;
Балясникова, Т.С, Современные образовательные технологии (дайджест), НТТМПС, 2009;
Гуслякова, Л.Г. Объект, предмет и методы социальной работы. Из-во АГУ, 2014, с.13-14
Доэл, М. Практика социальной работы , 2013
// Профессиональная библиотека работника социальной службы, 2011-2014;
Медведева, Н.И. Этика социальной работы, / Н.И. Медведева ВЛАДОС, 2013.;
Михайлова, Н.Н.Модульно – компетентностный подход в проектировании // Научные исследования в образовании, № 10, 2013, с.24, приложение к // Профессиональное образование. Столица.
Образовательные технологии / Спецкурс НТТМПС, сборник. 27
Основы социальной работы / Под ред. Холостовой Е.И. -М..2012.;
Педагогика / Под ред. Пидкасистого П.И. М., 1998
Полат, Е.С. Новые педагогические и информационные технологии в системе образования. М., 2011
Программы: ОП.01 «Теоретические основы социальной работы», ОП.02 «Организация социальной работы в РФ», «Профессиональный модуль ПМ.01», «УП и ПП», НТТМПС., 2014;
Психолого-педагогическое сопровождение становления личности специалиста-выпускника техникума, Нижний Тагил, НТТМПС, 2013;
Социальная работа с пожилыми людьми и инвалидами. Словарь-справочник, М.- 2013;
Холостова, Е.И. Социальная работа: теоретико-методологические аспекты поддержки ветеранов // Социальная работа, 2014 №6;
13PAGE 15
13PAGE 141615
Рисунок 13Рисунок 16вђЗаголовок 1вђЗаголовок 2вђЗаголовок 3вђЗаголовок 4вђЗаголовок 5вђЗаголовок 6вђЗаголовок 7вђЗаголовок 8вђЗаголовок 915