МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА практического занятия №22 по МДК 03.01. Теория и практика в педиатрической практике (специальность 34.02.02 «Медицинский массаж» 3 курс) ТЕМА: «Техника массажа при гипотрофии»
УТВЕРЖДАЮ
Зам. по практическому обучению
______________И.К. Галицкая
«_____»__________20___г.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА
практического занятия №22
по МДК 03.01. Теория и практика в педиатрической практике
(специальность 34.02.02 «Медицинский массаж» 3 курс)
ТЕМА: «Техника массажа при гипотрофии»
Пояснительная записка
Методическая разработка практического занятия по теме: «Техника массажа при гипотрофии» разработана в соответствии с ФГОС СПО по специальности 34.02.02 «Медицинский массаж» 3 курс.
В методической разработке практического занятия даны обоснования практико-ориентированного обучения, способствующие формированию у студента общих и профессиональных компетенций.
На практическом занятии используются приемы, средства и методы обучения, активизирующие мыслительную деятельность, воспитывающие у студентов устойчивый познавательный интерес, а также формирующие умение осмысливать и применять имеющиеся знания в практической деятельности специалиста по массажу.
При изучении темы используются элементы беседы, самостоятельной работы, самостоятельное выполнение практических работ.
Методическая разработка практического занятия включает себя:
методическую разработку для преподавателя;
методическую разработку для самоподготовки студентов к практическому занятию;
методическую разработку практического занятия для студентов;
дидактический материал по данной теме.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ
ДЛЯ ПРЕПОДАВАТЕЛЯ
ТЕМА: « Техника массажа при гипотрофии»
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
систему инфекционного контроля, инфекционной безопасности пациентов и медицинского персонала медицинской организации;
требования к температурному режиму, освещенности, вентиляции во время сеанса детского массажа;
требования к рабочей одежде и обуви массажиста;
стандарт оснащения массажного кабинета;
санитарно-гигиенические требования к обработке рук массажиста;
медицинскую этику;
психологию профессионального общения;
особенности общения с ребенком и родителями ребенка;
особенности исходного положения ребенка и массажиста во время процедуры детского массажа;
показания и противопоказания к массажу здоровому ребенку и ребенку при определенной патологии на момент проведения процедуры;
основные характеристики физического и нервно-психического развития ребенка в соответствии с различными возрастными периодами;
способы выявления изменений в тканях ребенка при различных заболеваниях;
механизм действия лечебного массажа на организм ребенка в соответствии с его возрастом;
правила изменения тактики массажа ребенку в зависимости от периода заболевания;
правила применения детских массажных масел;
основные характеристики и изменения в покровных тканях массируемых областей до и после процедуры массажа;
частные и общие ответные реакции организма ребенка на массажное воздействие;
сочетание массажа с комплексом лечебной гимнастики;
основные виды медицинской документации;
правила ведения учетно-отчетной документации структурного подразделения и медицинской сестры по массажу
Студент должен уметь:
подготовить рабочее место массажиста к работе с ребенком;
осуществлять контроль за соблюдением санитарно-гигиенических требований к организации работы кабинета массажа и рабочего места массажиста;
обеспечивать инфекционную безопасность пациентов и медицинского персонала, выполнять требования инфекционного контроля в кабинете массажа;
осуществлять мероприятия по соблюдению санитарно-гигиенического режима в помещении;
подготовить пациента к процедуре;
выявлять противопоказания к массажу ребенку на момент проведения процедуры;
создавать доброжелательную, доверительную обстановку, исключать негативную реакцию ребенка на массаж;
выявлять нарушения в положении и двигательных реакциях ребенка, изменения в рельефе массируемых областей;
оценивать состояние мышечного тонуса у ребенка на момент проведения процедуры;
составлять индивидуальный план массажа с учетом выявленных изменений и общего состояния ребенка;
определять дозировку массажного воздействия в соответствии с рекомендациями врача и результатами объективного обследования;
подбирать и применять по показаниям детские массажные масла;
выполнять процедуру массажа ребенку;
осуществлять контроль за состоянием пациента во время проведения процедуры, проводить сравнительную оценку общего состояния ребенка до и после процедуры массажа;
совместно с врачом определять тактику проведения последующих массажных процедур;
сочетать массаж с комплексом необходимых пассивных и активных упражнений лечебной гимнастики;
рекомендовать родителям ребенка комплекс упражнений ЛФК при определенной патологии и в зависимости от возраста ребенка;
вести медицинскую документацию, заносить данные о пациенте в журнал учета.
Цели занятия:
1. Дидактические: Формирование элементов ПК 3.2:- Выполнять массаж в педиатрической практике для реабилитации и лечения различной патологии.
- контроль и коррекция знаний по теме: « Техника рефлекторных видов массажа у детей»
2. Развивающие: - развивать способность осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для постановки и решения профессиональных задач, профессионального и личностного развития (ОК 4);
-Развивать у себя ответственность за работу членов команды (подчиненных), за результат выполнения заданий. ОК 7
-развивать способность рганизовывать рабочее место с соблюдением требований охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности(ОК 12)
3. Воспитательные: воспитывать устойчивый интерес к своей будущей профессии, понимание ее сущности и социальной значимости (ОК 1);
Тип занятия: формирование умений
Вид занятия: практическое занятие
Методы обучения: инструктаж и самостоятельная работа, репродуктивный.
Метод контроля знаний: индивидуальный устный опрос; тестовое задание.
Оснащение: столы массажные, валики, стулья, столы учебные, ширмы, умывальник с холодной и горячей водой, предметы и средства гигиены для обработки рук, одноразовые полотенца, одноразовые простыни, аудиозаписи по массажу.
Продолжительность занятия: 180 минут.
ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ ТЕМЫ
1. Межпредметные связи
Обеспечивающие дисциплины Обеспечиваемые дисциплины и МДК
ОП.01. Анатомия и физиология человека с основами топографической анатомии
МДК01.01.1 Классический гигиенический массаж ПМ. 03 Выполнения массажа в педиатрической практике
2. Внутрипредметные связи
Обеспечивающие темы Обеспечиваемые темы
мышечная система
Общий массаж Все последующие темы МДК
Используемая литература:
Для студентов: аудиолекции, конспект лекций № 12,13,14
Для преподавателей: М.А. Еремушкин Основы реабилитации, 2011, Москва, издательский центр «Академия»
Н.Л.Черная. Нарушения опорно-двигательного аппарата у детей. «Феникс». Ростов-на –Дону 2007 г.
Н.М. Попова, Е.В. Харламов, С.А. Камышанова. Гимнастика и массаж ребенка первого года жизни. Учебное пособие. «Феникс» Ростов-на –Дону 2007 г.
Хронокарта занятия.
Организационный момент2 минуты
Постановка целей и задач. Создание мотивационного 5 минут
пространства
Контроль исходного уровня знаний12 минут
Инструктаж к выполнению практической работы10 минут
Выполнение практической работы120 минут
Контроль и коррекция знаний и умений25 минут
Подведение итогов занятия3 минуты
Сообщение домашнего задания3 минута
Характеристика отдельных элементов занятия
Содержание этапов занятия Методическое обоснование
1. Организационный момент
Приветствие. Контроль внешнего вида студентов, отсутствующих студентов, готовности аудитории к занятию.
2. Постановка целей и задач. Создание мотивационного пространства
Преподаватель четко называет тему занятия, цель занятия, этапы занятия. Совместно со студентами формируется значение и место данной темы в будущей профессии.
Причины истощения могут быть различными, но изменения во внешнем виде ребенка примерно одинаковы: голова непропорционально большая, подкожно-жировая клетчатка постепенно исчезает, мышечная масса уменьшается, кожа становится сухой, морщинистой, тусклой. Лечение направлено на устранение причины заболевания.
Обращается внимание на то, что каждый сотрудник массажного кабинета должен соблюдать требования охраны труда, производственной санитарии, инфекционной и противопожарной безопасности.
3. Контроль исходного уровня знаний
Используется устный опрос с последующим разбором ошибок (Приложение №1).
4. Инструктаж к выполнению практической работы
Преподаватель совместно со студентами разбирают предстоящую практическую работу в соответствии с методическими указаниями. Преподаватель обращает внимание на наиболее сложные моменты, на соблюдение правил техники безопасности и санитарного режима.
5. Выполнение практической работы
Студенты выполняют практическую работу в соответствии с методическими указаниями и рекомендациями, данными преподавателем. Преподаватель в процессе выполнения работы консультирует студентов, направляет их при возникновении затруднений. В процессе работы обращается особое внимание на соблюдение студентами правил техники безопасности и требований санитарного режима.
Задание №1. Составить сравнительную характеристику степеней гипотрофии. Время выполнения 20 минут.
Задание №2. Составить беседу по профилактике врожденной и приобретенной гипотрофии. Время выполнения 20 минут.
Задание №3. Составить методику массажа при различных степенях заболевания. Время выполнения 20 минут. Работа студентов в парах.
Задание №4. Выполнить технику массажа при различных степенях гипотрофии. Время выполнения 60 минут. Работа студентов в парах.
6. Контроль и коррекция знаний и умений
Проводится выходной контроль в виде решения ситуационных задач по теме практического занятия. (Приложение №2)
7. Подведение итогов занятия
Преподаватель обобщает результаты работы, достижение целей занятия, комментирует работу на занятии отдельных студентов и всей группы в целом. Выставление итоговых оценок интегративно с учётом вводного контроля, проделанной самостоятельной работы, заключительного контроля.
8. Сообщение домашнего задания
Преподаватель сообщает тему следующего занятия: «Техника точечного массажа при аллергическом диатезе». Описать локализацию точек при аллергическом диатезе. Подготовка студентов к работе на занятии, быстрое включение в деловой режим, организация внимания всех студентов
Определение целей и задач занятия, создание мотивации учебно-познавательной деятельности. Психологическая подготовка студентов к учебной деятельности. Понимание студентами практической значимости темы, а так же осознанное выполнение практической работы. Формирование ОК 1
Выявление степени усвоения теоретических знаний, необходимых для выполнения практических заданий и формирования общих и профессиональных компетен
Осознание предстоящей работы, формирование установки на ее качественное выполнение. Формирование элементов ОК
Достигаются дидактические, развивающие и воспитательные цели занятия, происходит формирование элементов общих и профессиональных компетенций.
Формирование элементов ПК 3.2 Формирование ОК 1
Формирование ОК 4
Формирование ОК 7
Формирование ОК 12
Освоение студентами значимости полученных результатов.
Усвоение студентами новых знаний и способов действий на уровне применения в типичной ситуации.
Анализ и оценка успешности достижения цели и задач отдельными студентами и всей группой в целом, определение перспектив последующей работы.
Осознание студентами целей содержания и способов выполнения домашнего задания.
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ СТУДЕНТОВ К ПРАКТИЧЕСКОМУ ЗАНЯТИЮ
ТЕМА: «Техника массажа при гипотрофии»
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
-требования к температурному режиму, освещенности, вентиляции во время сеанса массажа,
-особенности исходного положения ребенка и массажиста во время процедуры детского массажа;
- сочетание массажа с комплексом лечебной гимнастики
Студент должен уметь:
-подготовить рабочее место массажиста к работе с пациентом;
-подготовить пациента к процедуре;
- оценивать состояние мышечного тонуса у ребенка на момент проведения процедуры;
-осуществлять контроль за состоянием пациента во время проведения процедуры, проводить сравнительную оценку общего состояния ребенка до и после процедуры массажа;
Цели занятия:
1.Формирование элементов ПК 3.1. Выполнять массаж в педиатрической практике для укрепления здоровья и гармоничного развития детей.
2.Контроль и коррекция знаний по теме «Техника массажа при гипотрофии»;
3.Формирование общих компетенций, необходимых будущему специалисту.
ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОПОДГОТОВКИ
1. Гипотрофия
2. Этиологияя.
3. клиника.
4. Диагностика.
5. Лечение.
Самостоятельная работа студента при подготовке к занятию
1. Работа с основной и дополнительной литературой.
2 Составить таблицу по оценки степени гипотрофии и закрепить технику массажа при гипотрофии.
Литература: конспект лекций №16
МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА ПРАКТИЧЕСКОГО ЗАНЯТИЯ ДЛЯ СТУДЕНТОВ
ТЕМА: «Техника массажа при гипотрофии»
Время: 180 минут.
В соответствии с требованиями ФГОС:
Студент должен знать:
-требования к температурному режиму, освещенности, вентиляции во время сеанса массажа,
-особенности исходного положения ребенка и массажиста во время процедуры детского массажа;
- сочетание массажа с комплексом лечебной гимнастики
Студент должен уметь:
-подготовить рабочее место массажиста к работе с пациентом;
-подготовить пациента к процедуре;
- оценивать состояние мышечного тонуса у ребенка на момент проведения процедуры;
-осуществлять контроль за состоянием пациента во время проведения процедуры, проводить сравнительную оценку общего состояния ребенка до и после процедуры массажа;
Цели занятия:
1.Формирование элементов ПК 3.1. Выполнять массаж в педиатрической практике для укрепления здоровья и гармоничного развития детей.
2.Контроль и коррекция знаний по теме «Техника массажа при гипотрофии»;
3.Формирование общих компетенций, необходимых будущему специалисту.
Этапы занятия
Организационный момент.
Входной контроль.
Инструктаж и самостоятельное выполнение практической работы.
Контроль и коррекция знаний и умений.
Подведение итогов занятия.
Методические указания к выполнению практической работы
Задание №1. Составить сравнитеьную характеристику степеней гипотрофии.
Задание №2. Составить беседу по профилактике врожденной и приобретенной гипотрофии.
Задание №3. Составить методику массажа при различных степенях заболевания.
Задание №4. Выполнить технику массажа при различных степенях гипотрофии.
Домашнее задание:
Подготовка к практическому занятию № 23 «Техника точечного массажа при аллергическом диатезе».
Аудиолекция № 16
Составить таблицу по оценки степени гипотрофии и закрепить технику массажа при гипотрофии.
Приложение №1
Материалы для входного контроля
Устный опрос по теме «Техника массажа при гипотрофии»
Что такое гипотрофия?
Причины возникновения гипотрофии?
Клинические признаки и симптомы гипотрофии 1 степени.
Клинические признаки и симптомы гипотрофии 2 степени.
Клинические признаки и симптомы гипотрофии 2 степени.
Охарактеризуйте варианты течения гипотрофии.
Как осуществляется уход за ребенком с гипотрофией?
Какие формы гипотрофии бывают?
На каких характерных симптомах основа диагностика?
Какие осложнения и последствия при гипотрофии?
Профилактика развития гипотрофии. Какие рекомендации можно дать родителям ?
Приложение №2.
Материал для выходного контроля
1. При гипотрофии I степени дефицит массы тела ребенка составляет (в %)
а) 1–5
б) 5–10
в) 10–15
г) 15–20
2. При гипотрофии II степени дефицит массы тела ребенка составляет (в %)
а) 5–10
б) 10–15
в) 15–30
г) 30–45
3. При гипотрофии III степени дефицит массы тела ребенка составляет (в %)
а) 10
б) 20
в) 30
г) 40
4. При лечении дисбактериоза у детей назначают эубиотик
а) бисептол
б) бифидумбактерин
в) димедрол
г) панзинорм
5. Причина приобретенной гипотрофии у детей
а) гипогалактия у матери
б) гестозы беременныхв) алкоголизм матери
г) курение матери
Эталоны ответов: 1. в 2. в 3. в 4. б 5. а
Лист регистрации изменений
№
изменения Номера листов (страниц) Всего листов (страниц) в документе Вход. № сопроводительного документа и дата Подпись
ответственного за внесение Дата
Измененных Новых Аннулиро-ванных