Урок русского языка с использованием ИКТ в 8 классе на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».


Учитель: Оолак Аялга Омак-ооловна, МБОУ СОШ с.Хонделен
Урок русского языка с использованием ИКТ
в 8 классе на тему: «Тире между подлежащим и сказуемым».
Цель: углубить знания детей о правилах пунктуации, регламентирующих постановку тире между подлежащим и сказуемым.
Методические приёмы: объяснение учителя, обобщение ранее изученного материала, конструирование предложений.
Ход урока:
Приветствие. Организационный момент.
Лингвистическая разминка.
- Даны словосочетания. Прочитайте. Спишите, вставляя пропущенные буквы. Укажите строение этих словосочетаний и их грамматическое значение.
Св..детельство совреме..ников, мои ров..сники, обществ..ные ид..алы, муж..ственно держаться, с..гнал об опасности, р..гулировать движение, подл..но смелый, вручить ат..стат, поч..тный диплом, получать ст..пендию.
(Слайд 3)
- С одним из этих словосочетаний составьте сложное предложение. Запишите его. Выделите грамматические основы.
II. Проверка домашнего задания.
Приведите примеры выражения именной части сказуемого.
Зачитайте примеры из «Капитанской дочки» А.С. Пушкина (по упражнению 149).
Расскажите о видах сказуемого в русском языке (по схеме упр. 152).
(Слайд 4)
III.Рассмотрение темы: «Тире между подлежащим и сказуемым».
1. Повторение.
- Какие случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым вам известны?
(Тире в простом предложении ставится, если подлежащее и сказуемое выражены именами существительными: Волга – крупнейшая река Европы. )Приведите примеры.
(Слайд 5)
2. Рассмотрение теоретического материала п.15.
Основные случаи постановки тире.
Тире между подлежащим и сказуемым ставится:
на месте пропущенной связки в составном именном сказуемом, если оба главных члена выражены существительным или числительным в именительном падеже; при этом подлежащее и сказуемое интонационно выделяются:
Лес – друг человека. Дважды два – четыре.(Слайд 6.)
при выражении хотя бы одного из главных членов неопределенной формой глагола: Рвать первоцветы – большой вред для природы. Курить – здоровью вредить.(Слайд 6.)
когда перед сказуемым стоит указательная частица это, вот, значит:
Мороженое – вот моё любимое лакомство.(Слайд 6.)
- Рассмотрим случаи, когда тире в простом предложении не ставится, даже если подлежащее и сказуемое выражены именными частями речи (см. слайд 7):
1) если при сказуемом есть отрицательная частица не:
Старость не радость.
2) если при сказуемом есть как, будто, что, словно:
Пруд как зеркало.
если подлежащее выражено личным местоимением:
Я ученик.
если сказуемое присоединяется сравнительным союзом:
Ночь как день. Ласковое слово что солнышко в ненастье.
Если на местоимение падает логическое ударение, то тире может ставиться:
Ты – лучший человек на свете.
IV. Закрепление. Тренировочное упражнение.
Задание: прочитайте предложения, укажите в них составные именные сказуемые. Спишите, расставляя знаки препинания.
1) Солотча – извилистая (не)глубокая река. 2) Чудесное дело леса! 3) Лес это самый верный наш помощник в борьбе за урожай. 4) Сладковатый зап..х вод..ных лилий смешан с запахом смолы. 5) двадцать лет совершенно н..чтожный срок в жизни народов.
(К. Паустовский.)
(Слайд 8).
VI. Итог урока.
- Что повторили на уроке?
- Что нового узнали?
- Когда ставится тире между подлежащим и сказуемым? Когда не ставится? (Слайд 9)
Выставление оценок.
VI. Домашнее задание.
П. 15(с.70), упражнение 154.(Слайд 10.)