Спешите делать добро Нравственно — психологическая игра
Тема: «Спешите делать добро»
(Нравственно – психологическая игра путешествие)
И.В.Никитина, учитель начальных классов, МОУ «Тарская СОШ №2», г. Тара
Во внутреннем мире человека доброта –
это солнце.
Цели:
формирование осознанного восприятия эмоций, умение адекватно выражать эмоциональные состояния, умение понимать эмоциональные состояния других людей;
развитие позитивного образа «я», произвольного поведения, развитие эмпатии, воображения;
развитие представлений учащихся о добре и зле, необходимых умений и навыков общения (коммуникативные способности), воспитывать стремление совершать добрые дела, умение улыбаться, взаимодействовать друг с другом;
мотивация на добро и дружбу, сплочение детского коллектива.
Формы и методы работы:
Метод игровой коррекции: ролевые игры, психогимнастика.
Арт – терапия: музыко - терапия, творческое рассказывание.
Метод модификации поведения: кукольная драматизация, поведенческий тренинг.
Релаксационный момент.
Ход занятия
I. Психогимнастика.
Упражнение «Поглаживание».
Сегодня я хочу рассказать вам одну историю. Однажды, когда я была маленькая, и мне было очень грустно и одиноко, меня вдруг кто-то легонько погладил по спине. Вот так (подойти и нежно погладить)
Я обернулась, но никого не увидела. Я даже немного испугалась, но кто-то мне сразу сказал: «не бойся, я просто хотел с тобой подружиться».
Я повернула в сторону голову и увидела маленького слонёнка. Он очень внимательно посмотрел на меня. Вот так (посмотреть на детей по-доброму) И спросил: «Почему ты грустишь?»
Я ответила, что вчера уехала моя мама, далеко и надолго. Поэтому мне очень грустно. Тогда он сказал: «А хочешь, я буду приходить к тебе, когда тебе будет грустно, и играть с тобой?»
Упражнение «Знакомство».
Я не знала, что ему ответить, потому что не знала кто он и какой он – добрый, весёлый, злой?
- А как вы думаете, как это можно узнать?
И тогда мы с ним разговорились. Он рассказал мне, что он самый обычный маленький друг, который оживает и помогает людям. Он подошёл ко мне, сел рядом и просто улыбнулся. И конечно же, я улыбнулась ему в ответ. Давайте и мы в знак нашего знакомства улыбнёмся друг другу.
- А какие вы добрые, весёлые или злые, я узнаю позже.
Упражнение «Представьте себе»
- Сейчас закройте глаза и представьте себе этого доброго слонёнка.
* * *
Дети верьте в чудеса.
И тогда придёт к вам сказка.
Увлекая в мир волшебный,
В мир серьёзных приключений,
Где с добром воюет зло.
В этом мире без опаски
Твёрдо следуйте за правдой
И наградой будет дружба,
Верность, счастье и добро.
II. Игра путешествие.
И так чудеса начинаются. Слонёнок приглашает нас в путешествие по чудесным островам.
Путешествуя по странам,
По морям и океанам,
И по суше и средь вод –
Нужен нам всем пароход.
Вот на этом пароходике мы и отправимся в путь. И так в путь.
Мы живём с вами на планете Земля. Коль на ней существует добро и зло, значит, люди могут творить добрые и злые поступки и дела.
1. Остров добра.
- Мы приближаемся к острову добра.
- Что такое добро?
(Это всё хорошее, доброе, красивое.)
Доброта – отзывчивость, сочувствие, дружеское расположение людей.
* * *
Кто любит собак
Или прочих животных,
Серьёзных котят
И щенков беззаботных,
Кто может любить и козла, и осла-
Тот людям вовеки
Не делает зла.
(Р. Сеф)
- Какого человека можно назвать добрым?
Добрый человек – это тот, кто, любит людей, кто готов в трудную минуту прийти им на помощь. Добрый человек любит природу и бережёт её, любит зверей и птиц помогает им. Добрый человек старается быть аккуратно одетым, вежливым и уважительным в общении с товарищами и взрослыми.
Давайте прочитаем пословицу:
«Доброе слово человеку, что дождь в засуху»
- Как вы понимаете её смысл?
Но не только слова, но и дела должны быть добрыми. Ведь как гласит пословица: «Не одежда красит человека, а его добрые дела».
- Подумайте и скажите, какие добрые дела вы можете сделать в классе, дома, на улице?
- Как вы думаете, трудно ли быть добрым?
- Что для этого нужно иметь?
(добрую душу, доброе сердце)
Пусть ваша душа будет доброй, как у героя стихотворения
А. Л. Барто «Вовка – добрая душа».
(Инсценирование)
* * *
Добрым быть совсем – совсем не просто,
Не зависит доброта от роста,
Не зависит доброта от цвета,
Доброта – не пряник, не конфета.
(М. Пляцковский)
Упражнение «Герои сказок».
- Вы все любите сказки. В них встречаются добрые и злые герои. Сейчас мы с вами поиграем в игру. Я называю сказочного героя, а вы отвечаете, добрый он или злой.
Если добрый, вы радостно хлопаете в ладоши, если злой – закрываете лицо руками.
Иван – царевич, Кощей Бессмертный, золотая рыбка, Дюймовочка, Карабас Барабас, гуси – лебеди, Золушка, баба Яга.
- На какого героя вы хотели бы быть похожими? Почему?
* * *
Доброта с годами не стареет,
Доброта от холода согреет.
Если доброта, как солнце светит,
Радуются взрослые и дети.
(М. Пляцковский)
У каждого из вас есть маленькое солнышко. Это солнце – доброта. Неслучайно народная мудрость гласит: «доброта, что солнце».
- Как вы понимаете это выражение?
- Да, солнышко всех озаряет своими лучами. И от этих лучей что мы ощущаем?
(Каждый лучик солнышка дарит людям теплоту, заботу и внимание.)
Получается, что лучик волшебный.
Давайте проверим. Вот я беру волшебную палочку, взмахиваю ею – и лучик летит к (назвать имя). Он делает тебя внимательным и заботливым.
- К кому бы ты хотел проявить своё внимание и заботу?
- Что бы ты сделал? Почему?
(Дать возможность желающим взмахнуть волшебной палочкой и послать луч доброты.)
- Теперь пусть каждый совершит своё волшебство. Приготовились. Я взмахну палочкой.
- Да свершится чудо!
- Какое? Какое каждый из вас захочет. Для этого возьмите своё солнышко и прошепчите ему своё доброе пожелание. А потом вы подарите это солнышко кому захотите.
Доброта нужна и вам самим, и близким людям. Ведь любовь и помощь согревают как солнце.
- А при помощи чего мы можем улучшить своё настроение, приобрести друзей, добиться успеха?
(Улыбка)
2. Бухта «Улыбка». Залив «Зло».
Отправляемся дальше. Поплыли. Впереди бухта «Улыбка».
- Вы, конечно, любите слушать всякие истории и умеете придумывать их сами. Надеюсь, что сейчас вы поможете мне в этом.
Упражнение «Творческое рассказывание».
Итак.
«Жила – была Улыбка. Она была такая добрая, ласковая, приветливая, что все люди были рады видеть её у себя в доме. Её наперебой приглашали в гости, старались угостить, развеселить, подружиться с ней. Улыбка охотно ходила в гости, помогала людям в делах, старалась никого не обидеть ни старенького, ни маленького.
Но однажды Ох уж это «однажды». В городке где жила Улыбка, появился очень странный человек. Он был всем недоволен, сердился по каждому поводу: сахар ему был не сладким, молоко – не белым, солнце - не ярким, а дети – непослушными. Он сердился на всех и в хорошую погоду и в ненастье.
- Вы встречали таких людей?
Давайте покажем, как ведёт себя злюка:
громко кричит: «У-у-ух!»
сильно топает ногами;
зубами стучит, глазами вращает, рычит, хмурит брови, щёки надувает, руками машет.
Упражнение «Настроение».
(Кинуть мяч ребёнку. А он бросает обратно. Назвать определённое настроение. А он называет и показывает мимикой лица,
противоположное настроение.)
добрый – (злой)
весёлый - (грустный)
тихий - (громкий)
красивый - (страшный)
сильный - (слабый)
- Давайте продолжим сказку.
- Как вы думаете, что будет дальше? Как улыбка может повлиять на человека? Что такое улыбка?
Улыбка – это мимика лица, губ, глаз, показывающая расположение к смеху, выражающая привет, удовольствие.
Когда люди улыбаются, они становятся красивы. С помощью улыбки можно улучшить своё настроение и окружающих.
Упражнение «Улыбка»
.
- Повернитесь друг к другу лицом, поднимите уголки рта вверх сделайте красивую улыбку.
- А как вы думаете, ребята, чего на земле больше: добра или зла?
- А это мы сейчас узнаем.
На острове, протекает залив зла. А пальма, растущая на берегу напиталась этими водами. На ней выросли необычные листья. Прочитаем, что написано на листьях.
- Чтобы победить зло, надо постараться, вспомнить, какие добрые дела вы совершили, и по капельке помочь тучке залить зло в заливе.
(Дети подходят, прилепляют капельку и говорят о своём добром деле.)
- Вот видите ребята, как можно победить зло. Так и в жизни: капельки добра, сливаясь, превращаются в ручеёк, ручейки - в реку, реки – в море добра.
Хорошо, когда человек оставляет после себя добрый след.
3. Остров «Волшебники».
Мы приближаемся к пристани волшебников, где живёт волшебник Милениус.
- Кто из вас хотел бы стать волшебником, поднимите руки.
- А теперь поднимите руки те, кто уже общался с волшебниками.
- А сейчас поднимите руки те из вас, кто уже делал в своей жизни что-нибудь волшебное.
- А что за цветок растёт на этом острове?
(Цветик – семицветик)
- Кто знает эту сказку? О чём она?
- Пусть наш волшебный цветик поможет убедиться в силе добра.
- Кто хочет стать лепестками цветика-семицветика?
(7 детей встают в круг, берутся за руки, образуя «лепестки»)
Со словами: «Лети, лети лепесток,
Через запад на восток,
Через север, через юг.
Возвращайся, сделав круг.
Лишь коснёшься ты земли –
Быть, по – моему, вели.
Один из «лепестков» отрывается и летит к кому ему хочется из класса. Он обращается к другу с добрыми пожеланиями, ласковыми словами.
- Ну, как, убедились, что можете быть волшебниками?
- Какое чувство вы испытали, делая доброе дело?
* * *
Делать людям хорошее -
Хорошеть самому.
III. Рефлексия.
Вы ещё дети, но впереди вас ждёт много славных дел. Вы сделаете нашу планету Земля красивой, но, прежде всего вы должны вырасти настоящими людьми. А это значит, что вы должны быть смелыми, отзывчивыми, вежливыми, трудолюбивыми, добрыми. Ведь делать добро – это здорово.
Упражнение «Солнечные лучики».
Дети протягивают руки вперёд и по очереди кладут ладошки друг на друга.
Давайте направим всю доброту и тепло к ладошкам. У нас получилось большое, доброе, ласковое и тёплое солнышко. Попробуйте почувствовать его тепло.
А теперь давайте соберём солнечные лучики – так мы попрощаемся со слонёнком, с гостями, и друг с другом.
Песня «Если добрый ты».
«Прощание со слонёнком».
А теперь мне пора идти. Мне очень приятно было с вами познакомиться. Если вам когда-нибудь будет грустно и одиноко, вспомните, как мы играли с вами, и я обязательно приду, стоит вам только закрыть глаза и представить меня.
Стихи.
Как бы жизнь не летела –
Дней своих не жалей,
Делай доброе дело
Ради счастья людей.
Чтобы сердце горело,
А не тлело во мгле
Делай доброе дело –
Тем живём на земле.
Люди, я прошу вас, ради Бога,
Не стесняйтесь доброты своей.
На земле друзей не так уж много,
Опасайтесь потерять друзей.
Надо, очень надо добрым быть,
И в беде друг друга не забыть,
И завертится земля быстрей,
Если будем мы хоть чуточку добрей.
Изображение 01615