Конспект ООД по речевому развитию Путешествие к старичку — лесовичку (средняя группа)


Управление образования Администрации муниципального района Туймазинский район Республики Башкортостан
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1
с. Серафимовский муниципального района Туймазинский район
Республики Башкортостан
Конспект
организованной образовательной деятельности
Образовательная область: «Речевое развитие»
Раздел: «Развитие речи»
Тема: «Путешествие к старичку-лесовичку»
Возрастная группа: средняя
Провел воспитатель:
Капитонова О.В.
квалификационная категория: высшая

Серафимовский - 2016
Интеграция областей.  Речевое развитие, социально- коммуникативное развитие, познавательное развитие, физическое развитие.
Цели занятия. Формирование грамматического строя речи. Активизировать речевую деятельность детей, совершенствовать выразительность речи, закреплять умение пользоваться при ответах различными типами предложений.
Создать у детей эмоциональное настроение. Уточнить представления детей о диких животных.
Образовательные задачи.
Формировать у детей умение отвечать на вопросы. Закреплять умение грамотно оформлять свои ответы, активизировать речь детей, свободно и непринуждённо общаться с окружающими. Упражнять детей в изменении слов при помощи суффиксов. Совершенствовать умение образовывать форму множественного числа существительных, обозначающих детенышей животных. Употреблять эти существительные в именительном падеже. Формировать умение разгадывать загадки. Формировать произносительную сторону речи.
Развивающие задачи. Развивать память, зрительное внимание, связную речь, координацию речи с движением. Развивать фонематический слух.
Развивать речевую активность путем использования малых фольклорных форм, развивать интерес и любовь к художественному слову, детской картинке. Расширить и активизировать словарь детей по теме.
Воспитательные задачи.
Формировать положительную установку на участие в занятии, доброжелательные отношения, навыки сотрудничества. Воспитывать интонационную выразительность речи. Воспитывать бережное отношение к природе.
Предварительная работа: беседа «Кто где живет?», беседа о диких животных и их детенышах, рассматривание картинок с животными.
Оборудование: деревья зимнего леса, игрушки: белка, лиса, заяц, волк. сторожка старичка – ленсовичка, письмо от старичка - лесовичка, воздушный шарик, персонаж–лесовичок, следы, носочки.
Демонстрационный: Плакат «Животные и их детеныши».
Раздаточный: картинки животных и их детёнышей (д/и «Кто с кем?»), картинки животных и их жилищ (д/и «Рассели животных»)
Методические приемы. художественное слово, беседа, вопрос – ответ, сюрпризный момент, объяснение, рассматривание иллюстраций, помощь, поощрение, дидактическая игра, индивидуальная работа, физкультминутка, малые фольклорные формы (загадки),чистоговорки, итог.
Индивидуальная работа. Активизировать работу Азалии, Арсена, Дарины.
Словарная работа: лесовичок, сторожка, лисятами, бельчатами, ежатами, волчатами, медвежатами, зайчатами, лапищи, носище, глазищи.Ход занятия.1. Организационный момент.
Воспитатель: Придумано кем-то просто и мудро: При встрече здороваться. – Доброе утро! – Доброе утро, солнцу и птицам. – Доброе утро, улыбчивым лицам!
Я желаю, чтобы у всех вас обязательно утро было не только добрым, но и интересным. Дети поздоровайтесь с нашими гостями.
Дети: Здравствуйте!
Воспитатель и дети: 
Наши ушки на макушке,
Глазки видят хорошо,
Слушаем, запоминаем,
Ни минутки не теряем!
Воспитатель. Дети, посмотрите, что - то к нам летит?Дети: Это воздушный шар!Воспитатель: правильно, это не просто воздушный шар, давайте посмотрим, а здесь какое-то письмо. Давайте прочитаем его,  «Здравствуйте мальчики и девочки. Я знаю, что вы очень добрые дети! Наступила зима, в лесу стало холодно. У меня к вам большая просьба, принесите мне, пожалуйста, носочки тёплые. Буду очень рад встрече с вами! Лесовичок».
Воспитатель. Это письмо от старичка - лесовичка, и он просит нас помочь ему,  приглашает нас к себе в гости. А вы знаете кто такой лесовичок?
Лесовичок- охраняет лес, сторожит его, следит, чтобы никто не обижал зверей в лесу, не бросал мусор, не ломал деревья, не рвал цветы.
А домик, в котором он живёт – называется сторожка. Повторите вместе со мной – сторожка. (дети повторяют).Воспитатель. Поможем лесовичку? Вы хотите пойти к нему в гости?
Дети: да!
Воспитатель. Кто же поможет нам найти дорогу? Ребята, смотрите лисичка, (обращает внимание детей на игрушку под ёлочкой), давайте у нее спросим. Послушайте и повторите вместе со мной:Лисичка- лисичка, расскажи, как найти дорожку к лесовичку в сторожку?Лиса (игрушка). Покажу, конечно. Но сначала, отгадайте загадки про животных, которые живут у нас в лесу.Воспитатель. Дети, внимательно послушайте лисичкины загадки. Чтобы отгадать их, надо дослушать загадку до конца!Загадки.Лиса. Кто в берлогу спать ложится - Волк, медведь или лисица?
Дети: медведь
Лиса. А вы знаете, как ласково можно назвать медведя?
Дети: медвежонок, медведюшкаЛиса: Кто колючий словно елка, Носит на спине иголки?
Дети: ёж
Лиса: как ласково можно назвать ежа?
Дети: ёжик, ежёнок, ёжичек. Лиса: Есть у нас такой обычай, Ходим стаей за добычей, Прячемся у темной ёлки, Кто мы лисы или волки? Дети: волки
Лиса: как ласково можно назвать волка?
Дети: волчок, волчёнокЛиса: Не барашек и не кот, Носит шубу круглый год Шуба серая для лета, Для зимы шубка белого цвета.
Дети: заяц
Лиса: как ласково можно назвать зайца?
Дети: заинька, зайка, заюшка, зайчишка.
Лиса: Это что за шалунишка, Рвет с еловой ветки шишку,  Семена в ней выгрызает, 
Шелуху на снег бросает?
Дети: белка
Лиса: как ласково можно назвать белку?
Дети: белочка. Всех зверей она хитрей  Шубка рыжая на ней. Дети: лиса
Лиса: как ласково можно назвать лису?
Дети: лисонька, лисичкаЛиса. Молодцы, ребята, вы хорошо знаете загадки. Идите по следам, никуда не сворачивайте, вас ждёт встреча ещё с одним лесным жителем, он вам покажет дорогу. (Воспитатель и ребята идут по следам)Воспитатель. Дети, кто это?
Дети: белочка.
Воспитатель: Давайте у нее спросим.Дети вместе с воспитателем: Белка-белка, расскажи, как найти дорожку к  лесовичку в сторожку?Белка (игрушка). Конечно, расскажу, только сначала надо выполнить мои задания! Продолжите чистоговорку!
Су-су-су - белку видели в лесу!
Воспитатель: произнесите чистоговорку тихим голосом (дети произносят).
Воспитатель: а теперь громко (дети произносят). Те же самые задания предлагается для всех чистоговорок.
Ехи - ехи - ехи – белочка грызёт орехи!
Ло-ло-ло – у белки тёплое дупло! Натаскала белка орехов в дупло - будет ей всю зиму тепло.Белочка. Молодцы, А теперь поиграйте со мной.
Д/и «Кто с кем?» (Показ картинок, где изображены животные и их детеныши). Вышли на полянку разные животные (мамы со своими детёнышами), но они все перепутались, вам надо помочь мамам  найти своих деток. Скажите, кто с кем вышел гулять. У вас на столах лежат картинки диких животных и их детёнышей. Разложите их так, чтобы детки оказались рядом с мамой.
Воспитатель. Лиса с кем вышла (с лисятами), волчица с кем (с волчатами),зайчиха с кем (с зайчатами), ежиха с кем (с ежатами), медведица с кем (с медвежатами), белочка с кем вышла гулять (с бельчатами).Воспитатель. Мы славно потрудились, давайте отдохнем, превратимся в зверят, и сделаем с ними зарядку!
Физкультминутка «Звериная зарядка».
Раз - присядка,Два - прыжок.Это заячья зарядка.А лисята как проснуться, (кулачками потереть глаза)Любят долго потянуться, (потянуться).Обязательно зевнуть, (зевнуть, прикрывая рот ладошкой).Ну и хвостиком вильнуть, (движение бедрами в стороны).А волчата спинку выгнуть, (прогнуться в спине вперед)И легонечко подпрыгнуть, (легкий прыжок вверх)Ну, а мишка косолапый, (руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса)Широко расставив лапы, (ноги на ширине плеч)То одну, то обе вместе, (переступание c ноги на ногу)Долго топчется на месте, (раскачивание туловища в стороны).А кому зарядки мало –Начинает все сначала! (развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх).
Белка. Молодцы, ребята. Идите дальше по следам на белой дорожке, там вас ждёт ещё одна встреча. Воспитатель. Вот мы с вами и размялись, дружно с белкой попрощались!
Воспитатель. Дети, пойдём дальше по дорожке! (Воспитатель и дети «идут» по следам).
Воспитатель.  (показывает игрушку – зайца). А вот и заяц.
Дети: Здравствуй, зайка. 
Воспитатель.  Давайте попросим зайца помочь нам, отыскать дорогу.
Воспитатель и дети:  Зайка - зайка, расскажи, как найти дорожку к лесовичку в сторожку?Заяц (игрушка).   Я покажу дорогу, только сначала поиграйте со мной в игру, которая называется «Маленькие - большие».У ежика маленькие лапки, а у медведя большие (лапищи),У ежика маленький носик, а у медведя большой (носище),У ежика маленькие глазки, а у медведя большие (глазищи).
Заяц. Молодцы! Дети, а вы знаете, где животные живут в лесу?
Дети: да!
Заяц. Тогда вы без труда расселите животных по их домам.
Д/и «Рассели животных»
(На столах лежат картинки животных и их жилищ).
Воспитатель. Дети, поселите животных в их домики. Скажите, кто, где живёт, как называются домики зверей?Где живет медведь? В (берлоге), лиса - в (норе), белка - в (дупле), ёж - в (норе), заяц (под кустиком). Зайка. Молодцы, ребята. Мне так понравилось играть с вами, но вам нужно идти дальше вы встретите ещё одного зверя, он покажет вам дорогу. А мне пора!Воспитатель.  (показывает игрушку волка). Ребята, смотрите, а вот и волк. Давайте у него спросим, как нам дальше пройти.
Воспитатель и дети:  Волк- волк, расскажи, как найти дорожку к  лесовичку в сторожку?Волк (игрушка). Расскажу и покажу, если ответите на мои вопросы. Кто живет в лесу?
Дети: в лесу живут животные, птицы, насекомые.Волк : Как называются животные, которые живут в лесу?
Дети: в лесу живут дикие животные.Волк: А вы знаете, кто из животных меняет летнюю шубку на зимнюю?
Дети: заяц, белка.
Воспитатель: на какой цвет меняет свою шубку зайчик? Для чего?
Дети: шубка у зайчика летом - серая, зимой – белая, чтобы прятаться от волка и лисы.
Воспитатель: на какой цвет меняет свою шубку белка? Для чего?
Дети: шубка у белки летом - рыжая, зимой – серая, чтобы прятаться, быть незаметной на фоне деревьев.
Волк. Молодцы. На все вопросы ответили. Идите скорее к старичку - лесовичку он вас уже ждет. (Дети «идут» по следам к домику лесовичка). Воспитатель стучит в домик. «Выходит» старичок - лесовичок (воспитатель показывает игрушку).Воспитатель. Здравствуй, старичок-лесовичок. Мы к тебе в гости пришли. И принесли тебе тёплые носочки.Лесовичок. Здравствуйте, ребята, спасибо за носочки, теперь мне никакой мороз не страшен! А мне мои лесные жители уже передали по почте, что вы с ними играли и не обижали их.
Расскажите, пожалуйста, с какими животными вы встречались в лесу?
Почему вам зимой в лесу не встретились медведь и ёж?
В какие игры вы играли? 
Что такое сторожка?
(Ответы детей).Лесовичок. Спасибо вам, что пришли ко мне в гости. А вот и сюрприз для вас, книги со сказками, рассказами и стихотворениями о животных. Нам прощаться всем пора. Воспитатель. А гостям мы на прощанье скажем дружно:  «До свидания!»