Конспект занятия по бисероплетению Подводное царство


Удмуртская Республика
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Алнашский Дом детского творчества











Конспект занятия по бисероплетению

«Подводное царство»












Составитель: Кузнецова Ирина Николаевна,
педагог дополнительного образования






2016 г.

Тема: «Подводное царство» из бисера.

Возраст обучающихся: 1 год обучения (7-9 дет)
Цель: Создание коллективной работы «Подводное царство» из бисерных обитателей моря.

Задачи:
Образовательные: закрепление и самостоятельное использование приёмов бисероплетения на проволочной основе (параллельное, петельное и игольчатое плетение);
расширить и углубить знания детей о морских обитателях.
Развивающие: развивать познавательную активность и творческие способности учащихся ; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание; развивать мелкую моторику кистей рук, наблюдательность.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем; воспитание аккуратности, усидчивости,
любознательности в процессе обучения.
Материал и оборудование: бисер, салфетка, проволока, ножницы, схемы, образцы изделий, картинки и фотографии морских рыб, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация к занятию.
Методы обучения:
Словесные (рассказ, объяснение, инструктаж, фронтальная беседа);
Наглядные (объяснительно-иллюстративный, демонстрация образца, электронная презентация, инструкционно-технологическая карта);
Практические (практическая работа, репродуктивный, игровой, коллективная работа).
Технологии обучения: игровые (разгадывание кроссворда, загадки, дидактические игры «Угадай по описанию», «Кого не стало?», «Зашифруй правильно»), здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз).
Межпредметные связи: окружающий мир, математика
Ход занятия.

Оргмомент. Объявление темы.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Начнем сегодняшнее занятие. Для нашего занятия, как всегда, нам нужны послушные ручки. У вас они послушные? Сейчас проверим. Давайте проведем разминку для рук.
Разминка пальчиковая гимнастика «Рыбка»
( Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.)
Рыбки плавали, ныряли В чистой тепленькой воде. То сожмутся, (На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.)
Разожмутся, (Пальчики сильно растопыриваются в стороны.)
То зароются в песке. (Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок).
Педагог: Да, ручки у вас молодцы, слушаются вас. А еще для занятия нужны умные головы. У вас они умные? Сейчас проверим. Слушайте загадку:
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть не мигаю,
Крылья есть не летаю (Рыба)
Педагог: Молодцы! Это, конечно, рыбка. Вот какие вы умные! Уже догадались, во что мы будем сегодня превращать бисер. Правильно, в морских обитателей. А тема нашего занятия «Подводное царство». И туда мы с вами и отправимся.
2. Объяснение темы. Беседа о морских обитателях морей – характеристика и отличительные черты (сопровождается мультимедийной презентацией).
Самые любимые морские животные – это, наверное, дельфины. Они относительно небольшие, длиной 1,5 – 3 м., морда которых вытянута как клюв. Всего их 50 видов. Друг с другом они обмениваются сигналами, благодаря чему быстро собираются там, где кто-либо обнаружил стадо рыб. Если с одним из них случается несчастье, то другие приходят ему на помощь, как только заслышат тревожные сигналы.
Дельфины очень легко приручаются и поддаются дрессировке. Они плавают на верхних слоях океана и временами выпрыгивают из воды.
Кашалоты – крупный зубастый кит. Длина самцов до 21 м., самок – до 13 м., а масса – до 80 т.
У него огромная голова, любимая пища – крупные головоногие моллюски, за которыми он ныряет на глубину до 2 тысяч м. и может находиться под водой до 1,5 ч.
Морской конек (Чем он отличаются от других рыб?) – тип рыб, которые плавают вертикально. Детенышей вынашивает не самка, а самец. Вынашивает икринки в сумке на брюхе до тех пор, пока они не превратятся в детенышей.
Акула- крупная морская хищная рыба. Длина тела колеблется от 15-40 см до 15-20 м. вес тела гигантов может достигать 20 тонн. ( приблизительно 10 машин). Зубы расположены в несколько рядов. Широко распространены во всех морях и океанах. Большинство видов хищники. Для человека опасны 12 видов. Наиболее опасными из них являются тигровая, белая, песчаная. Акулы прекрасные охотники и чуют добычу по запаху. Печень акул богата витаминами, поэтому идёт на производство лекарств. Плавники и другие части используются ля приготовления пищи.
Педагог: На сколько внимательно вы смотрели нашу презентацию, проверим разгаданием кроссворда. (каждый обучающийся получает кроссворд, распечатанный на листе, где дети должны вписать названия морских обитателей) /Приложение 1/
Педагог: Ребята, давайте вместе проверим кроссворд.
Педагог: Ребята, с морскими обитателями мы познакомились, а сейчас перейдем к технике плетения. Давайте вспомним, каким методом мы и изготавливаем плоские поделки из бисера? (параллельный метод плетения)
- А почему этот метод называется параллельным? (На один конец проволоки нанизываем бисер, а другим концом навстречу пропускаем и ряды укладываются параллельно друг другу).
- Сегодня мы продолжим работу над изготовлением поделок из бисера и выполним коллективную работу «Подводное царство» для оформления нашего кабинета, которая будет радовать, и восхищать всех посетителей и вас самих. У нас есть подводное царство (картина в рамке с изображением морского дна), но обитателей еще совсем мало, поэтому мы должны обогатить этот подводный мир различными рыбами, т.е. сплести и приклеить.

3. Анализ схемы, выбор цвета.
- Сейчас я вам раздам схемы, по которым вы будете работать.
А теперь узнаем, кому какая схема досталась, и кто какую рыбку сегодня сплетет (дети показывают свои схемы и читают название рыб)
Теперь в зависимости от вашей схемы, надо выбирать цвет бисера. Давайте вспомним, какого цвета у нас дельфины, кашалоты, морские коньки, рыба – пила. Раз у нас подводное царство сказочное, можно и обитателей сделать сказочными.
4. Подготовка к практической части. Инструктаж по ТБ.
- Прежде чем приступить к работе, давайте скажем, какие инструменты и материалы нам понадобятся? (проволока, бисер, ножницы, салфетка)
-Проверьте, все ли у вас есть для работы? Если есть, то стелим салфетку и высыпаем по маленьким кучкам бисер нужного цвета.
- Но прежде чем приступить к самому процессу плетения, давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами и проволокой:
нельзя работать неисправным инструментом;
использовать инструмент только по необходимости;
поработал – закрой, положи на место, кольцами к себе,
во время работы с медной проволокой необходимо помнить, что: это металл, хотя и мягкий. Во время работы концы проволоки направляются вниз, чтобы не уколоть соседа;
нельзя наклоняться низко в момент обрезания концов проволоки, концы проволоки придерживаются;
нельзя брать проволоку в рот;
прочность проволоки зависит от ее толщины, поэтому при натяжении это необходимо учитывать и «чувствовать» этот материал;
- Работать проволокой надо осторожно, не резкими движениями и не тянуть с силой проволоку, а помогать укладывать ряды руками.
- Если один конец оказался длиннее другого, необходимо оттянуть вверх бисерный ряд и затем подтягивать только короткий конец.
- Итак, приступаем к работе, работаете парами, помогая и объясняя друг другу, если кто-то затрудняется.
5. Практическая работа. Звучит спокойная музыка - звуки природы, шум волн, журчание родника, дети по схеме самостоятельно выполняют изделия, а педагог следит за работой детей, наблюдает и помогает.
6. Физкультминутка и гимнастика для глаз.
-А теперь немного отдохнём. Представим себя рыбками в море.
Рыбки весело резвятся (волнообразные движения левой рукой)
В чистой тепленькой воде. (волнообразные движения правой рукой)
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке.
(Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в
стороны)
То плавниками шевеля,
Играют в прятки больше дня.
(Руки вдоль туловища ,дети плавно машут руками)
И никогда покоя
Не знает дно морское.(Волнообразные движения двумя руками)
- А теперь разминка для наших глаз.
Глазки крепко закрываем
Дружно до 5 считаем
Открываем, поморгаем
И работу продолжаем. (2-3 раза)
Во время практической работы проводятся дидактические игры
Игра «Угадай по описанию»
У него восемь щупалец, он живет на морском дне и может менять окраску, приспосабливаясь к среде обитания (Морской конек)
Самые дружелюбные морские обитатели, очень легко приручаются и поддаются дрессировке. Они плавают на верхних слоях океана и временами выпрыгивают из воды (Дельфин)
Они - не рыбы, живут в морском дне, поскольку плавать не умеют, а передвигаются по горизонтальной и вертикальной плоскостям с помощью цепких присосок. Они разнообразны по цвету и форме, но все имеют одинаковую «фигуру» - в виде пятиконечной звезды. (Морская звезда)
У них вместо ног щупальца, и у них совсем нет костей. Это существо может легко протиснуться в крошечное отверстие, диаметр которого равен всего одному сантиметру. Кровь этих существ имеет синий цвет; у них сразу три сердца; они могут отделять любую часть тела, которая потом снова отрастет; они полностью белеют от страха; для того чтобы сбить преследователя с толку, эти животные выбрасывают облако чернил. (Осьминог)
Дидактическая игра «Кого не стало?»
Педагог: Ребята, рыбы очень любят играть в прятки. Посмотрите внимательно на слайд, запомните всех рыб. Закройте глаза, а теперь откройте. Кого не стало? (не стало осьминога) и  т.д.
Дидактическая игра «Зашифруй правильно»
Ребятам раздаются карточки. Они должны определить, названия каких морских обитателей в ней зашифрованы.
Фльедни – дельфин, лакуа – акула
Тки – кит , здеума – медуза, осмьгонои - осьминог
Продолжение практической части.
7. Итог занятия.
- Давайте посмотрим, какие морские обитатели у вас получились. (Показ готовых изделий, оценка качества работы).
- Трудно ли было плести на проволоке?
- Кто обратил внимание, что во время работы не отвлекался, не мешал другим?
- Кто работал слаженно, друг другу помогая?
- А что нового узнали на занятии? (рассказывают о изученных рыбах)
- Теперь я предлагаю послушать вам сказку:
В тёплом море жил морской конёк. Он очень любил путешествовать. В одном из своих путешествий, удобно прикрепившись своим хвостиком за водоросль, он стал размышлять, хорошо ли живется морским обитателям. В этот момент к нему стали подплывать разные рыбы. И заговорили человеческим голосом. Стали рассказывать морскому коньку, что плохо стало жить им в море.
- Ребята, как вы думаете, почему? ( люди небрежно относятся к природе и тем самым загрязняют водоемы)
Опечалился морской конек, грустно стало ему, ведь помочь своим друзьям он ничем не может.
- Ребята, как вы думаете, кто виноват в бедах морских жителей? (люди)
- Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям наших водоемов уютно жилось в их домах?
- Ребята, а теперь пора отпустить ваших рыбок в наше подводное царство, чтобы они радовали нас на каждом занятии и добавим несколько добрых советов. /Приложение 2/
« Учись понимать природу, стань ее другом и защитником»
«Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением»
« Охраняйте чистоту вод»
- Я думаю, что вы никогда не будете вредить природе, а будете любить и защищать ее.
Берегите землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените
Бабочку на листьях повилики
На проталинках солнечные блики
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба
Ястреба парящего над полем
Ясный месяц над речным простором
Ласточку мелькающую в жите
Берегите землю! Берегите!
Даже малую былиночку любя
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя!
- Вот такими словами завершим наше занятие. Молодцы, ребята, работали очень усердно, аккуратно, были внимательными. А теперь давайте нашу картину повесим на самое видное место, чтобы она украшала наш кабинет, а я, глядя на вашу картину, буду о вас вспоминать.
8. Уборка рабочих мест.
Литература:
Атлас животных. –М.: ЭКСМО, 2006.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных.- Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
Баскова Т.Н.. Бисер. Уроки труда в начальной школе. С-Петербург:, 2005.– 192 с.
Фигурки из бисера. – М.: «Культура и традиции», 2006.
Журнал «Школа и производство», 2006 г.
Иллюстрации для презентации заимствованы с различных сайтов Интернета, при помощи поисковой системы yandex.ru
Приложение 1





















Приложение 2