Конспект занятия по бисероплетению Подводное царство
Удмуртская Республика
Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования Алнашский Дом детского творчества
Конспект занятия по бисероплетению
«Подводное царство»
Составитель: Кузнецова Ирина Николаевна,
педагог дополнительного образования
2016 г.
Тема: «Подводное царство» из бисера.
Возраст обучающихся: 1 год обучения (7-9 дет)
Цель: Создание коллективной работы «Подводное царство» из бисерных обитателей моря.
Задачи:
Образовательные: закрепление и самостоятельное использование приёмов бисероплетения на проволочной основе (параллельное, петельное и игольчатое плетение);
расширить и углубить знания детей о морских обитателях.
Развивающие: развивать познавательную активность и творческие способности учащихся ; развивать психические процессы: память, мышление, воображение, восприятие, внимание; развивать мелкую моторику кистей рук, наблюдательность.
Воспитательные: воспитывать чувство ответственности и бережного отношения к миру природы, осознанию своей значимости в решении экологических проблем; воспитание аккуратности, усидчивости,
любознательности в процессе обучения.
Материал и оборудование: бисер, салфетка, проволока, ножницы, схемы, образцы изделий, картинки и фотографии морских рыб, проектор, ноутбук, мультимедийная презентация к занятию.
Методы обучения:
Словесные (рассказ, объяснение, инструктаж, фронтальная беседа);
Наглядные (объяснительно-иллюстративный, демонстрация образца, электронная презентация, инструкционно-технологическая карта);
Практические (практическая работа, репродуктивный, игровой, коллективная работа).
Технологии обучения: игровые (разгадывание кроссворда, загадки, дидактические игры «Угадай по описанию», «Кого не стало?», «Зашифруй правильно»), здоровьесберегающие (пальчиковая гимнастика, гимнастика для глаз).
Межпредметные связи: окружающий мир, математика
Ход занятия.
Оргмомент. Объявление темы.
Педагог: Здравствуйте, ребята! Начнем сегодняшнее занятие. Для нашего занятия, как всегда, нам нужны послушные ручки. У вас они послушные? Сейчас проверим. Давайте проведем разминку для рук.
Разминка пальчиковая гимнастика «Рыбка»
( Пальцы обеих рук сложены «щепотью». Руки двигаются волной от плеча, изображая ныряющих рыбок.)
Рыбки плавали, нырялиВ чистой тепленькой воде.То сожмутся, (На последнем слове пальцы рук очень плотно сжимаются.)
Разожмутся, (Пальчики сильно растопыриваются в стороны.)
То зароются в песке. (Снова сложив пальчики, руками поочередно совершаете движения, как будто раскапываете песок).
Педагог: Да, ручки у вас молодцы, слушаются вас. А еще для занятия нужны умные головы. У вас они умные? Сейчас проверим. Слушайте загадку:
Плаваю под мостиком
И виляю хвостиком.
По земле не хожу,
Рот есть, да не говорю,
Глаза есть не мигаю,
Крылья есть не летаю (Рыба)
Педагог: Молодцы! Это, конечно, рыбка. Вот какие вы умные! Уже догадались, во что мы будем сегодня превращать бисер. Правильно, в морских обитателей. А тема нашего занятия «Подводное царство». И туда мы с вами и отправимся.
2. Объяснение темы. Беседа о морских обитателях морей – характеристика и отличительные черты (сопровождается мультимедийной презентацией).
Самые любимые морские животные – это, наверное, дельфины. Они относительно небольшие, длиной 1,5 – 3 м., морда которых вытянута как клюв. Всего их 50 видов. Друг с другом они обмениваются сигналами, благодаря чему быстро собираются там, где кто-либо обнаружил стадо рыб. Если с одним из них случается несчастье, то другие приходят ему на помощь, как только заслышат тревожные сигналы.
Дельфины очень легко приручаются и поддаются дрессировке. Они плавают на верхних слоях океана и временами выпрыгивают из воды.
Кашалоты – крупный зубастый кит. Длина самцов до 21 м., самок – до 13 м., а масса – до 80 т.
У него огромная голова, любимая пища – крупные головоногие моллюски, за которыми он ныряет на глубину до 2 тысяч м. и может находиться под водой до 1,5 ч.
Морской конек (Чем он отличаются от других рыб?) – тип рыб, которые плавают вертикально. Детенышей вынашивает не самка, а самец. Вынашивает икринки в сумке на брюхе до тех пор, пока они не превратятся в детенышей.
Акула- крупная морская хищная рыба. Длина тела колеблется от 15-40 см до 15-20 м. вес тела гигантов может достигать 20 тонн. ( приблизительно 10 машин). Зубы расположены в несколько рядов. Широко распространены во всех морях и океанах. Большинство видов хищники. Для человека опасны 12 видов. Наиболее опасными из них являются тигровая, белая, песчаная. Акулы прекрасные охотники и чуют добычу по запаху. Печень акул богата витаминами, поэтому идёт на производство лекарств. Плавники и другие части используются ля приготовления пищи.
Педагог: На сколько внимательно вы смотрели нашу презентацию, проверим разгаданием кроссворда. (каждый обучающийся получает кроссворд, распечатанный на листе, где дети должны вписать названия морских обитателей) /Приложение 1/
Педагог: Ребята, давайте вместе проверим кроссворд.
Педагог: Ребята, с морскими обитателями мы познакомились, а сейчас перейдем к технике плетения. Давайте вспомним, каким методом мы и изготавливаем плоские поделки из бисера? (параллельный метод плетения)
- А почему этот метод называется параллельным? (На один конец проволоки нанизываем бисер, а другим концом навстречу пропускаем и ряды укладываются параллельно друг другу).
- Сегодня мы продолжим работу над изготовлением поделок из бисера и выполним коллективную работу «Подводное царство» для оформления нашего кабинета, которая будет радовать, и восхищать всех посетителей и вас самих. У нас есть подводное царство (картина в рамке с изображением морского дна), но обитателей еще совсем мало, поэтому мы должны обогатить этот подводный мир различными рыбами, т.е. сплести и приклеить.
3. Анализ схемы, выбор цвета.
- Сейчас я вам раздам схемы, по которым вы будете работать.
А теперь узнаем, кому какая схема досталась, и кто какую рыбку сегодня сплетет (дети показывают свои схемы и читают название рыб)
Теперь в зависимости от вашей схемы, надо выбирать цвет бисера. Давайте вспомним, какого цвета у нас дельфины, кашалоты, морские коньки, рыба – пила. Раз у нас подводное царство сказочное, можно и обитателей сделать сказочными.
4. Подготовка к практической части. Инструктаж по ТБ.
- Прежде чем приступить к работе, давайте скажем, какие инструменты и материалы нам понадобятся? (проволока, бисер, ножницы, салфетка)
-Проверьте, все ли у вас есть для работы? Если есть, то стелим салфетку и высыпаем по маленьким кучкам бисер нужного цвета.
- Но прежде чем приступить к самому процессу плетения, давайте вспомним правила безопасной работы с ножницами и проволокой:
нельзя работать неисправным инструментом;
использовать инструмент только по необходимости;
поработал – закрой, положи на место, кольцами к себе,
во время работы с медной проволокой необходимо помнить, что: это металл, хотя и мягкий. Во время работы концы проволоки направляются вниз, чтобы не уколоть соседа;
нельзя наклоняться низко в момент обрезания концов проволоки, концы проволоки придерживаются;
нельзя брать проволоку в рот;
прочность проволоки зависит от ее толщины, поэтому при натяжении это необходимо учитывать и «чувствовать» этот материал;
- Работать проволокой надо осторожно, не резкими движениями и не тянуть с силой проволоку, а помогать укладывать ряды руками.
- Если один конец оказался длиннее другого, необходимо оттянуть вверх бисерный ряд и затем подтягивать только короткий конец.
- Итак, приступаем к работе, работаете парами, помогая и объясняя друг другу, если кто-то затрудняется.
5. Практическая работа. Звучит спокойная музыка - звуки природы, шум волн, журчание родника, дети по схеме самостоятельно выполняют изделия, а педагог следит за работой детей, наблюдает и помогает.
6. Физкультминутка и гимнастика для глаз.
-А теперь немного отдохнём. Представим себя рыбками в море.
Рыбки весело резвятся (волнообразные движения левой рукой)
В чистой тепленькой воде. (волнообразные движения правой рукой)
То сожмутся, разожмутся
То зароются в песке.
(Руки согнуты перед грудью, резкими рывками руки распрямляются в
стороны)
То плавниками шевеля,
Играют в прятки больше дня.
(Руки вдоль туловища ,дети плавно машут руками)
И никогда покоя
Не знает дно морское.(Волнообразные движения двумя руками)
- А теперь разминка для наших глаз.
Глазки крепко закрываем
Дружно до 5 считаем
Открываем, поморгаем
И работу продолжаем. (2-3 раза)
Во время практической работы проводятся дидактические игры
Игра «Угадай по описанию»
У него восемь щупалец, он живет на морском дне и может менять окраску, приспосабливаясь к среде обитания (Морской конек)
Самые дружелюбные морские обитатели, очень легко приручаются и поддаются дрессировке. Они плавают на верхних слоях океана и временами выпрыгивают из воды (Дельфин)
Они - не рыбы, живут в морском дне, поскольку плавать не умеют, а передвигаются по горизонтальной и вертикальной плоскостям с помощью цепких присосок. Они разнообразны по цвету и форме, но все имеют одинаковую «фигуру» - в виде пятиконечной звезды. (Морская звезда)
У них вместо ног щупальца, и у них совсем нет костей. Это существо может легко протиснуться в крошечное отверстие, диаметр которого равен всего одному сантиметру. Кровь этих существ имеет синий цвет; у них сразу три сердца; они могут отделять любую часть тела, которая потом снова отрастет; они полностью белеют от страха; для того чтобы сбить преследователя с толку, эти животные выбрасывают облако чернил. (Осьминог)
Дидактическая игра «Кого не стало?»
Педагог: Ребята, рыбы очень любят играть в прятки. Посмотрите внимательно на слайд, запомните всех рыб. Закройте глаза, а теперь откройте. Кого не стало? (не стало осьминога) и т.д.
Дидактическая игра «Зашифруй правильно»
Ребятам раздаются карточки. Они должны определить, названия каких морских обитателей в ней зашифрованы.
Фльедни – дельфин, лакуа – акула
Тки – кит , здеума – медуза, осмьгонои - осьминог
Продолжение практической части.
7. Итог занятия.
- Давайте посмотрим, какие морские обитатели у вас получились. (Показ готовых изделий, оценка качества работы).
- Трудно ли было плести на проволоке?
- Кто обратил внимание, что во время работы не отвлекался, не мешал другим?
- Кто работал слаженно, друг другу помогая?
- А что нового узнали на занятии? (рассказывают о изученных рыбах)
- Теперь я предлагаю послушать вам сказку:
В тёплом море жил морской конёк. Он очень любил путешествовать. В одном из своих путешествий, удобно прикрепившись своим хвостиком за водоросль, он стал размышлять, хорошо ли живется морским обитателям. В этот момент к нему стали подплывать разные рыбы. И заговорили человеческим голосом. Стали рассказывать морскому коньку, что плохо стало жить им в море.
- Ребята, как вы думаете, почему? ( люди небрежно относятся к природе и тем самым загрязняют водоемы)
Опечалился морской конек, грустно стало ему, ведь помочь своим друзьям он ничем не может.
- Ребята, как вы думаете, кто виноват в бедах морских жителей? (люди)
- Какие советы мы можем дать людям, чтобы жителям наших водоемов уютно жилось в их домах?
- Ребята, а теперь пора отпустить ваших рыбок в наше подводное царство, чтобы они радовали нас на каждом занятии и добавим несколько добрых советов. /Приложение 2/
« Учись понимать природу, стань ее другом и защитником»
«Радуйся красоте природы, не вреди ей своим небрежным отношением»
« Охраняйте чистоту вод»
- Я думаю, что вы никогда не будете вредить природе, а будете любить и защищать ее.
Берегите землю! Берегите!
Жаворонка в голубом зените
Бабочку на листьях повилики
На проталинках солнечные блики
На камнях играющего краба.
Над пустыней тень от баобаба
Ястреба парящего над полем
Ясный месяц над речным простором
Ласточку мелькающую в жите
Берегите землю! Берегите!
Даже малую былиночку любя
Берегите всех зверей внутри природы.
Убивайте лишь зверей внутри себя!
- Вот такими словами завершим наше занятие. Молодцы, ребята, работали очень усердно, аккуратно, были внимательными. А теперь давайте нашу картину повесим на самое видное место, чтобы она украшала наш кабинет, а я, глядя на вашу картину, буду о вас вспоминать.
8. Уборка рабочих мест.
Литература:
Атлас животных. –М.: ЭКСМО, 2006.
Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов о животных.- Ярославль, «Академия развития», 1997 г.
Баскова Т.Н.. Бисер. Уроки труда в начальной школе. С-Петербург:, 2005.– 192 с.
Фигурки из бисера. – М.: «Культура и традиции», 2006.
Журнал «Школа и производство», 2006 г.
Иллюстрации для презентации заимствованы с различных сайтов Интернета, при помощи поисковой системы yandex.ru
Приложение 1
Приложение 2