Сценарий литературно-музыкальной композиции «Войны не детское лицо»
Литературно-музыкальная композиция
«Войны не детское лицо»
Солдаткин Е.Б.
Ульяновская область, р.п. Майна
МБУ ДО «Майнская ДШИим. В.Н. Кашперова»
Пояснительная записка
Тема: Трагическая судьба детей в годы В.О.В.
Главная мысль: В любой войне больше всех страдают дети.
Сверхзадача: Дети и война – не совместимы. Ни одна цель, даже самая великая, не может служить оправданием для войны. Мы должны приложить все усилия, чтобы наши дети никогда не пережили этого ужаса!
Обоснование выбора: Искажение истории, героического прошлого нашего народа стало уже фактом. Пропаганда в кино с запада принижает роль нашего Отечества в Победе над фашизмом. Молодое поколение знает о войне намного меньше, чем мы. И эти знания часто искажены. Чрезмерная «опека» и боязнь нанести вред психике ребёнка приводит к тому, что новое поколение не знает истиной цены Победы. Я хочу, чтобы мои три сына знали историю своей страны не только на примере подвига взрослых, а на примере судьбы их сверстников. Возможно, что дети так больше воспримут данную тему и прочувствуют. Ведь «герои» композиции таки же, как и они. Я хочу, что бы мои сыновья чтили и помнили подвиг своих четырёх прадедов, защитивших его Родину.
Данную композицию можно использовать на мероприятиях, посвящённых Дню Победы, Дням Воинской Славы России, Дню защитника Отечества, на классных часах.
Композиция составлена на стихах С.Михалкова. В сценарии представлены только те стихи, из которых читаются отрывки. Стихи, исполняемые полностью, представлены только названиями.
Сценарий
На хоровых станках на сцене расположены различные предметы обихода и элементы одежды. Стоит парта, школьный глобус и классная доска (магнитная) на которую в течение представления участники будут крепить заготовленные картинки, относящееся к определённому эпизоду композиции. На стене закреплён экран.
На экране транслируется запись парада Победы с Красной площади г. Москва с моментом выноса флага РФ и Знамени Победы. Затем выходит ведущий, исполняющий роль отца и читает стихотворение С.Михалкова «Письмо в редакцию армейской газеты»:
К ведущему выбегает мальчик с самолётиком, играющий роль сына. Отец, обращаясь к сыну, читает отрывок из стихотворения С.Михалкова «Разговор с сыном»:
Мой сын! Послушай мой рассказ О нашей Родине, о нас, О тех, кто много лет назад, Подняв Москву и Ленинград, Под красным знаменем в бою Свободу отстоял свою И отдал молодость борьбе, Чтоб хорошо жилось тебе!
Включается школьный вальс. Звенит школьный звонок. На сцену выбегают дети в современной школьной форме, садятся за парты. Включается видеофильм с объявлением Левитана о начале войны. Немая сцена. На сцену выходит девушка в роли Учителя читает отрывок из стихотворения С.Михалкова «Эту быль пишу я детям…»
Учит. Летней ночью, на рассвете,
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
Против всех людей советских -
Это значит - против нас.
Дети. Это значит - против нас?
Учит. Это значит - против нас!
Учит. Он хотел людей свободных
Превратить в рабов голодных,
Навсегда лишить всего.
А упорных и восставших,
На колени не упавших,
Истребить до одного!
Дети. Истребить до одного?
Учит. Истребить до одного!
Учит. Он велел, чтоб разгромили,
Растоптали и сожгли
Всё, что дружно мы хранили,
Пуще глаза берегли,
Чтобы мы нужду терпели,
Наших песен петь не смели
Возле дома своего,
Чтобы было все для немцев,
Для фашистов-иноземцев,
А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих -
Ничего!
Все. А для русских и для прочих,
Для крестьян и для рабочих -
Ничего!
Выходят отец с вещмешком за плечом и сын, читают отрывок из стихотворенияС.Михалкова «Товарищ»
Отец: Однажды вернулся
Моряк с корабля
И сыну сказал:
- Это наша земля!
На ней виноградники
И города...
Фашистам не видеть ее
Никогда!
Сын: И сын, как товарищ,
Отца провожал
И руку ему,
Как товарищ, пожал.
- На севере бой!..
И на западе бой!..
Отец, ты возьми меня лучше
С собой!
И, если винтовку
Ты выронишь вдруг,
Винтовку поднимет
Твой сын и твой друг!..
Отец: Тяжелые танки
По пастбищам шли,
Снаряды врагов
Виноградники жгли.
И лопались бомбы
С фашистским значком,
С предательским, черным
Значком-паучком...
Отец и сын расходятся в разные стороны. Выходит девочка:
Дев. 1. Они встретили войну в разном возрасте. Кто-то совсем крохотным, кто-то подростком, а кто-то был на пороге юности. Война застала их в столичных городах и маленьких деревеньках, дома, в гостях у бабушки, в пионерском лагере и в глубоко тылу.
Выходит мальчик в телогрейке и ушанке, и читает стихотворение С.Михалкова «Десятилетний человек»
Выходят на сцену дети, надевают пионерские галстуки, выносят пустой ящик для посылок, читают стихотворение С.Михалкова «Посылка» и складывают в неё расположенные на хоровых станках приготовленный реквизит.
Дев. 1. Кто-то сказал, что детей на войне не бывает. Нет! Бывают! И тем страшнее война, чем больше детей потеряют своё беззаботное детство в её жерновах, становясь не по возрасту серьёзными не только за себя, за своих близких, но и за весь мир. За мир на земле! Как много они могут сделать, не меньше, а может даже и больше, чем взрослые.
Все дети вновь садятся за парты. Одна девочка остаётся на сцене, одевает драный пуховый платок, берёт кусок хлеба, завёрнутый с носовой платок (воспоминания):
Дев. 2. Я родилась в Ленинграде за пять лет до войны. Зимой 1941-42 годов не стало отопления, света, воды…И стены дома промёрзли на сквозь. В ту пору на окнах обязательно была светомаскировка, которая скрывала свет иногда горевшей свечи. Она помогала маме убедить меня, ребёнка, что это ночь, даже если был день… Блокадный паёк… Сто двадцать граммов хлеба из смеси опилок и муки. А есть очень хотелось… Чувство голода – это одно из устойчивых воспоминаний моего детства…
Выходит другая девочка:
Дев. 3. 900 дней продержался в блокаде Город-герой Ленинград. Ленинградские дети… До каково-то момента они были как все дети смешливыми, весёлыми и озорными. Играли осколками снарядов, коллекционировали их, убегали на фронт, ведь передовая была совсем рядом… А потом они становились самыми тихими на земле детьми. Они разучились шалить, и даже улыбаться и смеяться.
Выходит третья девочка:
Дев. 4. В начале войны мне было 12 лет. Моя семья из Москвы не эвакуировалась. В первый год войны школы не работали, но мы не сидели сложа руки! Мы собирали медицинские пузырьки и сдавали их в госпитали, а весной и летом нас вывозили на сбор крапивы из которой в госпитале варили щи. Мы – дети, во время бомбёжек дежурили на крышах и тушили зажигательные бомбы.
Выходит ведущий в образе журналиста и мальчик в тулупе и ушанке. Они по ролям читают отрывок из стихотворения С.Михалкова «Данила Кузьмич».
Дети исполняют песню «Рисуют мальчики войну» (сл. и муз. Богословского) под аккомпанемент гитары.Выходят три девушки и читают стихотворение С.Михалкова «Три товарища», затем читают текст.
1. За годы Великой Отечественной войны сотни юных героев были награждены орденами и медалями.
2.Тысячи девчонок и мальчишек военной поры трудились в тылу на равнее со взрослыми, заботились о раненых, помогали красноармейцам.
3. Имена не всех юных героях сохранила история, но омногих из них написаны стихи и сложены песни.
1. Навечно в строю героев застыли дети, чей подвиг в годы войны не имеет цены.
2. Их имена сияют золотыми звёздами на минном небе нашей Родины!
На экране идёт слайд-шоу о Пионерах – Героях. Дети по очереди читают текст о них.(Валя Котик, Лёня Голиков, Марат Казей, Зина Порнова).
На сцену выходит девочка с мягким мишкой и читается стихотворение Лоры Тасси «Оборванного мишку утешала…» под живое исполнение на фортепиано «Мелодия» муз. Неугодникова.
На экране включается видеоролик «Минута молчания» с метрономом.
Все участники встают на своих местах.
Выходит ведущий, берёт в руки детский ботинок, читает стихотворение С.Михалкова «Детский ботинок»
Включается фонограмма с сообщением Левитана о Победе и об установлении 9 мая Днём Победы. Выбегают девочки и читают отрывок из стихотворения С.Михалкова «Быль для детей» под фонограмму песни «Нам нужна одна Победа», автор Б.Окуджава.
1. Спать легли однажды дети -
Окна все затемнены,
А проснулись на рассвете -
В окнах свет и нет войны!
Можно больше не прощаться,
И на фронт не провожать,
И налетов не бояться,
И ночных тревог не ждать.
2. Люди празднуют Победу!
Весть летит во все концы:
С фронта едут, едут, едут
Наши братья и отцы!
3. И смешались на платформах
С шумной радостной толпой:
Сыновья в военных формах,
И мужья в военных формах,
И отцы в военных формах,
Что с войны пришли домой.
4. Здравствуй, воин-победитель,
Мой товарищ, друг и брат,
Мой защитник, мой спаситель -
Красной Армии солдат!
Выходит и строится хор под звучащую фонограмму песни «Солнечный круг». Дети читают отрывок из стихотворения С.Михалкова «Мой друг!»
1. В Казани он - татарин,
В Алма-Ате - казах,
В Полтаве - украинец
И осетин в горах.
2. Он - лётчик-испытатель
Стремительных стрекоз.
Он - физик и ботаник,
Механик и матрос.
3. Он честен и бесстрашен
На суше и воде -
Товарища и друга
Не бросит он в беде
4. Он гнёзд не разоряет
Не курит и не врёт,
Не виснет на подножках,
Чужого не берёт.
5.Он красный галстук носит
Ребятам всем в пример.
Он - девочка, он - мальчик,
Все: Он - юный пионер!
Хор исполняет песню: сл. Пляцковского, муз. Чичкова, «Должны смеяться дети».