Акция Георгиевская ленточка. Память у сердца
Cценарий проведения акции
«Георгиевская ленточка. Память у сердца»
Цели:
- познакомить обучающихся с героическими фактами русской истории;
- воспитывать бережное отношение к традициям своего народа;
- способствовать пробуждению чувства гордости за воинские подвиги предков, формированию положительной оценки российской истории;
- побуждать обучающихся к деятельному участию в акциях памяти, оказание помощи ветеранам.Ход акции.
Чтец читает стихотворение «Георгиевская лента» Конфутатиса Малэдиктиса
Я держу в руках из шелка ленту;Много есть на свете разных лент,Эта ж лента – тянется по свету,Вьется двести тридцать восемь лет,Эта – как хоругвь на поле брани,Как скрывающий от горя плат,Только эту горькими слезамиОмывают матери солдат,Только эта залита кровямиНа рамена взявших смертный бой,Только эту величают «Знамя» –Знамя Победивших в Мировой;Эта лента – память лихолетий,Окропленных кровью тех солдат,В сорок первом – павших, в сорок третьем –Гордо отстоявших Сталинград.И ребенок каждый в мире знаетЭтот черно-рыжий нотный стан,На котором кровью проступаетРеквием невыжившим бойцам.Порохом пропахшая и прахом, –Шелк, поправший гнет стальных оков, –Лента, не приемлющая страха,Ленточка-удавка для врагов,Вящая военная святыняРеет пусть над сердцем у меня –Лента цвета пламени и дыма,Лента цвета дыма и огня.
Ведущий:
- Добрый день, дорогие ребята, уважаемые педагоги!
- Скажите, чему посвящена наша сегодняшняя встреча? (Слайд 1.)
- С каким событием ассоциируется у вас эта акция?
- Назовите лозунги, под которыми проходит акция «Георгиевская ленточка».
- Назовите цвета Георгиевской ленточки.
- Что означают цвета Георгиевской ленточки?
- Где можно размещать (как носить) георгиевскую ленточку?
Ответы обучающихсяВедущий:
Итак, Вы ориентируетесь в общих вопросах, связанных с акцией «Георгиевская ленточка». А что же по этому поводу говорит история?
Если обратиться к историческим источникам, то Георгиевская ленточка получила свое название от ордена Святого Георгия, (Слайд 2.) учрежденного 26 ноября 1769 г. императрицей Екатериной II. Истинные цвета Георгиевской ленты, как вы видите – черный и желтый. О символическом значении цветов действительно судить сложно.
Одни историки пишут, что Екатерина, «бессмертная законодательница, сей орден учредившая, полагала, что лента его соединяет цвет пороха и цвет огня…». Другие ссылаются на описания ею герба Российской империи, где чередуются цвета золотистый и черный.
По статусу он давался только за конкретные подвиги в военное время "тем, кои: отличили себя особливым каким мужественным поступком или подали мудрые и для нашей воинской службы полезные советы".
Это была исключительная воинская награда, названная по имени святого Георгия, покровителя русского воинства.
Чтец. Легенда о Святом Георгии (Слайд 3.)
Рассказывают, что недалеко от места, где родился святой Георгий, в озере жил змей, который часто пожирал людей той местности.
Чтобы утолить ярость змея, люди регулярно по жребию отдавали ему на съедение юношу или девушку.
Однажды жребий выпал на дочь правителя той местности. Ее отвели к берегу озера и привязали, где она в ужасе стала ожидать появления змея.
Когда же зверь стал приближаться к ней, вдруг появился на белом коне светлый юноша, который копьем поразил змея и спас девушку.
Этот юноша был святой великомученик Георгий. Таким чудесным явлением он прекратил уничтожение юношей и девушек в родной земле и обратил к Христу жителей той страны, которые до этого были язычниками.
Ведущий:
В России очень любили и почитали святого великомученика Георгия. Поэтому дали его имя самому почетному военному ордену. Этим орденом награждались только офицеры и генералы за личные боевые заслуги. А кто и за что?
Чтец:
Орденом святого Георгия награждались, например, те, кто (читает) «лично предводительствуя войском, одержит над неприятелем, в значительных силах состоящим, полную победу, последствием которой будет совершенное его уничтожение».
Или (читает) «лично предводительствуя войском, возьмет крепость».
Ведущий:
Эта награда могла быть выдана также за взятие неприятельского знамени, захват в плен главнокомандующего неприятельского войска и другие выдающиеся подвиги.
(Слайд 4.) Орден святого Георгия подразделялся на четыре степени, причем первый раз выдавалась низшая, 4-я степень, в следующий раз более высокая 3-я, далее 2-я и, наконец, совершивший четвертый выдающийся подвиг мог быть представлен к награждению орденом Святого Георгия 1-й степени.
(Слайд 5.) О том, насколько почетно было получить орден Святого Георгия 1-й степени, говорит, например, следующий факт. Высшую награду Российской империи – орден Андрея Первозванного - получило более тысячи человек. А орден Святого Георгия 1-й степени только 25 человек.
(Слайд 6.) За всю историю России только четыре человека стали полными Георгиевскими кавалерами, среди них: М.И. Голенищев-Кутузов, генерал-фельдмаршал Русской армии и M.Б. Барклай-де-Толли выдающийся российский полководец, генерал-фельдмаршал, военный министр, герой Отечественной войны 1812 года, граф, генерал-фельдмаршал И. Ф. Паскевич-Эриванский и граф, генерал-фельдмаршал И. И. Дибич-Забалканский.
(Слайд 7-8.) В самый разгар битвы с фашистами 8 ноября 1943 г. был учрежден Орден Славы. На нем тоже есть Георгиевская лента - как символ связи с русской боевой традицией.
В те дни газета «Красная звезда» писала: «Учрежденный орден Славы является как бы преемником старого солдатского "Георгия".
Орден Славы состоит из трех степеней: I, II и III степени. Высшей степенью является I-я. Награждение производилось последовательно: сначала третьей, потом второй и первой степенью.
2 марта 1992 года Указом Президиума Верховного Совета РСФСР "О государственных наградах Российской Федерации" было принято решение о восстановлении российского военного ордена Святого Георгия и знака отличия "Георгиевский крест".
Акция "Георгиевская ленточка", предложена РИА Новости и "Студенческой общиной" в 2005 году, в год 60-летия Победы. В этом году мы отмечаем 71 годовщину Великой Победы, значит, акция шагает по всему миру уже 11 лет. Героические дела тех, кто грудью отстоял независимость нашей Родины, навсегда в сердцах всех поколений, сколько бы лет ни прошло с тех страшных событий.
Стихотворение «Ради жизни на земле…»
Нам говорят пора забыть:
Мол, сколько лет; мол, сколько можно?
Но как же быть, но как же быть,
Когда забыть-то невозможно!
Но как же быть, коль до сих пор
Дым над планетою витает.
Но как же быть, коль до сих пор
В семье кого-то не хватает.
Забыть? Сменять кружки медалей
На звонкие кружки монет?
Страданье отнести в преданья
И спрятаться за давность лет?
НЕТ! Мы обещаем ветеранам
Войны во веки не забыть.
И наши внуки помнить будут
Во что обходится война.
И никогда не позабудут
Тех безымянных имена.
Ведущий:
Прошла война, прошла страда, но боль взывает к людям:
«Давайте, люди, никогда об этом не забудем!»
Звучит песня Андрея Пахоменко «Георгиевская лента» Ребята и педагоги прикрепляют Георгиевские ленты.
Список литературы и источников.
Методическая разработка классного часа «Георгиевская ленточка.Память через века» http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2013/09/24/metodicheskaya-razrabotka-klassnogo-chasahttp://russkiee.narod.ru/9mai.html
https://sites.google.com/site/sajtucitela17ve/klassnye-casy/georgievskaa-lentockahttp://fmusic.mobi/andrej-parhomenko-georgievskaa-lenta