Создание педагогического сайта Портал знаний http://hlestov_s_v.a2b2.ru
План-конспект урока "Геометрическая резьба"
Хлестов Сергей Васильевич
учитель технологии первой категории
Челябинск 2013
Цели урока:
дать понятие о видах резьбы по дереву и применении инструментов геометрической резьбы;
возродить, развить и сохранить искусство резьбы по дереву;
ориентировать учащихся на применение полученных знаний и навыков на практике;
нацеливать учащихся на профессиональное самоопределение.
Задачи урока:
формировать навыки резьбы по дереву и работы с инструментами;
развить конструктивное мышление и творческие способности детей;
воспитать трудолюбие, терпеливость и настойчивость
Наглядные пособия и принадлежности: для учителя - интерактивная доска, компьютер, раздаточный материал: карточки задания; образцы резьбы.
Для учащихся: тетрадь, карандаш, заготовка из древесины, нож.
Оформление классной доски: опорные слова - древесина, текстура, годичные кольца, волокна, нож-косяк, пласть, кромка, торец, грань.
Тип урока: комбинированный (использование интерактивной доски, беседа)
Методы обучения: наглядно - иллюстрационный; иллюстративно - объяснительный, практическая работа учащихся.
Формы деятельности учителя и учащихся: фронтальная, индивидуальная.
Ход урока
I. Организационная часть (3 мин)
Здравствуйте, ребята! Я рад видеть вас сегодня на занятии.
У нас на уроке присутствуют гости, но это не помешает нам с вами плодотворно работать.
Скажите, пожалуйста, что таит в себе эта загадка:
ВЕСНОЙ ОДЕВАЕТСЯ, А ОСЕНЬЮ РАЗДЕВАЕТСЯ (ЛЕС)
Правильно - лес, а лес - это древесина, пожалуй, самый первый материал, который человек стал использовать в своей жизни. Древесина как природный материал обладает ценными качествами: хорошей теплоизоляцией, небольшой плотностью, красивым естественным цветом, удобством обработки и т.д.
На уроке понадобятся:
- остро заточенный карандаш;
- ручка;
- тетрадь;
- линейка;
- нож - косяк;
- заготовки из древесины.
- ваши знания, деловой настрой и хорошее настроение.
II. Повторение пройденного материала (10мин)
Повторение по теме "Древесина"
Учитель: Давайте вспомним то, что мы с вами изучали о древесине и пиломатериалах в 5-ом и начале 6-ого классов. (Вы будете называть ответы, а один из учащихся запишет их на доске.)
Скажите, пожалуйста, из каких частей состоит дерево?
Какие породы деревьев вы знаете? (ЛИСТВЕННЫЕ и ХВОЙНЫЕ)
(Карточка №1) 1-2 учащихся
- что показывают годичные кольца? (возраст дерева)
- как влияют пороки древесины на качество изделий из нее? (они снижают качество древесины и возможности ее применения)
А теперь посмотрим правильность ваших ответов.
Из каких частей состоит дерево?
ветви,
ствол,
корни,
листья или хвоя.
Как вы знаете, из стволов деревьев получают разные пиломатериалы, скажите, пожалуйста,
КАКИЕ ПИЛОМАТЕРИАЛЫ ПОКАЗАНЫ НА ЭКРАНЕ?
(Один учащийся работает у доски)
ДАВАЙТЕ ПРОВЕРИМ ПРАВИЛЬНОСТЬ ВАШИХ ОТВЕТОВ
а - брус четырехкантный б - брус двухкантный в - бруски г - доски обрезные д-доски не обрезные е - пластина ж - четвертина З - горбыль
III. Введение в изучение нового материала.
Учитель: Давайте вернемся к теме нашего урока:
"ГЕОМЕТРИЧЕСКАЯ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ"
Сегодня на уроке мы должны с вами узнать немного об истории резьбы по дереву. Познакомиться с инструментами для выполнения резьбы и научиться выполнять элементы геометрической резьбы, из которых составляют узоры.
Русское искусство художественной обработки древесины является уникальным, подарившим миру великолепные архитектурные памятники, затейливую резьбу, прекрасную бытовую утварь. Оно восходит к искусству древних славян, селившихся с первого тысячелетия нашей эры по берегам Днепра, Дона, озера Ильмень. Древесина, как строительный материал, обладает ценными качествами: хорошей теплоизоляцией, водонепроницаемостью, небольшой плотностью, красивым естественным цветом и разнообразием рисунка текстуры, удобством обработки. Существовали различные способы художественной обработки древесины, но наиболее распространенным была резьба. Резьбой украшали архитектурные сооружения, мебель, различные поделки и предметы быта.
Историческая справка: (сообщение учащихся).
Резьба по дереву относится к старинным русским промыслам. Слово "ПРОМЫСЕЛ" произошло от глагола "ПРОМЫСЛИТЬ", то есть помыслить, подумать, каким образом можно заработать. Наши предки не ждали, когда им кто-нибудь даст хлеба, а искали любую возможность заработать его, чтобы прокормить себя и семью.
Так возникли народные промыслы. Бурное развитие их породило множество направлений. Это резьба и роспись по дереву, чеканка и гончарное дело, изготовление игрушек и др.
Изделия из древесины со слабовыраженной текстурой чаще всего расписывались или украшались резьбой.
Геометрическая резьба - самый древний способ украшения изделий из древесины. Резьбой украшали деревянные суда, избы, мебель, посуду, ткацкие станки и прялки. Она выполняется в виде выемок: двух-; трех - и четырехгранных, сочетание которых дает причудливый узор на поверхности древесины.
Учитель: А теперь давайте знакомиться с инструментами, которыми выполняется геометрическая резьба.
Основным инструментом для выполнения геометрической резьбы является: нож-косяк.
Свое название он получил, из-за клинка, который имеет определенный угол скоса.
Инструмент резчика по остроте можно сравнить только с опасной бритвой, поэтому относиться к нему надо очень внимательно. Первое, за чем должен следить начинающий мастер и к чему должен себя постоянно приучать, - это оберегать левую руку от ранения. Для левой руки нужно находить такое положение, чтобы исключить даже случайное прикосновение к ней инструмента при его соскоке, неверном движении. Неаккуратное обращение с инструментом и несоблюдение правил техники безопасности может привести к несчастному случаю, а отсюда следует, что при работе нужно соблюдать следующие правила техники безопасности:
Правила техники безопасности при выполнении "Геометрической резьбы":
надеть и привести в порядок спецодежду.
привести в порядок рабочее место, разложить инструмент и заготовки.
осмотреть режущий инструмент и убедится в его исправности.
при выполнении резьбы заготовка должна занимать устойчивое положение на верстаке или столе.
нельзя резать на весу, на коленях, упираясь заготовкой в грудь.
во время резьбы левая рука должна находиться сзади или в стороне от движения ножа.
передавать нож друг другу из рук в руки нельзя.
строго запрещается проверять остроту ножа пальцем.
запрещается класть нож в карман рабочей одежды.
после окончания работы нож необходимо сдать учителю.
привести в порядок рабочее место и спецодежду.
Мы с вами изучили инструмент. Как вы думаете, с чего же начинается работа при выполнении резьбы: выбираем заготовку (она не должна иметь трещин, червоточин и сучков), поверхность должна быть гладко отстрогана рубанком или фуговальным станком. Так как заготовка имеет много сторон, то каждая из них издавна получила свое название.
А - пласть
Б - кромка В - торец Г - грань
1 -сколышки
2 - пирамида
3 - цепочки
4 - ромбы
5 - витейка
6 - змейка
7-8-9 - соты
10 - звездочки
11 - зеркальные звездочки
12-13-14-15 - сияния
Далее наносим разметку элементов узора на заготовке (вырезание этих элементов, в разной последовательности, получаем узоры геометрического характера), наиболее просто выполняется одиночный элемент - сколышек, он размечается как равносторонний и равнобедренный треугольник.
Вырезается он так: Нож зажимают в кулаке и погружают его в древесину вертикально, поочередно по двум сторонам треугольника, сходящегося к верхней вершине, причем у вершины нож должен углубиться на 3-4 мм, а около основания треугольника выйти на поверхность. Затем, начиная от основания и углубляясь к вершине, ножом снимают участок древесины между подрезанными сторонами треугольника. (Показ заготовки с элементом "сколышек")
Более сложным, но самым распространенным в "геометрической резьбе" является элемент: треугольник или второе его название пирамида, так как треугольник имеет вид пирамиды. Вначале его размечают так же, как и сколышки - в виде треугольников. Затем каждый из треугольников, стоящих на основании, делятся линиями на 3 части, то есть, один большой треугольник мы делим на три маленьких треугольника. Находим точку углубления и соединяем её с вершинами треугольника.
Пирамида
Давайте посмотрим, как же размечают заготовку под резьбу элемента "Треугольник"
IV. Практическая работа.
1. Берем заготовку и со всех четырех сторон деревянной дощечки отчерчиваем поля шириной 10 мм.
2. Площадь, которая образовалась внутри полей, заполняем полосками узоров, шириной по 10 мм, горизонтально.
3. Далее размечаем вертикальные полоски по 10 мм. У вас получаются квадратики 10 х 10 мм.
Квадратики делим на треугольники, а затем каждый треугольник, делим на три маленьких треугольника.
В каждом маленьком треугольнике проставляем точки, чтобы не потерять стороны среза.
Этот узор вырезается так: нож, зажатый в кулаке, углубляется вертикально в точку, где сходятся лучи. В самой точке нож углубляется на 3-4 мм, а в вершине угла выходит на поверхность. Так углубляется нож по всем трем лучам. Затем, начиная от каждой стороны треугольника, постепенно углубляясь в точке схождения лучей, срезается лишняя древесина. Получается треугольник, углубленный по всем трем плоскостям.
Возьмите, пожалуйста, заготовки и по образцу на ней разметьте три узора.
Кто уже разметил, давайте приступим к вырезанию узора, в этом мне помогут ребята, которые занимаются резьбой по дереву.
Молодцы, а теперь давайте посмотрим, у кого получился самый лучший узор.
Похвалить, проставить и озвучить оценки.
V. Закрепление пройденного материала.
I. Давайте вспомним, что мы узнали сегодня на уроке:
а) какими инструментами пользуются при вырезании узоров геометрической резьбы;
б) какие правила техники безопасности надо соблюдать при резьбе;
в) какова последовательность выполнения резьбы;
г) с какими новыми словами вы познакомились.
Ответы на вопросы:
а) нож-косяк
б) правила ТБ
в) выбор заготовки; разметка; вырезание узора.
г) опорные слова.
Использованная литература:
Слипак В.П. Резьба по дереву, Псков, 1994 год
Мольнар А.А. Резьба по дереву, Москва, Спектр, 1998 год
Хворостов А.С., Хворостов Д.А. Художественные работы по дереву, Москва, Владос, 2002 год
Афанасьев А.Ф. "Резчику по дереву"
503 Service Unavailable
Service Unavailable
The server is temporarily unable to service your
request due to maintenance downtime or capacity
problems. Please try again later.