Занятие по выбору Чтение с умениемна тему «А. Алексин. «Самый счастливый день».
занятие по выбору «Чтение с умением»
тема: «А. Алексин. «Самый счастливый день».
Цель:
осмыслить прочитанное произведение в процессе коллективного обсуждения;
совершенствовать умения учащихся работать с текстом;
повторить жанры художественных произведений, композицию;
развивать устную речь учеников, творческие способности, показать необходимость бережного отношения к близким.
Ход урока:
I. Орг. момент.
Каждый час, всегда, везде
На уроке и в игре
Громко, четко говорим
И тихонечко сидим
II. Упражнения на развития техники чтения.
1) - Прочитайте на одном выдохе со сменой темпа речи:
чи---------че--------ча-------чо--------чу
щи---------ще---------ща--------ще-------щу
чи-----че-----ча----чо-----чу
щи-----ще-----ща-----ще-----щу
чичечачочу
щищещащещу
2) - Прочитайте чистоговорки:
ащачащ - мы купили плащ
ачащач – пожалуйста, не плачь
чущучу – я нисколько не шучу
чищичи – где лежат мои ключи?
3) Прочитайте столбики слов:
сан врач агат сейф тело хорь вечер
сон грач азот скиф тема мель ветер
сын плач акын стул тепло даль плети
сыр рвач арба сдул тина соль плечи
сок ткач аул сдал тайна моль сети
- В каждом столбце найдите повторяющиеся буквы и составьте слово. Получается слово: СЧАСТЬЕ
III. Постановка цели урока.
- Сегодня, мы познакомимся с произведением А. Алексина «Самый счастливый день».
Эпиграфом нашего урока будут слова Платона:
Стараясь о счастии других,
Мы находим свое собственное.
- К этим словам мы вернемся позже.
IV. Работа по теме урока.
1. Биография писателя.
Писатель и драматург Анатолий Георгиевич Алексин (настоящая фамилия - Гоберман) родился 3 августа 1924 года в Москве. Его отец, Георгий Платонович Гоберман, партийный работник, в прошлом участник Гражданской войны, был репрессирован в 1937 году. Еще до войны, в школьные годы начал печататься в журнале "Пионер" и газете "Пионерская правда", где были опубликованы его ранние стихотворения. Во время Великой Отечественной войны, в эвакуации работал на стройке, был редактором заводской малотиражной газеты. Первые прозаические произведения Алексина - очерки, рассказы и публицистика начали появляться в печати в середине сороковых годов. После войны он поступил в Московский институт востоковедения, который окончил в 1950 году. В том же году вышел первый сборник его повестей "Тридцать один день".В 1993 году Анатолий Алексин переехал в Израиль, где живет и работает по сей день. Многочисленные повести Алексина, такие как "Необычные похождения Севы Котлова" (1958), "Говорит седьмой этаж" (1959), "Коля пишет Оле, Оля пишет Коле" (1965), "Поздний ребенок" (1968), "Очень страшная история" (1969), "В стране вечных каникул" (1970), "Десятиклассники" (1974), "Третий в пятом ряду" (1975), "Безумная Евдокия" (1976), "Сердечная недостаточность" (1979), адресованные в первую очередь подросткам, принесли ему славу одного из лучших авторов литературы для юношества. Пронизанные юношеской романтикой, порой немного сентиментальные, но при этом всегда достоверные благодаря узнаваемым ситуациям и реалистичности персонажей, эти произведения снискали Алексину любовь юных читателей и признание профессиональных критиков.
2. Подготовка к чтению рассказа
- Как вы думаете, о чем будет этот рассказ? (этот рассказ о семье, наверное, о самом счастливом дне в жизни семьи – о дне рождения, Новом годе и т.д.).
3. Чтение рассказа
- К какому жанру относится произведение? (рассказ) Докажите.
4. Проверка первичного восприятия
- Что поразило в рассказе?
- Что показалось интересным, смешным?
5. Работа над композицией рассказа.
- Рассмотрим композицию рассказа. Для этого вспомним, из каких частей состоит композиция?
экспозиция
завязка
развитие сюжета
кульминация
развязка
- Какие чувства вы испытывали, когда читали рассказ? Почему?
- Почему герой задумал действовать решительно?
- Каких два пути наметил герой для решения своей проблемы? (прочтите)
РАДОСТЬ ГОРЕ
- Из чего состоял каждый путь? (на доске составляется таблица)
1) получить «4» по геометрии 1) заболеть
2) уборка 2) исчезнуть 3) зарядка
- Почему не вышло? (Дети обсуждают в группах и высказывают свое мнение.)
6. Беседа по содержанию.
- Что произошло в семье мальчика?
- Что решил сделать мальчик, чтобы помирить родителей? (Подтвердить текстом). Удалось ли это ему?
- Как вы объясните название рассказа?
- О каких качествах характера героя мы можем сказать?
- Могли бы вы назвать один из дней своей жизни тоже счастливым?
- Что для вас семья?
- Почему семья нужна человеку?
- Вы гордитесь своей семьей? Почему?
- А теперь вернемся к эпиграфу.
- Какой мы можем сделать вывод? (необходимо относится к родителям, близким, родным с любовью, вниманием, уважением, оказывать посильную помощь.)
Вывод: Все-таки герой не прав, нельзя построить счастье на горе.
- Давайте вернемся к эпиграфу. Как вы его понимаете.
- Ради кого мальчик совершил этот поступок? (ради семьи)
- Что для него семья?
- Что для вас семья?
- Мы снова вернулись к слову «счастье».
Для героя счастье – это мир в семье, а для вас?
V. Итог урока.
- Да, мы все хотим быть счастливыми. Но не забывайте, что «стараясь о счастии других, мы находим свое собственное» и что ГОРЕ
· СЧАТЬЕ.
1) Что больше всего ценит главный герой рассказа?
2) А что для тебя значит – быть счастливым?
VI. Домашнее задание: написать сочинение «Мой самый счастливый день»
15