Презентация к 155-летию Коста Хетагурова
Чтобы посмотреть этот PDF файл с форматированием и разметкой, скачайте файл и откройте на своем компьютере.1.
Мыст
й
œ
х
œ
д
œ
г
хуынчъы
н
œ
цыди
œ
м
œ
ма
й
œ
ф
œ
дыл
картоф
ласта.
2.Х
œ
р
œ
г с
œ
д
œ
боны
куы
ф
œ
сира,
у
œ
дд
œ
р та
иу
бон ас
œ
пп
-
с
œ
пп
к
œ
ндз
œ
н.
3.М
œ
лдзыг
œ
н й
œ
с
œ
фт
куы
œ
рц
œ
уы
, у
œ
д
ыл
базырт
œ
разайы
.
5.
Хохы
с
œ
р
œ
й
мигъм
œ
б
œ
мб
œ
г
œ
нхъ
œ
л
раг
œ
пп
кодта
œ
м
œ
ныхх
œ
рр
œ
гъ
.
6.М
œ
гуыр
фынт
œ
й
хъал
в
œ
ййы
.
1.Мышь сама не
пролезала
в
нору, а за собой картошку
тащила.
2.Если осла
сто дней учить
танцевать, все равно в один день
заковыляет.
3. Когда
муравью приходит
конец, у него вырастают крылья.
6.Сердце
бедняка богато снами.
5.Приняв
облако за
вату,кто
-
то
прыгнул с вершины горы и
разбился.
4. Как
аукнется, так и откликнется.
4. Гоны
куыд
ныдздзурай
, афт
œ
д
œ
м
сдзурдз
œ
н
.
Говорить о
жизни
Коста
можно много, а
сейчас
мы
увидим
творчество
Коста
-
художника.
•
.
1881 год
Петербургская академия
художеств
.
С 1871 по 1881гг.
Коста
Хетагуров учился в
Ставропольской гимназии
.
Он высоко ценил
ученические работы
Коста
по рисованию и
ежегодно выставлял их
для обозрения.
В 1877 году рисунки
Коста
посылались в Москву на
Всероссийскую выставку
работ учащихся средних
учебных заведений.
Там же работал учителем
рисования Василий
Иванович Смирнов,
сыгравший большую роль в
развитии художественного
таланта
Коста
.
•
1881
-
1888
год
•
Петербургская
•
академия
художеств
. В 1888г.К.Л.Хетагуров возвращается из Петербурга в Осетию. Он стал много заниматься живописью, работал в театре, выставлял
сво
и картины на выставках.
В академии его
наставником был
профессор Павел Петрович
Чистяков, воспитавший таких
талантливых и известных
живописцев, как Репин,
Васнецов, Врубель, Суриков.
Репин
Васнецов
Суриков
Врубель
Портретная живопись в
творчестве
Коста
вполне
может быть выделена в
особый и достаточно
ёмкий раздел. По всему
видно , что
Коста
любил
писать портреты, любил
вглядываться в лица ,
изучать внутренний мир
человека. Сохранилось
девять живописных
портретов , написанных
Коста
, пять женских и
четыре мужских
.
•
Коста
Хетагурову
пришлось вначале для
заработка заниматься
писанием икон и
религиозных церковных
картин.
•
К тому же периоду
относится часть росписей
Алагирской
церкви...
•
Во Владикавказе
Коста
организовал первые в
Осетии
художественные
выставки.
«Скорбящий ангел».
•
А
х, т лблин бездсбоичоын вотуосдон, еиуя,
•
Н
б сулбх из нишусоодо твеуб
•
Я
унес бы далеко, далеко тебя
•
И
лябил бы лябовья поэуб...
•
Д
еутлик тлух утлбжебл бы я лисок твоек,
•
И
пое звули ее безняуежоо
•
З
бтыпблб б уы тлбело об дсуеи ноек,
•
А
я пел бы, ббялбл бы оежоо...
•
М
оодо, ноодо тложил бы я петео уодеб
•
Н
б чбсуящен лоое псисоеы
•
О
вотуосдбх лябви, обтлбжееоьях усуеб
•
И
о твеулон блбжеотуве твобоеы...
Попова Анн
æ
Цæлыккаты
Анн
æ
Донх
æ
сс
æ
г
сылгоймаг
Быт городского народа
запечатлен и в другой жанровой
картине «В осетинской сакле»
(другое название «Гонка араки»).
Как и в ряде своих поэтических и
живописных произведений,
Коста
здесь прост и
безыскусственен, скромен и
неприхотлив. Ему нет
необходимости что
-
либо
выдумывать, жизнь сама в
изобилии подсказывает сюжеты
внимательному художнику, ему
остается только с
благодарностью их
воспроизводить.
«В осетинской сакле»
Автопортрет
Коста
Единственный, среди портретов
Коста
,
закомпонованный
в круг,
если не считать образа Христа в
евангелическом «Нерукотворном
лике». Такое совпадение, надо
полагать не случайно:
Коста
стремится написать автопортрет
как бы в канонах христианских
иконописных представлений . В
автопортрете нет ничего лишнего,
отвлекающего, мирского, только
голова художника, запечатленная в
его фас.
Коста
всегда любил и
боготворил детей. В одном
из своих писем он искренне
признавался: «Лишенный с
раннего детства
материнской ласки и
радостей семьи, я до сих
пор с поразительно
восприимчивостью
переживаю волнения,
радости и печали
счастливого детского
возраста. Нигде мне так не
весело , как с ними, ни за
кого я так не страдаю, как за
них».
«Дети
-
каменщики»
-
это
Додой
осетинского народа.
Горькая судьба горских детей
-
маленьких тружеников
поневоле. Недаром
Коста
назвал это произведение «На
школьной скамье жизни». Это
самое крупное сложное,
многоплановое произведение в
живописном наследии
Коста
.
При довольно больших
размерах
-
два на полтора
метра
-
она и в самом деле
прекрасно «задумана и
скомпонована» в ней
воплотились воедино все
живописные жанры:
портрет, пейзаж,
натюрморт.
К.Хетагуров умел передать
могущество кавказской
природы.
К.Хетагурову
пришлось
побывать в горах Карачая, в
Теберде. На картине
изображён ледник Главного
Кавказского Хребта Аман
–
Ауз
.
Утреннее восходящее
солнце играет на вершинах
снежных гор. Внизу, в
глубоком ущелье, окутанном
лёгким туманом, изгибается
река, берега которой
покрыты огромными
соснами.
«Тебердинское ущелье»,
«Природный мост»,
А.Фадеев
«Осетинский народ
может гордиться
тем, что в
сокровищнице
многоцветной
культуры будут
играть краски и
цвета, вызванные
к жизни таким
художником ,как
Коста
Хетагуров
»
Нынешний 155
юбилей со
дня рождения
Коста
Хетагурова
-
не запоздалая
дань памяти поэту, а скорее ,
доказательство его
бессмертия. Ибо
Коста
продолжает жить и сегодня.
Живы в народе его имя и
слово, его мысли, идеи и
мечты.
А
для художника, для творца
это и есть подлинная жизнь,
пожалуй, даже более
реальная, чем та, что
отпущена судьбой.