Урок по литературе Рассказ Коста Хетагурова Охота за турами

Габолаева Ж.М.
Урок по рассказу К.Л.Хетагурова
«Охота за турами»
Урок провожу в 6 классе после изучения сказки-были М.М.Пришвина «Кладовая солнца»
Оборудование: распечатанный текст рассказа, рисунки учеников с изображением пейзажей-иллюстраций к рассказу. Музыкальный фрагмент. [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ] «Коста»
На доске эпиграфы к уроку:
И был бы человек счастлив тем, что есть мир прекрасный вокруг, и назначение его на земле- творить добро.

В.Астафьев

Не то, что мните вы ,природа:
Не слепок, не бездушный лик-
В ней есть душа, в ней есть свобода,
В ней есть любовь, в ней есть язык.
Ф.И.Тютчев.




Ход урока.

Вступительное слово учителя. (Звучит музыкальный фрагмент с пением птиц, журчанием ручья, затем характер мелодии меняется, слышится звук выстрела.)
О каждом новом свежем пне,
О ветви, сломленной бесцельно,
Тоскую я душой смертельно,
И так трагично-больно мне.
Редеет парк, редеет глушь,
Редеют еловые кущи
Он был когда-то леса гуще,
И в зеркале осенних луж
Он отражался исполином
Но вот пришли на двух ногах
Животные-и по долинам
Топор разнес свой гулкий взмах.
Я слышу, как, внимая гулу
Убийственного топора,
Парк шепчет: «Вскоре я не буду
Но я ведь жил-была пора».
-С этих грустных строк поэта Игоря Северянина мне хотелось сегодня начать наш разговор. Тема бережного отношения к природе не нова. Ей посвящены проникновенные слова поэтов и писателей пламенные речи политиков , акции экологов. Но все также вырубаются и горят леса , уничтожаются редкие виды животных .Значит, проблемы экологии по-прежнему актуальны, и молчать нельзя. Не мог молчать в свое время и Коста Хетагуров. Он пытался найти точные , не потускневшие от времени слова, чтобы рассказать о красоте родной природы, чтобы достучаться до сердец читателей ,чтобы «писаное и не чувствовалось вовсе, а душа читателя таяла, знобило бы кожу у него, и от любви захотелось бы ему перецеловать каждое деревце в лесу, каждый лист, каждую хвоинку».(Презентация»Природа в произведениях Коста»)

На фоне слайдов с изображением картин родной природы звучит мелодия: «Коста Леванович Хетагуров, известный, конечно же, каждому из вас, родился в селении Нар Алагирского ущелья.По словам поэта, он рано и навсегда полюбил дивную нашу природу и землю и не уставал удивляться красоте ее, неистощимому терпению и доброте. Поэтому как личную боль и обиду воспринимал писатель бесчеловечное отношение ко всему живому. Об этом рассказывает он в своих произведениях. Свою задачу как писатель и поэт он видел в том, чтобы учить понимать добро, не доводить человека до самоистребления и уничтожения всего живого на земле»
Дома вы прочитали рассказ Коста « Охота за турами». А сегодня на уроке мы поработаем над этим рассказом, попытаемся осмыслить прочитанное и понять замысел писателя.
(Запись темы и эпиграфов в тетради)
-Определите тему рассказа.
(В рассказе говорится о гибели охотника, который забыл о царящей вокруг опасности, увлекшись охотой )
-Как построен рассказ? На сколько частей его можно разделить?
-Давайте озаглавим каждую часть.
(Запись в тетради наиболее удачных заголовков)
-А теперь подумаем: рассказ называется «Охота за турами», но о самой охоте автор пишет только в последней части. Почему? Над этим вопросом мы будем думать на протяжении всего урока. Он поможет нам понять идею рассказа. Прочитайте начало рассказа , его вступление.
-Что из себя представлял аул Зебат? Какой прием использует автор в его описании?
(Автор относится к природе как к живому существу, олицетворяет его. Поэтому в тексте появляются метафоры и сравнения. Автор показывает, как меняется природа в ясные солнечные дни, используя антитезу. )
-Какие еще художественно-выразительные средства использует автор?
(Яркие эпитеты, развернутые метафоры.)
-Какой вы можете сделать вывод об отношении автора к природе?
(Автор с большой любовью и печалью описывает аул Зебат и его окрестности, подбирая для этого самые точные слова, он относится к нему как к живому, знает его жизнь, чувствует настроение, уважает его законы)
-Как звучат эти вступительные строки? Каким чувством проникнуты?
(Поэтично, возвышенно и в то же время очень печально. Появляется чувство тревоги.)

Вывешиваются и рассматриваются рисунки учеников.
-Рассказывая дальше о сборах Тедо на охоту, а затем о дороге по Мышиной тропе, автор усиливает чувство тревоги.

Подтвердите это текстом.
-Казалось, самое страшное, смертельно опасная дорога, позади .Ничто больше не предвещало беду .Зачитайте кульминационный эпизод.
-Какие чувства вызывает у вас этот эпизод?
-А что испытывает автор? Меняется ли его речь, настроение?
(Речь изменилась, стала резкой, обрывистой, почти пропали метафоры, эпитеты, сравнения. Изменилось и настроение автора: оно стало безысходным .Заключительные строки- это плач по уничтоженному живому. «Все было стертоуничтожено»)
-Кто же виноват в происшедшем?
(Виноват человек, нарушивший законы природы)
-А сейчас самое время вернуться к проблемному вопросу нашего урока.
Чему учит нас Коста Хетагуров, о чем предупреждает?
(Высказывания учеников)

Вывод: гибель охотника неслучайна. Это следствие отношения человека к природе .Нарушив гармонию в жизни животных , человек поплатился собственной жизнью.
(Обращаемся к эпиграфам урока)
Да, мир вокруг нас прекрасен, людям подарена красота. И нам нужно сделать совсем немного: просто сохранить эту красоту, «творить добро», жить любовью друг к другу и ко всему живому. Этому учат современные писатели. Этому учил и Коста. Помните об этом всегда. Спасибо за работу, за вашу искренность.

Домашнее задание: напишите небольшое сочинение «О чем меня заставил задуматься рассказ Коста «Охота за турами».