Программа социально-педагогического и психологического сопровождения подростков «группы риска» «Все в твоих руках»
Департамент образования и молодежной политики
Ханты-Мансийского автономного округа - Югры
Бюджетное учреждение среднего профессионального образования
Ханты-Мансийского автономного округа – Югры
«Урайский профессиональный колледж»
УТВЕРЖДАЮ:
Директор БУ СПО ХМАО-Югры
«Урайский профессиональный колледж»
________________________А.С. Куницын
«___»___________________________2011 г.
П Р О Г Р А М М А
социально-педагогического и психологического
сопровождения подростков «группы риска»
«Все в твоих руках»
Рассмотрена на заседании Методического
совета 15 сентября 2011 года, протокол № 1
Программу разработали:
Социальный педагог Нагорная Л.А. Педагог-психолог Парулина С.В.
г. Урай, 2011 г.
ПАСПОРТ ПРОГРАММЫ
Наименование
учреждения Бюджетное учреждение среднего профессионального образования Ханты-Мансийского автономного округа – Югры «Урайский профессиональный колледж»
Наименование программы Программа социально-педагогического и психологического сопровождения подростков «группы риска» «Все в твоих руках»
Авторы программы Нагорная Лариса Анатольевна – социальный педагог
Парулина Светлана Валерьевна – педагог –психолог
Исполнители программы Заместитель директора по учебно-воспитательной работе
Руководитель Центра здоровья
Социальный педагог
Педагог-психолог
Педагоги-организаторы
Заведующая здравпунктом
Преподаватель-организатор ОБЖ
Руководитель физвоспитания
Преподаватели физкультуры
Кураторы групп
Мастера производственного обучения групп
Цель программы Создание благоприятных условий, способствующих правосознательному поведению и социальной адаптации подростков «группы риска»
Задачи программы - создание единых условий, способствующих успешной социально-психологической адаптации обучающихся;
- своевременное оказание адресной социально-педагогической помощи обучающимся;
-формированиесамостоятельной, ответственной, психологически здоровой личности, способной к успешной социализации в обществе и активной адаптации на рынке труда;
- профилактика асоциального поведения и правонарушений несовершеннолетних;
Нормативно-правовая база Конвенция о правах ребенка;
Семейный кодекс РФ;
Закон РФ "Об образовании";
Закон РФ «Об основных гарантиях прав ребенка»
Закон РФ «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений»
Устав колледжа;
Положение о социально-психологической службе колледжа;
Положение о Центре здоровья колледжа;
Должностные инструкции.
Сроки реализации программы
Реализация программы рассчитана на 2 года.
Контингент
Подростки «группы риска», обучающиеся на 1, 2 курсах
Социальная значимость программы
Профилактика экстремизма, девиантного поведения. Формирование ЗОЖ, активной жизненной позиции.
Ожидаемый результат реализации программы - формирование у обучающихсяправосознательного поведения;
- формированиенавыков здорового образа жизни, понимания необходимости отрицания вредных привычек;
- сокращение количества случаев аддиктивного (саморазрушающего) и девиантного (отклоняющегося) поведения в молодежной среде;
-повышение мотивации к обучению и формирование устойчивого интереса к будущей профессии.
II. ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКАЛюбое общество, которое на каждом этапе своего развития вырабатывает определенную систему социальных и нравственных ценностей, свои идеалы, нормы и правила поведения, прежде всего само заинтересованно в том, что бы каждый ребенок, приняв и усвоив их, смог жить в этом обществе, стать его полноправным членом. Для этого общество в той или иной форме всегда оказывает целенаправленное воздействие на личность, осуществляемое через воспитание и образование. С другой стороны, на ее формирование большое влияние оказывают и разнообразные стихийные, спонтанные процессы, происходящие в окружающей жизни.
В настоящее время все более острой становится проблема подростковых и юношеских девиаций: сквернословие, агрессия, алкоголизм, табакокурение, немедицинское употребление наркотических веществ и т.д. Данное поведение молодёжи носит угрожающий, разрушающий характер. Как правило, подростков с данными проявлениями называют подростками «группы риска». Они нуждаются как в родительском контроле, так и в контроле со стороны педагогов, социально-психологической и педагогической помощи, а также в помощи нуждаются семьи данных обучающихся.
За последнее десятилетие система образования выдержала значительное количество реформ, модернизаций, изменений, которые привели ко многим как позитивным, так и негативным последствиям. Коснулись эти изменения не только содержания деятельности, но и существенно изменили контингент обучающихсяУрайского профессионального колледжа.
Постепенное вытеснение из школ девятиклассников, имеющих слабую успеваемость, подростков «группы риска», имеющих проблемы в поведении, а также увеличение количества обучающихся, которые не хотят и не могут учиться в общеобразовательных школах, привело к тому, что в Урайский профессиональный колледж, после 9 класса, поступает большое количество довольно проблемных подростков.
Давая характеристику данной категории обучающихся, можно сказать о том, что зачастую большая часть из них попадает в Урайский профессиональный колледж лишь потому, что не в состоянии овладеть школьной программой из-за систематической неуспеваемости в учебе и недисциплинированного поведения. В колледже концентрируется контингент обучающихся после 9 класса, у большинства из которых отсутствует мотивация к обучению. Некоторые обучающиеся состоят на учете ОДН, ПДН еще со школьной скамьи, многие попадают на внутриколледжный контроль, так как имеют пропуски занятий без уважительной причины, являются нарушителями правил внутреннего распорядка, совершают административные правонарушения (в основном употребление спиртосодержащей продукции), в связи с этим в программе необходимо учесть мероприятия, направленные на формирование ЗОЖи профилактику употребления спиртосодержащей продукции. Надо отметить, что многим обучающимся, в силу ряда причин трудно освоить общеобразовательные дисциплины, но они легче овладевают дисциплинами, непосредственно связанными с профессией, производственным обучением.
Все эти проблемы, заставляют педагогический коллектив колледжа постоянно искать приемлемые и эффективные формы и методы индивидуальной и групповой работы с обучающимися, такие формы, которые были бы направлены на успешное освоение образовательной программы и развитие личности обучающихся.Таким образом, в условиях Урайского профессионального колледжа необходимо организовать воспитательную систему по созданию благоприятных условий, способствующих правосознательному поведению и социальной адаптации подростков «группы риска». На создание таких условий рассчитана программа социально-педагогического и психологического сопровождения подростков «группы риска» «Все в твоих руках!».
III. АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОГРАММЫ
На начало 2011-2012 учебного года в Урайском профессиональном колледже по очной форме обучения обучается 537 человек.
Методом взаимодействия с ОДН, ПДН, образовательными учреждениями города, кураторами и мастерами производственного обучения групп, в начале учебного года определяется круг несовершеннолетних, относящихся к «группе риска», которые берутся под особый контроль.
Выявлено 80 обучающихся«группы риска», что составляет 15 % от общего числа обучающихся.Из числа данных обучающихся выделяем «трудных подростков», которых ставим на внутриколлледжный контроль. Определение «трудный подросток» используются чаще всего в качестве синонимов терминов «запущенный» или с отклонениями в обучении и поведении». Обычно определение «трудные» относится к тем учащимся, которые не только плохо учатся, но при этом также грубо нарушают дисциплину в образовательном учреждении, правила поведения на улице и в общественных местах. Можно выделить основные подростковые проблемы - ранняя алкоголизация, токсикомания и наркомания; противоправное поведение; попытки суицидов и т.д. Причины подростковых проблем разнообразны – это неудовлетворенность отношениями со взрослыми и сверстниками; недостаточная загруженность реальными делами и скука; желание утвердиться и выделиться; протест против существующих в обществе норм и правил; протест против «серой безликой толпы», для которой «ты ничего не значишь».
Для профилактики и коррекции возникающих подростковых проблем, а также повышения эффективности профилактической деятельности по предупреждению негативных явлений в подростковой среде была разработана программа социально-педагогического и психологического сопровождения подростков «группы риска» «Все в твоих руках».
МЕХАНИЗМ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Программа реализуется в три этапа:
1 этап – адаптационный;
2 этап – профилактический;
3 этап – коррекционный.
На данных этапах применяются следующие методы социально-педагогической и психологической деятельности:
всесторонний сбор полной информации об обучающемся и его семье;
выявление неблагополучия семьи и обучающегося и организация комплексной социально-педагогической помощи;
методы профилактических действий для дезадаптированных учащихся в виде тренингов, дискуссионных классных часов, профилактике правонарушений (ознакомление учащихся с правилами поведения, с правами и обязанностями; пропаганда здорового образа жизни; приобщение к общественной жизни группы и колледжа);
просветительские беседы с родителями и обучающимися с привлечением специалистовОДН, ПДН и т.д.;
тематические классные часы;
посещение обучающегося на дому;постановка на внутриколледжный контроль;
индивидуальное консультирование родителей и обучающихся;
мониторинг занятости обучающихся во внеурочное время;
диагностические методики:
блок диагностики индивидуально-личностных качеств учащихся:
Опросника Басса-Дарки (определение склонности к агрессии),
Методика Будасси (определение самооценки личности),
Ориентационная анкета Б.Баса (определение направленности личности),
Опросник В.В. Бойко (определение уровня эмпатии),
Опросник САН (самочувствие, активность, настроение),
Тест Томаса (на определение стратегии выхода из конфликта),
Опросник Шмишека (на определение акцентуации личности),
Тест Айзенка (на определение уровня общих способностей);
блок диагностики межличностных отношений:
Метод социометрического исследования учебных коллективов,
Анкета «Куратор глазами учащихся»,Батарея тестов «Личность» (Я-концепция, мотивация, самооценка, характер межличностных взаимоотношений).
Анкета «Мое отношение к алкоголю и табакокурению», Опросник «Мое мировозрение», Анкета «Правосозантельность»
Формы социально-педагогической деятельности:
индивидуальные (беседа, диагностика, рейды, обследование жилищно-бытовых условий, наблюдение, сбор информации, организация внеурочной деятельности);групповые (тренинги, классные часы, дискуссии, организация досуга).
ЭТАПЫ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОГРАММЫ
Первый этап программы – адаптационный.
1 этап программы направлен на диагностику особенности личности обучающихся первого курса, становление межличностных отношений, разработку плана мероприятий, направленных на социальную адаптацию.
В Урайский профессиональный колледж поступают выпускники общеобразовательных школ города, школы VII вида, иногородних образовательных учреждений из близлежащих населенных пунктов, диагностические мероприятия позволяют «просмотреть» картину контингента, выделить обучающихся «группы риска», спроектировать последующее направление групповой и индивидуальной профилактической работы, выявить льготные категории обучающихся для предоставления своевременной социальной помощи, а также организовать мероприятия, способствующие адаптации обучающихся в новом коллективе. Данный этап реализуется в период с 1 сентября по 31 декабря и рассчитан на обучающихся 1 курса.
№ п/п Наименование мероприятия Цель Сроки проведения Ответствен-ные1. Изучение личных дел обучающихся
Составление социального паспорта группы,сводного социального паспорта учреждения,
выявление льготных категорий обучающихся и составление списков по каждой категории Сентябрь Кураторы,
Мастера п/о,
Соц. педагог
2 Изучение медицинских показателей о состоянии здоровья обучающихся
Выявление детей, состоящих на диспансерном учете Сентябрь Зав. здравпунктом
3 Взаимодействие с образовательными учреждениями, ОДН, ПДН, УИИ по выявлению обучающихся, имеющих отклонения в поведении
Выявление обучающихся, имеющих отклонения в поведении, составление списков обучающихся нуждающихся в особом педагогическом и психологическом сопровождении Сентябрь Соц. педагог,
Педагог-психолог
4 Проведение тематических родительских собраний Знакомство родителей с локальными актами учреждения, льготами, предоставляемыми колледжем Сентябрь
Администрация колледжа, кураторы, мастера п/о групп
5 Посещение занятий Организация коллектива, адаптация обучающихся к учебному процессу Сентябрь-декабрь Зам. директора по УВР
Кураторы
Мастера п/о
Соц. педагог
Педагог-психолог
6 Ежедневный контроль за посещением занятий Профилактика пропусков занятий без уважительной причины Сентябрь-декабрь Куратор
Мастер п/о
7 Посещение обучающихся на дому, составление актов Обследование материально-бытовых условий жизни, составление социального портрета семьи Сентябрь-декабрь Соц. педагог
Педагог-психолог
Кураторы
Мастера п/о
8 Социально-психологический тренинг «Знакомство»
Адаптация обучающихсяСентябрь-октябрь Педагог-психолог
Соц. педагог
9. Анкетирование обучающихся«Портрет семьи»
Составление социального портрета семьи Октябрь Педагог-психолог
Соц. педагог
10. Наблюдение кураторов и мастеров групп и составление социального портрета группы
Составление социального портрета группы Октябрь Кураторы,
Мастера п/о
11. Индивидуальные беседы и консультирование обучающихсяОказание психологической помощи, повышение учебной мотивации, оказание социальной помощи и поддержки
Сентябрь-декабрь Педагог-психолог,
Соц. педагог
12 Индивидуальные беседы и консультирование родителей Оказание психологической помощи, социальной помощи и поддержки, а также помощи в воспитании детей В течение учебного года Педагог-психолог,
Соц. педагог
13. Психологическая комплексная диагностика по изучению личности
Составление психологического портрета обучающегося Октябрь
Ноябрь Педагог-психолог
14. Педагогический консилиум Анализ уровня адаптации первокурсников Ноябрь Зам. директора по УВР, УР, УПРРуководитель Центра здоровья
Педагог-психолог
Соц. педагог
Кураторы
Мастера п/о
Преподаватели
Зав.здравпунктом
15 Социально-психологический тренинг «Общение»
Адаптация Ноябрь-декабрь Педагог-психолог
Соц. педагог
16. Вовлечение обучающихся в культурно-массовые, спортивные мероприятия колледжа, города
Оказание помощи в адаптации обучающихся (сплочение группы), профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ Сентябрь-декабрь Руководитель Центра здоровья
Педагоги-организаторы
Соц. педагог
Педагог-психолог
Кураторы
Мастера п/о
17. Вовлечение обучающихся в кружки и секции колледжа, а также города Оказание помощи в адаптации (сплочение группы) обучающихся, профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ Сентябрь-декабрь Руководитель Центра здоровья
Педагоги-организаторы
Соц. педагог
Педагог-психолог
Кураторы
Мастера п/о
18 Рассмотрение обучающихся на заседании Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних Профилактика девиантного поведения, пропусков занятий без уважительной причины, повышение учебной успеваемости Сентябрь-декабрь Председатель и члены Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних
19 Составление карты занятости обучающихся во внеурочное время Мониторинг занятости обучающихся во внеурочное время Декабрь Социальный педагог
20 Взаимодействие с преподавателями по дисциплинам, по которым у обучающихся имеются проблемы Организация дополнительных занятий, консультаций Декабрь Педагог-психолог
Социальный педагог
Кураторы
Мастера п/о
Второй этап программы - профилактический.
Второй этап программы включает формирование жизненных навыков (формирование навыков личного поведения и межличностного общения), способствует формированию у обучающихся потребности в здоровом образе жизни (развитие целесообразной позитивной активности, альтернативной наркотизации и алкоголизации), повышение самооценки, развитие навыков принятия решений, формирование способностей справляться со стрессом. Данный этап программы направлен на профилактику правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ и т.д.
Этот этап необходим, т.к. в Урайский профессиональный колледж поступает большое количество обучающихся, имевших дисциплинарные проблемы, проблемы в обучении, поведении в школе, которые из-за вышеизложенных девиаций не смогли продолжить обучение в школе. Данный этап реализуется в период с 1 января по 20 июня и рассчитан на обучающихся 1 курса.
№ п/п Наименование мероприятия Цель Сроки проведения Ответственные
1. Комплексное социологическое исследование
Изучение целей обучающихся, отношения к вредным привычкам, правовой грамотностии т.д.
Январь Руководитель Центра здоровья
Педагог-психолог
Соц. педагог
2 Проведение тематических родительских собраний Информирование родителей об успеваемости, посещаемости, дисциплине, адаптации обучающихся
Январь
Май
Администрация колледжа, кураторы, мастера п/о групп
3. Организация встреч со специалистами ОДН, ПДН,УИИ, психиатром-наркологом, специалистами ювенальной службы Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ Январь-июнь Руководитель Центра здоровья
Соц. педагог
Педагог-психолог
4. Организация и проведение тренинговых занятий Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ, суицидов и т.д. Январь-июнь Педагог-психолог
5. Посещение обучающихся на дому
Обследование материально-бытовых условий жизни, составление социального портрета семьи Январь-июнь Соц. педагог
Педагог-психолог
Кураторы
Мастера п/о
6. Индивидуальные беседы и консультирование обучающихсяОказание психологической помощи, повышение учебной мотивации, оказание социальной помощи и поддержки Январь-июнь Педагог-психолог,
Соц. педагог
7. Индивидуальные беседы и консультирование родителей
Оказание психологической помощи, социальной помощи и поддержки, а также помощи в воспитании детей
Январь-июнь Педагог-психолог,
Соц. педагог
8. Организация и подготовка материалов для проведения тематических классных часов Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ Январь-июнь Руководитель Центра здоровья
Соц. педагог
Педагог-психолог
Кураторы
Мастера п/о
9. Изготовление памяток для обучающихся
Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ Январь-июнь Руководитель Центра здоровья
Соц. педагог
Педагог-психолог
10. Консультирование кураторов, мастеров п/о, преподавателей Улучшение психологического климата в группе, установление контакта с обучающимися, разрешение конфликтов Январь-июнь Педагог-психолог,
Соц. педагог
11. Подготовка информации, памяток, рекомендаций для проведения родительских собраний Информирование родителей о психологических особенностях обучающихся, методах успешного воспитания, льготах предоставляемых в колледже Январь-июнь Руководитель Центра здоровья
Педагог-психолог
Соц. педагог
12. Размещение информации, направленной на профилактику правонарушений, употребления ПАВ, табакокурения и т.д. на информационных стендах Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ Январь-июнь Соц. педагог
13. Трансляция видеороликов социальной рекламы, направленной на профилактику правонарушений, употребления ПАВ, табакокурения и т.д. Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ Январь-июнь Соц. педагог
14. Посещение обучающихся проживающих в общежитии Контроль утреннего подъема, соблюдения режима дня, соблюдения графика дежурств по комнате и т.д. Январь-июнь Соц. педагог
Педагог-психолог
Кураторымастера п/о
15. Организация и проведение выставок для обучающихся по профилактике правонарушений, употребления ПАВ, спиртосодержащей продукции и т.д. Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ Январь-июнь Руководитель Центра здоровья
Соц. педагог
Педагог-психолог
16. Организация круглых столов, встреч с интересными людьми
Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ Январь-июнь Руководитель Центра здоровья
Соц. педагог
Педагог-психолог
17. Вовлечение обучающихся в культурно-массовые, спортивные мероприятия колледжа, города
Организация активного досуга, профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ Январь-июнь Руководитель Центра здоровья
Педагоги-организаторы
Соц. педагог
Педагог-психолог
Кураторы
Мастера п/о
18 Рассмотрение обучающихся на заседании Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних по представлению кураторов и мастеров п/о
Профилактика девиантного поведения, пропусков занятий без уважительной причины, повышение учебной успеваемости Январь-июнь Председатель Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних
19 Сбор информации по летнему отдыху обучающихсяМониторинг занятости в летний период Апрель Руководитель Центра здоровья
Соц. педагог
Кураторы
Мастера п/о
Третий этап – коррекционный.
3 этап - программы направлен на закрепление правовой грамотности обучающихся, на коррекцию поведения обучающихся, склонных к правонарушениям, проявлению экстремизма и т.д., формирование у обучающихся потребности в здоровом образе жизни (развитие целесообразной позитивной активности, альтернативной наркотизации и алкоголизации), повышение самооценки, развитие навыков принятия решений, формирование способностей справляться со стрессом. Данный этап рассчитан на обучающихся второго курса и проводится в период с 1 сентября по 20 июня.
№ п/п Наименование мероприятия Цель Сроки проведения Ответственные
1. Комплексное социологическое исследование
Изучение целей обучающихся, отношения к вредным привычкам, правовой грамотности и т.д.
Апрель Руководитель Центра здоровья
Педагог-психолог
Соц. педагог
2. Организация встреч со специалистами ОДН, ПДН,УИИ, психиатром-наркологом, специалистами ювенальной службы Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ
Сентябрь-июнь Руководитель Центра здоровья
Соц. педагог
Педагог-психолог
3. Организация и проведение тренинговых занятий Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ, суицидов, абортов и т.д.
Сентябрь-июнь Педагог-психолог
4 Проведение индивидуальных коррекционных занятий с элементами арт-терапии Анализ собственного поведения, умение разрешать конфликтные ситуации
Сентябрь-июнь Педагог-психолог
Соц. педагог
5 Привлечение обучающихся «группы риска» в волонтерское движение колледжа Профилактика правонарушений, помощь в социализации
Сентябрь-июнь Педагог-психолог
Соц. педагог
Кураторы
Мастера п/о
6. Наблюдение кураторов и мастеров групп и коррекция социального портрета группы
Коррекция социального портрета группы Октябрь Кураторы,
Мастера п/о
7. Посещение обучающихся на дому, составление актов
Обследование материально-бытовых условий жизни, коррекция социального портрета семьи Сентябрь-июнь Соц. педагог
Педегог-психолог
Кураторы
Мастера п/о
8. Индивидуальные беседы и консультирование обучающихсяОказание психологической помощи, повышение учебной мотивации, оказание социальной помощи и поддержки
Сентябрь-июнь Педагог-психолог,
Соц. педагог
9. Индивидуальные беседы и консультирование родителей Оказание психологической помощи, социальной помощи и поддержки, а также помощи в воспитании детей
Сентябрь-июнь Педагог-психолог,
Соц. педагог
10. Организация и подготовка материалов для проведения тематических классных часов
Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ Сентябрь-июнь Руководитель Центра здоровья
Соц. педагог
Педагог-психолог
Кураторы
Мастера п/о
11. Изготовление памяток для обучающихся
Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ
Сентябрь-июнь Руководитель Центра здоровья
Соц. педагог
Педагог-психолог
12. Консультирование кураторов, мастеров п/о, преподавателей Коррекция психологического климата в группе, установление контакта с обучающимися, разрешение конфликтов
Сентябрь-июнь Педагог-психолог,
Соц. педагог
13. Подготовка информации, памяток, рекомендация для проведения родительских собраний Информирование родителей о психологических особенностях обучающихся, методах успешного воспитания, льготах предоставляемых в колледже
Сентябрь-июнь Руководитель Центра здоровья
Педагог-психолог
Соц. педагог
14. Размещение информации, направленной на профилактику правонарушений, употребления ПАВ, табакокурения и т.д. на информационных стендах
Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ Сентябрь-июнь Соц. педагог
15. Трансляция видеороликов социальной рекламы, направленной на профилактику правонарушений, употребления ПАВ, табакокурения и т.д.
Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ Сентябрь-июнь Соц. педагог
16. Посещение обучающихся проживающих в общежитии Контроль утреннего подъема, соблюдения режима дня, соблюдения графика дежурств по комнате и т.д.
Сентябрь-июнь Соц. педагог
Педагог-психолог
Кураторымастера п/о
17. Организация и проведение выставок для обучающихся по профилактике правонарушений, употребления ПАВ, спиртосодержащей продукции
Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ Сентябрь-июнь Руководитель Центра здоровья
Соц. педагог
Педагог-психолог
18. Организация «круглых столов», встреч с интересными людьми
Профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ Сентябрь-июнь Руководитель Центра здоровья
Соц. педагог
Педагог-психолог
19. Вовлечение обучающихся в культурно-массовые, спортивные мероприятия колледжа, города
Организация активного досуга, профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ Сентябрь-июнь Руководитель Центра здоровья
Педагоги-организаторы
Соц. педагог
Педагог-психолог
Кураторы
Мастера п/о
20. Вовлечение обучающихся в кружки и секции колледжа, а также города
Организация активного досуга и занятости обучающихся, профилактика правонарушений, экстремизма, употребления спиртосодержащей продукции, ПАВ
Сентябрь-июнь Руководитель Центра здоровья
Педагоги-организаторы
Соц. педагог
Педагог-психолог
Кураторы
Мастера п/о
21 Рассмотрение обучающихся на заседании Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних по представлениям кураторов и мастеров п/о
Профилактика девиантного поведения, пропусков занятий без уважительной причины, повышение учебной успеваемости Сентябрь-июнь Председатель и члены Совета по профилактике правонарушений несовершеннолетних
22 Сбор информации по летнему отдыху обучающихсяМониторинг занятости в летний период Апрель Руководитель Центра здоровья
Соц. педагог
Кураторы
Мастера п/о
23 Проведение тематических родительских собраний Информирование об успеваемости, посещаемости, дисциплине обучающихсяСентябрь
Январь
Май
Администрация колледжа, кураторы, мастера п/о групп
24. Организация профориентацион-ных мероприятий повышение мотивации к выбранной профессии Сентябрь-июнь Руководитель Центра здоровья
Соц. педагог
Педагог-психолог
ОЖИДАЕМЫЙ РЕЗУЛЬТАТ:
Реализуя данную программу, ожидается достижение следующих результатов:
- выявление подростков «группы риска»;
- разработка системного подхода к обучающимся «группы риска»;
- создание единого профилактического пространства в колледже;
- обобщение полученного опыта для более рационального подхода на следующих этапах реализации программы;
- формирование у обучающихсяправосознательного поведения;
- формирование навыков здорового образа жизни, понимание необходимости отрицания вредных привычек;
- сокращение количества случаев аддиктивного (саморазрушающего) и девиантного (отклоняющегося) поведения в молодежной среде;
- повышение мотивации к обучению и формирование устойчивого интереса к будущей профессии.
ЗАКЛЮЧЕНИЕ
В ходе реализации данной программы за основу сопровождения подростков «группы риска» берется системный ориентационный подход. Важнейшее положение системно-ориентационного подхода - опора на внутренний потенциал развития подростка, на право подростка самостоятельно совершать выбор и нести за него ответственность. Следовательно, для осуществления права свободного выбора различных альтернатив развития необходимо научить обучающегося выбирать, помочь ему разобраться в сути проблемной ситуации, выработать план решения и сделать первые шаги. Также необходимо сформировать и закрепить у обучающихся знания о соблюдении законодательства Российской Федерации, понятия о здоровом образе жизни и негативных последствиях вредных привычек.
Обучающийся «группы риска» нуждается в помощи, направленной, с одной стороны, на изменение трудной жизненной или социально опасной ситуации, в которой он оказался, а с другой - на минимизацию его социальных, психологических и педагогических проблем и трудностей с целью их поэтапного освоения и разрешения.
Критериями успешного социально-педагогического и психологического сопровождения обучающихся «группы риска» являются:
- снижение количества обучающихся не посещающих занятия без уважительной причины;
- изменение отношения обучающихся к алкоголю и табакокурению;
- уменьшение количества обучающихся, имеющих академические задолженности по предметам;
- уменьшение количества обучающихся, состоящих на учёте в ОДН, ПДН, внутриколледжном контроле.