Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство» для 6 класса.


государственное бюджетное общеобразовательное учреждение
Самарской области
основная общеобразовательная школа пос. Угорье
муниципального района Кинельский Самарской области


Утверждаю Директор:__________И.М.Колесникова
Приказ №____от «____»_______20___г
ГБОУ ООШ пос. Угорье



Рабочая программа
по учебному предмету «Изобразительное искусство» 6 класс
на 2014 – 2015 учебный год

Разработчик:
Прокофьева Е. Н.,
учитель начальных классов
I квалификационной
Категории



Рабочая программа по учебному предмету «Изобразительное искусство»
ФГОС для 6 класса.
Пояснительная записка
Рабочая программа создана в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования второго поколения (ФГОС). Рабочая программа по курсу «Изобразительное искусство» разработана на основе примерных программ по ИЗО «Просвещение» 2011 г., программы «Изобразительное искусство» авторского коллектива под руководством Б. М. Неменского ( 5-9 классы), пособия для учителей общеобразовательных учреждений (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденного приказом Минобразования РФ.
Приоритетной целью художественного образования в школе является духовно – нравственное развитие ребёнка, т.е. формирование у него качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребёнка – главный смысловой стрежень программы. Программа построена так. Чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребёнка интереса к внутреннему миру человека, способности углубления в себя, осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Цель учебного предмета «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе – формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой культуры духовной, т.е. культуры мироотношений, выработанной поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством , должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души ребёнка.
Программа реализуется за 1 час в неделю.
Формой проведения занятий по программе является урок.
На уроках изобразительного искусства важно стремиться к созданию атмосферы увлечённости и творческой активности.
Программа «Изобразительное искусство» предусматривает чередование уроков индивидуального практического творчества учащихся и уроков коллективной творческой деятельности. От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формированием личности ребёнка.
Задачи изучения курса:
формированию нравственных и коммуникативных компетентностей на основе качеств, отвечающих представлениям об истинной человечности, о доброте и культурной полноценности в восприятии мира.
развитие ребенка как компетентной личности путем включения его в различные виды ценностной человеческой деятельности: учеба, познание, коммуникация, личностное саморазвитие, ценностные ориентации, поиск смыслов жизнедеятельности.
развитие способности к эмоционально-ценностному восприятию произведения изобразительного искусства, выражению в творческих работах своего отношения к окружающему миру;
освоение первичных знаний о мире пластических искусств: изобразительном, декоративно - прикладном, архитектуре, дизайне; о формах их бытования в повседневном окружении ребенка;
овладение элементарными умениями, навыками, способами художественной деятельности;
воспитание эмоциональной отзывчивости и культуры восприятия произведений профессионального и народного изобразительного искусства; нравственных и эстетических чувств: любви к родной природе, своему народу, Родине, уважения к ее традициям, героическому прошлому, многонациональной культуре.
иметь ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью
Общая характеристика учебного предмета
Рабочая программа является целостным интегрированным курсом, который включает в себя все основные виды: живопись, графику, скульптуру, народные декоративные искусства, архитектуру, дизайн, зрелищные и экранные искусства. Они изучаются в контексте взаимодействия с другими видами искусств и их конкретными связями с жизнью общества и человека.
Систематизирующим методом является выделение трех основных видов художественной деятельности для визуальных пространственных искусств: конструктивной, изобразительной, декоративной.
Эти три художественные деятельности являются основанием деления визуально-пространственных искусств на виды: изобразительные – живопись, графика, скульптура; конструктивные – архитектура, дизайн; различные декоративно-прикладные искусства. Но одновременно каждая эта форма деятельности присуща созданию любого произведения искусства и поэтому является необходимой основой для интеграции всего многообразия видов искусства в единую систему не по принципу перечисления видов, а по принципу вида художественной деятельности. Выделение принципа художественной деятельности акцентирует перенос внимания не только на произведения искусства, но и на деятельность человека, на выявление его связей с искусством в процессе ежедневной жизни.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, роль искусства в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка – главный смысловой стержень программы. Поэтому при выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций.
Программа построена так, чтобы дать школьникам ясные представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта детей, примеров из окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения детьми программного материала. Стремление к выражению своего отношения к действительности должно служить источником развития образного мышления.
Одной из главных целей преподавания искусства становится задача развития у ребенка интереса к внутреннему миру человека, способности «углубления в себя», осознания своих внутренних переживаний. Это является залогом развития способности сопереживания.
Художественная деятельность школьников на уроках находит разнообразные формы выражения: изображение на плоскости и в объеме (натуры, по памяти, по представлению); декоративная и конструктивная работа; восприятие явлений действительности и произведений искусства; обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества и индивидуальной работы на уроках; изучение художественного наследия; подбор иллюстративного материала к изучаемым темам; прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
На уроках вводится игровая драматургия по изучаемой теме, прослеживаются связи с музыкой, литературой, историей, трудом. С целью опыта творческого общения в программу вводятся коллективные задания. Очень важно, чтобы коллективное художественное творчество учащихся нашло применение в оформлении школьных интерьеров.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как познание человеком отношения к природе, обществу, поиску истины. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями архитектуры, скульптуры, живописи, графики, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Огромное значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Тематическая цельность и последовательность развития программы помогает обеспечить прочные эмоциональные контакты с искусством на каждом этапе обучения, не допуская механических повторов, поднимаясь год за годом, от урока к уроку, по ступенькам познания ребенком личных человеческих связей со всем миром художественно-эмоциональной культуры.
Художественные знания, умения и навыки являются основным средством приобщения к художественной культуре. Форма, пропорции, пространство, светотональность, цвет, линия, объем, фактура материала, ритм, композиция группируются вокруг общих закономерностей художественно-образных языков изобразительных, декоративных, конструктивных искусств. Эти средства художественной выразительности учащиеся осваивают на всем протяжении обучения.
Программа для основной школы строится как продолжение и развитие программы для начальной школы. Основная школа - это базовый этап художественного образования учащихся. В отличие от начальной школы, где изучается все многоголосие видов пространственных искусств в их синкретическом единстве, средняя школа построена по принципу углубленного изучения каждой группы видов искусства.
Обучение и художественное воспитание ребенка в 6 классе посвящено собственно изобразительному искусству в жизни человека. Здесь учащиеся знакомятся с искусством изображения как художественным познанием мира и выражением отношения к нему как особой и необходимой форме духовной культуры общества.
В основу тематического деления года положен жанровый принцип. Каждый жанр рассматривается в его историческом развитии, при этом выдерживается принцип единства восприятия и созидания. И последовательно обретаются навыки и практический опыт использования рисунка, цвета, формы, пространства, согласно специфике образного строя видов и жанров изобразительного искусства. Придается большое значение освоению начальных основ грамоты изображения.
Учебные задания года предусматривают дальнейшее развитие навыков работы с гуашью, пастелью, пластилином, бумагой. В процессе овладения навыками работы с разнообразными материалами дети приходят к пониманию красоты творчества.
В рабочей программе определены система уроков, дидактическая модель обучения, педагогические средства, с помощью которых планируется формирование и освоение знаний и соответствующих умений и навыков.
Определены виды и приемы художественной деятельности школьников на уроках изобразительного искусства с использованием разнообразных форм выражения:
- изображение на плоскости и в объеме (с натуры, по памяти, по представлению);
- декоративная и конструктивная работа;
- восприятие явлений действительности и произведений искусства;
- обсуждение работ товарищей, результатов коллективного творчества, в процессе которого формируются навыки учебного сотрудничества (умение договариваться, распределять работу, оценивать свой вклад в деятельность и ее общий результат) и индивидуальной работы на уроках;
- изучение художественного наследия;
- подбор иллюстративного материала к изучаемым темам;
- прослушивание музыкальных и литературных произведений (народных, классических, современных).
От урока к уроку происходит постоянная смена художественных материалов, овладение их выразительными возможностями. Многообразие видов деятельности и форм работы с учениками стимулирует их интерес к предмету, изучению искусства и является необходимым условием формирования личности ребенка.
Место учебного предмета в учебном плане
Федеральный государственный образовательный стандарт основного общего образования (п. 11.6 и п. 18.3) предусматривает в основной школе перечень обязательных учебных предметов, курсов, в том числе изучение предмета «Изобразительное искусство».
Рабочая программа составлена с учетом Базисного плана общеобразовательных учреждений Российской Федерации, утвержденному приказом Минобразования РФ. Федеральный базисный учебный план отводит на изучение предмета «Изобразительное искусство» в объеме 34 часов в год
(1 учебный час в неделю)
В соответствии с Концепцией художественного образования в РФ (приказ МО РФ от 28.12.2001 г., № 1403) (приказ Департамента образования, культуры и молодежной политики г. Самары. Закон от 03 апреля 2002 года № 14-ГД «О культуре в Самарской области».) в рабочую программу введен региональный компонент, в котором учитываются аспекты этнокультурного образования, через изучение художественных традиций Самарской области: живопись самарских художников, скульптуры города Самары, портретисты и пейзажисты самарской области.
Ценностные ориентиры содержания учебного предмета
Учебный предмет «Изобразительное искусство» в общеобразовательной школе направлен на формирование художественной культуры учащихся как неотъемлемой части культуры духовной,
т. е. культуры мироотношений, выработанных поколениями. Эти ценности как высшие ценности человеческой цивилизации, накапливаемые искусством, должны быть средством очеловечения, формирования нравственно-эстетической отзывчивости на прекрасное и безобразное в жизни и искусстве, т. е. зоркости души растущего человека.
Художественно-эстетическое развитие учащегося рассматривается как необходимое условие социализации личности, как способ его вхождения в мир человеческой культуры и в то же время как способ самопознания, самоидентификации и утверждения своей уникальной индивидуальности. Художественное образование в основной школе формирует эмоционально-нравственный потенциал ребенка, развивает его душу средствами приобщения к художественной культуре, как форме духовно-нравственного поиска человечества.
Связи искусства с жизнью человека, роль искусства в повседневном его бытии, в жизни общества, значение искусства в развитии каждого ребенка главный смысловой стержень программы.
При выделении видов художественной деятельности очень важной является задача показать разницу их социальных функций: изображение это художественное познание мира, выражение своего отношения к нему, эстетического переживания; конструктивная деятельность направлена на создание предметно-пространственной среды; а декоративная деятельность это способ организации общения людей и прежде всего имеет коммуникативные функции в жизни общества.
Программа построена так, чтобы дать школьникам представления о системе взаимодействия искусства с жизнью. Предусматривается широкое привлечение жизненного опыта учащихся, обращение к окружающей действительности. Работа на основе наблюдения и эстетического переживания окружающей реальности является важным условием освоения школьниками программного материала.
Наблюдение окружающей реальности, развитие способностей учащихся к осознанию своих собственных переживаний, формирование интереса к внутреннему миру человека являются значимыми составляющими учебного материала. Конечная цель формирование у школьника самостоятельного видения мира, размышления о нем, своего отношения на основе освоения опыта художественной культуры.
Обучение через деятельность, освоение учащимися способов деятельности сущность обучающих методов на занятиях изобразительным искусством. Любая тема по искусству должна быть не просто изучена, а прожита, т. е. пропущена через чувства ученика, а это возможно лишь в деятельностной форме, в форме личного творческого опыта. Только когда знания и умения становятся личностно значимыми, связываются с реальной жизнью и эмоционально окрашиваются, происходит развитие ребенка, формируется его ценностное отношение к миру.
Особый характер художественной информации нельзя адекватно передать словами. Эмоционально-ценностный, чувственный опыт, выраженный в искусстве, можно постичь только через собственное переживание проживание художественного образа в форме художественных действий. Для этого необходимо освоение художественно-образного языка, средств художественной выразительности. Развитая способность к эмоциональному уподоблению основа эстетической отзывчивости. В этом особая сила и своеобразие искусства: его содержание должно быть присвоено ребенком как собственный чувственный опыт. На этой основе происходит развитие чувств, освоение художественного опыта поколений и эмоционально-ценностных критериев жизни.
Систематическое освоение художественного наследия помогает осознавать искусство как духовную летопись человечества, как выражение отношения человека к природе, обществу, поиск идеалов. На протяжении всего курса обучения школьники знакомятся с выдающимися произведениями живописи, графики, скульптуры, архитектуры, декоративно-прикладного искусства, изучают классическое и народное искусство разных стран и эпох. Особое значение имеет познание художественной культуры своего народа.
Культуросозидающая роль программы состоит также в воспитании гражданственности и патриотизма. В основу программы положен принцип «от родного порога в мир общечеловеческой культуры».
Россия часть многообразного и целостного мира. Учащийся шаг за шагом открывает многообразие культур разных народов и ценностные связи, объединяющие всех людей планеты, осваивая при этом культурное богатство своей Родины.
ЛИЧНОСТНЫЕ, МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ И ПРЕДМЕТНЫЕ
РЕЗУЛЬТАТЫ ОСВОЕНИЯ УЧЕБНОГО ПРЕДМЕТА
Личностные результаты отражаются в индивидуальных качественных свойствах учащихся, которые они должны приобрести в процессе освоения учебного предмета «Изобразительное искусство»:
воспитание российской гражданской идентичности: патриотизма, любви и уважения к Отечеству, чувства гордости за свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России; осознание своей этнической принадлежности, знание культуры своего народа, своего края, основ культурного наследия народов России и человечества; усвоение гуманистических, традиционных ценностей многонационального российского общества;
формирование ответственного отношения к учению, готовности и способности обучающихся к саморазвитию и самообразованию на основе мотивации к обучению и познанию;
формирование целостного мировоззрения, учитывающего культурное, языковое, духовное многообразие современного мира;
формирование осознанного, уважительного и доброжелательного отношения к другому человеку, его мнению, мировоззрению, культуре; готовности и способности вести диалог с другими людьми и достигать в нем взаимопонимания;
Метапредметные результаты характеризуют уровень сформированности универсальных способностей учащихся, проявляющихся в познавательной и практической творческой деятельности:
умение самостоятельно определять цели своего обучения, ставить и формулировать для себя новые задачи в учёбе и познавательной деятельности, развивать мотивы и интересы своей познавательной деятельности;
умение самостоятельно планировать пути достижения целей, в том числе альтернативные, осознанно выбирать наиболее эффективные способы решения учебных и познавательных задач;
умение соотносить свои действия с планируемыми результатами, осуществлять контроль своей деятельности в процессе достижения результата, определять способы действий в рамках предложенных условий и требований, корректировать свои действия в соответствии с изменяющейся ситуацией;
умение оценивать правильность выполнения учебной задачи, собственные возможности ее решения;
владение основами самоконтроля, самооценки, принятия решений и осуществления осознанного выбора в учебной и познавательной деятельности;
умение организовывать учебное сотрудничество и совместную деятельность с учителем и сверстниками; работать индивидуально и в группе: находить общее решение и разрешать конфликты на основе согласования позиций и учета интересов; формулировать, аргументировать и отстаивать свое мнение.
Предметные результаты характеризуют опыт учащихся в художественно-творческой деятельности, который приобретается и закрепляется в процессе освоения учебного предмета:
формирование основ художественной культуры обучающихся как части их общей духовной культуры, как особого способа познания жизни и средства организации общения;
развитие эстетического, эмоционально-ценностного видения окружающего мира; развитие наблюдательности, способности к сопереживанию, зрительной памяти, ассоциативного мышления, художественного вкуса и творческого воображения;

развитие визуально-пространственного мышления как формы эмоционально-ценностного освоения мира, самовыражения и ориентации в художественном и нравственном пространстве культуры;
освоение художественной культуры во всем многообразии ее видов, жанров и стилей как материального выражения духовных ценностей, воплощенных в пространственных формах (фольклорное художественное творчество разных народов, классические произведения отечественного и зарубежного искусства, искусство современности);
воспитание уважения к истории культуры своего Отечества, выраженной в архитектуре, изобразительном искусстве, в национальных образах предметно-материальной и пространственной среды, в понимании красоты человека;
приобретение опыта создания художественного образа в разных видах и жанрах визуально-пространственных искусств: изобразительных (живопись, графика, скульптура), декоративно-прикладных, в архитектуре и дизайне; приобретение опыта работы над визуальным образом в синтетических искусствах (театр и кино);
осознание значения искусства и творчества в личной и культурной самоидентификации личности;
развитие индивидуальных творческих способностей обучающихся, формирование устойчивого интереса к творческой деятельности.

Содержание программы по предмету «Изобразительное искусство» 6 класс
Изобразительное искусство в жизни человека- 34 часов
Рабочая программа рассматривает следующее распределение учебного материала




Наименование разделов и тем

Всего
часов

1
Виды изобразительного искусства и основы их образного языка
8

2
Мир наших вещей. Натюрморт
8

3
Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве
10

4
Человек и пространство в изобразительном искусстве
8


Итого:
34


ИЗОБРАЗИТЕЛЬНОЕ ИСКУССТВО В ЖИЗНИ ЧЕЛОВЕКА
Тема I четверти: «Виды изобразительного искусства и основы образного языка»
В этой четверти проводятся беседы о жанрах и видах изобразительного искусства. Ещё шире происходит знакомство с графическими и живописными материалами, освоение разнообразных графических и живописных техник. Графика, живопись и скульптура - основные виды изобразительного искусства. Рисунок лежит в основе мастерства художника. В основе живописи лежат цветовые отношения, свойства цвета (основные и дополнительные цвета, теплые - холодные, цветовой контраст, насыщенность и светлота цвета). Дать понятие «локальный цвет», «тон», «колорит», «гармония цвета». Освоение фактуры мазка, выражение в живописи эмоциональных состояний: радость, грусть, нежность.
Тема 1. Изобразительное искусство в семье пластических искусств.
Сведения о видах и группах пластических искусств, видах изобразительных искусств (беседа).
Тема 2. Рисунок – основа изобразительного творчества.
Творческие задачи рисунка. Виды рисунка: набросок, зарисовка, технический рисунок, учебный рисунок, творческий рисунок. Графические материалы и их выразительные возможности.
Задание: зарисовка с натуры отдельных растений или веточек.
Тема 3. Линия и её выразительные возможности.
Выразительные свойства линий. Виды и характер линий. Ритм линий. Роль ритма в создании образа. Композиция листа.
Задание: выполнение (по представлению) линейных рисунков трав, которые колышет ветер.
Тема 4. Пятно как средство выражения. Композиция как ритм пятен.
Роль пятна в изображении и его выразительные возможности. Тон и тональные отношения. Силуэт. Контраст. Ритм пятен. Доминирующее пятно. Задание: изображение различных осенних состояний в природе.
Тема 5. Цвет. Основы цветоведения.
Основные и составные цвета. Дополнительные цвета. Цветовой круг. Теплые и холодные цвета. Насыщенность цвета и его светлота. Тон. Художественные материалы.
Задание: фантазийные изображения сказочных царств ограниченной палитрой и с показом вариативных возможностей цвета («Царство Снежной королевы», «Изумрудный город», «Розовая страна вечной молодости», «Страна золотого солнца» и т.д).
Тема 6. Цвет в произведениях живописи.
Локальный цвет. Живое смешение красок. Выразительность мазка. Колорит. Выражение в живописи эмоциональных состояний.
Задание: изображение осеннего букета с разным настроением – радостный, грустный, торжественный, тихий и т.д.
Тема 7. Объёмные изображения в скульптуре.
Выразительные возможности объёмного изображения. Виды скульптуры. Художественные материалы в скульптуре и их выразительные свойства. Задание: объёмные изображения животных в разных материалах
Тема 8. Основы языка изображения.
Беседа. Обобщение материала темы: виды ИЗО, художественные материалы и их выразительные возможности.

Тема II четверти: «Мир наших вещей. Натюрморт»
Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Многообразие форм изображения мира вещей. Знакомства с жанром натюрморт. Выполнение натюрморта в живописи и графике. Выразительные возможности натюрморта.
   Тема 1. Реальность и фантазия в творчестве художника.
Беседа. Изображение как познание окружающего мира и отношение к нему человека. Условность и правдоподобие в изобразительном искусстве. Реальность и фантазия в творческой деятельности художника. Ценность произведений искусства.
Тема 2. Изображение предметного мира – натюрморт.
Многообразие форм изображения вещей в истории искусства. Появление жанра натюрморта. Натюрморт в живописи, графике, скульптуре. Плоскостное изображение. Повествовательные свойства плоских рисунков. Их декоративность в древности и в 20 веке.
Задание: работа над натюрмортом из плоских изображений знакомых предметов с акцентом на композицию и ритм.
Тема 3. Понятие формы. Многообразие форм окружающего мира.
Многообразие форм в мире. Линейные, плоскостные и объемные формы. Формы простые и сложные. Конструкция сложной формы.
Задание: конструирование из бумаги простых геометрических тел.
Тема 4. Изображение объёма на плоскости и линейная перспектива.
Плоскость и объем. Перспектива как способ изображения на плоскости объемных предметов. Правила перспективы.
Задание: изображение конструкций из нескольких геометрических тел (зарисовки).
Тема 5. Освещение. Свет и тень.
Освещение как средство выявления объема предмета. Понятия: свет, блик, полутень, собственная тень, рефлекс, падающая тень.
Задание: изображение геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.
Тема 6. Натюрморт в графике.
Натюрморт как выражение художником своих представлений об окружающем мире. Гравюра и ее виды. Печатная форма (матрица) и оттиски. Задание: практическая работа предполагает оттиск с аппликации на картоне.
Тема 7. Цвет в натюрморте.
Локальный (собственный) цвет предмета и (обусловленный) цвет в живописи. Ритм цветовых пятен. Выражение цветом в натюрморте настроений и переживаний художника.

Задание: работа над изображением натюрморта в заданном эмоциональном состоянии: праздничный, грустный, таинственный натюрморт и т.д.
Тема 8. Выразительные возможности натюрморта (обобщение темы).
Итоговая беседа. Предметный мир в изобразительном искусстве. Задание: работа над натюрмортом, который можно было бы назвать «натюрморт-автопортрет».

Тема III четверти: «Вглядываясь в человека. Портрет в изобразительном искусстве»
Изображение человека в искусстве разных эпох. Закономерности в конструкции головы человека. Образ человека в графике, живописи, скульптуре. Работа над созданием портретов. Великие портретисты и их творческая индивидуальность.
Тема 1. Образ человека – главная тема искусства.
Беседа. Изображение человека в искусстве разных эпох. История возникновения портрета. Виды портретов. Портрет как образ определенного реального человека.
Тема 2. Конструкция головы человека и её пропорции.
Закономерности в конструкции головы человека. Пропорции лица человека. Средняя линия и симметрия лица. Величина и форма глаз, носа, рта. Подвижные части лица, мимика.
Задание: классическое рисование головы; изображение головы с соотнесенными по-разному деталями лица.
Тема 3. Изображение головы человека в пространстве.
Повороты и ракурсы головы человека. Закономерности и соотношения конструкции головы.
Задание: объёмное конструктивное изображение головы.
Тема 4. Графический портретный рисунок и выразительность образа человека.
Рисунок головы человека в истории ИЗО. Индивидуальные особенности, характер в графическом портрете. Выразительные средства и возможности графического изображения.
Задание: набросок с натуры одноклассника.
Тема 5. Портрет в скульптуре.
Человек – основной предмет изображения в скульптуре. Виды скульптурного портрета. Материал скульптуры и его выразительные возможности. Характер человека в скульптурном портрете.
Задание: выполнение скульптурного портрета литературного героя.
Тема 6. Сатирические образы человека.
Правда жизни и язык искусства. Художественное преувеличение. Отбор деталей и обострение образа. Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Задание: изображение сатирических образов литературных героев или создание дружеских шаржей.
Тема 7. Образные возможности освещения в портрете.
Изменение образа человека при различном освещении. Постоянство формы

и изменение её восприятия. Свет, направленный сбоку, снизу, рассеянный свет, изображение против света, контрастность освещения.
Задание: наблюдения с натуры и наброски (пятном) с изображением головы в различном освещении.
Тема 8. Портрет в живописи.
Образ человека в живописном портрете. Цветовое решение образа в портрете. Цвет как выражение настроения и характера героя. Задание: аналитические зарисовки композиций портретов известных художников.
Тема 9. Роль цвета в портрете.
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон. Цвет и освещение. Цвет как выражение настроения и характера героя портрета. Цвет и живописная фактура.
Задание: работа над созданием автопортрета или портрета близкого человека (члена семьи, друга).
Тема 10. Великие портретисты (обобщение темы).
Беседа. Обобщение темы. Личность художника и его эпоха. Личность героя портрета и творческая интерпретация ее художником.

Тема IV четверти: «Человек и пространство в изобразительном искусстве»
Предмет изображения и картина мира в изобразительном искусстве в разные эпохи. Виды перспективы в изобразительном искусстве. Изображение пейзажа, организация изображаемого пространства. Знакомство с колоритом в пейзаже. Образы города в истории искусства.
       Тема 1. Жанры в изобразительном искусстве.
Беседа. Изображение пространства в разные эпохи. Пространство иконы и его смысл. Открытие правил линейной перспективы в искусстве Возрождения. Перспектива как изобразительная грамота.
Тема 2. Изображение пространства.
Беседа о видах перспективы в изобразительном искусстве. Отсутствие изображения пространства в Древнем Египте. Отсутствие изображения глубины в Древней Греции. Пространство иконы и его смысл. Искусство Возрождения и перспектива. 20 век и нарушение правил перспективы.
Тема 3. Правила линейной и воздушной перспективы.
Перспектива – учение о способах передачи глубины пространства. Плоскость картины. Точка зрения. Точка схода. Горизонт и его высота.
Правила воздушной перспективы, планы воздушной перспективы и изменения контрастности.
Задание: изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной и воздушной перспективы.
Тема 4. Пейзаж – большой мир. Организация изображаемого пространства.
Древний китайский пейзаж. Эпический и романтический пейзаж Европы. Организация перспективного пространства в картине. Роль выбора формата. Высота горизонта в картине и его образный смысл. Пейзаж в русской живописи. Задание: работа над изображением большого эпического пейзажа «Дорого в большой мир».
Тема 5. Пейзаж – настроение. Природа и художник.
Пейзаж-настроение как отклик на переживания художника. Изменчивость состояний природы в течение суток. Освещение в природе: утро, вечер, полдень, сумрак.
Задание: создание пейзажа-настроения – работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния в природе.
Тема 6-7. Городской пейзаж.
Разные образы города в истории искусства и в российском искусстве 20 века.
Задание: создание графической композиции «Наш (мой) город».
Тема 8. Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
 Беседа. Обобщение материала учебного года. Виды ИЗО. Средства выразительности. Конструктивная основа произведения изобразительного искусства. Уровни понимания произведения искусства. Эпоха, направление в искусстве и творческая индивидуальность художника. 
Система оценивания
Критерии оценки устных индивидуальных и фронтальных ответов
Активность участия.
Умение собеседника прочувствовать суть вопроса.
Искренность ответов, их развернутость, образность, аргументированность.
Самостоятельность.
Оригинальность суждений.
Критерии и система оценки творческой работы
Как решена композиция: правильное решение композиции, предмета, орнамента (как организована плоскость листа, как согласованы между собой все компоненты изображения, как выражена общая идея и содержание).
Владение техникой: как ученик пользуется художественными материалами, как использует выразительные художественные средства в выполнении задания.
Общее впечатление от работы. Оригинальность, яркость и эмоциональность созданного образа, чувство меры в оформлении и соответствие оформления работы. Аккуратность всей работы.
Из всех этих компонентов складывается общая оценка работы обучающегося.
Характеристика видов контроля качества знаний по изобразительному искусству.
Модернизация системы образования предполагает существенное изменение организации контроля качества знаний обучаемых и качество преподавания в соответствии с учебными планами и учебниками. Предметом педагогического контроля является оценка результатов организованного в нем педагогического процесса. Основным предметом оценки результатов художественного образования являются знания, результатов обучения – умения, навыки и результатов воспитания – мировоззренческие установки, интересы, мотивы и потребности личности.
1.Стартовый контроль в начале года. Он определяет исходный уровень обученности. Практическая работа или тест.
2.Текущий контроль в форме практической работы. С помощью текущего контроля возможно диагностирование дидактического процесса, выявление его динамики, сопоставление результатов обучения на отдельных его этапах.
3.Рубежный контроль выполняет этапное подведение итогов за четверть после прохождения тем четвертей в форме выставки или теста.
4.Заключительный контроль. Методы диагностики - конкурс рисунка, проект, викторина, тест.
Планируемые результаты:
Ученик будет понимать:
- о месте и назначении изобразительных искусств в культуре: в жизни общества и жизни человека;
- о существовании изобразительного искусства во все времена; должны иметь представление о многообразии образных языков и особенностях видения мира в разные эпохи;
- о взаимосвязи реальной действительности и ее художественного изображения в искусстве, ее претворении в художественный образ;
- основные виды и жанры изобразительных искусств; иметь представление об основных этапах развития портрета, пейзажа и натюрморта;
- ряд выдающихся художников и произведений искусства в жанрах портрета, пейзажа и натюрморта в мировом отечественном искусстве;
- особенности творчества и значение русских художников-портретистов, мастеров портрета и натюрморта;
- основные средства художественной выразительности в изобразительном искусстве;
- о ритмической организации изображения и богатстве выразительных возможностей;
- о разных художественных материалах, художественных техниках и их значение в создании художественного образа.
Ученик научится::
- пользоваться красками, несколькими графическими материалами, обладать первичными навыками лепки, уметь использовать коллажные техники;
- видеть конструктивную форму предмета, владеть первичными навыками плоского и объемного изображений предмета и группы предметов; знать общие правила построения головы человека; уметь пользоваться начальными правилами линейной и воздушной перспективы;
- видеть и использовать в качестве средств выразительности соотношение пропорций, характер освещения, цветовые отношения при изображении с натуры, по представлению и по памяти;
- создавать творческие композиции в разных материалах с натуры, по памяти и по воображению;
- активно воспринимать произведения искусства и аргументировано анализировать разные уровни своего восприятия, понимать изобразительные метафоры и видеть целостную картину мира, присущую произведению искусства.
Учащиеся должны быть способны решать следующие жизненно-практические задачи:
восприятия и оценки произведений искусства;
самостоятельной творческой деятельности: в рисунке и живописи (с натуры, по памяти, воображению), в иллюстрациях к произведениям литературы и музыки;
владеть компетенциями: коммуникативной, личностного саморазвития, ценностно - ориентационной, рефлексивной.
Перечень учебно-методического обеспечения
Список литературы.
Основная литература:
- Программа «Изобразительное искусство и художественный труд. 1-9 классы». М 2010 г. (разработана под руководством народного художника России, академика РАО и РАХ Б.М.Неменского, утверждена Министерством образования и науки РФ);
- Изобразительное искусство. Искусство в жизни человека. 6 класс: учебник для общеобразовательных учреждений/ Л.А. Неменская; под ред. Б.М. Неменского. - М.: Просвещение, 2011.
- Изобразительное искусство. 5-8 классы: рабочие программы по учебникам под редакцией Б.М.неменского / авт.-сост. Л.В.Шампарова. – Волгоград: Учитель, 2011. – 55 с..
- Изобразительное искусство. Рабочие программы. Предметная линия учебников под редакцией Б.М.Неменского. 5-9 классы: пособие для учителей общеобразоват. Учреждений/ (Б.М. Неменский, Л.А. Неменская, Н.А. Горяева, А.С. Питерских). – М.: Просвещение, 2011. – 129 с..
Дополнительная литература.
дополнительная литература для учителя:
Комарова Т. С., Савенков А. И. Коллективное творчество детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1998. – 98 с.
Комарова Т. С. Народное искусство в воспитании детей. – М.: Российское педагогическое агентство, 1997. – 112 с.
Компанцева Л. В. Поэтический образ природы в детском рисунке. – М.: Просвещение, 1985. – 75 с.
Курочкина Н. А. Детям о книжной графике. – СПб.: Акцидент, 1997. – 63 с.
Курочкина Н. А. Знакомство с натюрмортом. – СПб.: Акцидент, 1998. – 72 с.
Курочкина Н. А. Дети и пейзажная живопись. Времена года. Учимся видеть, ценить, создавать красоту. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2003 – 234 с.
Лялина Л. А. Дизайн и дети: Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2006. – 96 с.
Основы рисунка. - М.: АСТ, 2004.- 43 с.
Пауэл У. Ф. Цвет и как его использовать. – М.: Астрель: АСТ, 2005. – 68 с.
Свиридова О. В. Изобразительное искусство. 5-8 классы: проверочные и контрольные тесты. – Волгоград: Учитель, 2008. – 93 с.
Трофимова М. В., Тарабарина Т. И. И учеба, и игра: изобразительное искусство. Популярное пособие для родителей и педагогов. – Ярославль: Академия развития, 1997.- 192 с.
Шпикалова Т. Я. Основы народного и декоративно-прикладного искусства для школ с углубленным изучением предметов художественно-эстетического цикла (1-4 кл.)
Шпикалова Т. Я., Величкина Г. А. Основы народного и декоративно-прикладного искусства. – М.: Мозаика-Синтез, 1998.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Бабушкины уроки: Народное искусство Русского Севера: занятия с младшими шк-ми: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб.-метод. пособие. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Под ред. Т. Я. Шпикаловой. Детям – о традициях народного мастерства. Осень: Учеб.-метод. пособие / В 2 ч. – М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2001.
Шпикалова Т. Я. Метод. пособие к учебнику изобразительное искусство 1 кл. – М.: Просвещение, 2000.
- Искусство. Изобразительное искусство. 5-9 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, М.В. Карамзина и др. – М.: Дрофа, 2012. – 77, (3) с..
- Изобразительное искусство. 1-4 кл. Рабочая программа для общеобразовательных учреждений/ С.П. Ломов, С.Е. Игнатьев, Н.В. Долгоаршинных и др. – 5-е изд., перераб. - М.: Дрофа, 2012. – 46, (2) с
дополнительная литература для учащихся:
Вильчинский В. М. Учитесь рисовать: Альбом для 3 класса. – Киев: Радянська школа, 1983 – 72
Порте П. Учимся рисовать человека / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005.- 123 с.
Порте П. Учимся рисовать окружающий мир / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 124 с.
Порте П. Учимся рисовать диких животных / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 122 с.
Порте П. Учимся рисовать от А до Я / Пер. с фр. Э. А. Болдиной. – М.: ООО «Мир книги», 2005. – 123 с.
Ушакова О. Д. Великие художники: Справочник школьника. – СПб.: Издательский Дом «Литера», 2004. – 37 с.
Приложение № 1.
Материально-техническая база предмета.
Наличие кабинета ИЗО в школе - большое благо. В 2009/10 учебном году класс был оборудован новыми столами и стульями, а также классной доской. В январе 2010 года приобретён компьютер. Использование компьютера кардинально расширяло возможности в выборе материалов и форм учебной работы, делает уроки яркими и увлекательными, информационно и эмоционально насыщенными.
Материальная база кабинета не пополнялась и не обновлялась много лет, дидактический материал пополняется самодельным материалом.
В рамках федеральной целевой программы «Развитие единой образовательной информационной среды (2001-2005 годы) в школу поступили компакт-диски: Шедевры русской живописи (жизнь и творчество великих русских живописцев в увлекательных интерактивных рассказах); Мировая художественная культура (учебно-методическое пособие); «Эрмитаж. Искусство Западной Европы»; комплект мультимедийных компакт-дисков CD-ROM.
Эрмитаж. Искусство западной Европы. Художественная энциклопедия. Виртуальный музей. 72 музыкально-литературных интерактивных рассказа.
Художественная энциклопедия зарубежного классического искусства. С ресурсом легко работать, т.е. он имеет функцию автозапуска. Представлены материалы по зарубежной культуре (история музеев, мультимедийные экскурсии, коллекции полотен, отсортированные по жанрам, стилям, музеям). Музеи: Эрмитаж, Метрополитен музей, Лувр, Прадо, Галерея Уффици, Лондонская национальная галерея, Британский музей, ГМИИ им. Пушкина. Ресурс возможно использовать на уроках МХК, литературы, ИЗО.
3. Шедевры русской живописи. С ресурсом удобно и легко работать. Он включает 33 интерактивных урока, которые можно использовать на уроках литературы, русского языка, МХК, ИЗО. Последовательность картин отражает историю развития русской культуры, помогает школьникам увидеть тематическую и идейную близость произведений живописи и литературы. При работе с диском можно одновременно решать несколько задач: расширение эстетического кругозора учащихся, развитие их устной и письменной речи. Очень удачный выбор произведений и музыкального сопровождения. Мультимедийные экскурсии дают возможность услышать искусствоведческий анализ выбранного шедевра.
4. Россия на рубеже третьего тысячелетия: Россия 2000, История России, наука, культура, искусство. Диск может быть использован фрагментарно (видеоматериалы, иллюстрации) на уроках истории и обществознания, при изучении современной России, а на уроках географии, биологии, МХК, музыки, ИЗО в проектной деятельности.
На диске кратко отражена история России от начала правления Рюрика до 2000 года, есть разделы "Россия 2000" (территория, население, экономика, религиозный состав, флора и фауна), "наука", "культура", "Искусство".
Показ материалов идёт на фоне музыки русских композиторов, имеются гимны дореволюционной России, СССР, современный гимн России. Материалы расположены в хронологической таблице по определенным периодам, на картах. Интерес представляют изображения родовых печатей, гербов, флагов, денежных знаков, видеофрагменты, демонстрации достижений науки и техники, памятников культуры.
5. Мировая художественная культура. Компакт-диск содержит самоучитель по работе с программами-приложениями пакета Microsoft Office – Microsoft Word 2000, Microsoft Excel 2000, Microsoft PowerPoint 2000. Можно самостоятельно создавать новые мультимедийные (т.е. включающие слайды, звук, анимацию, видеофрагменты) лекции, составлять новые тесты.
6. Компьютерную лекцию следует рассматривать как новый, не существовавший прежде инструмент в работе учителя, позволяющий создавать более наглядные и информационно насыщенные уроки и сделать преподавание учебных дисциплин более эффективным.
Компьютерные технологии, в частности презентации, как наглядное пособие, развивают навыки наблюдения, обеспечивают прочное усвоение учащимися знаний, повышают интерес к предмету. В данном компакт-диске имеются презентации:
Жанры живописи (картины из собраний Государственной Третьяковской галереи)
Карл Брюллов (1799 – 1852) 200-летию со дня рождения посвящается
Лики женской красоты в русской живописи
Боровиковский В. Л. «Портрет М. И. Лопухиной»
Рафаэль (1483 – 1520) , (слайды с картинами и фресками)
6. История искусств.
Предмет: «Изобразительное искусство и художественный труд».
Набор муляжей «Фрукты».
Таблицы по изобразительному искусству: (рисование с натуры и декоративное рисование) С.И. Дембинский.
Слайды (диапозитивы):
И.Я. Билибин - художник русской сказки
А.И. Куинджи, В.Д. Поленов, И.И.Левитан
Живопись В.Тропинина, А Венецианова, С. Щедрина
А. Саврасов, Шишкин И., Васильев Ф.
Ф.Рокотов, Д. Левицкий, В. Боровиковский
Зарубежное изобразительное искусство эпохи просвещения
Русское искусство 18 века. Архитектура.
Модели для рисования гипсовые.
Инструменты, приспособления: ножницы, стаканы для воды, ручки перьевые, 2 мольберта.
Репродукции художников:
Айвазовский (набор репродукций)
В. Боровиковский «Портрет Лопухиной»
И Грабарь «Февральская лазурь»
И. Левитан «Золотая осень»; «Владимирка»; «Осенний день. Сокольники»; «Март»
А. Куинджи «Берёзовая роща»
А. Дейнека «Оборона Севастополя»,»Мать»
Импрессионисты ( Э. Дега «Голубые танцовщицы»; О. Ренуар «Портрет Ж. Самарии» и др.)
Гравюры В. Фаворского
В. Поленов «Заросший пруд», «Московский дворик»
В.Перов «Проводы покойника»
И. Шишкин «Рожь», «Утро в сосновом бору», «Дождь в дубовом лесу», «На севере диком»
М. Врубель «Царевна-Лебедь»
В. Васнецов «Алёнушка», «Богатыри», «Иван-Царевич на Сером Волке»
В. Суриков «Боярыня Морозова», «Взятие снежного городка», «Переход Суворова через Альпы», «Меньшиков в Березове», «Утро стрелецкой казни»
Н. Рерих «Заморские гости»
З. Серебрякова «За туалетом. Автопортрет»
Леонардо да Винчи «Тайная вечеря», автопортрет, «Джоконда»
Рафаэль С. «Сикстинская мадонна»
В. Серов «Девочка с персиками»
А. Саврасов «Грачи прилетели»
А. Пластов «Ужин трактористов», «Первый снег»,»Сенокос»
К. Брюллов «Последний день Помпеи», «Всадница»
А. Иванов «Явление Христа народу»
И. Репин «Бурлаки на Волге», «Портрет П.М. Третьякова»,»Запорожцы пишут письмо турецкому султану», «Крестный ход»
«Владимирская Богоматерь»
А. Венецианов «На пашне. Весна.»
Б. Кустодиев «Масленица»
О. Кипренский «Портрет А. С. Пушкина»
И. Крамской «Портрет Л.Н. Толстого», «Неизвестная»
П. Корин «Портрет художников Кукрыниксов», «Александр Невский»
В. Тропинин «Кружевница»
К. Маковский «Дети, бегущие от грозы»
И. Шевандронова «В сельской библиотеке»
П. Федотов «Завтрак аристократа», «Сватовство майора»
Тутмос. Скульптурный портрет Нефертити
Фаюмский портрет
Микеланджело. Роспись Сикстинской Капеллы
И. Шадр «Булыжник – оружие пролетариата»
В. Мухина «Рабочий и колхозница»
Д. Моор «Помоги», 2Ты записался добровольцем?» и мн. др.
Портреты художников.
ТСО: диапроектор, демонстрационный экран, магнитофон.
Методические рисунки и пособия (выполненные учителем):
пособие по цветоведению
цветовая символика рыцарских гербов
солярные знаки
течения в искусстве
изображение фигуры человека (пропорции)
изображение костюмов разных стилей
изображение фасадов зданий разных стилей
изображение порталов и оконных проёмов
схемы основных элементов ордеров, изображение храмов
основы композиции
поэтапное рисование животных
перспектива комнаты
перспектива улицы
демонстрация элементов отдельных построек древнерусских городов (из бумаги)
образцы архитектурных макетов
макеты мемориальных комплексов
аппликативная фигурка для объяснения движений человека, его формы, пропорций
образцы фабричных обоев
импровизированная витрина с коллекцией изделий народного декоративного искусства «Ярмарка»
примеры персонаже кукольного театра
примеры разных щрифтов и др.
Раздаточные пособия, выполненные учителем:
Московский кремль
Архитектура Санкт-Петербурга
Музеи мира
Архитектура России
Произведения искусства (живопись, скульптура)
Фигура человека
Филворд «Виды искусства»
Филворд «Жанры искусства»
Архитектура пространственной среды исторических городов (планы городов) и др.
Ребусы
10. Художественные фотографии явлений и деталей природы, произведений прикладного и народного искусства, произведение дизайна, памятников архитектуры:
Афинский Акрополь
Казанский собор
Зимний дворец
Собор св. Петра в Риме
Кремль
Кижи
Пирамиды в Гизе
Собор Парижской Богоматери
Ландшафтная архитектура
Памятники мегалитической архитектуры
Древнегреческие храмы
Царскосельский дворец
Фрагменты природы и др.
11. Проспекты и рекламные буклеты.
12. Произведения художников русской лаковой миниатюры, разнообразные виды народной деревянной игрушки, жостовские подносы, примеры росписи прялки, гжельская посуда, хохлома, городецкая роспись и др..
13. Образцы детских работ в разных техниках.
Приложение № 2.
Интернет-ресурсы, которые могут быть использованы учителем и учащимися для подготовки уроков, сообщений, докладов и рефератов.
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
- [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]





















Тематическое планирование по изобразительному искусству в 6 классе

Тема года: «Изобразительное искусство в жизни человека»



Тема урока

Тип урока
Характеристика деятельности учащихся, виды учебной деятельности
Форма контроля
Планируемые результаты освоения материала
Дата






личностные
метапредметные
предметные


Виды изобразительного искусства (8часов)

1
Изобразительное искусство в семье пластических искусств
Урок изучения новых знаний.
Найти и разобрать открытки по видам искусстваВиды пластических искусств Виды изобразительного искусства:живопись, графика, скульптура. Художественные материалы, их выразительные возможности.

Моделирование, поиск информации, создание алгоритма деятельности, анализ, синтез, самостоятельное создание проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка, планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками, умение точно выражать свои мысли.
Ознакомление с видами искусства
Расширение представлений о культуре прошлого и настоящего, об обычаях и традициях своего народа. Развитие умения видеть не только красоту природы, но и красоту предметов, вещей.


2
Рисунок- основа изобразительного творчества
Урок формирования новых умений.
Зарисовка с натуры отдельных растений или веточек Материалы: карандаш, уголь фломастер
Фронтальный опрос.
Сравнение и анализ работ обсужден




3
Линия и ее выразительные возможности.

Урок формирования новых умений.
Выполнение линейных рисунков трав, которые колышит ветер (линейный ритм, линейные узоры травянистых соцветий, разнообразие линий Карандаш, уголь.
Анализ результатов собственной художественной деятельности

Освоение основ декоративно-прикладного искусства.
Привитие любви к произведениям искусства.


4
Пятно, как средство выражения. Композиция, как ритм пятен
Комбинированный.
Изображение различных состояний в природе (Ветер, дождь, тучи, туман,) листа.
Сравнение и выбор лучших работ
Развиваем уч. сопереживание и взаимовыручка.
Умение отличать и выполнять тональные соотношения.
Привитие аккуратности и терпеливому выполнению сложной работы.


5
Цвет, основы цветоведения.
Комбинированный.
Фантазийное изображении сказочных царств ограниченной па литрой с показом вариативных возможностей цвета («Царство снежной королевы» «Изумрудный город», «Страна золотого солнца»
Просмотр и обсуждение выполненных работ
Создание
проблем творческого характера, контроль, коррекция, оценка
Знать основы языка изобразительного искусства(тон, выразительные возможности тона.
Уметь выполнять цветовые растяжки, плавные переходы от одного цвета к другому.


6
Цвет в произведениях живописи
Цвет в произведениях живописи самарских художников.
1 Урок изучения новых знаний.
Изображение букета с разным настроением. (Радостный, грустный, торжественный, тихий).
Понятие «колорит», «гармония цвета» Механическое смешивание цветов. Сравнить умение и оценить.

Сравнивать литературные произведения и художественные. Высказывать мнение.
Учиться передавать эмоциональное состояние средствами живописи; активно воспринимать произведения станковой живописи.


7-
Объемные изображения в скульптуре
Объёмные изображения в скульптурах города Самары
Урок изучения новых знаний.
Изображение объемных изображений животных . Материал- пластилин и стеки
Опрос, просмотр и анализ работ.
Знать понятие «Анималистический жанр» Выразительные средства и возможности скульптуры.
Связь объема с окружающим пространством и окружением
Уметь использовать выразительные возможности пластического материала в самостоятельной работе.


8
Основы языка изображения
Урок обобщения и систематизации изученного.
Выполнение конкурсных заданий
Подведение итогов конкурса.

Знать виды пластических и изобразительных искусств.
Знать имена и произведения выдающихся художников, творчество которых рассматривалось на уроке. Отличать работы по видам искусства.


Мир наших вещей. Натюрморт (8 часов)

9



Реальность и фантазия в творчестве художника Реальность и фантазия в творчестве самарских художников
Комбинированный.
Рассказ с элементами беседы. Изобразить окружающий мир, показать свое отношение к нему.
Оценить творчество рассказа об окружающем мире и умение передать это в рисунке.
Понимать значение изобразительного искусства в жизни человека и общества.
Формирование представлений о ритме и цвете.
Привитие любви к произведениям искусства.


10



-
Изображение предметного мира
Комбинированный.
Работа над натюрмортом из плоских предметов с акцентом на композицию, ритм
Материалы: А4, цветная бумага, ножницы, клей.
Особенности пластической формы выполнить так, чтобы было разумно видно все предметы, оценить это умение.
Уметь активно воспринимать и понимать жанр натюрморта
Натюрморт в живописи, графике, скульптуре
Творческое обсуждение выполненных работ, работать, используя выразительные возможности натюрморта.


11

Понятие формы, Многообразие форм окружающего мира.

Комбинированный.
Конструирование из бумаги простых геометрических форм (конус, цилиндр, призма, куб).
Вырезание из бумаги геометрических форм и оценивание их.
Иметь представление о многообразии и выразительности форм.
Конструкция сложной формы. Правила изображения и средства выразительности.
Научиться выполнять геометрические тела, которые составляют основу всего многообразия форм.




12
Изображение объема на плоскости и линейная перспектива
Комбинированный.
Зарисовки конструкции из нескольких геометрических тел Карандаш Формат А-4.
Просмотр и анализ работ.
Знать правила объемного изображ. геометрических тел с натуры, основы композиц. на плоскости
Творческое обсуждение выполненных работ.
Перспектива, как способ изображения на плоскости предметов в пространстве.


13
Освещение. Свет и тень.
Урок формирования новых умений.
Зарисовки геометрических тел из гипса или бумаги с боковым освещением.
Фронтальный опрос(устно) Самоанализ работ учащихся.
Знать выдающихся художников- графиков.Творчество Ф.Дюрера.В. Фаворского.
Знать основы изобразительной грамоты: светотень
Уметь видеть и использовать в качестве средства выражения характер освещения при изображении с натуры.


14
Натюрморт в графике.
Урок изучения новых знаний.
Выполнение натюрморта в техники печатной графики (оттиск с аппликации на картоне)
Просмотр и анализ работ
Натюрморт, как выражение художником своего отношения к вещам, окружающим его.
Понимать роль языка изо. искусства в выражении худож. своих переживаний.
Уметь составлять натюрмотрную композицию на плоскости, работать в техники печатной графики.


15
Цвет в натюрморте
Урок формирования новых умений.
Работа над изображением натюрморта в заданном эмоц. состоянии: праздничный, грустный, таинственный.
Анализ и оценка процесса и результатов собствен.
художественного творчества.
Знать выразительные возможности цвета.
Цветовая организация натюрморта- И. Машков «Синие сливы»
Уметь передавать настроение с помощью форм и цветов красок.


16
Выразительные возможности натюрморта.
Урок обобщения и систематизации изученного.
Натюрморт в заданном эмоциональном состоянии
Анализ и оценка результатов проектной деятельности
Предметный мир в изобразительном искусстве. Выражение в натюрморте переживаний и мыслей художника.
Натюрморт в искус. 19-20 веков. Натюрморт и творчес. индивидуальность худож-ка.
Знать жанр изобразительного искусства (натюрморт. Уметь анализировать образный язык произведений натюрмортного жанра.


Вглядываясь в человека Портрет (10часов)



17
Образ человека, главная тема искусства
Урок формирования новых умений.
Беседа Портрет,как образ определенного, реального человека. История развития жанра. Изображение человека в искусстве разных эпох.
Оценить внимание и эрудированное участие в беседе .Фронтальный устный опрос.

Великие художники –портретисты: Рембрант, И. Репин., РокотовФ. В Боровицкий.
Знать жанры изобразительного искусства







Умение видеть в произведениях искусства различных эпох, единство материала, формы и декора.




18
Конструкция головы человека и ее пропорции.
Урок изучения новых знаний.
Работа над изображением головы человека с соотнесенными по разному деталями лица (Аппликация из вырезанных из бумаги форм).
Просмотр и анализ работ.
Понимать смысл слов: образный смысл вещи,(ритм, рисунок орнамента, сочетание цветов, композиция)
Умение работать с выбранным материалом. Презентация своих работ.
Найти и прочитать материал в исторической литературе.


19
Графический портретный рисунок и выразительность образа.
Комбинированный.
Выполнение автопортрета Материал Карандаш, уголь.
Выборочный просмотр
Уметь творчески работать над предложенной темой, используя выразительные возможности художественных материалов
Творческое обсуждение работ
Эпоха и стиль в формировании культуры изображения портретов разных людей.


20
Портрет в графике.
Комбинированный.
Портрет соседа по парте в технике силуэта (профиль) Материалы: черная тушь, гуашь, бумага.
Просмотр анализ и оценка.
Поиск информации, создание алгоритма деятельности.
Развитие эстетического восприятия мира, художественного вкуса.
Воспитание любви и интереса к
Произведениям
худ.литературы. Взаимосвязь литературы и изобразительного искусства.




21
Портрет в скульптуре.
Комбинированный.
Работа над изображением в скульптурном портрете выбранного литературного героя с ярко- выраженным характером (Баба Яга ,Кошей бессмертный, Домовой
Презентация работы с произнесением короткого монолога от имени вылепленного героя. Анализ и оценка
Знать материалы и выразительные возможности..
Характер человека и образ эпохи в скульптурном портрете
Человек основной объект изображения в скульптуре Материалы скульптуры.Уметь передать пропорции лица.


22
Сатирические образы человека.
Урок изучения новых знаний.
Изображение сатирических образов литературных героев. Материалы: черная акварель, черная гелевая ручка.
Тест. Просмотр и анализ работ.
Понимание правды жизни и язык искусства.
Сатирические образы в искусстве. Карикатура. Дружеский шарж.
Уметь работать графическими материалами.



23
Образные возможности освещения в портрете
Комбинированный.
Наблюдение натуры и выполнение набросков (пятном) головы в различном освещении.
Просмотр и анализ работ.
Постоянство формы и вариации изменения ее восприятия.
Понимать роль света в разных видах искусства. Театр.кино
Уметь применять полученные знания при выполнении работы.


24
Портрет в живописи.
Урок изучения новых знаний.
Ассоциат. портрет в техники коллажа Мама,папа,бабушка, дедушка.Груп. работа.
Представление работ. Анализ и оценивание.
Уметь активно работать в технике коллажа.
Знать худож. Портрет Леонардо да Винчи
Роль живопис. портрета в истории искус Композиция в портрете.


25
Роль цвета в портрете.
Комбинированный.
Анализ цветового решения образа в портретеМатериалы: гуашь, кисть.
Ответить на вопрос «Кому из известных тебе художников ты заказал бы себе портрет?
Цветовое решение образа в портрете. Цвет и тон Понимание живописной фактуры.
Знать о выразительных возможностях цвета в произведениях живописи, литературы, искусства.
Уметь анализировать цветовой строй произведения живописи.


26
Великие портретисты. Портретисты-самарцы
Урок обобщения и систематизации изученного.
Повторяем и обобщаем.
Презентация проектов.
Выражение творческой индивидуальности.
Личность героев портрета и творческая интерпритация ее художником.
Уметь активно воспринимать и анализировать произведения портретного жанра.


Человек и пространство в изобразительном искусстве (8часов)


27
Жанры в изобразительном искусстве.
Урок изучения новых знаний.
Просмотр презентации на тему Жанры. дискуссия
Сгруппировать предложенные произведения по жанрам.
Самостоятельное создание способов решения проблем творческого характера, контроль.Специфика языка художественных материалов.
Развитие интереса к предмету изобразительного искусстваФронтальный опрос.
Работа в художественно-конструктивной деятельности.


28
Правила воздушной и линейной перспективы.
Урок изучения новых знаний.
Изображение уходящей вдаль аллеи с соблюдением правил линейной перспективы
Карандаш, акварель.
Соотнести репродукции произведений разных жанров (Портрет, пейзаж, натюрморт) с фамилиями авторов.Прсмотр, анализ и оценка.
Знать правила воздушной и линейной перспективы.
Уметь организовать пространство на листе бумаги.Выделить горизонт и точку зрения.
Уметь использовать правила воздушной и линейной перспективы


29
Пейзаж- большой мир. Организация пространства.
Урок формирования новых умений.
Работа над изображением большого эпического пейзажа «путь реки» Изображаем уходящие планы и наполняем их деталями. Гуашь, большие кисти
Подобрать репродукции или фото, отображающие законы линейной перспективы.Оценить.
Уметь организовывать перспективное пространство пейзажа.
Уметь использовать выразительные возможности материала.Роль фыбора формата.
Творческое обсуждение раб Принять участие в беседе.Уметь отличать работы Рериха от Левитана.



30
Пейзаж- настроение. Природа и художник. Пейзажисты-самарцы
Урок практического применения знаний, умений.
Создание пейзажа-настроения- работа по представлению и памяти с предварительным выбором яркого личного впечатления от состояния природы.
Ответить на вопрос: почему о картинах Левитана говорят6 «Мало нот- много музыки?» Оценить ответы и рассуждения
Отметить отличие и красоту разных состояний в природе: утро, вечер, закат, рассвет.
Понимать роль колорита. Уметь пользоваться гуашью, используя основные средства художественной выразительности.
Привитие любви к изобразительному искусству Знакомство с художественными образцами.
Творчески подойте к составлению композиции, работе с цветом, светотенью, иперспективой.


31-
32





.Городской пейзаж






Урок практического применения знаний, умений.
Работа над графической композицией «Мой город» Акварель, гуашь.




Опрос. Анализ и оценка процесса и и результатов собственной художеств енной деятельности.
Уметь осознанно говорить о видах искусства, изученных в пятом классе.




Эстетическая оценка результатов..





Остановить внимание на образцах современного искусства. Жанры, изученные в этом году.










33-34

Выразительные возможности изобразительного искусства. Язык и смысл.
Урок обобщения и систематизации изученного.
Поставить оценки за конкурсные задания. Подвести итог за работу учащихся в течении учебного года.
Обобщить работу всего класса в течении года.
Знать виды и жанры худож. деятельности
Уметь анализировать содержание, образный язык произведений портретного, натюрмортног и пейзажного жанров.
Знать основы изобразительной грамотности и уметь применять приобретенные знания на практике.