Рабочая программа по предмету Русский язык 1 класс УМК Планета Знаний


Министерство образования Республики Саха (Якутия)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Кырыкыйская основная общеобразовательная школа
678235 Верхневилюйский улус, село Кырыкый, ул. Советская4.тел: 8-41133-24126
Рассмотрена на заседании
МО___________________
Протокол №___
«___»______________2014 г.
Согласовано:
Заместитель директора по УР
_________________/Егорова Ж.А./
«___»____________________2014 г.
Утверждено:
Директор МБОУ КООШ
_______________/Фёдоров В.В./
Приказ №___
от «___»______________2014
Рабочая программа
по предмету:
«Русский язык»
1 класс
2014 – 2015 учебный год


Составитель:
Николаева В.П., учитель начальных классов
МБОУ КООШ,
Первая квалификационная категория
Пояснительная записка
В современных условиях потребность в свободном владении русским языком возросла. Обучение русому языку может и должно оказывать воспитывающее воздействие на укрепление нравственности и духовности детей, на повышении интереса к овладению языком русского народа, к постижению истоков его культуры. Только изучая законы языка, и развивая свою речь, человек становится умнее, мудрее, быстрее постигает современную культуру и открытия цивилизации. Курс русского языка в начальной школе – часть единого школьного курса современного русского языка.
Рабочая программа составлена на основе примерной программы по русскому языку, авторской программы курса «Русский язык », 1 класс ( Л.Я. Желтовская, Т.М. Андрианова, В.А. Илюхина); Федеральных государственных стандартов общего образования второго поколения с учётом межпредметных и внутрипредметных связей, логики учебного процесса, задачи формирования у младших школьников умения учиться.
Цели и задачи
Программа по Русскому языку для начальных классов является органичной частью курса русского языка и литературы средней общеобразовательной школы. Уроки русского языка должны строиться таким образом, чтобы усвоение детьми знаний, формирование у них умений и навыков органично сочетались бы с выработкой положительных качеств, которые характерны для активной, конструктивно мыслящей и творчески развитой личности.
Нормативно-правовые документы, на основании которых разработана рабочая программа:
ФЗ №273 от 29 декабря 2012 г. «Об образовании РФ»
Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования. Утвержден приказом Министерства образования и науки Российской Федерации от «6» октября 2009 г. №373
МЕСТО ПРЕДМЕТА В БАЗИСНОМ УЧЕБНОМ ПЛАНЕ
На реализацию программы по русскому языку в федеральном базисном учебном плане предусмотрено часов. Изучение русского языка начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте »: его продолжительность – примерно 23 учебные недели по 4 часа в неделю. После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка – 2 часа в неделю.
Формы организации учебного предмета
Программа предусматривает проведение традиционных уроков, обобщающих уроков, урока-зачёта. Используется фронтальная, групповая, индивидуальная работа, работа в парах. Особое место в овладении данным курсом отводится работе по формированию самоконтроля и самопроверки. В ходе прохождения программы обучающиеся посещают урочные занятия, занимаются внеурочно (домашняя работа).
Программа обеспечивается учебно-методическими комплектами для каждого класса, включающими учебники, прописи, рабочие тетради и методические рекомендации для учителя.
1 класс
Т. М. Андрианова. Букварь.
Т. М. Андрианова. Рабочая тетрадь к «Букварю».
В. А. Илюхина. Прописи № 1, № 2, № 3, № 4 к «Букварю» Т. М. Андриановой.
Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 классе по «Букварю» и «Прописям».
Т. М. Андрианова. Спутник Букваря для читающих детей.
В. А. Илюхина. Прописи для читающих детей № 1, № 2, № 3, № 4 к «Букварю» Т. М. Андриановой.
Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Русский язык. 1 класс. Учебник.
Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Русский язык. 1 класс. Рабочие тетради № 1, № 2.
Т. М. Андрианова, В. А. Илюхина. Обучение в 1 классе по учебнику «Русский язык».
Общая характеристика учебного предмета. В системе предметов общеобразовательной школы курс русского языка реализует познавательную и социокультурную цели:
познавательная цель связана с представлением научной картины мира, частью которого является язык, на котором говорит ученик, ознакомлением учащихся с основными положениями науки о языке и, как следствие, формированием логического и абстрактного мышления учеников;
социокультурная цель включает формирование: а) коммуникативной компетенции учащихся (развитие устной и письменной речи); б) навыков грамотного, безошибочного письма как показателя общей культуры человека.
Особенность курса в том, что он представляет собой первоначальный этап изучения системы русского языка. В этот период осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6—10 лет.
Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс.
Задачи и направления изучения русского языка в начальной школе:
1) развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, правильно их употреблять в устной и письменной речи, развитие интуиции и «чувства языка»;
2) освоение первоначальных знаний о системе родного языка, лексических, фонетических, грамматических средствах языка, овладение элементарными способами анализа изучаемых единиц языка;
3) овладение умениями общаться в устной и письменной формах, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;
4) воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к языку своего народа; пробуждение познавательного интереса к русскому слову, стремления совершенствовать свою речь, чувства ответственности за сохранение чистоты языка своего народа.
Достижению целей и задач курса русского языка активно содействуют такие подходы к его изучению, как культурологический (язык и общество), познавательно-коммуникативный, информационный, деятельностный. В русле этих подходов был произведён отбор языкового материала, его структурирование (выстраивание стержня, последовательности изучения), выбраны перспективные принципы организации содержания курса. Актуальными при работе с языковым материалом становятся принципы:
— семиотический — помогающий детям осмысливать двусторонность основных единиц языка, осознавать родной язык как особую знаковую систему в контексте национальной и общечеловеческой культуры;
— системно-функциональный — способствующий осмыслению структуры родного языка и предназначенности его основных средств для решения речевых задач;
— этико-эстетический — направленный на осознание изобразительных свойств языка, на освоение культуры речевого поведения, воспитание чувства «соразмерности и сообразности» в использовании языковых средств.
При составлении программы и методики её реализации были также учтены принципы развития, вариативности и спиралевидности (концентричности).
Принцип развития предполагает ориентацию содержания и методики на стимулирование и поддержку эмоционального, духовно-ценностного и интеллектуального развития и саморазвития ребёнка.
Принцип вариативности предполагает возможность сосуществования различных подходов к отбору содержания и технологий обучения в интересах осуществления дифференцированного и индивидуального подхода к ребёнку. В учебниках с помощью маркировки указывается инвариантный минимум содержания и его вариативная часть. В разделе «Содержание программы» вариативная часть программы даётся курсивным шрифтом.
Принцип спиралевидности (концентричности) предполагает неоднократное обращение к изучению основных средств языка — звуков, слов, словосочетаний, предложений, текстов — с переносом акцента на новые их признаки, свойства, назначение и пр., от общего взгляда на средства языка к более конкретному и многостороннему их анализу.
В общих подходах и принципах, отмеченных выше, проявляется единство курса. Язык и речь выступают не как механические, вполне самостоятельные части, а как ступени единого процесса познания языка: от коммуникативных речевых ситуаций к языку и от языка — к речи.
В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей.
Введением в язык является первый интегрированный этап общего курса — «Обучение грамоте и развитие речи». Его продолжительность (23 учебных недели, 4 ч в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различают два периода: подготовительный (добуквенный) и основной (букварный). Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями аналитико-синтетического звуко-буквенного метода. Обучение письму идёт параллельно с обучением чтению, при этом учитывается принцип координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять её с ранее изученными буквами, упражняются в письме слогов, слов, предложений, небольших текстов.
Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.
После курса «Обучение грамоте и развитие речи» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения.
«Русский язык». В соответствии с требованиями к содержанию и результативности обучения русскому языку в начальной школе в программах курсов каждого года обучения выделяются два раздела: «Речевоеобщение» и «Язык как средство общения».
Приоритетным в начальном обучении признаётся формирование важнейших коммуникативно-речевых умений младших школьников: читать и писать, понимать смысл обращенной к ним устной и письменной речи (заданий, вопросов, правил, определений и т.п.), отвечать на вопросы, вступать в диалоги, составлять несложные монологические высказывания. К этому же разряду относятся и умения этикетного характера. Поэтому раздел «Речевое общение» начинает программы каждого класса. В этом разделе указывается минимум речеведческих сведений: о формах речи и основных видах речевой деятельности (слушании, говорении, чтении, письме), о тексте, его теме, основной мысли, функциональных типах текста (повествовании, описании, рассуждении) и др. Отмечаются пути и «шаги продвижения» учащихся в овладении коммуникативно-речевыми умениями, связанными с метаумениями — понимать смысл чужой речи и создавать, оформлять и передавать собственные мысли и чувства.
Акцентируется внимание на проведение видов работ по развитию индивидуальной речи учеников: обогащение словаря, развитие чувства языка, расширение грамматического строя речи, развитие речевого слуха и пр. Рекомендуется проведение упражнений в ситуациях диалога, в ходе которых дети учатся слушать и вступать в диалог, высказывать и отстаивать собственную точку зрения, убеждать других, участвовать в групповом и коллективном обсуждении проблем, налаживать сотрудничество со сверстниками и взрослыми. Формирование коммуникативно-речевых действий (умений слушать, читать, говорить, писать) — прямой путь к обеспечению в будущем социальной компетентности учеников.
Возможность формирования коммуникативно-речевых умений зависит от освоения школьниками круга сведений о правилах, закономерностях построения предложений, использования средств языка в речи. Изучение системы языка, его языковых средств остаётся важнейшим направлением в начальном курсе русского языка, так как именно овладение богатством средств языка является базой и условием развития речи детей. На это нацеливает содержание раздела программы «Язык как средство общения», в котором представлен языковой материал.
Содержательные линии этого раздела: фонетика, графика, состав слова (морфемика), лексика, грамматика (морфология и синтаксис), орфография, орфоэпия и пунктуация. Языковой материал (основы лингвистических знаний) призван сформировать научное представление (с учётом возрастных особенностей младших школьников) о системе и структуре русского языка, являющегося частью окружающего мира учеников, а также способствовать усвоению норм русского литературного языка, постижению его интонационного и лексического богатства. Путь изучения всех языковых средств — от значения к форме, далее — к назначению (функции) в речи.
Ознакомление с языковыми единицами проводится через призму основного средства языка — слова. Так, в 1 классе слово рассматривается в основном со стороны его строения — звукового, буквенного, слогового. Во 2 классе акцент переносится на изучение слова со стороны значения, вводятся понятия о лексическом (конкретном) и общем (как часть речи) значениях слов. Состав слова анализируется со стороны входящих в него значимыхчастей (корня, приставки, суффикса, окончания), а также рассматривается с позиций значения, так как из значений морфем складывается лексическое значение слова. Вопросы правописанияслова рассматриваются на морфемном и морфологическом уровнях с введением термина орфограмма. Представления о предложении и тексте углубляются через призму «работы» в них слов как частей речи. В 3—4 классах ядром курса становится изучение предложения, текста.
Неоднократное обращение к основным средствам языка мотивировано новыми задачами. Сначала рассматриваются общие признаки единиц языка, затем, особенно единицы грамматики, с позиции их назначения (функции) в речи. Далее внимание детей фокусируется на роли их главных структурных частей (корень слова, главные члены предложения, тема, главная мысль текста), после этого — на роли структурных частей «второй степени» значимости (приставки, суффиксы, окончания в слове, второстепенные члены предложения, композиционные части текста и пр.). Концентрический путь освоения языкового материала соответствует закономерностям понимания смысла речи при её восприятии и передаче смысла при её создании (продуцировании) и способствует более интенсивному развитию мышления детей, их языкового чутья и речевых способностей.
Орфографические и пунктуационные правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики, синтаксиса. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания. Орфографический и пунктуационный материал также даётся с коммуникативной мотивацией — обеспечивать грамотность письменной речи.
Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над качествами письменной речи.
Развитие письменной речи у младших школьников отстаёт от развития устной речи на всём протяжении начальной школы. Преобладание работы над письменной речью требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.
Изучение орфографических и пунктуационных правил, а также развитие устной и письменной речи учащихся носит практический характер и формирует навыки, определяющие культурный уровень учащихся как будущих членов общества.
Общеучебные умения, навыки и способы деятельности. Важную роль в обучении русскому языку играет целенаправленная работа по формированию у младших школьников универсальных учебных действий (УУД), которые способствуют развитию учебно-познавательных мотивов, учебной самостоятельности, умений эффективно работать с учебной книгой.
В программе и учебниках представлены специальные вводные мини-разделы с целью мотивации как к изучению курса русского языка в целом, так и к изучению отдельных разделов и тем, даны упражнения ситуативного характера, активизирующие творческое отношение учеников к осознанию той или иной закономерности родного языка.
Система упражнений для уроков составлена в деятельностном ключе и стимулирует учащихся к формированию как регулятивных действий (целеполагания, планирования, ориентировки, прогнозирования, контроля, коррекции, оценки), так и общеучебных действий («чтение» текстов, схем, таблиц, моделей и т.п., выбор рациональных способов решения языковых задач, использование разных способов поиска информации в лингвистических словарях и справочниках, структурирование материала в таблицы, плакаты и пр.).
Таким образом, курс имеет познавательно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи.
В познавательно-коммуникативной направленности курса явственно проступает воспитательная сила предмета: дети учатся культуре речевого поведения, общения, обращения с русским языком как действующим средством, как живым средоточием духовного богатства народа, создающего язык.
Описание места учебного предмета в учебном плане
На изучение предмета отводится 2 часа в неделю, всего- часов. Изучение русского языка начинается вводным интегрированным курсом «Обучение грамоте»: его продолжительность – примерно 23 учебные недели по 4 часа в неделю.
ПЛАНИРУЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
освоения программы по русскому языку
к концу 1 класса
ЛИЧНОСТНЫЕ
У учащихся будут сформированы:
понимание важности нового социального статуса «ученик»;
внутренняя позиция школьника на уровне положительного отношения к школе и принятие образа «хорошего ученика»;
ориентация в нравственном содержании и смысле поступков как собственных, так и окружающих людей (на уровне, соответствующем возрасту);
осознание роли речи в общении людей;
понимание богатства и разнообразия языковых средств для выражения мыслей и чувств; внимание к мелодичности народной звучащей речи.
Учащиеся получат возможность для формирования:
осознания себя гражданином России, чувства сопричастности к истории своей страны и своего народа, гордости за свою страну;
устойчивой учебно-познавательной мотивации учения, интереса к изучению курса русского языка;
установки на здоровый образ жизни.
ПРЕДМЕТНЫЕ
Учащиеся научатся:
различать устную и письменную речь, а также основные языковые средства (слова, предложения, текст);
интонировать различные по эмоциональной окрашенности предложения;
различать звуки и буквы, различать гласные и согласные, звонкие и глухие, твёрдые и мягкие звуки;
использовать при письме все способы буквенного обозначения мягких и твёрдых согласных;
узнавать и называть все буквы русского алфавита, использовать знание алфавита для упорядочивания слов;
различать произношение и написание слов (простейшие случаи);
производить слогоударный и звуко-буквенный анализы слов простой конструкции;
применять на письме изученные правила: о переносе слов, о написании большой буквы в именах собственных (термин не используется), о правописании буквосочетаний жи–ши, ча–ща, чу–щу, чк, чн, об оформлении предложений на письме;
запоминать правописание словарных слов и правильно их воспроизводить;
грамотно и каллиграфически правильно списывать и писать под диктовку тексты (объемом в 15-20 слов);
выполнять основные гигиенические требования при письме.
Учащиеся получат возможность научиться:
соблюдать в повседневной жизни нормы речевого этикета и правила устного общения;
определять последовательность предложений в деформированном тексте, начало и конец предложений в непунктированном тексте, озаглавливать тексты;
составлять устные рассказы по картинке с ярко выраженной темой (3–5 предложений);
различать слова-названия предметов, слова-признаки предметов и слова-действия предметов;
различать синонимы и антонимы, слова в прямом и переносном значении, понимать значение многозначных слов в контексте (на доступном языковом материале);
находить родственные слова в группе предложенных слов.
МЕТАПРЕДМЕТНЫЕ
Регулятивные
Учащиеся научатся на доступном уровне:
адекватно воспринимать оценку учителя;
осуществлять контроль в форме сличения своей работы с заданным эталоном;
вносить необходимые дополнения, исправления в свою работу, если она расходится с эталоном (образцом);
находить и исправлять ошибки, допущенные в словах (специальные задания);
в сотрудничестве с учителем определять последовательность изучения материала, опираясь на иллюстративный ряд «маршрутного листа».
Учащиеся получат возможность научиться:
адекватно оценивать правильность выполнения своих учебных действий;
в сотрудничестве с учителем ставить конкретную учебную задачу на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено, и того, что ещё неизвестно.
Познавательные
Учащиеся научатся:
осуществлять поиск необходимой информации для выполнения учебных заданий, используя справочные материалы учебника;
моделировать различные языковые единицы (слово, предложение);
использовать на доступном уровне логические приемы мышления (анализ, сравнение, классификацию, обобщение).
Учащиеся получат возможность научиться:
использовать простейшие таблицы и схемы для решения конкретных языковых задач;
выделять существенную информацию из небольших читаемых текстов.
Коммуникативные
Учащиеся научатся:
вступать в диалог (отвечать на вопросы, задавать вопросы, уточнять непонятное);
договариваться и приходить к общему решению, работая в паре;
участвовать в коллективном обсуждении учебной проблемы;
строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми для реализации проектной деятельности (под руководством учителя).
Учащиеся получат возможность научиться:
выражать свои мысли с соответствующими возрасту полнотой и точностью;
быть терпимыми к другим мнениям, учитывать их в совместной работе.
СОДЕРЖАНИЕ ПРОГРАММЫ
1 класс ( ч)
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ* (виды речевой деятельности)
Сведения о речи. Речь как способ общения. Речь устная и письменная. Диалог. Общее представление о тексте как связной (монологической) речи. Словесные и несловесные средства устного общения (язык слов, интонация, мимика, жесты).
Слушание. Восприятие звучащей речи. Понимание сути вопросов и объяснения учителя.
Говорение. Ответы на вопросы учителя. Элементарное умение вступать в диалог с одноклассниками и поддерживать его. Овладение нормами речевого этикета в ситуациях учебного и бытового общения: приветствие, прощание, обращение с вопросом.
Устные рассказы детей по материалам собственных игр, наблюдений, по рисункам. Разыгрывание диалогов и сюжетных сценок.
Чтение. Овладение плавным слоговым чтением. Понимание прочитанного текста при его прослушивании и самостоятельном чтении. Нахождение информации, содержащейся в тексте в явном виде. Озаглавливание текстов с ярко выраженной темой.
Письмо. Овладение печатным и рукописным шрифтами. Письмо букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений в системе обучения грамоте. Списывание с прописей, доски, учебника русского языка. Письмо под диктовку.
ОБУЧЕНИЕ ГРАМОТЕ (207 ч)
Подготовительный (добуквенный) период ( ч)
Речь. Предложение. Слово. Речь — способ общения людей. Формы речи: устная и письменная. Несловесные средства устного общения (интонация, мимика, жесты, позы).
Выделение из потока речи высказываний в объёме предложений. Предложение и слово. Смысловое единство слов в предложении. Моделирование предложения. Знаки препинания.
Слова — названия предметов, явлений окружающего мира. Различение понятий: предмет и слово как название предмета.
Слогоделение. Ударение. Ударный слог.
Звуки и буквы. Звуки речи. Звуковое строение слов. Установление числа и последовательности звуков в слове. Осознание смыслоразличительной функции звуков. Сопоставление слов, различающихся одним звуком (мак — рак). Гласные и согласные звуки. Твёрдые и мягкие согласные звуки (лук — люк). Моделирование звукового состава слов с помощью схем.
Развитие речи. Развитие фонематического и интонационного слуха. Упражнения по отработке чёткости произнесения слов. Составление предложений по рисункам, предложенным ситуациям. Составление рассказов по серии сюжетных картинок.
Графика. Знакомство с гигиеническими требованиями при письме (посадка за столом, положение тетради и ручки). Соблюдение гигиенических навыков письма.
Знакомство с разлиновкой прописи. Развитие глазомера и мелких мышц пальцев (бордюры, штриховка и др.).
Основной (букварный) период ( ч)
Звуки речи (фонетика). Звуки речи. Звуковое строение слов. Единство звукового состава слова и его значения. Гласные и согласные звуки. Различение согласных по твёрдости–мягкости и по звонкости–глухости.
Слог как минимальная произносительная единица. Слогообразующая роль гласных звуков. Деление слов на слоги.
Ударные и безударные гласные в слове. Определение места ударения в слове. Смыслоразличительная роль ударения (замок—замок).
Буквы (графика). Различение звука и буквы: буква как знак звука. Обозначение звуков (в сильной позиции) буквами. Буквенное строение письменного слова. Воспроизведение звуковой формы слова по его буквенной записи (чтение).
Роль гласных букв для обозначения мягкости предшествующих согласных в слове. Роль йотированных букв е, ё, ю, я. Обозначение буквами звука [й´] в разных позициях. Употребление букв ь и ъ.
Знакомство с русским алфавитом, с печатным и письменным начертанием букв.
Письмо прописных и строчных букв, буквосочетаний, слогов, слов, предложений с соблюдением графических норм. Сравнительный анализ буквенных записей слов с разными позициями согласных звуков. Списывание с печатного и письменного шрифта, письмо под диктовку при орфографическом проговаривании.
Понимание функции небуквенных графических средств и использование их на письме (пробел между словами, знак переноса, знак ударения, знаки препинания).
Слово и предложение. Восприятие слова как названия предметов и явлений окружающего мира, как объекта изучения, материала для анализа. Анализ строения слова (звуковой, буквенный, слогоударный). Наблюдение над значением слова (слова, близкие и противоположные по смыслу, многозначные).
Различение слова и предложения. Наблюдение за интонацией предложения и оформлением её на письме. Составление предложений. Перемещение логического ударения (простые случаи).
Орфография. Ознакомление с правилами правописания и применение их на практике:
— обозначение гласных после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу);
— раздельное написание слов;
— перенос слов по слогам без стечения согласных;
— большая буква в начале, знаки препинания в конце предложения.
Развитие речи. Общее представление о тексте. Понимание содержания текста при его прослушивании и при самостоятельном чтении. Восстановление деформированного текста повествовательного характера. Устные ответы на вопросы учителя.
СИСТЕМАТИЧЕСКИЙ КУРС РУССКОГО ЯЗЫКА
1 класс (послебукварный период) ( ч)
Слово — главное средство языка. Роль языка в жизни людей.
Использование несловесных средств общения (жестов, мимики, поз, интонации).
РЕЧЕВОЕ ОБЩЕНИЕ*
Углубление представлений о различных видах и формах общения (восприятия и передачи информации): в устной форме — слушание и говорение, в письменной — чтение и письмо.
Практическое овладение диалоговой формой речи: понимание смысла вопросов, реплик; вступление в диалог, ответы на вопросы, реплики, передача собственных мыслей, уточнение непонятного.
Упражнения в создании собственных высказываний с опорой на рисунки, схемы, на основе наблюдений.
Использование этикетных формул в различных ситуативных упражнениях (ситуации приветствия, прощания, обращения с вопросом, просьбой, извинения и др.).
Упражнения в достижении безошибочного выполнения разных видов письма: списывание с рукописного и печатного шрифтов, письмо предложений (в которых произношение слов не расходится с их написанием) по памяти и под диктовку.
Последовательный переход к осознанному правильному плавному слоговому чтению многосложных и целостному чтению коротких слов на основе понимания закономерностей письма. Упражнения в выразительном чтении, отражающем понимание смысла читаемого текста.
Формирование первоначальных умений работать с учебником русского языка: отличать текст упражнений от заданий, анализировать образец, находить нужную информацию в словариках учебника.
ЯЗЫК КАК СРЕДСТВО ОБЩЕНИЯ
Фонетика, орфоэпия и графика ( ч)
Звуки и буквы русского языка. Различение гласных и согласных звуков.
Твёрдые и мягкие согласные звуки. Обозначение мягких звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я, ь. Звонкие и глухие согласные звуки. Смыслоразличительная роль звуков.
Ударение. Смыслоразличительная роль ударения. Гласные ударные и безударные. Качественная характеристика звука (гласный ударный — безударный, согласный твёрдый — мягкий, звонкий — глухой, парный — непарный).
Слоговой состав слова. Слогообразующая роль гласных звуков. Слоговой и звукобуквенный анализ слова. Использование знания слогораздела для переноса слов.
Произношение звуков и сочетаний звуков в соответствии с нормами русского литературного языка.
Алфавит. Названия букв в алфавите. Знание конфигурации букв рукописного алфавита. Упражнения в совершенствовании техники письма: разборчивости, линейности, достижения параллельности и равноотставленности штрихов, связного соединения двух букв. Закрепление в самостоятельном выполнении правил гигиены письма.
Установление соотношения звукового и буквенного состава слова.
Наблюдение над единообразным написанием безударных гласных в общих частях слов. Ознакомление с простейшими способами подбора проверочных слов (один — много, много — один).
Слово и его значение (лексика) ( ч)
Слова как названия всего, что существует: предметов, их признаков, действий. Понимание слова как единства звучания и значения. Наблюдение над значениями слов русского языка. Подбор слов со сходными (синонимическими) и противоположными (антонимическими) значениями. Наблюдение над употреблением слов в переносном значении, употреблением многозначных слов. Использование словарей для наведения справок о значении, происхождении и правописании слова.
Наблюдение над общностью значений родственных слов. Наблюдение над общим значением слов, называющих предметы, действия предметов, признаки предметов (морфологические наблюдения).
Предложение и текст (4 ч)
Речь как способ общения людей. Речь устная и письменная, высказывание в объёме предложения или текста. Общее представление о тексте: смысловое единство предложений, заголовок как тема текста.
Отличие слова и предложения. Предложение как высказывание. Слова как строительный материал предложений. Установление смысловой связи слов по вопросам.
Интонационная законченность предложения. Составление предложений из набора слов, на определённую тему, правильное их оформление в устной и письменной речи.
Орфография ( ч)
Ознакомление с правилами правописания и их применение на практике:
— обозначение гласных после шипящих (жи—ши, ча—ща, чу—щу и буквосочетаний чк, чн);
— раздельное написание слов;
— перенос слов по слогам без стечения согласных;
— большая буква в именах, отчествах, фамилиях людей, кличках животных и отдельных географических названиях (стран, рек, населённых пунктов);
— написание слов из словаря;
— большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце.
Повторение изученного в течение года ( ч)
Учебно- тематическое планирование
Содержание курса Темы Характеристика деятельности учащихся
Обучение грамоте
Знакомство с гигиеническими требованиями при письме (посадка за столом, положение тетради и ручки). Соблюдение гигиенических навыков письма.
Знакомство с разлиновкой прописи Календарно-тематическое планирование

урока Тема урока Тип
урока Кол-во часов Элементы содержания Требования
к уровню
подготовки учащихся Вид
контроля УУД дата
По плану Факт.
Обучение грамоте 1 четверть. 36 ч. Наша речь. 14 ч. 1 Здравствуй, школа!
1 Знакомство со зданием школы, с планировкой школьного двора, со спортивной площадкой Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом. Определять (в процессе совместного обсуждения) смысл условных знаков в учебной книге 2 Мы теперь не
Просто дети – мы теперь ученики УИПЗЗ 1 Знакомство с правилами поведения учащихся. Правила посадки за партой.
Знать элементы книги. Уметь составлять рассказы из 3-4 предложений на основе иллюстрации Текущий. Ответы на вопросы Устанавливать связи между целью учебной деятельности и её мотивом 3 Мы живём в России. Наш общий язык – русский УИПЗЗ 1 Познакомить с маршрутным листом по теме «Наша речь». Знакомство с символикой нашей Родины. Россия – многонациональная страна Знать символы России Устный
опрос Демонстрировать осознание этнической принадлежности и культурной идентичности на основе осознания «Я» как гражданин России. Вступать в диалог в процессе совместной игры 4 Как мы общаемся УИПЗЗ 1 Язык мимики и жестов. Восприятие и понимание звучащей речи Знать, что такое речь, отличие устной и письменной речи.
Уметь владеть речевым поведением Текущий. Работа в парах Подбирать аргументы для оценивания предлагаемого материала, опираясь на существующие нравственно-этические нормы. Участвовать в групповой работе, связанной с общением 5 Как зарождалась речь УИПЗЗ 1 История зарождения устной и письменной речи Знать, что такое речь, отличие устной и письменной речи.
Уметь владеть речевым поведением Текущий. Ответы на вопросы Участвовать в процессе говорения и слушания. Составлять рассказ по серии сюжетных картинок. Осваивать правила выполнения работы в паре 6 Устная и
письменная речь УИПЗЗ 1 Объяснение названия видов речи. Средства устного общения и возникновение речи. Отличия устной и письменной речи Знать, что такое речь.
Уметь вычленять из предложения слова Устный
опрос Находить необходимую информацию. Участвовать в процессе говорения и слушания 7 Предложение УИПЗЗ 1 Понятие о предложении. Знакомство со схемой предложения (пиктограммы) Знать правила оформления предложения на письме.
Уметь вычленять из текста предложение Текущий. Ответы на вопросы Находить необходимую информацию. Придумывать предложения с опорой на рисунки и схемы 8 Знаки препинания УИПЗЗ 1 Различная интонация, предложения в устной речи. Знаки препинания в конце предложения – точка, вопросительный и восклицательный знаки Знать правила оформления предложения на письме.
Уметь правильно оформлять предложение Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие звуковой состав слова (количественный). Определять соответствие интонационных средств смыслу предложений 9 Предмет и слово УИПЗЗ 1 Разведение понятий «предмет» и «слово». Введение понятия «звуковая схема слова». Определение звука в слове Знать различие звука и буквы.
Уметь различать звуки и буквы Устный
опрос Распознавать объекты, подводить их под понятия. Моделировать звуковой состав слова 10 Слоги УИПЗЗ 1 Понятие о слоге. Определение количества слогов в слове. Дополнение слогов до слов Знать различие гласных и согласных звуков.
Уметь определять количество слогов в слове Текущий. Ответы на вопросы Распознавать объекты, подводить их под понятия. Моделировать слоговой состав слова 11 Звуки речи (гласные и согласные) УИПЗЗ 1 Понятие о звуках речи. Введение понятий «гласные звуки», «согласные звуки». Обозначение гласного звука зеленой фишкой Знать звуки и буквы.
Уметь определять отдельные звуки в словах Устный
опрос Распознавать объекты, подводить их под понятия. Соотносить название предмета с его звуковой схемой 12 Звуки речи
(твёрдые и мягкие согласные) УИПЗЗ 1 Введение понятий «твёрдый согласный звук», «мягкий согласный звук». Обозначение согласных синими и зелёными фишками. Сравнение звуков по твёрдости и мягкости Знать различие гласных и согласных звуков.
Уметь различать звуки и буквы, твёрдые и мягкие согласные Устный опрос. Работа в парах Распознавать объекты, подводить их под понятия. Моделировать звуковой состав слов 13 Ударение (ударный слог) УИПЗЗ 1 Знакомство со знаками ударения. Смыслоразличительная роль ударения в русском языке Знать различие звука и буквы.
Уметь определять место ударения в слове Устный
опрос Распознавать объекты, подводить их под понятия. Объяснять смыслоразличительную роль ударения 14 Звуки и буквы УИПЗЗ 1 Различие звука и буквы. Обозначение звуков различными буквами Знать различие звука и буквы.
Уметь определять количество звуков в словах Устный
опрос Распознавать объекты, подводить их под понятия. Объяснять смысл определения: буквы – знаки звуков Алфавит. 22 ч. 15 Звук [а]. Буквы А, а УИПЗЗ 1 Маршрутный лист по теме «Алфавит», знакомство со звуком [а] и буквой А. А – слог, А – слово. Составление схемы предложения Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Текущий. Ответы на вопросы Составлять целое из частей. Анализировать и сопоставлять звуковые и буквенные модели слов 16 Звук [у]. Буквы У, у УИПЗЗ 1 Знакомство со звуком [у] и буквой У. У – слог, У – слово. Составление схемы вопросительного предложения Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Распознавать объекты, подводить их под понятия. Распределять роли и очередность действий при работе в паре 17 Закрепление изученного УЗНЗВУ 1 Работа с алфавитной лентой. Работа со схемами слов, деление слов на слоги Знать различие названия букв алфавита.
Уметь определять количество знаков в словах, определять их последовательность Текущий фронтальный опрос Распознавать объекты, подводить их под понятия. Читать и правильно интонировать предложения. Соотносить звуковые модели слов 18 Обычные буквы – специальные знаки УИПЗЗ 1 Знакомство с буквами – знаками. Знаки препинания. Знаки действия сложения, вычитания. Музыкальные знаки. Работа с алфавитной лентой. Специфичное использование букв А и У Знать название букв
алфавита.
Уметь определять количество слогов в слове Устный
опрос Распознавать объекты, подводить их под понятия. Расшифровывать значение букв «А» и «У», используемых в транспорте 19 Звуки [м], [м'].
Буквы М, м УИПЗЗ 1 Парные (по твёрдости – мягкости) согласные звуки [м], [м'] и буквы М, м. Чтение слогов и двусложных слов Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Находить необходимую информацию. Контролировать свою работу по разгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями 20 Звуки [н], [н'].
Буквы Н, н УИПЗЗ 1 Знакомство со звуками [н], [н'] и буквами Н, н. Работа со схемой предложения Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Распознавать объекты, подводить их под понятия. Наблюдать за многозначностью слов. Подбирать к звуковым моделям соответствующие слова 21 Большая буква в именах людей и кличках животных УИПЗЗ 1 Использование большой буквы. Правила написания слов с большой буквы Знать название буквы алфавита.
Уметь определять количество слов в предложении, количество предложений в тексте Текущий. Ответы на вопросы Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели 22 Закрепление
изученного УЗНЗВУ 1 Повторить понятия «звук» и «буква», «слог». Характеристика гласных, согласных звуков, их отличие, правила написания собственных имён Знать названия букв алфавита.
Уметь различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки Текущий фронтальный опрос Дифференцировать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи. Расшифровывать буквенную символику («М», «Ту», «Ан») 23 Звук [о]. Буквы О, о УИПЗЗ 1 Знакомство со звуком [о] и буквой О. Сильная и слабая позиция гласного
звука [о] Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели 24 Звук [э]. Буквы Э, э УИПЗЗ 1 Знакомство со звуком [э] и буквой Э. Слогообразовательная роль гласной буквы. Понятия «ударные гласные», «безударные гласные» Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Текущий. Чтение со взаимопроверкой Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Распределять роли и очередность действий при работе в парах 25 Использование слов он, она, оно УИПЗЗ 1 Объяснение значения слов «он», «она», «оно». Соотнесение рисунков и слов. Слова обозначают предмет. Работа с чистоговорками Знать различия гласных и согласных звуков.
Уметь определять место ударения в слове Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Сравнивать звучание рифмующихся слогов и слов 26 Закрепление
изученного УЗНЗВУ 1 Работа с алфавитной лентой, составление звуковой схемы, знакомство с цветами радуги, повторение гласных и согласных букв Знать название буквы алфавита.
Уметь различать твёрдые и мягкие согласные звуки Текущий фронтальный опрос Дифференцировать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи. Наблюдать за изменением значения слова при замене буквы в слове 27 Звуки [р], [р'].
Буквы Р, р УИПЗЗ 1 Знакомство со звуками [р], [р'] и буквами Р, р. Работа со стихотворением и выделение данного звука в тексте Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Текущий. Выразительное чтение в парах Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели 28 Звуки [л], [л'].
Буквы Л, л УИПЗЗ 1 Знакомство со звуками [л], [л'] и буквами Л, л. Деление текста на предложения Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Составлять рассказ по заданной теме 29 Закрепление
изученного УЗНЗВУ 1 Работа с алфавитной лентой. Чтение слов и слогов, различающихся одним звуком. Знакомство с именами полными и краткими Знать различие гласных и согласных звуков.
Уметь определять количество слогов в слове Текущий фронтальный опрос Дифференцировать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи. Анализировать звуковой и буквенный составы слова 30 Закрепление
изученного УЗНЗВУ 1 Классификация букв на гласные и согласные. Работа с алфавитной лентой, знакомство с новой рубрикой «Зоопарк в Букваре». Знакомство с понятием «палиндром». Решение ребусов Знать название букв алфавита.
Уметь определять количество слогов в слове, количество предложений в тексте Текущий фронтальный опрос Дифференцировать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи. Наблюдать за изменением смысла слова при замене и сокращении букв в словах (при решении ребусов) 31 Звук [ы]. Буква ы УИПЗЗ 1 Знакомство со звуком [ы] и буквой ы. Особенность гласного звука [ы]. Работа со схемами слов. Объяснение значений слов. Составление предложений Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Отвечать на вопросы в тексте 32 Звук [и]. Буквы И, и. Обозначение мягкости согласных звуков на письме буквой «и» УИПЗЗ 1 Знакомство со звуком [и] и буквой И, и. Буква «И» как показатель мягкости предшествующего согласного Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Выявлять общий признак у изображенных предметов. Классифицировать по признаку их использования 33 Закрепление
изученного УЗНЗВУ 1 Работа с алфавитной лентой, сравнение записи слов и их значений, составление предложений с этими словами. Тренировка в чтении слов с мягкими согласными звуками Знать различие гласных и согласных звуков.
Уметь различать звуки и буквы, твёрдые и мягкие согласные звуки Текущий фронтальный опрос Дифференцировать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи 34 Слова с противоположным значением УИПЗЗ 1 Работа с алфавитной лентой, работа с таблицей по определению предметов – «один», «много». Определение слов противоположным значением Знать название букв алфавита.
Уметь различать гласные и согласные звуки Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Наблюдать за изменением слов по числам 35 Звук [й']. Буквы Й, й УИПЗЗ 1 Знакомство со звуком [й'] и буквой Й. Особенность согласного звука [й'] Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос С помощью учителя создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Разыгрывать ситуации 36 Закрепление
изученного УЗНЗВУ 1 Работа с алфавитной лентой. Определение количества слогов, работа с предложением. Большая буква в именах собственных Знать название букв алфавита.
Уметь определять количество слов в предложении Устный
опрос Дифференцировать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи 2 четверть. 30 ч. Алфавит. 28 ч. 37 Звуки [б], [б'].
Буквы Б, б УИПЗЗ 1 Знакомство со звуками [б], [б'] и буквами Б, б. Сравнение в словах звуков по твёрдости и мягкости, звонкости и глухости Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Текущий. Ответы на вопросы Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Составлять слово из первых букв названий предметов 38 Звуки [п], [п'].
Буквы П, п УИПЗЗ 1 Знакомство со звуками [п], [п'] и буквами П, п. Сравнение в словах звуков по твёрдости и мягкости, звонкости и глухости Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Текущий. Чтение с взаимопроверкой Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Описывать случаи из собственной жизни по заданной теме 39 Закрепление
изученного УЗНЗВУ 1 Работа с алфавитной лентой. Составление схемы предложения, деление слов на слоги, постановка ударения, выделение в слове мягких согласных звуков. Работа над интонацией, логическим ударением в вопросительных предложениях Знать название букв алфавита.
Уметь определять количество слов в предложении Текущий фронтальный опрос Дифференцировать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи 40 Парные звонкие и глухие согласные звуки УИПЗЗ 1 Работа с алфавитной лентой. Сильная и слабая позиция парных согласных звуков «б» - «п» Знать различие гласных и согласных звуков.
Уметь определять парные звонкие и глухие согласные звуки. Текущий. Чтение в парах Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Наблюдать за слабой и сильной позицией звука. Сопоставлять парные звуки 41 Звуки [в], [в'].
Буквы В, в УИПЗЗ 1 Знакомство со звуками [в], [в'] и буквами В, в. Сравнение в словах звуков по твёрдости и мягкости, звонкости и глухости Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Наблюдать за смысловыми оттенками значения слов
42 Звуки [ф], [ф'].
Буквы Ф, ф УИПЗЗ 1 Знакомство со звуками [ф], [ф'] и буквами Ф, ф. Сравнение в словах звуков по твёрдости и мягкости, звонкости и глухости Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Узнавать необходимую информацию, задавая вопросы взрослым 43 Закрепление
изученного УЗНЗВУ 1 Работа с алфавитной лентой. Знакомство с анаграммами, перестановка букв в слове. Работа над предложением. Деление текста на предложения Знать название букв алфавита.
Уметь определять количество слов в предложении Текущий фронтальный опрос Дифференцировать известное и неизвестное, формулировать цель учебной задачи. Наблюдать за изменением слов. Расшифровывать анаграммы
44 Закрепление
изученного УЗНЗВУ 1 Работа с алфавитной лентой. Наблюдение за сильной и слабой позицией согласных звуков «в» и «ф» Знать название букв алфавита.
Уметь определять количество слов в предложении Текущий фронтальный опрос Выделять и определять то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Наблюдать за слабой и сильной позицией звука. Осваивать новые способы решения ребусов 45 Звуки [г], [г'].
Буквы Г, г УИПЗЗ 1 Знакомство со звуками [г], [г'] и буквами Г, г. Звонкость и глухость согласного звука Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Находить закономерность изменения слов в столбиках и продолжать её 46 Звуки [к], [к'].
Буквы К, к УИПЗЗ 1 Знакомство со звуками [к], [к'] и буквами К, к. Звонкость и глухость согласного звука Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Сравнивать слова и находить в словах общую часть. Экспериментировать с образованием имён, добавляя к ним разные буквы 47 Закрепление
изученного УЗНЗВУ 1 Работа с алфавитной лентой. Слова, отвечающие на вопрос «какой?». Слова с противоположным значением Знать название букв
алфавита.
Уметь определять количество слов в предложении Текущий фронтальный опрос Выделять и определять то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Распределять роли при работе в паре (по возможности самостоятельно) 48 Закрепление
изученного УКИЗ 1 Работа с алфавитной лентой. Деление текста на предложения. Слова, отвечающие на вопрос «кто?», «что?». Выделение словосочетаний в предложении Знать название букв
алфавита.
Уметь определять
количество слов в предложении Текущий фронтальный опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Наблюдать за слабой и сильной позицией
звука 49 Звуки [д], [д'].
Буквы Д, д УИПЗЗ 1 Знакомство со звуками [д], [д'] и буквами Д, д. Работа с алфавитной лентой Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Анализировать тексты скороговорок 50 Звуки [т], [т'].
Буквы Т, т УИПЗЗ 1 Знакомство со звуками [т], [т'] и буквами Т, т. Работа с алфавитной лентой Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Обобщать слова по тематическому признаку. Находить информацию по заданию в букваре 51 Закрепление
изученного УЗНЗВУ 1 Работа с алфавитной лентой. Чтение пар слов, различающихся буквами «г» и «к». Сильные и слабые позиции согласных «г» и «к» Знать различия звука и буквы, гласных и согласных звуков.
Уметь различать твёрдые и мягкие согласные звуки Текущий фронтальный опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Рассуждать на тему «Кого можно называть другом?», приводить примеры, опираясь на личный опыт 52 Большая буква в географических
названиях УИПЗЗ 1 Работа с алфавитной лентой, распределение букв на две группы: буквы большие, буквы маленькие, парные звонкие и глухие согласные. Написание всех случаев слова с большой буквы. Большая буква в географических названиях Знать название букв алфавита.
Уметь определять количество слов в предложении и в тексте Устный опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Наблюдать за слабой и сильной позицией звука. Находить закономерности в цепочке названий городов и продолжать эту закономерность 53 Звук [ж].
Буквы Ж, ж УИПЗЗ 1 Знакомство со звуком [ж] и буквой Ж. Особенности согласного звука [ж] Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Текущий. Ответы на вопросы Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Описывать случаи из собственной жизни, свои наблюдения и переживания с опорой на пословицу «Жизнь дана на добрые дела» 54 Звук [ш].
Буквы Ш, ш УИПЗЗ 1 Знакомство со звуком [ш] и буквой Ш. Особенности согласного звука [ш] Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели 55 Сочетания «жи» и «ши» УИПЗЗ 1 Работа со звуковыми карточками. Произношение и обозначение слов с сочетаниями «жи», «ши» Знать различия гласных и согласных звуков.
Уметь различать звуки и буквы, определять отдельные звуки в словах Устный опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Сравнивать произношение слов 56 Закрепление
изученного УЗНЗВУ 1 Работа с алфавитной лентой, распределение букв на две группы: буквы большие, буквы маленькие, парные звонкие и глухие согласные. Распределение парных согласных на две группы Знать название букв алфавита.
Уметь определять место ударения в слове
Текущий фронтальный опрос Выделять и определять то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Наблюдать за слабой и сильной позицией звука. Классифицировать (в процессе совместной работы) сказки 57 Звуки [з], [з'].
Буквы З, з УИПЗЗ 1 Знакомство со звуками [з], [з'] и буквами З, з. Твёрдость и мягкость согласного звука Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Классифицировать слова. Сравнивать содержание текста и иллюстрации к нему 58 Звуки [с], [с'].
Буквы С, с УИПЗЗ 1 Знакомство со звуками [с], [с'] и буквами С, с. Устный опрос. Твёрдость и мягкость согласного звука Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели 59 Закрепление
изученного УЗНЗВУ 1 Работа с алфавитной лентой, работа с вопросами «Какой?», «Что делали?», «Что?». Сильные и слабые позиции согласных. Звукобуквенный анализ слов Знать название букв алфавита.
Уметь определять место ударения в слове
Текущий фронтальный опрос Выделять и определять то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Контролировать свою работу по разгадыванию загадок, соотнося слова-отгадки с их звуковыми моделями 60 Слова в, на, за, над, под УИПЗЗ 1 Распределение букв на две группы: гласные звуки, согласные звуки, звонкие парные согласные, глухие парные согласные. Работа с текстом. Слова В. НА, ЗА, НАД, ПОД несут различную смысловую нагрузку, использование их в речи Знать различие гласных и согласных звуков.
Уметь определять количество слогов в слове Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Наблюдать за слабой и сильной позицией звука 61 Буквы Е, е и Ё, ё УИПЗЗ 1 Знакомство с буквой Е, е и буквой Ё, ё Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Выявлять общий признак у изображенных предметов 62 Буквы е, ё – показатели мягкости предшествующих согласных звуков УИПЗЗ 1 Буквы «е» и «ё» – показатели мягкости предшествующих согласных звуков Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Соотносить слова, содержащие буквы е, ё после согласных, со звуковыми моделями этих слов 63 Диалог. Речевой этикет УИПЗЗ 1 Определение слова «этикет». Речевой этикет. Формы обращения. Анализ поступков с описанием правил вежливого человека Знать различия гласных и согласных.
Уметь определять количество слогов в слове Текущий. Ответы на вопросы Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Самостоятельно контролировать использование правил речевого этикета в диалоге со взрослыми и сверстниками 64 Закрепление
изученного УЗНЗВУ 1 Работа с алфавитной лентой, обозначение мягкости согласного звука гласными буквами. Буквы «Е», «Ё» - йотированные Знать название букв
алфавита.
Уметь определять количество звуков в словах и их последовательность Текущий фронтальный опрос Выделять и определять то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению Резерв 2 ч. 3 четверть. 28 ч. + 7 ч. 65 Буквы Ю, ю УИПЗЗ 1 Знакомство с сочетанием звуков [й'у] и с буквой Ю. Буква «ю» – показатель мягкости предшествующих согласных звуков. Буква «Ю» – йотированная Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели 66 Буквы Я, я УИПЗЗ 1 Знакомство с сочетанием звуков [й'а] и с буквой Я. Буква «Я» – йотированная Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели 67 Устное народное творчество. Песня УИПЗЗ 1 Знакомство с народной песней. Особенности народной песни. Чтение «Колыбельной» песни, объяснение названия Знать различие звука и буквы.
Уметь определять
количество слов в предложении Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Рассказывать о своём восприятии и о своём отношении к русским народным песням и сказкам. Экспериментировать с названиями сказок по образцу 68 Закрепление
изученного УЗНЗВУ 1 Работа с алфавитной лентой. Повторение гласных букв и гласных звуков. Работа с предложением Знать название букв алфавита.
Уметь различать звуки и буквы, гласные и согласные звуки Текущий фронтальный опрос Выделять и определять то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Доказывать, что принцип написания данного стихотворения основан на сходстве звучания пар слов, не являющихся рифмами 69 Буква Ь УИПЗЗ 1 Знакомство с буквой ь. Особенность буквы Ь. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Сравнивать слова. Обсуждать свою учебную деятельность в школе. Рассуждать на тему «Кого можно назвать заботливым человеком» 70 Закрепление
изученного УКИЗ 1 Работа с алфавитной лентой. Сравнение слов по их написанию, произношению. Уточнение значения слов. Определение мягких согласных звуков. Звукобуквенный анализ слова «лось» Знать название букв алфавита.
Уметь определять место ударения в слове Текущий фронтальный опрос Выделять и определять то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Группировать слова по тематическому признаку. Исследовать новый вид ребусов и находить варианты решения 71 Разделительный мягкий знак УИПЗЗ 1 Работа с алфавитной лентой. Мягкий знак как показатель мягкости предшествующего согласного. Мягкий знак – разделительный знак Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Сравнивать написание и произношение слов 72 Две роли мягкого знака в русском языке УИПЗЗ 1 Работа с алфавитной лентой. Работа с текстом. Нахождение слов с разделительным мягким знаком. Мягкий знак как показатель мягкости Знать различие согласных и гласных звуков.
Уметь определять количество звуков в словах, их последовательность Устный опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Узнавать необходимую информацию, задавая вопросы взрослым 73 Разделительный твёрдый знак УИПЗЗ 1 Особенности разделительного твёрдого знака, сравнение его с мягким знаком Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Текущий опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Сравнивать написание и произношение слов. Рассуждать на тему «Нужно ли думать о других?» 74 Закрепление
изученного УКИЗ 1 Работа с алфавитной лентой. Работа с текстом. Определение твёрдого знака в словах и его роли, работа с кроссвордом Знать название букв
алфавита.
Уметь определять место ударения в слове
Текущий фронтальный опрос Выделять и определять то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению 75 Звук [х], [х'].
Буквы Х, х УИПЗЗ 1 Знакомство со звуками [х], [х'] и буквами Х, х. Пробуем сочинять двустишие – буриме Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Текущий. Ответы на вопросы Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Находить сходство и различие в парах слов. Сочинять двустишия 76 Звук [ц].
Буквы Ц, ц УИПЗЗ 1 Знакомство со звуком [ц] и буквами Ц, ц. Особенность буквы «Ц» Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Дифференцировать похожие звуки в процессе коллективной работы 77 Закрепление
изученного УКИЗ 1 Работа с алфавитной лентой. Работа с текстом. Звукобуквенный анализ слова «куница» Знать название букв
алфавита.
Уметь определять отдельные звуки в словах
Текущий фронтальный опрос Выделять и определять то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Рассуждать на тему бережного отношения к природе
78 Весёлые путаницы УИПЗЗ 1 Объяснение слова «путаницы». Подбор рифмующихся строк. Восстановление путаницы Знать название букв
алфавита.
Уметь определять количество слов в предложении Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Сравнивать написание и произношение слов. Обобщать знания о непарных твёрдых согласных звуках 79 Звук [ч'].
Буквы Ч. ч УИПЗЗ 1 Особенности звука [ч']. Прямое и переносное значение слов. Сочетание ЧА пиши с гласной А, ЧУ – с гласной У Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Наблюдать за написанием и произношением слов. Принимать участие в чтении текста по ролям и в разыгрывании сценок 80 Звук [щ'].
Буквы Щ, щ УИПЗЗ 1 Особенности буквы Щ. Сочетание ЩА пиши с гласной А, ЩУ – с гласной У Знать название буквы алфавита.
Уметь определять звуки в слове Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Наблюдать за написанием и произношением слов. Различать произведения малых фольклорных форм 81 Буквы и звуки. УИПЗЗ 1 Какие звуки в русском языке всегда мягкие, какие звуки в русском языке всегда твёрдые, какие буквы не обозначают звуков, какие буквы показывают мягкость предшествующих согласных, какие буквы могут обозначать одновременно два звука Знать различия звука и буквы, различия гласных и согласных звуков.
Уметь различать гласные и согласные звуки, твёрдые и мягкие согласные звуки Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Сравнивать слова в столбиках и находить «лишнее» 82 Закрепление
изученного УПОКЗ 1 Повторение всех букв русского алфавита. Знакомство со словарями, энциклопедиями. Путешествие по городу Алфавитинску Знать название букв алфавита.
Уметь определять количество слогов в слове, определять место ударения в слове
Текущий фронтальный опрос.
Тест Выделять и определять то, что уже усвоено и что ещё подлежит усвоению. Высказывать свою точку зрения, выражать согласие или несогласие с призывом «подружиться с книгой» 83 Алфавит УИПЗЗ 1 Работа с алфавитной лентой. Объяснение слов «азбука» и «алфавит». Значение Алфавита. Работа с текстом. Использование алфавита (поликлиника, классный журнал, библиотека, в играх) Знать названия букв алфавита.
Уметь определять количество и последовательность звуков в словах Устный
опрос Создавать элементарные модели, отображающие учебный материал, и преобразовывать предлагаемые модели. Объяснять, как появилось в русском языке слово «азбука» Русский язык
1 Речь устная и
письменная
УИПЗЗ 1 Восприятие и понимание звучащей речи.
Отличие устной и письменной речи Знать:
- что такое речь;
- отличие устной и письменной речи.
Уметь:
- владеть речевым поведением Текущий Выдвигать гипотезу и доказывать её
2 Слово и
предложение
УИПЗЗ 1 Различие слова и предложения. Связь слов в предложении Уметь:
- вычленять из предложения слова Текущий Ставить вопрос – инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации
3 Предложение и текст
УИПЗЗ 1 Что такое текст. Заголовок. Красная строка. Связь предложений в тексте. Словарная работа Знать:
- правила оформления предложения на письме.
Уметь:
- правильно списывать текст;
- вычленять из текста предложения Текущий Синтезировать и составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты
4 Знаки препинания
УИПЗЗ 1 Различная интонация предложения в устной речи.
Оформление предложения: большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки). Словарная работа Уметь:
- передавать различную интонацию предложения в устной речи;
-правильно оформлять предложения: большая буква в начале предложения, знаки препинания в конце предложения (точка, вопросительный и восклицательный знаки) Текущий Искать и выделять необходимую информацию: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
5 Слог
УИПЗЗ 1 Деление слов на слоги. Определение количества слогов в слове. Дополнение слогов до слов. Словарная работа Уметь:
- вычленять из слов
слоги;
- определять количество слогов в слове Текущий Структурировать знания
4 четверть – 40 ч.
6-7 Перенос слов
УИПЗЗ
УЗНЗВУ 2 Употребление пробела между словами, знака переноса. Словарная
работа Знать:
- правила переноса слов.
Уметь:
- делить слова на слоги и для переноса;
- переносить слова Текущий Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
8 Звуки и буквы
УИПЗЗ 1 Звуки и буквы русского алфавита. Обозначение звука на письме. Словарная работа Знать:
- звуки и буквы русского алфавита;
- отличие звука и буквы.
Уметь:
- вычленять отдельные звуки в словах, определять их последовательность;
- соотносить число букв с числом звуков в словах Запись слов условными значками звуков Выдвигать гипотезу и доказывать её
9 Алфавит
УИПЗЗ 1 Русский алфавит.
Алфавитная последовательность слов. Использование словарей русского языка. Словарная
работа Знать русский алфавит.
Уметь записывать слова в алфавитном порядке Тренинговые упражнения в рабочей тетради №1 Ставить вопрос – инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации
10 Гласные звуки
УИПЗЗ 1 Гласные звуки и буквы, их обозначающие. Словарная работа Знать:
- гласные звуки.
Уметь:
- различать гласные звуки Тренинговые упражнения в рабочей тетради №1 Выдвигать гипотезу и доказывать её
11 Ударение
УИПЗЗ 1 Ударные и безударные слоги. Словарная работа Уметь:
- определять в слове ударение Текущий Ставить вопрос – инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации
12-14 Ударные и безударные гласные
УИПЗЗ
УЗНЗВУ
УКИЗ 3 Определение ударного и безударного слога в словах. Пользование словарем. Работа над орфографической зоркостью. Словарная работа Уметь:
- находить в словах безударный гласный звук, требующий проверки Тренинговые упражнения в рабочей тетради №1 Синтезировать и составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты
15 Согласные звуки
УИПЗЗ 1 Согласные звуки и буквы, их обозначающие. Словарная работа Знать:
- согласные звуки.
Уметь:
- различать согласные звуки Тренинговые упражнения в рабочей тетради №1 Искать и выделять необходимую информацию: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
16 Парные твердые и мягкие согласные звуки
УИПЗЗ 1 Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью букв и, е, ё, ю, я. Словарная работа Знать:
- согласные звуки твердые и мягкие.
Уметь:
- различать твердые и мягкие (парные и непарные) согласные звуки Текущий Структурировать знания
17 Мягкий знак – показатель мягкости
УИПЗЗ 1 Обозначение мягкости согласных звуков на письме с помощью мягкого знака. Сопоставление двух способов обозначения мягкости согласных. Словарная работа Уметь:
- обозначать мягкость согласных звуков на письме с помощью ь
Тренинговые упражнения в рабочей тетради №1 Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
18-19 Парные звонкие и глухие согласные звуки
УИПЗЗ
УЗНЗВУ 2 Произношение и обозначение на письме парных согласных звуков в конце слова и перед буквами гласных звуков. Словарная работа Знать:
- согласные звуки звонкие и глухие (парные).
Уметь:
- различать звонкие и глухие (парные) согласные звуки Тренинговые упражнения в рабочей тетради №1 Выдвигать гипотезу и доказывать её
20 Непарные звонкие и глухие согласные звуки
УИПЗЗ 1 Согласные звонкие и глухие, парные и непарные. Словарная работа Знать:
- непарные звонкие и глухие согласные звуки.
Уметь:
- различать звонкие и глухие (непарные) согласные звуки Тренинговые упражнения в рабочей тетради №1 Ставить вопрос – инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации
21 Повторение
УОСЗ 1 Употребление заглавной буквы в начале предложения. Звуки гласные и согласные, буквы, их обозначающие. Русский алфавит. Перенос слов. Ударение. Словарная
работа Уметь:
-правильно оформлять предложение на письме;
-различать гласные и согласные звуки; твердые и мягкие (парные и непарные), звонкие и глухие (парные и непарные) согласные звуки;
-распределять слова по алфавиту;
-определять в слове
ударение;
-переносить слова Текущий (взаимопроверка) Синтезировать и составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты
22 Шипящие согласные звуки
УИПЗЗ 1 Произношение шипящих звуков в конце слов и перед мягким знаком. Словарная работа Знать:
- шипящие согласные звуки Текущий Искать и выделять необходимую информацию: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
23 Сочетание жи-ши
УИПЗЗ 1 Лексическая работа.
Словарная работа.
Правописания буквосочетаний жи-ши Знать:
- правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Уметь писать слова с этими сочетаниями Тренинговые упражнения в рабочей тетради №2 Выдвигать гипотезу и доказывать её
24 Сочетание ча-ща
УИПЗЗ 1 Правописания буквосочетаний ча-ща. Словарная работа Знать:
- правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Уметь писать слова с этими сочетаниями Тренинговые упражнения в рабочей тетради №2 Ставить вопрос – инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации
25 Сочетание чу-щу
УИПЗЗ 1 Правописания буквосочетаний чу-щу. Словарная работа Знать:
- правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Уметь писать слова с этими сочетаниями Тренинговые упражнения в рабочей тетради №2 Синтезировать и составлять целое из частей, в том числе самостоятельно достраивая, восполняя недостающие компоненты
26 Сочетание чк-чн
УИПЗЗ 1 Правописания буквосочетаний чк-чн. Словарная работа Знать:
- правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Уметь писать слова с этими сочетаниями Тренинговые упражнения в рабочей тетради №2 Искать и выделять необходимую информацию: применять методы информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств
27 Повторение
УОСЗ 1 Правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн. Словарная
работа Знать:
- правила правописания буквосочетаний жи-ши, ча-ща, чу-щу, чк-чн.
Уметь писать слова с этими сочетаниями
Текущий (самоконтроль).
Запись слов под диктовку Структурировать знания
28 Большая буква в фамилиях, именах, отчествах
УИПЗЗ 1 Употребление заглавной буквы в фамилиях, именах, отчествах. Словарная работа Знать:
-правописание имен собственных
Уметь:
- использовать большую букву в написании имен собственных
Текущий Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
29 Большая буква в кличках животных
УИПЗЗ 1 Употребление заглавной буквы в кличках животных. Словарная работа Знать:
- правописание имен собственных.
Уметь:
- использовать большую букву в написании имен собственных
Текущий Выдвигать гипотезу и доказывать её
30 Большая буква в названиях стран, городов, деревень, рек
УИПЗЗ 1 Употребление заглавной буквы в названиях стран, городов, деревень, рек. Словарная работа Знать:
-правописание имен собственных.
Уметь:
- использовать большую букву в написании имен собственных
Тренинговые упражнения в рабочей тетради №2 Ставить вопрос – инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации
31 Повторение
УОСЗ 1 Употребление заглавной буквы в именах собственных Знать:
-правописание имен собственных.
Уметь:
- использовать большую букву в написании имен собственных
Тематический (списывание) Выдвигать гипотезу и доказывать её
32 Кто? Что?
УИПЗЗ 1 Разграничение слов, обозначающих одушевленные и неодушевленные предметы. Словарная работа
Уметь:
- разграничивать слова, писать имена собственные с большой буквы Тренинговые упражнения в рабочей тетради №2 Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
33 Предлог
УИПЗЗ 1 Слова-предметы, слова-действия, слова - признаки.
Назначение слов; классификация слов по функции. Слова, близкие и противоположные по значению. Словарная работа Знать, что слова могут называть, указывать, помогать другим словам связываться друг с другом, основные группы слов-названий. Уметь разграничивать слова в функциональном и смысловом значении, ставить вопросы
Текущий Выдвигать гипотезу и доказывать её
34 Какой? Какая?
Какое? Какие?
УЗНЗВУ 1 Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
Назначение слов; классификация слов по функции. Слова, близкие и противоположные по значению. Словарная работа Знать, что слова могут называть, указывать, помогать другим словам связываться друг с другом, основные группы слов-названий. Уметь разграничивать слова в функциональном и смысловом значении, ставить вопросы
Тренинговые упражнения в рабочей тетради №2 Ставить вопрос – инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации
35 Что делал?
Что делает?
УЗНЗВУ 1 Слова-предметы, слова-действия, слова - признаки.
Назначение слов; классификация слов по функции. Слова, близкие и противоположные по значению. Словарная работа Знать, что слова могут называть, указывать, помогать другим словам связываться друг с другом, основные группы слов-названий. Уметь разграничивать слова в функциональном и смысловом значении, ставить вопросы
Текущий Выдвигать гипотезу и доказывать её
36 Повторение
УОСЗ 1 Слова-предметы, слова-действия, слова-признаки.
Назначение слов; классификация слов по функции. Слова, близкие и противоположные по значению. Словарная работа Знать, что слова могут называть, указывать, помогать другим словам связываться друг с другом, основные группы слов-названий. Уметь разграничивать слова в функциональном и смысловом значении, ставить вопросы
Итоговый диктант грамматическим заданием за
1 класс Ставить вопрос – инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации
37-38 Родственные слова
УИПЗЗ
УЗНЗВУ 2 Словарная работа. Слова, близкие по значению. Родственные слова
(пропедевтическая
работа) Уметь:
- списывать, находить однокоренные слова, комментировать опасные
места
Текущий Выбирать наиболее эффективные способы решения задач в зависимости от конкретных условий
39-46 Комплексное повторение изученного.
До свидания,
первый класс!
УОСЗ
УКИЗ
УПОКЗ 8 Обобщение и систематизация знаний за весь курс; совершенствование орфографических, графических умений
Знать:
- известные орографические правила и уметь использовать их при письме
Текущий Ставить вопрос – инициативно сотрудничать в поиске и сборе информации
Программа обеспечивается учебно-методическим комплектом «Планета знаний»:
1. Учебник «Русский язык», авторы Андрианова Т. М., Илюхина В. А. (М.: Астрель, 2011);
2. Рабочие тетради по русскому языку № 1,2, авторы Андрианова Т. М, Илюхина В. А. (М.: Астрель, 2011);
3. Методическое пособие «Обучение в 1 классе по учебнику «Русский язык» Т. М. Андриановой, В. А. Илюхиной, авторы Андрианова Т. М., Илюхина В. А. (М.: Астрель, 2011).