Контрольная работа по генетике(разноуровневая)
Макаричева Е.В.
План-конспект урока биологии на тему:
«Генетические задачи»
Задачи:
А) Обучающие: выяснить уровень знаний учащихся по решению генетических задач.
Б) Воспитывающие: способствовать формированию ответственного отношения к учебной деятельности, способствовать формированию усидчивости при выполнении письменных заданий.
В) Развивающие: способствовать формированию научного мировоззрения при самостоятельном решении задач.
Тип урока: урок учета и контроля знаний
Методы обучения: фронтальный опрос, беседа, объяснение, письменная контрольная работа.
Оборудование: карточки с заданиями.
Основные понятия: ген, рецессивные и доминантные гены, генотип, гомозиготный и гетерозиготный организм, гены сцепленные с полом, полное сцепление генов, аутосомы.
План урока:
Организационный момент. (2 мин)
Вводный инструктаж.(2 мин)
Актуализация знаний. (38 мин)
Домашнее задание. (1 мин)
Подведение итогов.(2 мин)
Ход урока:
Беседа
Объяснение
1)Здравствуйте. Присаживайтесь! Дежурный, назовите мне, пожалуйста, отсутствующих.
2) Итак, открываем тетради, записываем число, контрольная работа и укажите номер варианта карточки с задачами, которую вы получили. Вам предложено 8 задач, но все задачи решать не нужно. В скобочках после задач указаны баллы. Простые задачи-2 балла, средней сложности - 3 балла, сложные – 4 балла. Вы сами выбираете задачи в зависимости от того какую оценку хотите получить за контрольную.
10-11 баллов - это на 5.
9 -7 баллов -это на 4.
6-5 баллов -это на 3.
Ниже 5 баллов это 2.
При этом тот, кто хочет получить оценку отлично должен решить хотя бы одну задачу из разряда сложных. Приступайте к решению. Если будут возникать у вас вопросы, обращайтесь ко мне.
Вариант 1.
1. Какое будет потомство в первом поколении от скрещивания коричневой норки с голубовато-серым самцом, если известно, что коричневая окраска шерсти доминирует, а исходные особи гомозиготны? –(2б)
2. У человека ген карих глаз доминирует над голубым. У кареглазых родителей родились трое детей, из которых один имел карие глаза, а двое-голубые. Определите генотипы родителей.-(3б)
3. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) – над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.(-2б)
4. Нормальный рост у овса доминирует над гигантизмом, а раннеспелость над позднеспелостью. Гены обоих признаков находятся в разных парах хромосом. Какими признаками будут обладать гибриды, полученные от скрещивания гетерозиготных по обеим признакам родителей? Каков фенотип родительских особей? (-3б)
5. Мужчина, страдающий гемофилией (рецессивный признак), женат на здоровой женщине, отец которой является гемофиликом. Возможно ли рождение здоровых детей?-(2б)
6. У человека дальтонизм (цветовая слепота) – рецессивный признак, сцепленный c полом, a нормальное цветоощущение – его доминантный аллель. Девушка, имеющая нормальное зрение, отец которой страдал цветовой слепотой, выходит замуж за нормального мужчину, отец которого тоже страдал световой слепотой. Какое зрение можно ожидать у детей от этого брака?
–(3Б)
7. У томатов высокий рост стебля доминирует над карликовым, а шаровидная форма плода над грушевидной. Гены высота стебля и формы плода сцеплены друг с другом. Скрещено гетерозиготная по обоим признакам растения с карликовым, имеющим грушевидные плоды. Каким будет потомство? (-4б)
8. У крыс темная окраска шерсти доминирует над светлой, розовые глаза над красными, признаки сцепливания. От скрещиваний темных розовоглазых со светлыми красноглазыми получено потомство.Определите генотип и фенотип потомства. (-4б)
Вариант 2.
1. У человека карий цвет глаз доминирует над голубым. Определите генотипы и фенотипы потомства от брака кареглазых гетерозиготных родителей.(-2б)
2. У человека ген полидактилии (многопалости) доминирует над нормальным строением кисти. У жены кисть нормальная, муж гетерозиготен по гену полидактилии. Определите вероятность рождения в этой семье многопалого ребенка.(-3б)
3. У человека ген карих глаз доминирует над голубыми глазами, а умение владеть преимущественно правой рукой- над леворукостью. Гены не сцеплены. Голубоглазый мужчина правша женился на кареглазой правше. У них родились двое детей: кареглазый левша и голубоглазый правша. Определите вероятность рождения в этой семье голубоглазых детей, владеющих преимущественно левой рукой. (-3б)
4. У человека темный цвет волос (А) доминирует над светлым цветом (а), карий цвет глаз (В) – над голубым (b). Запишите генотипы родителей, возможные фенотипы и генотипы детей, родившихся от брака светловолосого голубоглазого мужчины и гетерозиготной кареглазой светловолосой женщины.(-2б)
5.У женщины, страдающей отсутствием потоотделения и мужчины, не имеющего этого дефекта, рождается сын. Определить, унаследует ли ребёнок болезнь матери или же будет здоров, как отец. Ген, ответственный за развитие этой болезни – рецессивен, локализован в Х-хромосоме. Будет ли страдать этим заболеванием девочка, являющаяся вторым ребёнком в семье? (-2б)
6. У кур полосатая окраска оперения определяется доминантным геном В, а черная-рецессивным геном в. Ген В сцеплен с полом. Какое потомство модно ожидать от скрещивания полосатой курицы с черным петухом?(-3б)
7. Катаракта и полидактилия (многопалость) вызываются доминантными аллелями двух генов, расположенных в одной паре аутосом. Женщина унаследовала катаракту от отца, а многопалость от матери. Определить возможные фенотипы детей от ее брака со здоровым мужчиной. (-4 б)
8. У кроликов ген пятнистости "голландского типа" рецессивен по отношению к гену, определяющему сплошной окрас, а ген короткошерстности доминирует над геном длинношерстности ангорского типа. Локусы генов сцеплены.Гомозиготного короткошерстного пятнистого кролика скрещивают с ангорским непятнистым. Какие фенотипы получились от этого скрещивания? (-4 б)
4)Домашнее задание
-Сдаем свои тетради. Ваше домашнее задание разобрать параграф 3.12. и повторить изученный материал.
5)Итак, на этом уроке мы с вами написали контрольную работу. На следующем занятии вы узнаете свои оценки за эту работу. А так же мы проведем работу над ошибками.
Спасибо, за работу. До свидание.