Рабочая программа по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности» (7 класс)

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение
Писаревская средняя общеобразовательная школа
Кантемировского муниципального района Воронежской области



Рассмотрена
на заседании методического объединения

Протокол №____ от
«___» _________ 20_____г.


«Согласовано»
Заместитель директора по УВР
_____ /В.П. Ширина/
ФИО
«___» _________ 20___г.

«Утверждаю»
Директор школы
_____ /И.В.Семенова/
ФИО
Приказ № ______ от
«___» _________ 20_____г.




Рабочая программа

по учебному предмету «Основы безопасности жизнедеятельности»

__7__ класс





Составитель учитель истории и ОБЖ Васильченко Александр Павлович
должность, Ф.И.О. педагога

Первая квалификационная категория
квалификационная категория














2014- 2015 учебный год

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА.
Рабочая программа разработана в соответствии с Примерной программой основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности, составленной на основе Федерального компонента Государственного стандарта основного общего образования (2004 г).
Цель рабочей программы - создание условий для планирования, организации и управления образовательным процессом по основам безопасности жизнедеятельности.
Целью курса является формирование у обучающихся сознательного и ответственного отношения к своему здоровью, к личной безопасности и безопасности окружающих в повседневной жизни и в неблагоприятных и опасных условиях, приобретение ими навыков и умений оказывать само- и взаимопомощь.
Основные задачи, решение которых обеспечивает достижение цели:
дать:
знания о здоровье и ЗОЖ;
знания о правилах поведения в экстремальных ситуациях;
научить:
говорить, слушать, искать знания;
оказать помощь;
воспитать:
культуру мышления;
культуру общения;
формировать:
достоинство;
нравственные убеждения;
развить:
способности, память, внимание;
-самоконтроль.
Актуальность данной программы обусловлена тем, что в последнее время очевидна тенденция к ухудшению состояния здоровья населения России, а современную школу стали называть «школой болезней».
Изучение курса, позволяет обучающимся получить систематизированное представление о личном здоровье, здоровом образе жизни, здоровье населения, об опасностях, о прогнозировании опасных ситуаций, оценке влияния их последствий на здоровье и жизнь человека и выработке алгоритма безопасного поведения с учетом своих возможностей.
Содержание курса включает теорию здорового образа жизни, защиты человека в различных ситуациях, первой медицинской помощи, а также практические занятия по оказанию первой медицинской помощи, правилам поведения в экстремальных ситуациях (через решение ситуационных задач, практических навыков эвакуации, занятий в игровой форме, изучение в реальной обстановке возможных в повседневной жизни опасных ситуаций).


Курс направлен на формирование у учащихся активных и сознательных действий в настоящем и будущем, ориентированных на:
улучшение собственного физического и психического здоровья;
отказ в образе жизни от поведения, наносящего вред своему здоровью и здоровью окружающих;
нетерпимое отношение к неправильному гигиеническому поведению других людей и к ухудшению условий окружающей среды, наносящих ущерб здоровью;
сознательное участие в охране здоровья и формировании среды, способствующей здоровью, особенно условий труда и быта;
адекватное поведение в случае болезни, особенно хронической, направленной на выздоровление.
Содержание программы направлено на освоение учащимися знаний, умений и навыков по основам безопасности жизнедеятельности на базовом уровне, что соответствует Образовательной программе МКОУ Писаревская СОШ. Она включает все темы, предусмотренные Федеральным компонентом Государственного образовательного стандарта общего образования (2004 г).
Программа рассчитана на 17 часов из регионального компонента (0,5 часа в неделю).
2. СОДЕРЖАНИЕ УЧЕБНОГО КУРСА.
Раздел 1-2. Основы комплексной безопасности.
Тема 1. Обеспечение безопасности в чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера.
Чрезвычайные ситуации природного характера. Чрезвычайные ситуации геологического происхождения (землетрясения, извержения вулканов, оползни, обвалы, лавины).
Чрезвычайные ситуации метеорологического происхождения (ураганы, бури, смерчи).
Чрезвычайные ситуации гидрологического происхождения (наводнение, сели, цунами).
Чрезвычайные ситуации биологического происхождения (лесные и торфяные пожары, эпидемии, эпизоотии и эпифитотии).
Защита населения от чрезвычайных ситуаций природного характера, рекомендации населению по безопасному поведению во время чрезвычайных ситуаций.
Раздел 3. Основы здорового образа жизни
Тема 2. Здоровый образ жизни и его составляющие.
Здоровый образ жизни и его составляющие Здоровый образ жизни индивидуальная система поведения человека, обеспечивающая совершенствование его физических и духовных качеств.
Психологическая уравновешенность и ее значение для здоровья. Режим дня и его значение для здоровья. Профилактика переутомления. Двигательная
активность и закаливание организма необходимые условия сохранения и укрепления здоровья. Рациональное питание. Роль питания в сохранении здоровья человека. Роль здорового образа жизни в формировании у обучаемых современного уровня культуры в области безопасности жизнедеятельности.
Раздел 4. Основы медицинских знаний и оказание первой помощи.
Тема 3. Основы медицинских знаний.
Общая характеристика различных повреждений и их последствия для здоровья человека.
Основные правила оказания первой медицинской помощи при различных видах повреждений.
Средства оказания первой медицинской помощи. Медицинская (домашняя) аптечка.
Природные лекарственные средства. Перевязочные материалы, дезинфицирующие средства.
Основные неинфекционные заболевания, их причины, связь с образом жизни. Профилактика неинфекционных заболеваний.
Наиболее часто встречающиеся инфекционные заболевания, их возбудители, пути передачи инфекции, меры профилактики.
Тема 4. Первая медицинская п мощь при неотложных состояниях
Правила оказания первой медицинской помощи Первая медицинская помощь при отравлении.
Первая медицинская помощь при травмах опорно-двигательного аппарата, порядок наложения поддерживающей повязки. Правила и способы транспортировки пострадавшего.
Первая медицинская помощь при кровотечениях. Способы остановки кровотечения.
Оказание первой медицинской помощи при утоплении. Способы проведения искусственной вентиляции легких и непрямого массажа сердца.
Оказание первой медицинской помощи при тепловом и солнечном ударах, при отморожении.
3.ТРЕБОВАНИЯ К УРОВНЮ ЗНАНИЙ УЧАЩИХСЯ, ОБУЧАЮЩИХСЯ ПО ДАННОЙ ПРОГРАММЕ.
В результате изучения основ безопасности жизнедеятельности должен знать:
потенциальные опасности природного, техногенного и социального характера, наиболее часто возникающие в повседневной жизни, их возможные последствия и правила личной безопасности;
основные виды активного отдыха в природных условиях и правила личной безопасности;
систему взглядов, принятых в Российской Федерации, по обеспечению безопасности личности, общества и государства от внешних и внутренних угроз;
наиболее часто возникающие чрезвычайные ситуации природного, техногенного и социального характера, их последствия и классификацию; основные виды террористических актов, их цели и способы осуществления; законодательную и нормативно-правовую базу Российской Федерации по организации борьбы с терроризмом;
правила поведения при угрозе террористического акта;
государственную политику противодействия наркотизму;
основные меры по профилактике наркомании. Учащийся должен уметь: предвидеть возникновение наиболее часто встречающихся опасных ситуаций по их характерным признакам;
принимать решения и грамотно действовать, обеспечивая личную безопасность при возникновении чрезвычайных ситуаций;
действовать при угрозе возникновения террористического акта, соблюдая правила личной безопасности;
пользоваться средствами индивидуальной и коллективной защиты;
оказывать первую медицинскую помощь при неотложных состояниях.
Кроме того, учащийся должен обладать компетенциями по использованию полученных знаний и умений в практической деятельности и в повседневной жизни для:
обеспечения личной безопасности в различных опасных и чрезвычайных ситуациях природного, техногенного и социального характера;
подготовки и участия в различных видах активного отдыха в природных условиях;
оказания первой медицинской помощи пострадавшим;
выработки убеждений и потребности в соблюдении норм здорового образа жизни
4. МАТЕРИАЛЬНО-ТЕХНИЧЕСКОЕ ОБЕСПЕЧЕНИЕ
Федеральный компонент государственного стандарта общего образования. Часть I. Начальное общее образование. Основное общее образование. / Министерство образования Российской Федерации. - М. 2004.- httр://www.еd.gоv.rу.
Примерная программа основного общего образования по основам безопасности жизнедеятельности - httр://window.еd.gоv.rу.
Смирнов А.Т., Хренников Б.О. Основы безопасности жизнедеятельности. Комплексная программа.5-11 кл., -М., Просвещение, 2011 г.
Смирнов А.Т., Хренников Б.О./ Под ред. Смирнова А.Т. Основы безопасности жизнедеятельности, 7кл. - Просвещение, 2011 г.




5.КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ.


п/п
Тема урока
Количество
часов
Дата




по
плану
по
факту

Модуль «Основы безопасности личности, общества и государства»

Раздел 1 «Основы комплексной безопасности» -9 часов.

1
Введение. Общие понятия об опасных и чрезвычайных ситуациях природного характера.
1
2.09


2
Чрезвычайные ситуации геологического происхождения. Землетрясение и его последствия.
1
9.09


3
ЧС геологического происхождения. Вулканы.
1
16.09


4
ЧС геологического происхождения. Обвалы и снежные лавины.
1
23.09


5
ЧС метеорологического происхождения. Ураганы и бури.
1
30.09


6
ЧС метеорологического происхождения. Смерчи.
1
7.10


7
ЧС гидрологического происхождения, их причины и последствия.
1
14.10


8
ЧС биологического происхождения, их причины и последствия.
1
21.10


9
Лесные и торфяные пожары.
1
28.10


Раздел 2 «Защита населения РФ от чрезвычайных ситуаций»-4 часа.

10
ЧС геологического происхождения и защита населения.
1
11.11


11
ЧС метеорологического происхождения и защита населения.
1
18.11


12
ЧС гидрологического происхождения и защита населения.
1
25.11


13
ЧС биологического происхождения и защита населения.
1
2.12


Раздел 3 «Основы здорового образа жизни» -

14
15
Здоровый образ жизни и его значение для гармоничного развития человека.
2
9.12


Раздел 4. «Основы медицинских знаний и оказание первой медицинской помощи.

16
Первая медицинская помощь при неотложных состояниях.
1
16.12


17
Резерв
2
23.12
30.12



Итого
17







15