Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2 классе на тему «ВЫЧИТАНИЕ ДВУЗНАЧНЫХ ЧИСЕЛ (ОБЩИЙ СЛУЧАЙ)» 
Сведения об авторе
Тарасян Марина Арменаковна
учитель начальных классов МОБУ СОШ №5
Мясниковского района Ростовской области
Технологическая карта урока по учебному предмету «Математика» во 2 классе 
на тему «вычитание двузначных чисел (общий случай)»
Цели и задачи деятельности учителя
Познакомить учащихся с письменным приемом поразрядного вычитания натуральных чисел в пределах 100 (без перехода через разряд); научить их использовать этот прием в вычислениях. 
Закреплять у учащихся умения выполнять устно и письменно сложения натуральных чисел в пределах 100 без перехода через разряд, конструировать и решать текстовые  арифметические задачи, работать с информацией.
Тип урока
Комбинированный
УМК 
«Начальная школа XXI века»
Планируемые образовательные результаты
Предметные: 
знают:  различные устные приемы сложения и вычитания двузначного числа с однозначным и двузначного числа с двузначным;  устную и письменную нумерацию чисел в пределах 100; как записать двузначные числа при сложении и вычитании их в столбик; отличительные особенности задачи; геометрические фигуры; как найти периметр многоугольника; 
умеют: складывать и вычитать двузначные числа, используя устные приемы сложения и вычитания, складывать и вычитать двузначные числа, производя запись в столбик; решать задачи и выражения изученных видов; находить периметр треугольника; находить длину ломаной линии. 
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; принимают и осваивают социальную роль обучающегося; стремятся развивать мышление, вычислительные навыки, навыки сотрудничества со взрослыми и сверстниками
Метапредметные (критерии сформированности/оценки компонентов УУД): 
познавательные: способны понимать учебную задачу, отвечать на вопросы, обобщать собственное представление, устанавливать причинно-следственные связи; 
регулятивные: оценивают свои достижения на уроке; 
коммуникативные:  слушают собеседника и ведут диалог; умеют вступать в речевое общение.
методы и формы обучения
Частично-поисковый; индивидуальная, фронтальная, групповая
Основные понятия и термины
Сложить,  вычесть, слагаемое, сумма, значение суммы, уменьшаемое, вычитаемое, разность, значение разности, задача, краткая запись, чертеж, геометрические фигуры, треугольник, периметр, ломана линия, длина ломаной, отрезок
Ход урока
Этапы урока
Обучающие 
и развивающие компоненты, задания и упражнения
Деятельность учителя
Осуществляемаядеятельность
учащихся
Формы организации деятельности уч-ся
Формируемые умения 
(универсальные учебные действия)
Промежуточный контроль
I. Организационный момент
Включение учащихся в деятельность на личностном уровне. Эмоциональная, психологическая подготовка к уроку. 
Приветствие учащихся, проверка готовности к уроку
Демонстрируют готовность 
к уроку
Фронтальная
Регулятивные: контролируют свои действия
Наблюдение
II. Каллиграфическая минутка
Правильное написание числа; знание цифр, необходимых для записи числа
Прописывает образец на доске:
83 83 83 83 83
92 92 92 92 92
– Пропишите строчки чисел у себя в тетрадях
Слушают учителя, отвечают 
на вопросы, записывают число в тетради
Фронтальная
Регулятивные: контролируют свою деятельность и оценивают ее.
Познавательные: выделяют необходимую информацию.
Коммуникативные: умеют слушать 
и слышать, достаточно точно выражать свои мысли
Устные ответы, наблюдение
III. 
Устный счет 
Актуализация изученных способов действий, достаточных для построения нового знания; актуализация соответствующих мыслительных операций и познавательных процессов; фиксация индивидуальных затруднений в выполнении проблемного учебного действия 
1. «Цепочка».
– Объясните, как получили каждое следующее число из предыдущего. 
Решение:
25 – 10 = 15;   15 + 2 = 17;      17 – 17 = 0;
0 + 48 = 48;     48 – 10 = 38;    38 + 20 = 58;
58 + 2 = 60;     60 – 30 = 30;    30 – 5 = 25.
2. Назови число.
– Назовите число, которое на 5 меньше числа 43 (80, 99).
– Назовите число, которое на 5 больше числа 50 (64, 87)
Слушают учителя; считают устно, выполняя арифметические действия сложения и вычитания; анализируют, обосновывают 
свою точку зрения; составляют равенства
Фронтальная
Регулятивные: принимают и сохраняют учебную задачу; осуществляют контроль своей деятельности и деятельности партнеров; при необходимости корректируют собственную деятельность и деятельность одноклассников.
Познавательные: владеют математическими терминами: уменьшить, 
увеличить, прибавить, вычесть, порядок возрастания; знают таблицу сложения и вычитания в пределах 20. 
Коммуникативные: участвуют в диалоге; умеют слушать и слышать, обосновывать свою точку зрения.
Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности; стремятся развивать наблюдательность, мышление
Устные ответы
IV. 
Подготовка к восприятию нового материала.
Сообщение темы 
и целей учебной деятельности 
Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка 
к усвоению изучаемого материала
Предлагает обучающимся найти значение разности 27 – 13 (с подробным объяснением).
Объяснение: представим число 13 в виде суммы разрядных слагаемых 10 и 3. Удобно из уменьшаемого 27 вычесть число 10, а затем из полученного результата вычесть число 3.
27 – 13= 27 – (10 + 3) = (27 – 10) – 3 = 
= 17 – 3 = 14.
– Для решения данного числового выражения вы использовали устный прием вычитания двузначных чисел.
– Вчера вы познакомились с письменным приемом сложения двузначных чисел, се-
годня вы узнаете один из письменных приемов вычитания двузначных чисел, научитесь вычитать числа, используя данный прием
Познавательная: слушают учителя. 
Коммуникативная: вступают 
в диалог с учителем и одноклассниками.
Регулятивная: выделяют и осознают то, что знают и что предстоит усвоить
Фронтальная
Регулятивные: под руководством учителя формулируют учебную задачу урока.
Познавательные: выделяют и формулируют познавательную цель; осознанно строят речевое высказывание в устной форме. 
Коммуникативные: умеют слушать, слышать и понимать партнера по диалогу, доносить свои мысли до всех участников образовательного процесса.
Личностные: понимают значение знаний для человека и принимают его; имеют желание учиться; прояв-
ляют интерес к изучаемому предмету