Технологическая карта урока по учебному предмету « Математика» в 1- ом классе на тему « Число и цифра 7».


Сорокопудова Е. А.,
учитель начальных классов МОУ СШ № 134 «Дарование», Красноармейского района г. Волгограда
Технологическая карта урока по учебному предмету « Математика» в 1- ом классе на тему « Число и цифра 7».
Тип урока: Урок « открытия» новых знаний.
Авторы УМК: Программа: « Перспектива», учебник «Математика» 1 класс, 2 часть, Л. Г. Петерсон, 2010г.
Цели урока: Познакомить с числом и цифрой 7: изучить состав числа 7, упражнять в написании этой цифры; закрепить взаимосвязь между частью и целым, сложение и вычитание чисел на числовом отрезке; развивать мыслительные операции, речь; воспитывать умение активно действовать на протяжении всего урока.
Планируемые образовательные результаты
(личностные, метапредметные, предметные): Познавательные:
Общеучебные- соотношение числа 7 с количеством предметов, письмо цифры 7;соотнесение цифры 7 и числа 7; образование числа 7, определение места числа 7 в последовательности чисел от 1 до 7, использование числового отрезка для сложения и вычитания чисел в пределах 7; распознавание и изображение отрезка, установление соотношения между целым отрезком и его частями;
Логические - осуществление синтеза как составление целого (число 7, отрезок) из частей.
Регулятивные:
Принимать и сохранять учебную задачу; составлять план и последовательность действий.
Коммуникативные:
Учитывать разные мнения и стремиться к координации разных позиций в сотрудничестве; контролировать действия партнера.
Личностные:
Осознать необходимость самосовершенствования.
Оборудование: Интерактивная доска, компьютер с колонками, мультимедийный проектор, изображения семи гномов и Белоснежки, карточки для групповой работы.
Образовательные ресурсы: Компьютерная презентация

Этапы урока Деятельность учителя Предполагаемые действия обучающихсяФормируемые УУД
1.Орг. момент
Цель: активизация обучающихся, самоопределение к деятельности.
2.Актуализация знаний.
3.Изучение учебного материала.
4.Первичное закрепление изученного материала
5.Динамическая пауза
6. Закрепление изученного материала
(отработка состава числа 7 при помощи разбивания отрезка на части)
8.Итог урока (рефлексия деятельности)
Цель: сформировать личную ответственность за результаты деятельности. 1.Самоопределение к деятельности
Ну-ка проверь, дружок,
Ты готов начать урок?
Все ль на месте,
Все ль в порядке,
Ручка, книжка и тетрадка?
Все ли правильно сидят?
Все ль внимательно глядят?
Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету вам скажу «Будет интересно!»
Будем мы считать, писать, и решать задачи, чтоб сегодня как всегда в руки шла удача.
Повторим материал, закрепим умения,
Чтобы каждый мог сказать……
2.Эмоциональный настрой на работу
-Сегодня мы отправляемся в путешествие по стране Математики. Злой Повелитель страны гномов рассердился на крепкую дружбу гномов и Белоснежки и спрятал ее в замке. Мы обязательно должны помочь гномам выполнить все задания Повелителя гномов и дойти до замка.
-Вы готовы помочь?
-Тогда давайте дружно, вместе произнесем заклинания, которые помогут нам успешно справиться со всеми трудностями.
-Я буду внимателен!
-Я буду думать!
-Я буду сосредоточенно размышлять!
-Я буду старателен и догадлив!
(учитель говорит фразу, дети повторяют)
А) Мыслительная минутка «Сколько?»
Гном Чихун:
1.Сколько туфелек потеряла Золушка?
2.Сколько хвостов у двух котов?
3.Сколько пальцев на руке?
4.Сколько дней в неделе?
5.Сколько сторон у квадрата?
6.Сколько раз нужно отмерить, чтобы один раз отрезать?
7.Сколько козлят хотел съесть волк?
Б) Устный счет
Гном Ворчун
1.Счет до 20 прямой и обратный. Повернитесь друг к другу лицом и хлопая друг другу в ладоши посчитайте до 20 и обратно. Хором.
2.Математические задачи.
-Три снегиря на ветках сидели. Три снегиря еще прилетели. Наш снеговик сосчитал снегирей. Сколько всех птичек? Ответь поскорей!!
-Ай да белка-мастерица! Вяжет деткам рукавицы. Извязала три клубка, два еще лежат пока. У кого ответ готов? Сколько у нее клубков?
1)Постановка проблемы
-Рассмотрите внимательно слайд.
-Кого вы тут видите?
-Как вы думаете, какое задание вам предлагает этот гном?
2)Самоопределение темы урока с помощью алгоритма действий
-Какое число потерялось?
-Вы знакомы с этим числом?
Хотите познакомиться с числом семь и цифрой, которая его обозначает?
-Чему мы будем учиться сегодня на уроке?
3)Построение проекта выхода из затруднений
-Как получить число 7?
-На каком месте в натуральном ряду чисел стоит число семь?
-Назовите соседей числа 7?
-На сколько, число 7 меньше последующего числа 8?
-На сколько, число 7 больше предыдущего числа 6?
4)Письмо цифры 7
-Как обозначить число 7?
-Из каких элементов состоит эта цифра?
-На что она похожа?
Вот семерка-кочерга,
У нее одна нога.
Семь - точно острая коса,
Коси, коса, пока остра.
-Гном Тихоня научит вас писать цифру 7.
5)Алгоритм написания цифры семь
-Сначала пишется волнистая линия, длинная палочка, а затем маленькая наклонная палочка.
1)Работа в рабочей тетради, стр.3
Самостоятельное письмо цифры 7.
2)Взаимопроверка
-Обменяйтесь тетрадями, и в тетрадке своего соседа найдите самую красиво написанную цифру 7, дайте ей название, и нарисуйте корону простым карандашом.
Гном Весельчак
-Устали? давайте отдохнем.
1)Работа в тетради №2, стр.2.
-Нашим гномам на пути встретились крутые горы. Хотите помочь им их преодолеть?
-Что изображено на доске?
-Сколько отрезков?
(Работа с двумя другими отрезками в паре аналогична).
-Совместно в паре вставьте пропущенные числа в пустых клетках. Поднимите знак пары, когда будете готовы, договоритесь, кто будет отвечать.
2)Решение примеров в два действия с помощью числового отрезка
-Перед гномами две тропинки, но они очень запутанны. Они просят помощи, Вы хотите им помочь?
- В какую сторону им идти? Влево или вправо? От какой точки начать движение?
-Сколько шагов вправо?
-Почему?
-В какую сторону дальше будем двигаться?
-Почему?
-Сколько шагов необходимо сделать влево?
-Какой ответ получим?
Аналогично работа со вторым выражением и взаимопроверка в парах.

-Мы почти добрались. Но чтобы подойти к замку и справиться с последним препятствием, нужно быть еще более дружными и поработать в группах.
-Вы готовы к последнему испытанию?
-Это испытание подготовил для вас гном Док:
1группа. Вспомнить и назвать 7 дней недели.
2группа. Вспомнить и назвать 7 цветов радуги.
3группа. Собрать пословицу: Семь бед - один ответ.
4группа. Вспомнить название сказок, в названии которых есть магическое число 7.
5группа. Собрать пословицу: Семеро одного не ждут.
-Ребята, а что объединяло все эти задания??
(на доске появляется изображение Белоснежки)
-Вот мы и добрались до нашей Белоснежки и спасли ее.
-Сколько гномов с нами путешествовали? Кто запомнил их имена? Какие задания вам понравились?
-Чему вы научились на уроке? Расскажите по схеме:
Я знаю….
Я запомнил…
Я смог….
Ну, вот и все, урок к концу подходит,
Мы словно поработали сейчас,
Спасибо вам, ребята за работу,
Не подвели меня и в этот раз…
(каждый на память об уроке выбирает себе одного гномика)
( Хором)
-Это все умею Я!
-Да!
-Я буду внимателен!
-Я буду думать!
-Я буду сосредоточенно размышлять!
-Я буду старателен и догадлив!
Ответы показывают молча на математическом веере.
1
2
5
7
4
7
7
Работа в парах
Всего 6 птиц
У белки 5 клубков
Гном Простак
Вставить пропущенное число
Потерялось число семь
….Я буду…
….Я хочу узнать…
(узнать все об этом числе, выполнять различные задания)
К 6 прибавить 1
Число семь стоит на седьмом месте в натуральном ряду чисел
6 и 8
Меньше на 1
Больше на 1
Состоит из трех элементов: волнистой линии, большой палочки и маленькой палочки, пересекающей середину большой палочки.
Начинаю писать волнистую линию, которую довожу до правого верхнего угла клетки. Затем пишу большую палочку, доводя ее до середины нижней стороны клетки, а потом перечеркиваю ее посередине маленькой палочкой.
«Мисс-цифра»
Дети выполняют движение под музыку
Да
На доске изображены отрезки, их 2.
Отрезок 7 - это целое, он разбит на части - на отрезки 6 и 1. Если сложить отрезки 6 и 1 , получим отрезок, который будет равный 7.Если сложить части в другом порядке, то все равно получим весь отрезок 7:1+6=7
Если из всего отрезка взять часть 6, то останется другая часть 1:7-6=1
Если из всего отрезка взять часть 1, то останется другая часть 6:7-1=6.
да
Идти от точки 4 вправо, п.ч. число увеличивается (действие сложение)
3шага
Дальше двигаемся влево 2 шага, получим ответ 5
Да
Число семь
7 гномов
Я знаю….
Я запомнил…
Я смог…. Личностные УУД: освоение начальных форм познавательной и личностной рефлексии.Личностные УУД: осознать необходимость самосовершенствования.
Регулятивные УУД: умение работать в паре и распределять функции в совместной деятельности, умение осуществлять взаимный контроль, планировать и контролировать процесс работы, адекватно оценивать свои достижения.
ЛичностныеУУД:
формирование логических операций (сравнение, анализ, синтез, аналогия).
Мотивация к работе на результат, как в исполнительской, так и в творческой деятельности
Личностные УУД:
развитие самостоятельности и личной ответственности за свои поступки и волевая саморегуляция.
Приобретение опыта использования методов решения проблем творческого и поискового характера.
Коммуникативные УУД:
освоение норм коммуникативного взаимодействия, готовность вести диалог. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Регулятивные УУД:
Учиться отличать верно выполненное задание от неверного. Проводить взаимоконтроль действий.
Регулятивные УУД:
работая в паре задавать вопросы необходимые для организации совместной работы в паре: «Ты согласен?», « А как ты думаешь?», « Почему ты так считаешь?». Стараться договориться, уметь уступать, находить общее решение.
Коммуникативные УУД: продуктивно общаться в совместной деятельности, вступать в учебный диалог с учителем и одноклассниками, соблюдать правила речевого поведения, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения.
Освоение норм коммуникативного взаимодействия, готовность вести диалог. Умение контролировать и оценивать свои учебные действия на основе выработанных критериев в соответствии с поставленной задачей и условиями ее реализации.
Овладение устной и письменной речью.
Личностные УУД: принятие социальной роли ученика, осознание личностного смысла учения и интерес к изучению предмета.