РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ПРЕДМЕТУ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА
ГОСУДАРСТВЕННОЕ КАЗЕННОЕ СПЕЦИАЛЬНОЕ (КОРРЕКЦИОННОЕ) ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ, ВОСПИТАННИКОВ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ «ВОЛГОГРАДСКАЯ СПЕЦИАЛЬНАЯ (КОРРЕКЦИОННАЯ) ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА – ИНТЕРНАТ VIII ВИДА №1»
«УТВЕРЖДАЮ»
Директор
ГКС(к)ОУ«Волгоградская С(к)ОШИ№1»
____________/И.Ю.Гайтукаева /
Приказ № ___
от «__»__________20____г.
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
ПО ПРЕДМЕТУ СОЦИАЛЬНО-БЫТОВАЯ ОРИЕНТИРОВКА
ДЛЯ ОБУЧАЮЩИХСЯ 7 КЛАССА
специального (коррекционного) образовательного класса (VIII вида)
2015-2016 учебный год
Учитель: Крюкова О.Г.
«РАССМОТРЕНО» «СОГЛАСОВАНО»
на заседании школьного Заместитель директора по УВР
методического объединения _____________/Л.М.Щербакова /
учителей предметников «__»____________20___г.
Руководитель МО
_________/О.Н.Ташлыкова/
Протокол №1 от «31»августа 2015г.
Волгоград 2015
Пояснительная записка
Предмет СБО – социально-бытовая ориентировка – нацелен на практическую подготовку детей к самостоятельной жизни. В процессе занятий социально-бытовой ориентировкой учащиеся получают знания о разнообразных сферах жизни и деятельности человека, приобретают практические умения, которые позволяют им после окончания школы успешно адаптироваться в быту и социуме. Накопление социально-бытовых знаний и умений должно идти постепенно, последовательно и систематично. На занятиях осуществляется повторение, закрепление и расширение знаний, автоматизация умений и приобретение новых, формирование полезных привычек, эталонов поведения, оценочного отношения к жизненным различным ситуациям. Все это необходимо для самостоятельного ведения домашнего хозяйства, успешной адаптации в трудовых коллективах, общения с окружающими людьми. Обязательным условием является практическая направленность социально-бытовой ориентировки, вариативность ее содержания и форм, учет индивидуальных и типологических особенностей учащихся.
Целью данной программы является развитие социальной компетентности у детей с особыми образовательными потребностями и подготовка их к самостоятельной жизни.
Задачи курса:
формирование у воспитанников коррекционной школы-интерната знаний и умений, способствующих социальной адаптации;
формирование механизмов стрессоустойчивого поведения как основы психического здоровья школьника и условие их социально-психологической адаптации;
развитие коммуникативной функции речи как непременное условие социальной адаптации детей с умственной отсталостью;
освоение теоретической информации, а также приобретение бытовых навыков;
развитие умений, необходимых подросткам с особыми образовательными потребностями для осуществления своей жизнедеятельности в режиме самостоятельности;
повышение уровня познавательной активности и расширение объема имеющихся знаний и представлений об окружающем мире.
Воспитание позитивных качеств личности.
Программа СБО составлена с учетом возможностей учащихся специальной (коррекционной) общеобразовательной школы VIII вида, уровня их знаний и умений. Материал программы расположен по принципу усложнения и увеличения объема сведений. Программа состоит из разделов. В каждом разделе даны темы занятий, определено содержание практических работ и упражнений, а так же перечислены основные требования к знаниям и умениям учащихся.
Основными формами и методами обучения являются практические работы, экскурсии, сюжетно-ролевые игры, беседы. На занятиях применяются различные наглядные средства обучения.
Все разделы программы предусматривают проведение практических работ или заданий. Каждый ученик, независимо от его интеллектуальных и физических возможностей, должен овладеть основными способами ухода за одеждой, приготовление пищи, научиться составлять деловые бумаги, заполнять различного рода бланки и т.д.
Особое внимание необходимо обратить на изучение правил техники безопасности, формирования умений пользоваться нагревательными приборами, электрическими и механическими бытовыми приборами и приспособлениями, колющими и режущими предметами, а так же навыков обращения со стеклянной посудой, кипятком и т.д. Ни один даже незначительный случай нарушения правил техники безопасности нельзя оставлять без внимания. Необходимо постоянно приучать детей к соблюдению санитарно-гигиенических требований во время выполнения различных практических работ.
Беседа на занятиях по СБО является одним из основных методов обучения и применения в сочетании с сюжетно-ролевыми играми, различными практическими работами, записями в тетрадь определенных правил, зарисовками, упражнениями и другими видами работ. Продолжительность беседы может быть различной, но она не должна являться единственным методом обучения, используемым на занятии. В зависимости от занятия беседа может иметь различное назначение.
При определении содержания и объема учебного материала, сообщаемого на занятиях, учитель должен ориентироваться на требования к знаниям и умениям учащихся, относящимся к соответствующему разделу программы, принимая во внимание, что из года в год объем , и сложность материала возрастет. Это в свою очередь определяет необходимость изменения и усложнения методов и приемов работы.
Сюжетно-ролевые игры применяются как один из ведущих методов обучения, особенно по тем разделам программы, в которых не предусмотрено проведение практических работ, например «Культура поведения», «Семья» и др. В сочетании с другими методическими приемами сюжетно-ролевые игры целесообразно использовать при изучении таких разделов, как «Торговля», «Средства связи» и т.п. Сюжетно-ролевые игры в основном рекомендуется проводить на этапе закрепления пройденного материала и для формирования навыков общения. Воспроизводя в игре конкретные жизненные ситуации, учащиеся применяют усвоенные ими знания и приемы.
Значительное место в программе отводится экскурсиям. Они проводятся на промышленные и сельскохозяйственные объекты, в магазины, на предприятия службы быта, в отделения связи, на транспорт, в различные учреждения.
Занятия по социально-бытовой ориентировке тесно связаны с уроками родного языка, математики, географии, труда, естествознания.
Общее количество часов по программе 68 часов.
Литература
1. Программы для 5-9 классов специальных (коррекционных) учреждений VIII вида Под ред. В.В.Воронковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2000 г.
2. Воронкова В.В. Социально-бытовая ориентировка учащихся 5-9 классов в специальной (коррекционной) общеобразовательной школе VIII вида Пособие для учителя / В.В. Воронкова, С.А. Казакова. – М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2006 г.
3. Девяткова Т.А., Кочетова Л.Л., Петрикова А.Г., Платонова Н.М., Щербакова А.М. Социально-бытовая ориентировка в специальных (коррекционных) общеобразовательных учреждений VIII вида Пособие для учителя / Под ред. А.М. Щербаковой. – М.: Гуманит. Изд. Центр ВЛАДОС, 2003 г.
4. Технология . Учебник для учащихся 5 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.Д. Симоненко – М.:Вентана-Графф, 2001г.
5. Технология. Учебник для учащихся 6 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.Д. Симоненко – М.:Вентана-Графф, 2001 г.
6. Технология. Учебник для учащихся 7 класса общеобразовательной школы / Под ред. В.Д. Симоненко – М.:Вентана-Графф, 2001 г.
7. Ермакова В.И., Основы кулинарии. Учебное пособие для учащихся 8-11 кл. средней школы / В.И. Ермакова – М.: Просвещение, 1993 г.
8. Лабзина А.Я. Дидактический материал по обслуживающему труду 4 кл. Пособие для учителя / А.Я. Лабзина, Е.В. Васильченко, Н.В. Савельева. – М.: Просвещение, 1983 г.
9. Старикова Е.В. Дидактический материал по трудовому обучению:Кулинарные работы, обработка ткани: 5 кл. Книга для учителя / Е.В. Старикова. – М.: Просвещение, 1996 г.
Примерная тематика
Личная гигиена.
Тематика:
1.Личная гигиена подростка.
Индивидуальные предметы гигиены. Правила сохранения чистоты и здоровья тела.
2. Гигиена одежды, нетельного и постельного белья.
Основные требования к знаниям учащихся
Учащиеся должны иметь представление о
Значении правильного режима жизни и рационального питания для здоровья подростка;
Назначении индивидуальных предметов личной гигиены;
Необходимости гигиены одежды.
Учащиеся должны знать
Правила соблюдения личной гигиены подростка;
Правила смены одежды и нательного и постельного белья;
Санитарно-гигиенические правила пользования зубной щеткой, расческой, мочалкой, душем, ванной, унитазом.
Одежда.
Тематика:
1. Ремонт разорванных мест одежды, штопка.
2.Стирка хлопчатобумажного белья вручную и с помощью стиральной машины.
3. Утюжка белья, брюк, спортивной одежды.
4. «Химчистка». Виды услуг. Правила пользования.
Практические работы:
Ремонт разорванных мест одежды, штопка, утюжка.
Стирка мелких предметов из белой хлопчатобумажной ткани вручную.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Особенности стирки цветного и белого белья;
Правила пользования моющими средствами;
Устройство стиральной машины и правила пользования ею;
Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при ремонте одежды, стирке вручную и с помощью стиральной машины;
Последовательность и особенности утюжки одежды из различных тканей, а также постельного белья, полотенец, скатертей и т.д.;
Назначение и виды предприятий по химической чистке одежды, виды оказываемых ими услуг;
Правила подготовки вещей к сдаче в чистку.
Учащиеся должны уметь:
Ремонтировать разорванные места одежды, штопать;
Стирать белое бельё вручную и с помощью стиральной машины;
Гладить одежду и белье;
Питание.
Тематика:
1.Приготовление пищи: обед. Закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов. Третьи блюда.
2. Использование электробытовых приборов для экономии времени при приготовлении пищи.
3.Сервировка стола к обеду.
Практическая работа
Приготовление закусок, первых, вторых и третьих блюд.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
Способы обработки овощных, мясных, рыбных продуктов;
Последовательность приготовления блюд;
Возможности использования электробытовых приборов при приготовлении пищи, правила пользования ими;
Санитарно-гигиенические требования и правила техники безопасности при приготовлении пищи;
Правила пользования столовыми приборами.
Учащиеся должны уметь:
Готовить обед (закуски, первые и вторые блюда из овощей, рыбных и мясных продуктов, консервированных продуктов и полуфабрикатов);
Готовить третьи блюда;
Оформлять готовые блюда;
Сервировать стол к обеду.
Семья.
Тематика:
1. Помощь родителям и воспитателям в уходе за младшими детьми.
Практические работы
Оказание помощи первоклассникам в одевании на прогулку.
Разучивание тихих подвижных игр.
Проведение игр с детьми младшего возраста.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
различные тихие и подвижные игры
Учащиеся должны уметь:
одевать малышей на прогулку;
объяснять детям младшего возраста правила игры и играть с ними в тихие и подвижные игры;
помогать первоклассникам при уборке игрушек.
Культура поведения.
Тематика:
1. Поведение в гостях.
2. Подарки.
Практическая работа
Изготовление несложных сувениров.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
правила поведения при встрече и расставании;
правила поведения в гостях;
правила вручения и приема подарков.
Учащиеся должны уметь:
выбрать подходящую одежду для визита в гости;
культурно вести себя в гостях (оказывать внимание сверстникам и старшим, приглашать на танец, поддерживать беседу и т.д.);
выбирать подарки;
изготавливать простые сувениры;
вручать и принимать подарки.
Жилище.
Тематика.
1. Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры к зиме, лету.
2. Санитарная обработка помещения в случае необходимости.
3.Уход за мебелью в зависимости от ее покрытия (мягкая обивка, полировка, лак и др.).
4.Животные в доме (кошка, собака, попугай).
Практическая работа
Уборка помещения, чистка мягкой мебели, мытье зеркал, утепление окон.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
последовательность проведения регулярной и сезонной уборки жилого помещения;
способы и периодичность ухода за окнами;
виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон;
способы утепления окон;
правила ухода за мебелью в зависимости от ее покрытия;
правила соблюдения гигиены жилища при наличии животных в доме;
правила содержания в доме собаки, кошки, попугая.
Учащиеся должны уметь:
убирать жилые помещения;
чистить мебель;
мыть зеркала и стекла;
утеплять окна;
Транспорт.
Тематика.
1. Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзал и его службы. Расписание поездов.
2. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость поезда до разных пунктов. Приобретение железнодорожных билетов. Камеры хранения багажа..
Экскурсия
Экскурсия на железнодорожный вокзал, станцию.
Учащиеся должны иметь представление о
назначении вокзалов и основных служб вокзалов (справочная, кассы, камера хранения, медпункт, зал ожиданий, комната матери и ребенка;
порядке приобретения железнодорожных билетов (покупка в кассе, заказ по телефону);
порядке сдачи и получения багажа в камере хранения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
функции железнодорожного транспорта;
виды пассажирских вагонов (общий, плацкартный, купейный, мягкий);
примерную стоимость билета в зависимости от вида вагона и дальности расстояния;
виды справочных служб;
виды камер хранения; сроки и стоимость хранения багажа.
Учащиеся должны уметь:
ориентироваться в расписании;
приобретать билеты в железнодорожной кассе;
обращаться за справкой в справочное бюро вокзала центральную железнодорожную справочную по телефону;
Торговля.
Тематика.
1. Универсальные и специализированные промтоварные магазины, их отделы. Назначение магазинов.
2. Стоимость некоторых товаров. Порядок приобретения товаров.
Экскурсия
Экскурсия в промтоварный магазин.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны иметь представление о
назначении промтоварных магазинов;
порядке приобретения железнодорожных билетов (покупка в кассе, заказ по телефону);
порядке приобретения товаров.
Учащиеся должны знать:
ассортимент некоторых отделов промтоварных магазинов;
стоимость отдельных товаров.
Учащиеся должны уметь:
приобретать некоторые товары в промтоварном магазине;
подсчитывать стоимость покупок;
правильно вести себя в магазине;
Средства связи.
Тематика.
1. Виды бандеролей (простые, ценные, заказные). Порядок их отправления. Упаковка. Стоимость пересылки.
2. Заполнение бланков
Практические работы
Заполнение бланков на отправку бандеролей.
Упаковка бандеролей.
Экскурсия
На почту
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
перечень предметов, посылаемых бандеролью;
максимальный вес и стоимость посылаемых предметов;
виды и способы упаковки бандеролей.
Учащиеся должны уметь:
заполнять бланки на отправку бандеролей;
составлять опись посылаемых предметов;
упаковывать бандероли.
Медицинская помощь.
Тематика.
1. Домашняя аптечка. Термометр.
2. Лекарственные растения.
3. Первая помощь при травмах, ранах, микротравмах, ушибах, вывихах, переломах.
Практические работы
Упражнения в наложениях повязок на рану, поврежденную конечность.
Заваривание травяного настоя.
Учащиеся должны иметь представление о
вреде самолечения.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
состав домашней аптечки (перевязочные средства, дезинфицирующие средства, термометр, горчичники);
правила применения и назначения медицинских средств, входящих в состав домашней аптечки;
местные лекарственные растения;
правила обработки раны и наложения повязки, меры по предупреждению осложнений после микротравм;
правила оказания первой медицинской помощи при сильных ушибах (покой и компресс), при растяжениях и вывихах (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины).
Учащиеся должны уметь:
пользоваться термометром;
готовить отвары и настои из лекарственных растений;
обрабатывать и накладывать повязки;
накладывать временные шины.
Учреждения, организации, предприятия.
Тематика.
1. Промышленные предприятия и сельскохозяйственные объекты данной местности.
Экскурсии
Экскурсии на промышленные предприятия или сельскохозяйственные объекты.
Основные требования к знаниям и умениям учащихся
Учащиеся должны знать:
местонахождение ближайших промышленных предприятий или сельскохозяйственных объектов;
названия цехов и отделов, имеющихся на предприятиях;
виды выпускаемой продукции;
названия рабочих специальностей.
Учащиеся должны уметь:
обращаться с вопросами по теме экскурсии к работникам предприятий.
Календарно-тематическое планирование
№
п/п Дата Дата Тема Кол-во
часов Характеристика деятельности учащихся
1-2 05.09.
05.09. Личная гигиена. Особенности личной гигиены в жизни подростка.
Правила и приемы сохранения чистоты и здоровья тела. Особенности ухода за кожей лица, волосами. 2 Просмотр презентации «Правила личной гигиены подростков», общее и отличия в уходе за собой у девушек и юношей. Чтение 5 правил гигиены подростков. Отметь знаком «+» правильные
ответы. Предметами личной гигиены являются: ... Чтение Правил пользования расческой. Участие в беседе об особенностях ухода за кожей лица, ног, рук, головы. Отметить знаком « +» правильные ответы. Моющие средства для ухода за волосами. Ответы на вопросы учителя. Рефлексия.
3
4 12.09.
12.09. Пользование шампунем в соответствии с типом волос: жирные, сухие, нормальные. Средства борьбы с перхотью и выпадением волос.
Практическая работа:подбор мыла, шампуня для мытья кожи и волос с учетом их состояния (жирные, сухие, нормальные). 2 Определение типа кожи головы и волос, запись в тетрадь. Подбор мыла и шампуней. Изучение этикетки, состава и особенностей шампуня. Знакомство со средствами от перхоти и выпадения волос; учить правильно ухаживать за лицом и волосами.
Отметить знаком «+» правильные ответы. Лекарственные растения для ухода за волосами и кожей головы.
5-6 19.09.
19.09. Одежда и обувь. Значение продления срока служения одежды. Виды штопки, наложение заплат. 2 Участие в разговоре о назначении одежды. Рассмотривание рисунков. Просмотр презентации. Чтение пословицы и объяснение ее смысла. коллективное обсуждение проблемной ситуации. Нужно найти ошибки и предложить свои варианты решения проблемы.
Перечисление способов наложения заплаты, определение способа на образцах. Составление последовательности выполнения заплаты – аппликации
Дети делятся на 2 группы. Одна группа составляет последовательность по пунктам перепутанного плана. Другая группа размещает образцы предметно - инструкционной карты в порядке их выполнения. Затем сравнивают.
Повторение правил безопасной работы в необычной форме: чтение загадок – инструкций в шуточной форме про каждый инструмент. Выполнение практической работы. Коллективная оценка работ; подведение итогов урока.
7-8 26.09.
26.09. Использование бытовой техники при стирке белья из хлопчатобумажных тканей, стирка изделий из шелка в ручную. 2 Отвечают на вопросы учителя об использовании бытовой техники. Типы стиральных машин- рассматривание картинок. Вклеивают изображения стиральных машин и вписывают обозначения цифр. Работа с карточками. Заполнение таблиц. Запись в тетрадь плана работы перед загрузкой белья в машину. Игра“Рассортируйте белье”. Разгадывание кроссворда.
9-10 03.10.
03.10. Правила и приемы глажения белья, брюк, спортивной одежды. 2 Игра «Доскажи словечко». Отгадывание загадок. Знакомство с устройством утюга.Рассматривание картинки «Утюг и его части». Запись в тетрадь Правил пользования утюгом. Изучение таблицы с символами утюжки белья. Приспособления для утюжки. Игра «Исключи лишнее». Изучение схемы утюжки прямого белья (носовой платок, косынка).
11-12 10.10.
10.10. Прачечная. Виды услуг, правила пользования прачечной.
экскурсия в прачечную, знакомство со стоимостью услуг; прейскурантом на определенные виды стирки. 2 Запись определения «прачечная» в тетрадь. Ответы на вопросы учителя. Чтение правила подготовки и сдачи белья в прачечную по печатному материалу (у каждого ученика на столе). Игра: «Закончи предложение».
13-14 17.10.
17.10. Практическая работа.Ремонт одежды: штопка и наложение заплат; 2 Ответы на вопросы учителя. Рассматривание заплат. Определение последовательности работы.
Словарная работа (штопать, заплата). Рассматривание таблицы «Виды заплат». Выбор учащимися необходимых инструментов. Выполнение накладной заплаты по алгоритму (таблица на доске)
15-16 24.10.
24.10. Питание. Виды питания.
Значение первых, вторых блюд и их приготовление из овощей, рыбных и мясных продуктов. 2 Зачеркни лишнее слово.
Отметь знаком « +» правильные ответы. Форма нарезки овощей…
Ответы на вопросы учителя о приготовлении первого и второго блюда из доступных по цене продуктов. Поиски рецепта. Заполнение таблицы «Приготовление рыбы».
17-18 31.10.
31.10. Использование механических и электробытовых приборов для экономии сил и времени при приготовлении пищи. 2 Отвечают на вопросы. Рассматривают иллюстрации «Группы приборов». Записывают словарные слова « механические и электробытовые приборы» в тетрадь. Конкурс «Кто быстрее?». Работа по карточкам. Отвечают на вопросы.
19-20 14.11.
14.11. Составление меню завтрака, обеда, ужина на день, неделю. 2 Отметь знаком + правильный ответ. Что такое меню? Составление меню завтрака, обеда и ужина на день. Выполнение задания «Отметь цифрами: 1 - первые блюда, 2 – вторые блюда, 3 – третьи блюда. Подпиши название салата (закуски). Чтение и обсуждение памятки.
21-22 21.11.
21.11. Чтение рецептов и подбор продуктов; приготовление щей из свежей капусты. 2 Читают свои рецепты.Перечисляют продукты, необходимые для приготовления щей.
23-24 28.11.
28.11. Соблюдение правил безопасности при работе режущими инструментами, приспособлениями, электроприборами. 2 Чтение и соблюдение правил безопасности при использовании механических и электробытовых приборов при приготовлении пищи.
25-26 05.12.
05.12. Семья. Помощь родителям и воспитателям: в уходе за младшими детьми - умывание, одевание, обувание, причесывание;
соблюдении чистоты и порядка в школе, интернате, дома. 2 Выполняют задание: Отметь знаком « +» правильный ответ «Семья – это…». Читают загадку и отвечают на вопрос «Сколько человек в данной семье?» Называют всех членов семьи. Отвечают на вопросы « Твои обязанности в семье». Записывают в тетрадь правила общения с малышами.Выбирают правильный ответ и отмечают его знаком «+». В какую одежду необходимо одеть малыша на зимнюю прогулку? Учащиеся перечисляют названия детских игр.
Рассмиатривание картинок и называние возраста детей, которые играют в игрушки с фото.
27-28 12.12.
12.12. Культура поведения. Правила приема приглашения в гости и формы отказа. Подготовка к поездке вгости: внешний вид (одежда, обувь, украшения, прическа); подарки. 2 Учащиеся вспоминают и называют слова обращения с просьбой (вопросом) к старшим.
Читают и запоминают Правила вручения подарка. Отвечают на вопросы. Разбирают и разыгрывают реальные ситуации.
29-30 19.12.
19.12. Практические работы Изготовление несложных сувениров; сюжетная игра «Идем в гости к...». 2 Практическая работа «Изготовление несложных сувениров». Повторение правил техники безопасности при работе с клеем и режущими инструментами. Планирование предстоящей работы (с опорой на операционный план). Самоотчет о проделанной работе. Выполнение задания: Отметь знаком «+» правильные ответы. Обсуждение с детьми «Чем можно занять и развлекать гостей?» Рассмотривание рисунка и ответь на вопрос. Ответы на вопрос («Что гости делают неправильно?» Выполнение задания: Соедини стрелками подарок и того, кому он может быть подарен. Составление рассказа по картинке. Прочитай, что сказали эти девочки, получив подарок..Отметь правильный ответ. А что бы сказал ты?
31-32 26.12.
26.12. Жилище. Регулярная и сезонная уборка жилого помещения. Подготовка квартиры и дома к зиме, лету. Санитарная обработка помещения в случае необходимости. 2 Выполняют задание: Закончи предложение: Жилые помещения - это… Разбирают последовательность проведения ежедневной и сезонной уборки жилого помещения; способы и периодичность ухода за окнами; виды моющих средств, используемых при уборке и мытье окон; уборки. Отвечают на вопросы учителя. Как часто проводят генеральную уборку?
Читают порядок утепления окон. Подчеркивают правильный ответ.
33-34 16.01.
16.01. Уход за полом, в зависимости от покрытия (лак, мастика, масляная краска, линолеум, ковер), средства ухода за полом. 2 Ответы на вопросы учителя. Называние видов напольных покрытий. Чтение памяток по уходу. Перечисление необходимого для мытья пола. Чтение Правил ухода за линолеумом. Запись в тетрадь.
35-36 23.01.
23.01. Практические работы
Cухая и влажная уборка помещения, пользование пылесосом и уход за ним; мытье полов. 2 Ответы на вопросы учителя. Называние видов уборки помещений. Запись в тетрадь.
Определение порядка действий при ежедневной уборке. Чтение Правил проведения сухой и влажной уборки. Запись в тетрадь. Поддготовка пылесоса и порядок работы.
37-38 30.01.
30.01. Транспорт.Междугородний железнодорожный транспорт. Вокзалы. Их назначение и основные службы. 2 Выполняют задание: Выбери и отметь знаком «+» виды городского транспорта. Отмечают знаком «+» правильные ответы. Выбирают все, что связано с междугородным железнодорожным транспортом.
Отмечают знаком «+» правильные ответы:
Службы железнодорожного вокзала. Заполняют таблицу «Функции железнодорожного транспорта».
39-40 06.02.
06.02. Справочная служба вокзалов. Расписание поездов. Виды пассажирских вагонов. Примерная стоимость проезда до разных пунктов. 2 Отвечают на вопрос « От чего зависит стоимость билета на пассажирский поезд дальнего следования? Работа с железнодорожным билетом. Рассматривают ж\д билет (тип пассажирского вагона (общий, плацкартный, купейный, мягкий); примерную стоимость билета в зависимости от типа вагона и дальности расстояния).
41-42 13.02.
13.02. Формы приобретения железнодорожных билетов. Виды камеры хранения багажа. Порядок сдачи и получения его. 2 Слушают отрывок из стихотворения С. Я. Маршака « Вот какой рассеянный». Словарная работа: вокзал, билет, касса, чемодан, платформа, станция. Вспоминают названия городов и называют их.
43-44 20.02.
20.02.
Экскурсия на железнодорожный вокзал.
Практическая работа. Определить пункт назначения. Выбрать вид поезда (пассажирский, скорый) и типы вагона (общий, плацкартный, купейный, мягкий). Уточнить стоимость проезда с учетом вида поезда и типа вагона, выяснить свои возможности. 2 Рассматривают расписание поездов, посещают камеру хранения выясняют сроки и стоимость хранения багажа; узнают о сроках и месте возврата приобретенного билета. Обращаются за справкой в справочное бюро вокзала. Знакомятся с правилами пользования железнодорожным транспортом;
45-46 27.02.
27.02. Торговля. Универмаги и универсамы, их назначение. Сельмаг и сельпо. Их назначение. 2 Вставляют в текст пропущенные слова. Записывают цены на отдельные продукты. Расставляют цифрами 1,2,3,4,5,6 порядок приобретения товара в универмаге.
47-48 05.03.
05.03. Отделы магазинов. Стоимость некоторых товаров.
Порядок приобретения: выбор товара, рассматривание, выяснение назначения, принципа действия; примерка одежды, обуви, головного убора; оплата в кассе, получение чека, сдачи. Хранение чека или его копии. 2 Указывают цену на следующие промышленные товары: стоимость мебели, ковра, холодильника, телевизора и др. подобных товаров. Заполняют таблицу. Указывают стрелками в каком отделе магазина можно купить следующие товары.
Читают и запоминают правила поведения в магазине. Сюжетно-ролевая игра «Покупка обуви».
49-50 12.03.
12.03. Отделы, распродажа товаров по сниженным ценам, прием товаров у населения 2 Отмечают знаком « +» товары подлежащие обмену в магазине. Читают правила уценки товара, организацию уценки.
51-52 19.03.
19.03. Экскурсия в универсам - самостоятельное нахождение указанного отдела для покупки указанного товара и по собственному желанию 2 Находят нужные товары в отделах универмага или универсама; приобретают необходимые товары по их финансовым возможностями.
53-54 02.04.
02.04. Средства связи.
Почта: виды бандеролей (простая, заказная ценная, с уведомлением), порядок их отправления; упаковка, стоимость пересылки; посылки, виды упаковок, правила отравления, стоимость отправления; 2 Выполняют задание : закончи предложение: Средства связи – это… Отмечают знаком «+» правильные ответы. Почта оказывает следующие услуги… Перечисляют предметы, которые можно отправить бандеролью. Уточняют максимальный вес почтовых отправлений; виды и способы упаковок.
55-56 09.04.
09.04. Экскурсия на почту-телеграф: заполнение бланков на отправку бандероли, посылки; 2 Составляют текст телеграммы, пишут адрес. Заполняют бланк на отправку ценной бандероли.
Составляют опись посылаемых предметов. Определяют стоимость почтовых отправлений.
57-58 16.04.
16.04. Медицинская помощь. Виды доврачебной помощи: измерение температуры, обработка ран при микротравмах (неглубокий порез, ссадины, ушибы укусы насекомыми и др. 2 Знакомство с видами доврачебной помощи, правилами обработки раны и наложения повязки.
Выбирают правильный ответ и отмечают его знаком « +» (использование термометра).
Читают, как можно обработать рану при порезе с помощью лекарственных трав. Читают и запоминают памятку.
59-60 23.04.
23.04. Лекарственные растения в домашней аптечке.
2 Рассматривают изображение аптечки Петра 1. Отвечают на вопрос: Чем она нравится?
Заполняют таблицу. Читают правила хранения в домашней аптечке лекарственных средств.
Перечисляют лекарственные растения нашего региона. Учатся использовать лекарственные растения при оказании первой помощи, готовить настои, отвары из лекарственных растений.
61-62 30.04.
30.04. Первая медицинская помощь при травмах: вывих, перелом, наложение повязки на раны.
2 Отмечают знаком «+» правильные ответы.
Отвечают на вопросы. Выполняют задание «Закончи предложение» Микротравмы - это…
Уточняют отличие вывиха от перелома. Разбирают ситуацию и отвечают на вопрос: Как должен был поступить велосипедист, пересекая улицу? Отмечают знаком «+» правильный ответ. К какому из врачей вы обратитесь при переломе ноги?
Рассматривают рисунки лекарственных растений, читают подписи. Учатся обрабатывать раны, накладывать повязки.
Рассматривают таблицу «Правила оказания первой помощи при ушибах, растяжениях и вывихах» (покой и фиксация конечностей с помощью повязки или временной шины).
63-64 07.05.
07.05. Меры по предупреждению переломов. 2 Откажитесь от курения!
Поддерживайте здоровый вес тела!
15 минут в день "впитывать" солнечную энергию! Правильно питайтесь!
Занимайтесь спортом!
Пожилым людям избегать падений!
65-66 14.05.
14.05. Учреждения, организации и предприятия.
Промышленные и сельскохозяйственные предприятия данной местности, их значение для жителей города и села. 2 Отгадывание загадок о домашних животных (сопровождение - слайд шоу). Ответы на вопросы учителя. Работа на доске с табличками - названиями промышленных и сельскохозяйственных предприятий. Учащиеся вспоминают сельскохозяйственные профессии. Работа с информационными картами. Слушание рассказа каждого ученика о профессиях родителей.. Игра: «Волшебное слово».
67-68 21.05.
21.05. Экскурсия на ближайшее промышленное или сельскохозяйственное предприятие для ознакомления с их деятельностью и основными профессиями. 2 Учащиеся слушают рассказ о предприятии. Учатся задавать вопросы по теме экскурсии к работникам предприятия.