Рабочая программа по МХК 10-11 класс к учебнику Мировая художественная культура под ред. Л.Г. Данилова

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
средняя общеобразовательная школа № 55 г. Иркутска















РАБОЧАЯ ПРОГРАММА
по курсу Мировая художественная культура

к учебнику Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. – 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова. – 6-е изд., – М.: Дрофа, 2008г.
рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы основного общего образования, а также Программы курса «Мировая художественная культура» 10-11 класс Г.И. Данилова, 5-е издание стереотипное – М.: Дрофа, 2009
к учебнику Мировая художественная культура: от 17 века до современности. 11 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 6-е изд.,- М.: Дрофа, 2008г.
рабочая программа составлена на основе примерной рабочей программы основного общего образования, а также Программы курса «Мировая художественная культура» 10-11 класс Г.И. Данилова, 5-е издание стереотипное - М.: Дрофа, 2009



Учитель истории и обществознания
Корчиго Юлия Павловна




Предмет МХК

Класс 10-11






г. Иркутск
УЧЕБНАЯ ПРОГРАММА ПО МХК ДЛЯ ОСНОВНОЙ ШКОЛЫ

Пояснительная записка

Рабочая программа «Мировая художественная культура составлена на основе федерального компонента государственного стандарта основного общего образования и программы общеобразовательных учреждений «Мировая художественная культура» 10-11 класс Г.И. Данилова, 5-е издание стереотипное, Москва, Дрофа, 2009г.

Содержание программы соответствует федеральному компоненту Государственного образовательного стандарта общего образования и реализовано в учебно-методическом комплекте «Мировая художественная культура. 1011 классы».
Рабочая программа по мировой художественной культуре в 10 (общеобразовательном) классе. Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 урок в неделю), в рамках базового курса.
Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от истоков до XVII века . 10 класс: учеб. для общеобразоват. учреждений / Г.И. Данилова.- 6-е изд.,- М.: Дрофа, 2008.
Рабочая программа по мировой художественной культуре в 11 (общеобразовательном) классе. Изучение курса рассчитано на 34 часа (1 урок в неделю), в рамках базового курса.
Материал по истории мировой художественной культуры представлен в учебнике Мировая художественная культура: от 17 века до современности. 11 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Г.И. Данилова.- 6-е изд.,- М.: Дрофа, 2008.

В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.

Общая характеристика учебного предмета

Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию - исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного - двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Программа содержит примерный объём знаний за два года (Х-ХI классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части.
Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.

Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.


Задачи изучения мировой художественной культуры в школе:
1. Помочь школьнику выработать прочную и устойчивую потребность общения с произведениями искусства на протяжении всей жизни, находить в них нравственную опору и духовно-ценностные ориентиры;
2. Способствовать воспитанию художественного вкуса, развивать умения отличать истинные ценности от подделок и суррогатов массовой культуры;
3. Подготовить компетентного читателя, зрителя и слушателя, готового к заинтересованному диалогу с произведением искусства;
4. Развитие способностей к художественному творчеству. Самостоятельной практической деятельности в конкретных видах искусства;
Создание оптимальных условий для живого, эмоционального общения школьников с произведениями искусства на уроках, внеклассных занятиях и краеведческой работе.


Общеучебные умения, навыки и способы деятельности

Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:

- умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
- устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
- оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
- осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
- использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
- владеть основными формами публичных выступлений;
- понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
- определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
- осознавать свою культурную и национальную принадлежность.


Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, рекомендуется использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла. Формы организации деятельности учащихся – индивидуальная, групповая, фронтальная, самостоятельная (написание рефератов, подготовка мультимедийных презентаций)
Содержание учебного предмета Мировая художественная культура (10 класс)
Учебно-тематический план


п/п
Название темы
Количество часов


Введение
1


Художественная культура первобытного мира
2


Художественная культура Древнего мира
5


Культура Античности
6


Художественная культура Средних веков
8


Художественная культура средневекового Востока
5


Художественная культура эпохи Возрождения
6


Итоговое повторение
1


Содержание учебного курса.

Введение. (1 ч.)
Понятие культура, искусство. Виды искусства. Мировая художественная культура, понятие и этапы развития.

Раздел I. Художественная культура первобытного мира. (2 ч.)
Роль мифа в культуре (миф - основа ранних представлений о мире, религии, искусстве. Древние образы и символы (Мировое дерево, Богиня - мать, Дорога и др.). Первобытная магия. Ритуал - основа синтеза слова, музыки, танца, изображения, пантомимы, костюма (татуировки), архитектурного окружения и предметной среды. Художественные комплексы Альтамиры и Стоунхенджа. Символика геометрического орнамента. Архаические основы фольклора. Миф и современность (роль мифа в массовой культуре). Опыт творческой деятельности. Поиск древних образов, символов в фольклоре, в художественной литературе, в современной жизни (мифы политики, ТV и др.) и быте (привычки, суеверия и др).

Раздел II. Художественная культура Древнего мира. (4 ч.)
Особенности художественной культуры Месопотамии: монументальность и красочность ансамблей Вавилона (зиккурат Этеменанки, ворота Иштар, дорога Процессий - свидетельство продолжения и завершения традиций древних цивилизаций Шумера и Аккада). Древний Египет - культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти. Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона. Модель Вселенной Древней Индии - ступа в Санчи и храм КандарьяМахадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. "Скульптурное" мышление древних индийцев. Отражение мифологических представлений майя и ацтеков в архитектуре и рельефе. Комплекс в Паленке (дворец, обсерватория, «Храм Надписей» как единый ансамбль пирамиды и мавзолея); Теночтитлан (реконструкция столицы империи ацтеков по описаниям и археологическим находкам).

Раздел III. Культура Античности. (6 ч.)
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия. Панафинейские праздники - динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса. Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Славы и величия Рима - основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.
Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира. Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты древнего мира и античности.
Раздел IV. Художественная культура Средних веков. (9 ч.)
София Константинопольская - воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе). Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое многообразие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), новгородская (церковь Спаса на Ильине) и московская школы (от Спасского собора Спас - Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском). Икона (специфика символического языка и образности) и иконостас. Творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле) и А. Рублева ("Троица"). Ансамбль московского Кремля - символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов. Монастырская базилика как средоточие культурной жизни романской эпохи (идеалы аскетизма, антагонизм духовного и телесного, синтез культуры религиозной и народной). Готический собор как образ мира. Идея божественной красоты мироздания как основа синтеза каркасной конструкции, скульптуры, света и цвета (витраж), литургической драмы. Региональные школы Западной Европы (Италия, Испания, Англия и др.). Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) - синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора. Воплощение мифологических (космизм) и религиозно - нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине. Сплав философии (дзен - буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото). Монодический склад средневековой музыкальной культуры (григорианский хорал, знаменный распев).
Опыт творческой деятельности. Выявление общности и различий средневековых культур разных стран и регионов. Поиск образов средневековой культуры в искусстве последующих эпохи и их интерпретация. Участие в дискуссии «Восток глазами Запада».

Раздел V. Художественная культура средневекового Востока. (5 ч.)
Шедевры культуры Востока. Изобразительное искусство. Музыка и театр. Садово-парковое искусство. Литература

Раздел VI. Художественная культура эпохи Возрождения. (7 ч.)
Возрождение в Италии. Флоренция - воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л.Б. Альберти, литературно -гуманистический кружок Лоренцо Медичи). Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело, Тициан). Северное Возрождение. Пантеизм - религиозно - философская основа Гентского алтаря Я. Ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса - комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров. Театр В. Шекспира - энциклопедия человеческих страстей. Историческое значение и вневременная художественная ценность идей Возрождения. Опыт творческой деятельности. Сравнительный анализ произведений разных авторов и регионов. Участие в дискуссии на тему актуальности идей Возрождения и гуманистических идеалов. Просмотр и обсуждение киноверсий произведений Шекспира.

Итоговое повторение (1 ч.)
Место учебного предмета Мировая художественная культура (11 класс)
Учебно-тематический план
№ п/п
Название темы
Количество часов

1.
Вводное занятие
1

2.
Художественная культура XVII- XVIII вв.
13

2.
Художественная культура XIX в.
9

3.
Художественная культура XX в.
9

4.
Итоговое повторение
2


Содержание учебного курса.

Вводное занятие. Стилевое многообразие искусства XVII- XVIII в. (1 ч.)

Раздел I. Художественная культура XVII- XVIII вв. (13 ч.)
Стили и направления в искусстве Нового времени. Изменение мировосприятия в эпоху барокко. Архитектурные ансамбли Рима (Л. Бернини), Петербурга и его окрестностей (Б. Ф. Растрелли); живопись (П. П. Рубенс). Реализм XVII в. в живописи (Рембрандт ван Рейн). Высший расцвет свободной полифонии (И. С. Бах).
Классицизм и ампир в архитектуре (ансамбли Парижа, Версаля, Петербурга). От классицизма к академизму в живописи (Н. Пуссен, Ж.Л.Давид, К. П. Брюллов, А. А. Иванов). Формирование классических жанров и принципов симфонизма в произведениях мастеров Венской классической школы (В. А. Моцарт, Л. ван Бетховен). 
Раздел II. Художественная культура XIX века. (9 ч.)
Романтический идеал и его отображение в музыке (Ф. Шуберт, Р. Вагнер). Романтизм в живописи (прерафаэлиты, Ф. Гойя, Э. Делакруа, О. Кипренский). Зарождение русской классической музыкальной школы (М. И. Глинка).
Социальная тематика в живописи реализма (Г. Курбе, О. Домье, художники-передвижники И. Е. Репин, В. И. Суриков). Развитие русской музыки во второй половине XIX в. (П. И. Чайковский). 
Основные направления в живописи конца XIX в.: импрессионизм (К. Моне), постимпрессионизм (Ван Гог, П. Сезанн, П. Гоген).

Раздел III. Художественная культура XX в. (9 ч.)
Модерн в архитектуре (В. Орта, А. Гауди, Ф. О. Шехтель). Символ и миф в живописи (М. А. Врубель) и музыке (А. Н. Скрябин). Художественные течения модернизма в живописи XX в.: кубизм (П. Пикассо), абстрактивизм (В. Кандинский), сюрреализм (С. Дали). Архитектура XX в. (В. Е. Татлин, Ш. Э. ле Корбюзье, Ф. Л. Райт, О. Нимейер). Театральная культура XX в.: режиссерский театр (К. С. Станиславский и В. И. Немирович-Данченко); эпический театр Б. Брехта. Стилистическая разнородность в музыке XX в. (С. С. Прокофьев, Д. Д. Шостакович, А. Г. Шнитке). Синтез искусств особенная черта культуры XX в.: кинематограф (С. М. Эйзенштейн, Ф. Феллини), виды и жанры телевидения, дизайн, компьютерная графика и анимация, мюзикл (Э. Л. Уэббер). Рок-музыка («Битлз», «Пинк Флойд»); электронная музыка (Ж. М. Жарр). Массовое искусство. 
Итоговое повторение (2 ч.)



Требования к результатам освоения учащимися программы МХК

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен

знать / понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;

уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);

использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
- для выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.


Результаты обучения

Результаты изучения курса «Мировая художественная культура» приведены в разделе «Требования к уровню подготовки выпускников», который полностью соответствует стандарту. Требования направлены на реализацию личностно ориентированного, деятельностного и практикоориентированного подходов; освоение учащимися интеллектуальной и практической деятельности; овладение знаниями и умениями, востребованными в повседневной жизни, позволяющими ориентироваться в окружающем мире, значимыми для сохранения окружающей среды и собственного здоровья.
Рубрика «Знать/понимать» включает требования к учебному материалу, который усваивается и воспроизводится учащимися.
Рубрика «Уметь» включает требования, основанные на более сложных видах деятельности, в том числе творческой: соотносить изученные произведения с определённой эпохой, стилем, направлением, устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусств, пользоваться различными источниками информации, выполняя учебные и творческие задания.
В рубрике «Использовать приобретённые знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни» представлены требования, выходящие за рамки учебного процесса и нацеленные на решение разнообразных жизненных задач.
В результате освоения курса мировой и отечественной художественной культуры формируются основы эстетических потребностей, развивается толерантное отношение к миру, актуализируется способность воспринимать свою национальную культуру как неотъемлемую составляющую культуры мировой и в результате более качественно оценивать её уникальность и неповторимость, развиваются навыки оценки и критического освоения классического наследия и современной культуры, что весьма необходимо для успешной адаптации в современном мире, выбора индивидуального направления культурного развития, организации личного досуга и самостоятельного художественного творчества.



Описание учебно-методического и материально-технического обеспечения образовательного процесса курса Мировой художественной культуры (10-11 класс)

В учебно-методический комплект учителя входят:
1. Учебники:
1. Данилова Г.И. Мировая художественная культура: от истоков до XVII века. 10 кл.: учеб. для общеобразоват. учреждений/Г.И. Данилова.- 6-е изд. стериотип.- М.; Дрофа, 2008
2. Данилова Г.Н. Тематическое и поурочное планирование.- М.: Дрофа,2007

2. Электронные учебные пособия:
1. 1000 великих художников: энциклопедия [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
2. Шедевры архитектуры [Электронный ресурс]. – М.: Кирилл и Мефодий, 2007. – (Виртуальная школа Кирилла и Мефодия).
3. Чудеса света: Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
4. От наскальных рисунков до киноискусства Энциклопедия школьника [Электронный ресурс]. – ИДДК.
5. МХК. Древний мир [Электронный ресурс]. – М.: Март, 2008

3. Интернет- ресурсы:
1. Antiqua - энциклопедия древнегреческой и римской мифологии [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
2. Archi -tec.ru - история архитектуры, стили архитектуры, мировая архитектура http://www.archi-tec.ru; ARTYX.ru:
3. Classic-Music.ru – классическая музыка http://www.classic-music.ru
4. World Art мировое искусство [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
5. Всеобщая история искусств http://www.artyx.ru ;
6. Виртуальный каталог икон [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
7. Виртуальный музей живописи http://www.museumonline.ru;
8. Виртуальный музей Лувр [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
9. Древний мир. От первобытности до Рима: электронное приложение к учебнику по МХК - http://www.mhk.spb.ru
10. Газета «Искусство» Издательского дома «Первое сентября» http://art.1september.ru;
11. Государственная Третьяковская галерея [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
12. Государственный Русский музей http://www.rusmuseum.ru;
13. Государственный Эрмитаж [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
14. Импрессионизм [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
15. История изобразительного искусства [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
16. Коллекция «Мировая художественная культура»
17. Московский Кремль: виртуальная экскурсия [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ]
18. Музеи Московского Кремля http://www.kremlin.museum.ru и http://www.cbook.ru/peoples/;
19. Музыкальная коллекция Российского общеобразовательного портала [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
20. Портал «Архитектура России»http://www.archi.ru;
21. Портал «Культура России» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
22. Портал «Музеи России» [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть ссылку ];
23. Российского общеобразовательного порталаhttp://artclassic.edu.ru.














13 PAGE \* MERGEFORMAT 14915







«УТВЕРЖДАЮ»
Директор школы
___________ О.В. Пискунова
«___»_________2015 г.


«СОГЛАСОВАНО»
Председатель МО
________________________
«___»_________2015 г.
Председатель МС
____________ Л.А. Елшина
«___»_________2015 г.




15