Рабочая программа по предмету «Мировая художественная культура» 10 класс

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ
«ПОЛОВНЕВСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА»
ОКТЯБРЬСКОГО РАЙОНА КУРСКОЙ ОБЛАСТИ


Согласована:
Руководитель МО
____________Жигулина М.В.

Протокол № ___
от «__»_______________2015 г.



Рассмотрена
на заседании педагогического совета школы
Протокол № 1 от 31.08.2015 г.
Утверждена:
Приказ № 1-8 от 01.09.2015 г.
Директор МКОУ «Половневская СОШ»
__________________ Семенихина Н.В.




Рабочая программа
по предмету
«Мировая художественная культура»
10 класс
Базовый уровень



Составила
Учитель Л.А. Никифорова
На основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования




2015 – 2016 учебный год
Пояснительная записка
Рабочая программа по МХК составлена на основе федерального компонента государственного стандарта среднего (полного) общего образования на базовом уровне. Курс мировой художественной культуры систематизирует знания о культуре и искусстве, полученные в образовательных учреждениях, реализующих программы начального и основного общего образования на уроках изобразительного искусства, музыки, литературы и истории, формирует целостное представление о мировой художественной культуре, логике её развития в исторической перспективе, о её месте в жизни общества и каждого человека. Изучение мировой художественной культуры развивает толерантное отношение к миру как единству многообразия, а восприятие собственной национальной культуры сквозь призму культуры мировой позволяет более качественно оценить её потенциал, уникальность и значимость. Проблемное поле отечественной и мировой художественной культуры как обобщённого опыта всего человечества предоставляет учащимся неисчерпаемый «строительный материал» для самоидентификации и выстраивания собственного вектора развития, а также для более чёткого осознания своей национальной и культурной принадлежности.
Развивающий потенциал курса мировой художественной культуры напрямую связан с мировоззренческим характером самого предмета, на материале которого моделируются разные исторические и региональные системы мировосприятия, запечатлённые в ярких образах. Принимая во внимание специфику предмета, его непосредственный выход на творческую составляющую человеческой деятельности, в программе упор сделан на деятельные формы обучения, в частности на развитие восприятия (функцию – активный зритель/слушатель) и интерпретаторских способностей (функцию – исполнитель) учащихся на основе актуализации их личного эмоционального, эстетического и социокультурного опыта и усвоения ими элементарных приёмов анализа произведений искусства.
В содержательном плане программа следует логике исторической линейности (от культуры первобытного мира до культуры ХХ века). В целях оптимизации нагрузки программа строится на принципах выделения культурных доминант эпохи, стиля, национальной школы. На примере одного-двух произведений или комплексов показаны характерные черты целых эпох и культурных ареалов. Отечественная (русская) культура рассматривается в неразрывной связи с культурой мировой, что даёт возможность по достоинству оценить её масштаб и общекультурную значимость.
Программа рассчитана на два года (10–11 классы) обучения и в соответствии с этим поделена на две части. В курс 10 класса включены следующие темы: «Художественная культура первобытного мира», «Художественная культура Древнего мира», «Художественная культура Средних веков» и «Художественная культура Ренессанса». В курс 11 класса входят темы: «Художественная культура Нового времени» и «Художественная культура конца ХIХ–ХХ веков». Через оба курса сквозной линией проходит тема «Культурные традиции родного края», которая предполагает изучение культуры Курской области, в том числе историко-этнографическое и краеведческое исследование местных объектов культуры, народных традиций и обычаев в рамках проектной деятельности с соответствующей фиксацией и презентацией результатов (зарисовки, фото- и видеосъёмка, запись фольклора и «устных историй», создание музея школы, сайта и т. д.).
Учитывая мировоззренческий и интегративный характер дисциплины, предполагается использовать как традиционную урочную, так и внеурочные виды деятельности, рассчитанные на расширение кругозора учащихся. Основные межпредметные связи осуществляются на уроках литературы, истории, иностранного языка, частично на уроках естественнонаучного цикла.
Ц е л и.
Изучение мировой художественной культуры на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне направлено на достижение следующих целей:
- развитие чувств, эмоций, образно-ассоциативного мышления и художественно-творческих способностей;
- воспитание художественно-эстетического вкуса; потребности в освоении ценностей мировой культуры;
- освоение знаний о стилях и направлениях в мировой художественной культуре, их характерных особенностях; о вершинах художественного творчества в отечественной и зарубежной культуре;
- овладение умением анализировать произведения искусства, оценивать их художественные особенности, высказывать о них собственное суждение;
- использование приобретенных знаний и умений для расширения кругозора, осознанного формирования собственной культурной среды.
Место предмета в базисном учебном плане.
Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации отводит 70 часов на обязательное изучение учебного предмета «Мировая художественная культура» на ступени среднего (полного) общего образования на базовом уровне. В том числе в 10 и 11 классах по 35 часов, из расчета 1 учебный час в неделю.

Общеучебные умения, навыки и способы деятельности.
Рабочая программа предусматривает формирование у учащихся общеучебных умений и навыков, универсальных способов деятельности и ключевых компетенций. В этом отношении приоритетными для учебного предмета «Мировая художественная культура» на этапе среднего (полного) общего образования являются:
– умение самостоятельно и мотивированно организовывать свою познавательную деятельность;
– устанавливать несложные реальные связи и зависимости;
– оценивать, сопоставлять и классифицировать феномены культуры и искусства;
– осуществлять поиск и критический отбор нужной информации в источниках различного типа (в том числе и созданных в иной знаковой системе - «языки» разных видов искусств);
– использовать мультимедийные ресурсы и компьютерные технологии для оформления творческих работ;
– владеть основными формами публичных выступлений;
– понимать ценность художественного образования как средства развития культуры личности;
– определять собственное отношение к произведениям классики и современного искусства;
– осознавать свою культурную и национальную принадлежность.

Учебно-методическое обеспечение курса

1. Л.А. Рапацкая «Мировая художественная культура» учебник для 11 класса в 2-х частях, Москва. ГИЦ «Владос», 2014 год

Тематическое планирование
№ урока п/п
Подразделы и темы урока
Основное содержание
Количество часов
Тип урока
Домашнее задание
Дата







план
факт

Раздел 1. Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций
6





1
Искусство первобытного человека
Первые художники Земли. Древнейшие сооружения человечества. Музыка, танец и пантомима
1
Л

§1



2
Художественная культура Древней Передней Азии
Возникновение письменности. Архитектура Месопотамии. Изобразительное и музыкальное искусство
1
К
§2



3
Архитектура Древнего Египта
Ансамбли пирамид в Гизе и храмов в Карнаке и Луксоре (мифологическая образность пирамиды, храма и их декора). Гигантизм и неизменность канона.
1
К
§3



4
Изобразительное искусство Древнего Египта
Древний Египет – культура, ориентированная на идею Вечной жизни после смерти.
1
К
§4



5
Художественная культура Мезоамерики
Художественная культура ацтеков, майя, инков
2
К
§5



6
Повторительно - обобщающий урок по теме: Художественная культура первобытного общества и древнейших цивилизаций
Сравнительный анализ образного языка культур Древнего мира.
1
З




Раздел 2. Художественная культура Античности
7





7
Эгейское искусство
Панафинейские праздники – динамическое воплощение во времени и пространстве мифологической, идеологической и эстетической программы комплекса.
1
К
§6



8
Архитектурный облик Древней Эллады
Идеалы красоты Древней Греции в ансамбле афинского Акрополя: синтез архитектуры, скульптуры, цвета, ритуального и театрального действия.
1
К
§7



9
Изобразительное искусство Древней Греции.
Поиск древнегреческого и древнеримского компонента в отечественной культуре на уровне тем и сюжетов в литературе и изобразительном искусстве, пластических и типологических форм в архитектуре. Составление антологии произведений разных эпох и народов на сюжеты Древнего мира и античности.
1
К
§8



10
Архитектурные достижения Древнего Рима
Слияние восточных и античных традиций в эллинизме (гигантизм, экспрессия, натурализм): Пергамский алтарь. Слава и величие Рима – основная идея римского форума как центра общественной жизни. Триумфальная арка, колонна, конная статуя (Марк Аврелий), базилика, зрелищные сооружения (Колизей), храм (Пантеон) - основные архитектурные и изобразительные формы воплощения этой идеи.
1
К
§9



11
Изобразительное искусство Древнего Рима
София Константинопольская – воплощение идеала божественного мироздания в восточном христианстве (воплощение догматов в архитектурной, цветовой и световой композиции, иерархии изображений, литургическом действе).
2
К
§10



12
Театр и музыка Античности
Греческий театр – трагики и комики. Театральное и цирковое искусство Древнего Рима
1
Л
§11



13
Повторительно - обобщающий урок по теме: Художественная культура Античности

1
З




Раздел 3. Художественная культура Средних веков
9





14
Мир византийской культуры
Искусство иконописи
1
К
§12



15
Архитектура западноевропейского Средневековья
Романский и готический стили архитектуры
1
К
§13



16
Изобразительное искусство Средних веков
Скульптура романского стиля и готики, искусство витража
1
К
§14



17
Театр и музыка Средних веков
Достижения музыкальной культуры, трубадуры.
1
К
§15



18
Художественная культура Киевской Руси
Древнерусский крестово-купольный храм (архитектурная, космическая, топографическая и временная символика). Стилистическое много-образие воплощения единого образца: киевская (София Киевская), владимиро-суздальская (церковь Покрова на Нерли), и московская школы (от Спасского собора Спас-Андронниковского монастыря к храму Вознесения в Коломенском).
1
К
§16



19
Развитие русского регионального искусства
Новгородская школа(церковь Спаса на Ильине), творчество Ф. Грека (росписи церкви Спаса Преображения на Ильине в Новгороде, иконостас Благовещенского собора в Кремле)
1
К
§17



20
Искусство единого Российского государства
Ансамбль московского Кремля – символ национального единения, образец гармонии традиционных форм и новых строительных приёмов.
1
К
§18



21
Театр и музыка
Возникновение профессионального театра.
1
К
§19



22
Повторительно - обобщающий урок по теме: Художественная культура Средних веков

1
З




Раздел 4. Художественная культура средневекового Востока
5





23
Художественная культура Индии
Модель Вселенной Древней Индии – ступа в Санчи и храм Кандарья Махадева в Кхаджурахо как синтез ведических, буддийских и индуистских религиозных и художественных систем. «Скульптурное» мышление древних индийцев.
1
К
§20



24
Художественная культура Китая
Воплощение мифологических (космизм) и религиозно-нравственных (конфуцианство, даосизм) представлений Китая в ансамбле храма Неба в Пекине.
1
К
§21



25
Искусство Страны восходящего солнца
Сплав философии (дзен-буддизм) и мифологии (синтоизм) в садовом искусстве Японии (сад камней Реандзи в Киото).
1
К
§22



26
Художественная культура исламских стран
Мусульманский образ рая в комплексе Регистана (Древний Самарканд) – синтез монументальной архитектурной формы и изменчивого, полихромного узора.
1
К
§23



27
Повторительно - обобщающий урок по теме: Художественная культура средневекового Востока

1





Раздел 5. Художественная культура Возрождения
6





28
Изобразительное искусство Проторенессанса и Раннего возрождения
Искусство Боттичелли и Донателло
1
К
§24



29
Архитектура итальянского Возрождения
Возрождение в Италии. Великие архитекторы эпохи Возрождения Флоренция – воплощение ренессансной идеи создания «идеального» города (Данте, Джотто, Ф. Брунеллески, Л. Б. Альберти, литературно-гуманистический кружок Лоренцо Медичи).
1
К
§25



30
Титаны высокого Возрождения
Титаны Возрождения (Леонардо да Винчи, Рафаэль, Микеланджело)
1
К
§26



31
Мастера венецианской живописи
Творчество Беллини, Джорджоне, Тициана, Веронезе, Тинторетто
1
К
§27



32
Искусство Северного Возрождения
Северное Возрождение. Пантеизм – религиозно-философская основа Гентского алтаря Я. ван Эйка. Идеи Реформации и мастерские гравюры А. Дюрера. Придворная культура французского Ренессанса – комплекс Фонтенбло. Роль полифонии в развитии светских и культовых музыкальных жанров.
1
К
§28



33
Музыка и театр эпохи Возрождения
Театр В. Шекспира – энциклопедия человеческих страстей. Расцвет гомофонно-гармонического стиля в опере барокко («Орфей» К. Монтеверди). Высший расцвет свободной полифонии (И.-С. Бах).
1
К
§29



34
Повторительно - обобщающий урок по теме: Развитие культуры с древности до конца XVIII века

1
Т




III. Результаты усвоения учебного материала.

В результате изучения мировой художественной культуры ученик должен
знать / понимать:
- основные виды и жанры искусства;
- изученные направления и стили мировой художественной культуры;
- шедевры мировой художественной культуры;
- особенности языка различных видов искусства;
уметь:
- узнавать изученные произведения и соотносить их с определенной эпохой, стилем, направлением.
- устанавливать стилевые и сюжетные связи между произведениями разных видов искусства;
- пользоваться различными источниками информации о мировой художественной культуре;
- выполнять учебные и творческие задания (доклады, сообщения);
использовать приобретенные знания в практической деятельности и повседневной жизни:
- для выбора путей своего культурного развития;
- организации личного и коллективного досуга;
- выражения собственного суждения о произведениях классики и современного искусства;
- самостоятельного художественного творчества.



15