«Различение форм 2-го лица мн. ч. и повелительной формы глагола» (по учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Восходенская школа Красногвардейского района Республика Крым
Конспект урока по русскому языку в 4-а классе
«Различение форм 2-го лица мн. ч. и повелительной формы глагола»
(по учебнику В.П. Канакина, В.Г. Горецкий)
Подготовила
Учитель начальных классов
Котик Галина Петровна
2016г.
Конспект урока по русскому языку в 4-а классе
Тема урока:
различение форм 2-го лица мн. ч. и повелительной формы глагола
ЗАДАЧИ:закрепить умения:
• различать формы 2 л. мн. ч. и пов. ф. мн. ч.;
• разбирать глаголы по составу;
• образовывать формы 2 л. мн. ч. и повелительной формы мн. ч.;
• определять спряжение глаголов, имеющих безударные личные окончания;
• правильно оформлять правописание формы 2 л. мн. ч.и пов. ф. мн. ч. на письме;формировать
познавательные УУД:
• пользоваться инструкциями и освоенными закономерностями;
коммуникативные и личностные УУД:
• учитывать позицию собеседника, самоопределяться.
Форма урока: проектная деятельность на уроке русского языка
Оборудовние:
•таблички с названиями инициативных групп (Аналитики, Экспериментаторы, Иллюстраторы, Испытатели);•таблички с названиями разделов обучающего пространства доски (Экспериментальная лаборатория,Площадка испытателей. Сборка);•заготовка для выполнения проекта (с названиями разделов проекта);
•раздаточный материал для разработки каждого раздела проекта (полоски из бумаги для выполнения заданий);
•цветные карандаши или фломастеры, клей, надписи с названиями этапов осуществления проектной деятельности.
Ход урока
I. ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ
Распределение по группам. Учитель объясняет особенности работы на уроке. Дети рассаживаются за парты по группам.
На партах таблички: аналитики, экспериментаторы, иллюстраторы, испытатели.
II. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
Учитель сообщает детям о том, что состоится урок проектной деятельности.
Дети перечисляют основные этапы проектной деятельности, записанные на доске:
1. Обдумывание проекта и составление плана.
2. Разработка составных частей проекта.
3. Иллюстрирование.
4. Испытание.
Определение проблемы урока
Дети читают стихотворение с доски.На уроке нам всегда надо проверять слова,И настойчиво учитель повторяет: «Докажите!Чем вы мне докаж(е/и)те выбор данных букв?»Чтобы правильно писать, придётся доказательства искать.
Дети определяют тему урока :«Учимся различать форму 2-го лица мн. ч. и повелительную форму глагола».
III. ПОДГОТОВИТЕЛЬНЫЙ ЭТАП
Учитель прикрепляет на листе названия предполагаемых разделов, предлагает обдумать проект и составитьплан с помощью метода «мозгового штурма». Перед началом «штурма» обращает внимание «Аналитиков» на то,что они должны отобрать главное. (Предположения высказывают все, «Аналитики» выбирают подходящие.)
Примерные разделы проекта
1 На какие вопросы отвечают формы2 л. мн. ч. и пов. ф. мн. ч.
2 Морфемный состав формы2 л. мн. ч. и пов. ф. мн. ч.
3 Особенности состава повелительной формымн. ч. и формы 2 л. мн. ч.
Доска представляет собой пространство, разделённое на части в зависимости от предполагаемого вида деятельности.
• Экспериментальная лаборатория
• Площадка испытателей•Сборка
IV. РАЗРАБОТКА СОСТАВНЫХ ЧАСТЕЙПРОЕКТА И ИЛЛЮСТРИРОВАНИЕ
Учитель предлагает детям рассмотреть плакат и ответить на вопрос к нему: «На какие вопросы отвечают формы 2 л. мн. ч. и пов. ф. мн. ч.»?
Содержание плаката напоминает ребятам вопросы, на которые отвечают данные глагольные формы, а так же морфемный состав формы 2 л. мн. ч. и пов. ф. мн. ч.
— Определите морфемный состав формы 2 л. мн. ч.и пов. ф. мн. ч.
— Какие выводы можно сделать? (выполняют «аналитики»)
— Как это изобразить схематически?
Схемы выполняют «Иллюстраторы». Полученные схемы учитель прикрепляет на основной лист, находящийся в разделе «сборка».
Для облегчения работы учитель может раздать детям заготовки.
Раздел 1. На какие вопросы отвечают формы 2 л. мн. ч. и пов. ф. мн. ч.
В «экспериментальной лаборатории» разбираются слова из стихотворения: «Докажите! Чем вы мнедокаж{е/и)те выбор данных букв?» Выполняют «экспериментаторы». Сначала дети определяют форму выделенных глаголов. Затем записывают начальную форму этих глаголов: доказать. Учитель акцентирует внимание ребят на том, что начальная форма имеет глагольный суффикс «-a-», следовательно, это глаголы I спряжения (у него безударное личное окончание).
Выводы делают «аналитики».
Раздел 2. «Иллюстраторы» выполняют разбор этих слов по составу.
После выполнения этого задания учащиеся ещё разубеждаются в том, что повелительная форма и форма2 л. мн. ч. отличаются по составу: в повелительной форме мн. ч. окончание «-те», в форме 2 л. мн. ч. окончание«-ете».
Доказать — докажите — докажете. Выводы делают «аналитики».
«Иллюстраторы» выполняют опорную схему.
Раздел 3. На «площадке испытателей»появляются слова.
Дети выписывают парами одинаково выделенные глаголы. Ставят в каждом из них ударение и разбирают по составу. Определяют особенности состава повелительной формы мн. ч. и формы 2 л. мн. ч.:
ухОдите (2 л. мн. ч., окончание «-иге») — не уходИте (пов. ф. мн. ч., суффикс «-и-», окончание «-те»);
подАрите (2 л. мн.ч., окончание «-иге») — подарИте (пов. ф. мн. ч., суффикс «-и-», окончание «-те»);объЯвите (2 л. мн. ч., окончание «-ите») - объявИть(пов. ф. мн. ч., суффикс «-и», окончание «-те»).
«Испытатели» делят слова на группы, объясняют свойвыбор. Слова в качестве примера учитель прикрепляет наобщий лист проекта во второй раздел.
V. ИСПЫТАНИЕ ПРОЕКТА
Составление «научного» доклада о различении формы 2-го лица мн. ч. и повелительной формы глагола с опорой на выполненное наглядное пособие (выполняют «испытатели»).
Примерное рассуждение учащегося: «Первое словов первой паре имеет окончание «-ите». Это окончание глагола в форме 2 л. мн. ч. Вы (что делаете?) ухОдите уже...Ударение падает на корень слова. Во втором слове в этойпаре перед окончанием «-те» выделен суффикс «-и-». Такой состав имеют глаголы в повелительной форме мн. ч.(что сделайте!) УходИте. Ударение падает на суффикс повелительной формы».
VI. САМОАНАЛИЗ ПРОЕКТНОЙДЕЯТЕЛЬНОСТИ
Учитель предлагает рассмотреть плакат и ответить навопрос к нему. Выполняют «аналитики». Изучив содержание плаката, школьники делают вывод, что на нём показанообразование повелительной формы ед. ч. глагола уходить.Ответив на вопросы и рассмотрев содержание второго плаката, школьники приходят к выводу, что в словах уходить, подарить и объявить суффиксы начальнойформы и суффиксы повелительной формы сходны внешне, но означают разное, то есть являются суффиксами-омонимами.
VII. ИТОГ УРОКА
Учитель задаёт вопросы, побуждает к рефлексии. Проговаривают по плану новые знания, высказываютсвои впечатления от урока, делают выводы.
— Всё ли было понятно на уроке?
— Усвоил ли каждый из вас тему?
— Кто из вас испытывал трудности, чувствовал себя не совсем уверенно?
— Оцените свою работу и работу своих товарищей на уроке, дополняя предложения:
• Мне понравилось на уроке...
• Мне удалось на уроке...
• Я могу похвалить себя за...
• Мне надо ещё поработать над...
Дети заполняют оценочный лист «Оцени себя сам».