Разработка урока по теме Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание.
Урок биологии в 10 классе.
Тема урока. Промежуточное наследование. Анализирующее скрещивание.
Цель. Создать условия для эффективного усвоения знаний.
Обучающие задачи. Сформировать у школьников понятие «анализирующее скрещивание», познакомить их с сущностью и причинами промежуточного наследования (неполного доминирования)
Продолжить формирование умения решать задачи на закономерности наследования признаков.
Убедить в том, что взаимоотношения между генами не всегда складываются по принципу полного доминирования.
Развивающие задачи. Способствовать развитию учебно-интеллектуальных умений: сравнивать, анализировать, устанавливать причинно-следственные связи.
Воспитывающие задачи. Продолжить формирование эмоционально-ценностного отношения к изучению закономерностей наследования признаков, развивать коммуникативность учащихся через совместную деятельность
Оборудование: флипчарт, flash – анимация, методичка с заданиями, оценочные листы.
Ход урока.
Организационный момент.
Домашнее задание.
Исходя из названия темы, сформулируйте задачи. (Обсуждение)
Актуализация знаний о закономерностях наследования признаков при моногибридном скрещивании. (Работа по заданиям 1;2)
Задание 3. Какую информацию о закономерностях наследования признаков дает нам иллюстрация (флипчарт) Обсуждение.
Задание 4.
Изучение нового материала.
1.Промежуточное наследование (неполное доминирование)
Анализ результатов скрещивания ночной красавицы. (Иллюстрация) Причины? (Обсуждение)
Почему соотношение 3:1 проявляется не всегда?
При неполном доминировании у гетерозиготных особей проявляется промежуточный фенотип.
Р
· АА
· аа
красн. белые
G (А) Х (а)
F1 Аа
розовые
Во втором поколении проявляется расщепление: 1:2:1 (25% -красных, 50% - розовых и 25% - белых)
2.Анализирующее скрещивание.
Как вы понимаете, слово анализирующее. О чем пойдет речь? (Обсуждение)
(однокоренное анализ – метод исследования путем рассмотрения отдельных сторон, составных частей чего-либо)
Задача.
Предположим, имеется стадо коров, в котором есть животные черной и красной масти. Известно, что ген А отвечает за формирование черной окраски и является доминантным. Ген а – вызывает формирование «красной окраски» и является рецессивным. В стаде есть бык с хорошими экстерьерными характеристиками, но неизвестен его генотип. Чистопороден он или нет. Как это можно проверить?
Обсуждение.
Вывод. Для установления неизвестного генотипа скрещивают особь с неизвестным генотипом с особью гомозиготной по рецессивному признаку.
Вариант 1. Вариант 2
Р
· аа
· АА Р
· аа
· Аа
G а А а А ; а
F Аа Аа; аа
Черн Черн. Красн.
Закрепление знаний (Работа по заданиям.)
Тестовый контроль с использованием электронного учебника.
Выводы.
1. Знание законов Менделя позволяет решать важные практические проблемы
2. Все генетические закономерности носят статистический характер. Их можно выявить только при изучении большого количества потомков
Рефлексия.
Степень усвоения темы. Самооценка.
Задание на дом § 38. Составить 5 тестовых заданий по теме.
Методичка с заданиями для учащихся
Моногибридное скрещивание
Задание 1. Работа в парах. (Взаимооценка.)
Поясните значение следующих генетических терминов:
Генотип, фенотип, доминантный признак, рецессивный признак, аллельные гены, гомозиготный организм, гетерозиготный организм.
Задание 2. (Самооценка)
А) Выпишите цифры, которые обозначают:
Рецессивные гены
Доминантные гены
Гомозиготы
Гетерозиготы
1)А 2) Аа 3) В 4) в 5) Вв 6)АА 7) аа 8) ВВ 9)вв 10) С 11) с 12) СС
В) Ответьте на вопросы, используя буквенную символику.
Какие гаметы будут образовываться у гомозиготного по доминантному принаку организма
Какие гаметы будут образовываться у гомозиготного по рецессивному признаку организма
Какие гаметы будут образовываться у гетерозиготного организма.
Задание 3
Решите задачу, используя иллюстрации.
Задание 4. Установите соответствие.
Условие
Следствие
Дано: все потомство доброй собаки Греты было доброй в нескольких поколениях
Следовательно, доминитует ген_________
Рецессивный ген___________,
А Грета была _____________ по данному признаку.
Дано: в потомстве кота Василия и пяти черных кошек были черные и серые котята, причем серых было в три раза больше
Следовательно, доминирует ген_____, рецессивный ген______, а кот Василий_____ по данному признаку
Дано: Черно-бурые лисы были чистокровными
Следовательно, лисы были________, по признаку__________и все гаметы содержали________
Анализирующее скрещивание
Задача 1
В школьный уголок живой природы принесли двух серых кроликов, считая их чистопородными. Но в F2 среди их внуков появились и черные крольчата. Почему?
Неполное доминирование
Задача 2.(х)
Придумайте самостоятельно генетическую задачу, напишите её условие символами и решите..
Признаки гомозиготных особей
Признаки гетерозиготных особей
доминантные
рецессивные
Промежуточные
Земляника
Красный плод
Белый плод
Розовый плод
Душистый горошек
Львиный зев
Широкий лист
Узкий лист
Лист средней величины
Овцы
Длинные уши
Отсутствие ушей
Короткие уши
Крупный рогатый скот
Человек
Курчавые волосы
Прямые волосы
Волнистые волосы
Задача 3 (х)
Серый каракулевый мех красивее и ценится дороже, чем черный каракуль. Каких овец по окраске шерсти экономически выгоднее отбирать для скрещивания. Чтобы получить как можно больше одновременно серых и черных ягнят, если гомозиготные особи летальны. Почему?
Дополнительная информация: в стаде каракульской породы никогда не бывает чистокровных серых овец и баранов. Причина – летальность доминантного гена серой окраски меха в гомозиготном состоянии(такие ягнята гибнут после рождения от недоразвития желудочно-кишечного тракта)
Задача 4(х)
1вариант. а); б) 2 вариант в) ; г)
Каковы генотипы родителей и детей, если:
а) у светловолосой матери и темноволосого отца 5 детей, все темноволосые
б)у голубоглазого отца и кареглазой матери 5 детей, из них 2 ребенка голубоглазые
в) у матери, имеющей по 6 пальцев на руках, и у отца с нормальным числом пальцев 3 детей, все полидактилики
г) у родителей с нерыжими волосами 4 детей, из них 2 рыжеволосые.
15