Урок по химии по теме: Основные классы неорганических соединений. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений

Обобщение знаний об основных классах неорганических соединений. Генетическая связь между основными классами неорганических соединений.
Паршина Ю.В., учитель химии ГБОУ «СОШ № 57 с музыкально-хоровым профилем обучения»
Цели:
закрепить и обобщить знания о свойствах основных классах неорганических соединений;
закрепить понятия о генетическом ряде элементов;
развить умение осуществлять переходы от одного класса соединений к другим с помощью метода коллективного обучения;
развивать умения проводить сравнения, анализировать, обобщать, делать выводы,
развивать экспериментальные умения и практические навыки;
воспитывать грамотность проведения химического эксперимента, соблюдение определенных норм поведения в процессе выполнения лабораторного опыта;
воспитывать ответственность за результаты своей работы.

Задачи: Образовательные:
на данном этапе обучения ученики должны:
классифицировать неорганические вещества по составу и свойствам;
составлять генетические ряды металлов и неметаллов;
иллюстрировать уравнения химических реакций, генетическую связь между членами ряда;
охарактеризовать химические вещества данного класса ;
знать основные связи между классами неорганических соединений;
уметь доказать основной и кислотный характер свойств неорганических соединений.
Развивающие: продолжать формировать умения - обращаться с лабораторным оборудованием;  продолжить формировать навыки химического эксперимента
Воспитывающие: продолжать формировать умение работать в группах, помогать друг другу, а также культуру поведения на уроках.
Здоровьесберегающие: соблюдать правила техники безопасности на уроке при проведении эксперимента; добиваться оптимальной работоспособности в течение всего урока за счет смены видов деятельности; создавать благоприятный психологический климат на уроке.
Форма организации работы: Групповая, фронтальная и индивидуальная.
Оборудование и реактивы: SMART-доска, карточки с заданиями, справочный материал по основным классам неорганических соединений, схемы «Генетическая связь между классами неорганических соединений», учебники, таблица растворимости, штативы, пробирки, металлический магний, растворы: хлорид меди (II), гидроксид натрия, соляная кислота, серная кислота, хлорид бария, хлорид железа (III), метиловый оранжевый.
Эпиграф урока:
Учиться, а время от времени повторять изученное, разве это не приятно? (Конфуций)
Тип урока. Урок обобщения и систематизации знаний
Методы. Словесные, словесно-наглядно-практические.

ХОД УРОКА
I. Организационный момент.
1.Проверка готовности класса к уроку.
3. Постановка цели урока, мотивация.
Вы готовы к путешествию? Тогда в путь! Сегодня мы с вами, ребята, побываем в удивительной и загадочной стране, Много у нее тайн и загадок. Страну эту населяют множество маленьких существ-веществ. Каждый химический народ имеет свой состав, особенности, обычаи, традиции. В этой удивительной стране живут вещества: простые и сложные, спокойные, уравновешенные, беспокойные, просто буйные, ядовитые и безвредные, полезные и очень вредны, кислые и соленые, сладкие и горькие, вкусные и безвкусные, конфликтные и компромиссные, имеющие разные взгляды на отношение друг к другу, но живущие по общим химическим законам в мире, согласии и взаимном уважении. Я приглашаю вас в страну Химию. 
II. Повторение пройденного материала.
Из химических элементов К, S, O, H, C, Р, Аl, Zn, Cl, Ca составьте все возможные формулы веществ и назовите их.
Фронтальная беседа по вопросам:
Какие классы неорганических соединений вы знаете? Какие вещества называют оксидами? Какие бывают оксиды? Приведите примеры. Какие вещества называют кислотами? Какие бывают кислоты? Приведите пример. Дайте определение основаниям? Какие бывают основания? Приведите пример. Что такое соль?  Какие бывают соли? Приведите пример.
Учитель: Мы изучили с вами 4 класса неорганических веществ: кислоты, соли, основания, оксиды. Сегодня мы вспомним и повторим все, что уже знаем о них. Ибо, как сказал в свое время философ Конфуций: “Учиться, а время от времени повторять изученное, разве это не приятно?” Эти слова будут эпиграфом к нашему уроку.
Урок будет не совсем обычный. Он пройдет в виде соревнования. Вы знаете, что соревнования бывают разные: спортивные, по профессиональному мастерству и другие. У нас пройдут соревнования по химическим знаниям о важнейших классах неорганических соединений. За каждое верно выполненное задание команда получает смайлик или звезду.
III. Работа в группах
Учащиеся объединяются в 4 группы (команды): «Оксиды», «Основания», «Кислоты», «Соли»
Задание 1 “Найди родственников”
Al(OH)3, CO2 , HNO3, CaCl2 , Cu(OH)2, CuCO3, K2O, HCl, Fe2O3, NaOH, H2SO4, KOH, SO3, H3PO4, Mg (NO3) 2, Li2SO4
Первая команда выписывает оксиды. Вторая команда – растворимые и нерастворимые основания. Третья команда – кислоты, четвертая - соли.
[ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
Задание 2. Игра «Шифровальшик».
Зашифруйте записи – напишите формулы веществ:
Группа «Оксиды»:
Карбонат кальция
Сернистая кислота
Оксид алюминия
Гидроксид натрия


Группа «Основания»:
Соляная кислота
Гидроксид бария
Оксид магния
Сульфат натрия
Группа «Кислоты»:
Азотная кислота кислота
Оксид железа (III)
Гидроксид алюминия
Нитрат бария
Группа «Соли»:
Оксид лития
Гидроксид меди (II)
Ортофосфат кальция
Серная кислота
Задание 3. «Кто быстрее»
Даны вещества: SO3 , H2O, BaO, NaOH, BaCl2 , H 2SO4, Al.
Между какими из этих веществ возможны химические взаимодействия?
Составьте за 3 минуты как можно больше уравнений реакций.

ОТВЕТЫ:
SO3+ H2O = H2SO4 BaCl2 + H2SO4 = BaSO4 + 2HCl BaO + SO3 = BaSO4 BaO + H2O = Ba(OH)2 2NaOH + H2SO4  = Na2SO4  + 2H2O 2Al + 3H2SO4 = Al2(SO4) 3+ 3H2 BaO + H2SO4 = BaSO4 + H2O
SO3 +2NaOH = Na2SO4 + H2O
«Химическая разминка» (физкультминутка)
Учитель или кто-либо из участников называет химические элементы. Если назван металл – все встают, неметалл – садятся.
ИЛИ
Предварительно напоминаю о правилах безопасности при работе в химическом кабинете, при выполнении химических экспериментов.
1. Вы спиртовку от спиртовки зажигайте очень смело.  Ведь фитиль у вас хороший, пламя яркое столбом.  И не страшно, если брюки вспыхнут быстро, незаметно.  Но зато соседка ваша не пойдет уж больше стричься- Ерш волос на голове ей напомнит об огне.
2. Ну а если что-то хочешь ты в штативе закрепить, Зажимай пробирку в лапке и не бойся, если треснет И осколки острым краем вдруг вопьются прямо в глаз.  Пара глаз - ведь это роскошь.  Как Кутузов, одноглазый ты теперь и навсегда.
Физминутка. (3 мин).
Проверка "химического зрения".
Учащимся предлагается, как Кутузову закрыть один глаз и называть по очереди символы химических элементов ( На SMART-доске).
H C S P
Cu O K Zn N Cl
H Al Na Fe Cu Ag
N Ca C Zn S Cl K P
Al P Na Cu H O Fe Cl N S
K N C Ag Fe H O S Ca Cu Al Cl Na
Задание 4. Экспериментальный конкурс
Химия – наука экспериментальная, поэтому давайте выполним некоторые превращения практически. Проверим ваши практические навыки и умения.
Ребята! При работе в химическом кабинете мы должны помнить правила техники безопасности.
Группы по очереди вспоминают правила ТБ.
Команда «Кислоты»
Из имеющихся реактивов получить гидроксид меди (II) . Записать уравнение реакции. Определить тип реакции.
Команда «Оксиды»
Из имеющихся реактивов получить сульфат бария. Записать уравнение реакции. Определить тип реакции.
Команда «Соли»
Из имеющихся реактивов получить гидроксид железа ( III ) . Записать уравнение реакции. Определить тип реакции.
Команда «Основания»
С помощью индикатора метилового оранжевого определить, в какой из пробирок находится HCl, а в какой-NaOH.

Задание 5. Оживление схемы

Осуществить превращения.
Генетической связью называется связь между веществами разных классов, основанная на их взаимопревращениях и отражающая единство их происхождения, то есть генезис веществ.
Обращаю внимание учащихся на то, что в каждой цепочке есть общее – это химические элементы металл и неметалл, которые переходят из одного вещества в другое (как бы по наследству). На столах – листі со схемами превращений (12 вариантов)
Группа 1 - осуществить превращения:( вариант 11, задание 2)
Максимально 6 баллов.
Группа 2 - осуществить превращения: (вариант 9, задание 2)
Максимально 6 баллов.
Группа 3 - осуществить превращения: (вариант 7, задание 2)

Максимально 6 баллов.
Группа 4 - осуществить превращения:( вариант 10, задание 2)
Общий вывод:
Выделяем признаки, которые характеризуют генетический ряд:
Вещества разных классов;
Разные вещества образованы одним химическим элементом, т.е. представляют собой разные формы существования одного элемента;
Разные вещества одного химического элемента связаны взаимопревращениями.
Задание 6. “Угадай формулу”
«Ау-ау-ау»
Вещества заблудились. По химической дорожке восстановите недостающие вещества в уравнениях:
Вместо многоточий в уравнениях вписать формулы веществ:
Команда «Оксиды»
a) CuO += CuSO4 + б) + 6HCl = 2FeCl3 + 3 в) 2HNO3 + .. = Ca(NO3)2 + 2
Команда «Кислоты»
а) ............ + 6HCl = 2AlCl3 + 3 .. б) Ca + 2 = CaCl2 + в) MgO + 2 = Mg(NO3)2 +
Команда «Основания»
а) ZnO + 2 = ZnCl2 + б) + 2HCl = MgCl2 + в) H2SO4 + 2 = K2SO4 + 2
Команда «Соли»
а) Zn + = ZnSO4 +
б) 2NaOH + .. = Na2SO4 + 2
в) 2 + ZnO = Zn(NO3)2 +

ОТВЕТЫ:
Команда № 1
a) CuO + H2SO4 = CuSO4 + H2O б) Fe2O3 + 6HCl = 2FeCl3 + 3H2O в) 2HNO3 + Ca(OH)2 = Ca(NO3)2 + 2H2O Команда № 2
а) Al2O3  + 6HCl = 2AlCl3  + 3H2O б) Ca + 2HCl = CaCl2  + H2 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] в) MgO + 2HNO3 = Mg(NO3)2 + H2O
Команда № 3
а) ZnO + 2HCl = ZnCl2 + H2O б) Mg + 2HCl = MgCl2 + H2 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ] в) H2SO4  + 2KOH = K2SO4 + 2H2O
Команда № 4
а) Zn + H2SO4 = ZnSO4 + H2 [ Cкачайте файл, чтобы посмотреть картинку ]
б) 2NaOH + H2SO4 = Na2 SO4  + 2H2O
в) 2HNO3 + ZnO = Zn(NO3)2 + H2O

Задание 7. Расшифруйте сказку
Запишите содержание сказки с помощью формул и уравнений химических реакций, назовите тип реакции.
«Дружили Соляная Кислота и Щелочь – Гидроксид Натрия. Однажды Соляная Кислота пригласила в гости подругу. Щелочь надела свое фенолфталеиновое платье и стала вся малиновая. День был солнечный. Кислота решила показать подружке свой красивый сад. Вышли в сад, но что это? Все цветы, кусты, деревья засохли, хотят пить и просят помощи. – Давай поможем им, – сказала Кислота и задумалась. – А как? – Я знаю, как им помочь! – воскликнула Щелочь. – Объединим мою ОН-группу и твой водород. – С удовольствием, – согласилась Кислота. Вода – эликсир жизни на Земле. Именно вода доставляет питательные вещества растениям. Щелочь обняла подругу. Исчезли Кислота и Щелочь. Потекла вода по корням растений. Все ожило вокруг, зазеленело, зацвело. Все благодарили двух подружек».
Задание

(можно использовать как дополнительное задание для высокомотивированных учащихся)

В лаборатории потерялась этикетка от склянки, в которой находится некий черный порошок. Проводя исследование, лаборант обработал порцию данного вещества серной кислотой. При этом порошок растворился, а раствор приобрел синюю окраску. Предположите, какое вещество было в склянке. Напишите уравнение реакции, осуществленной лаборантом.

Рефлексия.
Закончите предложения:
Сегодня на уроке я узнал
Я научился
Мне было непонятно
Для меня этот урок
Интерес вызвало
Затруднения возникли, когда
На столах у учащихся лежат вырезанные из бумаги руки. На одной стороне руки ученики пишут, что им понравилось на уроке, на другой, что не понравилось.








Заголовок 1 Заголовок 415