ПРЕЗЕНТАЦИЯ РУКОВОДСТВО ДЕТСКИМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ СТУДЕНТ: ШКОДИЧ РУСЛАН сСРГЕЕВИЧ 
Государственное бюджетное профессиональное образовательное учреждениеРостовской области «Волгодонский педагогический колледж»(ГБПОУ РО «ВПК»)РУКОВОДСТВО ДЕТСКИМ ХУДОЖЕСТВЕННЫМ ОБЪЕДИНЕНИЕМ«РЕЗЬБА ПО ДЕРЕВУ»                                                                                                   Выполнил:                                                                                       Шкодич Руслан Сергеевич                                                                                             Руководитель:                                                                                              Пономарева Алла Анатольевна                                                                         Специальность: 44.02.03  Педагогика дополнительного образования в области изобразительного искусства и ДПИ. АКТУАЛЬНОСТЬ ТЕМЫ Декоративная резьба по дереву не просто актуальна ? она по праву занимает одно из самых первых мест при украшении домашних интерьеров. Насколько интересно, богато и необычно смотрятся деревянные резные перила или балясины! Если украсить ажурной резьбой окна или двери, то можно воссоздать гармоничную уютную атмосферу в доме, не прикладывая к этому особых усилий. Благодаря современному оборудованию даже самый сложный резной рисунок на дереве может быть создан всего за несколько часов. При этом необязательно декоративные элементы должны быть стандартными и штампованными: компьютерное управление токарных станков позволяет изготовить на заказ любой предмет интерьера с резьбой. Достаточно только представить, что даже зеркало в доме можно оформить не в стандартный пластиковый, а в роскошно украшенный деревянный багет. Цели и задачи руководства детским художественным объединением: Оформлять документацию, обеспечивающую организацию детского художественного объединения. Разрабатывать методические материалы (рабочие программы, учебно-тематические планы), на основе примерных с учетом области деятельности, особенностей возраста, группы и отдельных занимающихся. Систематизировать и оценивать педагогический опыт и образовательные технологии в области дополнительного образования на основе изучения профессиональной литературы, самоанализа и анализа деятельности других педагогов. Оформлять педагогические разработки в форме отчетов, рефератов, выступлений, презентаций Участвовать в исследовательской и проектной деятельности в области дополнительного образования детей. Цели работы объединения 1). Возрождение, развитие и сохранение искусства резьбы по дереву, ориентация учащихся на применение полученных знаний и навыков на практике, профессиональное самоопределение воспитанников. 2). Раскрытие и развитие потенциальных творческих способностей, заложенных в каждом учащемся, привитие любви к художественному труду, как большой радости человека; формирование знаний, умений и навыков работы с деревом. Задачи работы объединения - обучение правилам безопасной работы с режущим инструментом;развитие творческих способностей и эстетического вкуса воспитанников;Воспитание усидчивости, трудолюбия. - формирование практических умений и навыков в работе с древесиной; - воспитание культуры труда; ОСОБЕННОСТИ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ Домовая резьба по дереву отличается своей крупномасштабностью.Геометрическая резьба – самая простая. Мастер делает клинорезные выемки разной глубины с разным количеством граней. Рельефная резьба  характеризуется отсутствием плоских узоров, а рисунки выделяются из общего фона на определенную высотуОбъемная или скульптурная резьба – это самый сложный способ обработки дерева при помощи специальных инструментов. Контурная резьба похожа на гравировку с четким рисунком и требует точной работы и высокого мастерства. ЭЛЕМЕНТЫ РЕЗЬБЫ ПО ДЕРЕВУ  Материалы и инструменты резьбы по дереву:      Станки:1. Деревообрабатывающий (циркулярка, фуговальный)2. Сверлильный 3. Заточный 4. Шлифовальный 5. Электродрель ручная6. Электролобзик     Инструменты:1. Набор резцов (стамесок)2. Лобзики3. Ножовки по дереву4. Рубанки5. Полуфуганки 6. Надфиля 7. Сверла 8. Перки 9. Тиски 10. Наковальни       Материалы:1. Древесина всех пород. Краткая история резьбы по дереву. .  Среди художественных работ в нашей стране самой распространённой и любимой в народе издавна была резьба по дереву. Существует много видов резьбы по дереву, которые можно подразделить на следующие основные группы: плосковыемчатая или углублённая; плоскорельефная; рельефная; прорезная, или ажурная; скульптурная или объёмная; домовая.Для резьбы пригодны самые различные породы древесины, которые подразделяются на лиственные и хвойные.Но изготовление резных изделий требуют определённых знаний о дереве, его свойствах,качестве, применение и обработке. По степени пригодности древесины для её обработки режущим инструментом, с учётом различных характеристик (влажности, пороков дерева, механических и физических свойств, например спелости или не спелости, т.е. способности к сокодвижению) все древесные породы делятся на мягкие, средней твёрдости и твёрдые. Разработка программы.Пояснительная записка Новизна программы заключается в том, чтов теоретическую подготовку учащиеся включаются раньше, чем это предусмотрено школьной программой, изучаются элементы декорирования и художественной отделки изделий;учитывается   возраст   учащихся,   на   занятиях   широко   практикуется игровая деятельность, даются знания об организации труда на предприятиях художественных промыслов. Программой предусмотрены экскурсии, которые могут быть вводными к изучению какой-либо темы.Занимаясь художественным творчеством, учащиеся могут практически применять и использовать полученные знания в различных областях декорирования, что в будущем облегчит им сознательный выбор профессии и последующее овладение специальностью.Программа рассчитана на 2 года обучения, возраст детей с 5 по 8 класс. Группы комплектуются с учётом возрастных особенностей ребят. 1 год обучения - 1 группа, 2 год - 1 группа. Занятия проводятся 2 раза в неделю по 3 часа, количество учебных часов для каждой группы в год - 204. Форма проведения занятий групповая и индивидуальная. С самого начала процесса обучения систематически обращается внимание учащихся на соблюдение правил безопасности труда при работе с различными инструментами. Цель образовательной программы Подготовка  учащихся  к  самостоятельной  трудовой  деятельности, развитие  и  воспитание  широко  образованной,  культурной  личности. Задачи образовательной программы 1. Развивать  самостоятельность  и  способности  учащихся   решать  творческие  задачи.2. Использовать  в  качестве объектов труда  потребительские   изделия   и  оформлять  их   с   учетом  требований  дизайна  и  декоративно – прикладного  искусства.3.Осуществлять  воспитание  трудолюбия,  предприимчивости,  обязательности,  ответственности,  культуры поведения  и  бесконфликтного  общения.4.Сформировать  в  процессе  решения творческих  задач  знания  по  технологии  изготовления  резных  изделий  из  дерева,  их   отделке,  сведения  об  инструментах  для  резьбы,   начальные  сведения  о  композиции.5. Познакомить  учащихся с  наследием  художественной обработки  дерева  в  области,   а  так  же  с  традициями  художественной  резьбы  по  дереву  известных центров  народного  декоративного  искусства. Планируемые результаты освоения образовательной программы - знать  о  народных  художественных  промыслах,  расположенных  на  территории  России  и  своей  области;- знать  о  характерных   особенностях   местной   художественной  резьбы  по  дереву;- знать  правила безопасности  при  обработке  художественных  изделий;-  знать об  организации  труда  на предприятиях  народных   художественных  промыслов;-  уметь  делать  зарисовки  с  образцов  народного  декоративно-  прикладного  искусства;-  уметь  разрабатывать  самостоятельно  несложные  композиции  резьбы  по  дереву  на  основе  местных  традиций  народного  искусства;-  владеть  инструментом  для  резьбы  по  дереву и токарной обработки;- владеть техническими  приемами  геометрической, контурной, объемной  резьбы по  дереву  в  традициях   местного   художественного  промысла;-  выполнять  все  стадии  резьбы  по  дереву,  включая  операции  отделки  готовых  изделий. Примерный тематический план 1 года обучения п/п Название темы и разделов Кол-вочасов Теория Практика 1. Вводное занятие 2 2  2. Основные сведения о древесине и ее свойствах.Инструменты для резьбы по дереву 6 3 3 3. Оборудование рабочего места резчика, подготовка инструментов для резьбы по дереву. Измерительные инструменты для резьбы по дереву. 4  4 4. Знакомство с художественными и техническими приемами геометрической резьбы по дереву. 32 5 27 5. Создание   композиций по мотивам  геометрической резьбы на изделиях из дерева. 24 3 21 6. Выполнение композиций по мотивам геометрической резьбы в материале 27 3 24 7. Отделка готовых изделий. 6  6 8. Создание и резьба  собственных  композиций  по мотивам  геометрической  резьбы 27 3 24 9. Отделка  готовых  изделий 6  6 10. Устройство  и  правила  безопасной  работы  на  токарном  станке  по  обработке  древесины 3 3  11. Изготовление токарных  изделий и декорирование, резьба собственных композиций, декорирование  их  геометрической резьбой. 34 4 30 12. Выполнение  токарных  изделий  с  помощью  патрона  и  планшайбы  и  декорирование  резьбой. 30  30 13. Отделка изделий с геометрической резьбой. 3  3                                                                         Итого  204 26 178 Творческие работы Формы, методы и средства обучения ДХО Объяснительно-иллюстративный метод Частично-поисковой метод Репродуктивный метод Исследовательский метод Метод проблемного обучения Методы и приемы активизации познавательной и творческой деятельности в ДХО Практические методы (Методические упр., Игровой метод, Методмоделирования);Наглядные методы (Использование макетов и пособий, Рассматривание изделий);Словесные методы (Рассказ, Беседа, Игра) Информационные  технологии  позволяют  разнообразить  формы  проведения занятий  Мультимедийные презентации Работа  с  электронной  базой  данных Рабочая программа геометрической резьбы по дереву Цели и задачи урока:Образовательная: познакомить учащихся с геометрической резьбой, как одним из видов художественной обработки древесины. Обучить учащихся приемам и навыкам выполнения геометрической резьбы.Развивающая: развить у школьников умение самостоятельно применять имеющиеся знания на практике. Развить творческие способности учащихся в процессе включения их в художественно-конструкторскую деятельность. Содействовать развитию эстетического и художественного вкуса.Воспитательная: совершенствовать эстетическое и экономическое воспитание учащихся, сформировать творческое начало. Воспитывать инициативу, трудолюбие, терпеливость и настойчивость в самостоятельной трудовой деятельности. Прививать любовь к декоративно-прикладному искусству. Актуальность В настоящее время перед школой в качестве приоритетной задачи стоит воспитание и развитие творческих способностей и навыков, расширение диапазона чувств, воображения, фантазии, воспитание эмоциональной отзывчивости на явления художественной культуры, формирование навыков практического решения художественных задач.Трудовое начало воспитания – важный, проверенный веками принцип формирования всесторонне и гармонически развитой личности. Планируемые результаты освоения образовательной программы 1.Знать  о  характерных   особенностях   местной   художественной  резьбы  по  дереву;2.Знать  правила безопасности  при  обработке  художественных  изделий;3.Уметь  делать  зарисовки  с  образцов  народного  декоративно-  прикладного  искусства;4.Уметь  разрабатывать  самостоятельно  несложные  композиции  резьбы  по  дереву  на  основе  местных  традиций  народного  искусства;5.Владеть  инструментом  для  резьбы  по  дереву и токарной обработки;6.Владеть техническими  приемами  геометрической резьбы по  дереву  в  традициях   местного   художественного  промысла;7.Выполнять  все  стадии  резьбы  по  дереву,  включая  операции  отделки  готовых  изделий. Объяснение нового материала  Геометрическая резьба выгодно отличается от других видов резьбы большим разнообразием приемов художественного оформления поверхности дерева. В то же время она не требует специальных знаний теории рисунка, сложного набора инструментов .Очевидным ее преимуществом является так же небольшая глубина резания ,не требующая больших усилий .Все это и делает ее доступной для изучения в школе..                                              Далее рассказываю учащимся, на каких изделиях будет выполняться геометрическая резьба по дереву. Демонстрирую ученикам изделие, которое они впоследствии будут изготовлять – доску разделочную.  Показываю учащимся готовые изделия с различными конструкциями и орнаментами.  Показываю учащимся чертеж изделия, где изображена форма изделия, его габаритные размеры, размеры отдельных элементов изделия.По слайду определяю и объясняю ученикам последовательность выполнения технологических операций, инструменты и приспособления, применяемые для каждого этапа выполнения работ, а также устанавливаю, сколько времени потребуется на выполнение каждой из технологической операции.По чертежу обучающиеся узнают конструкцию изделия, способ изготовления ее деталей.Объясняю ребятам особенности выполнения каждого этапа работы:  а) предпочитаемые породы древесины для выполнения изделий, обработанных геометрической резьбой: липа, осина, ольха, дуб, береза, клен, тополь, бук; б)разметка элементов резьбы: треугольник, сколышки,витейка, ромбы, розетки, звездочки. в) накалывание косяка в древесину в намеченном элементе на глубину 2-3 мм.; г) подрезание граней элементов вдоль и поперек волокон древесины. Практическая работа  Каждому ученику раздаю  заготовку 200х50х10 и нож, который они поверяют к готовности. Приступая к работе, ребята на первом этапе подготавливают поверхность древесины к обработке ее резьбой. При этом слежу за правильностью и точностью выполнения учениками таких технологических операций, как опиливание,  строгание,  шлифование. После выполнения этих столярных работ ребята приступают к выполнению разметки элементов резьбы на начертанном поле заготовки.  При  выполнении ребятами этой работы нужно добиться того, чтобы четко и точно обозначились каждый из элементов геометрической резьбы.   На заготовке наносим чертеж сколышек и треугольников. Нож берем в правую руку, хватом сверху .Выполняем наколку треугольников по чертежу, а затем подрезку, как и было показано мной и резчиком в видеоклипе.   Проверяю правильность выполнения этой операции. Итог урока  Оцениваю работы учащихся, обращаю внимание класса на ошибки в работе. Выделяю наиболее удавшиеся работы. Объясняю, как исправить ошибки, что нужно учесть, чтобы их не допускать. Выставляю оценки ребятам, назначаю дежурных в мастерской.  МНОЮ БЫЛ ПРОВЕДЕН УРОК В МОУ ДОД ЦДТ ПО ТЕМЕ: <<ХМУРЫЙ ДЕНЬ>>. Группа: учащиеся  8-11 летЦель занятия:·  Приобщение детей к миру искусства через познание окружающего предметного мира, его художественного смысла;·  Расширение знаний учащихся о жанре пейзажа, установление последовательности выполнения рисунка.Задачи занятия:Обучающие:Активизировать познавательный интерес к искусству и природе;Учить осознанно выполнять линейное построение рисунка, используя линию горизонта и известные правила перспективы;Формировать умения самостоятельно находить решение художественных задач.Развивающие:Развивать память, внимание и кругозор учащихся;Развивать творческое и художественное мышление, воображение и фантазию;Развивать умения, связанные с передачей перспективы, размера и пропорций, зрительное восприятие и пространственное мышление как основу овладения рисунком;Воспитательные:Способствовать эстетическому восприятию учебного материала;Формировать эмоциональную отзывчивость на красоту природы, умение замечать ее удивительные особенности;Воспитывать бережное отношение к природе.Структура занятия:Орг. моментВводная беседаПрактическая работаИтог занятияОборудование для педагога: наглядное пособие, музыкальное сопровождение, ноутбук.Оборудование для учащихся: лист формата  А 3, карандаш, ластик, гуашевые краски, палитра, стаканчик, кисти. Орг. Момент.Педагог- Здравствуйте дети! (Приветствуют). Сегодня на уроке вы познакомитесь поближе с одним из жанров живописи. На картинах этого жанра может быть изображено облачное пасмурное небо,  вечнозеленая ель, заснеженные просторы. Догадались, о каком жанре идёт речь?(Ответы учащихся).Педагог-Ну конечно, это жанр пейзажа – интереснейший жанр изобразительного искусства, который можно изучать бесконечно. Педагог-Природа… Она не одно столетие вдохновляет людей на создание шедевров в поэзии, музыке, живописи.День пасмурный, но столько красоты! Взгляни на эти серебряные краски: в них разом всё-надежды и мечты, и представленья детские о сказке…Пусть небо серо, каплет мелкий дождь, твоя душа полна любви и грусти, ты с нетерпеньем солнца в небе ждёшь, сегодня нет его-на сердце пусто…А грусть, что грусть?! Грусть-это не тоска! Грустить порой полезно для здоровья. Она пройдет, пройдет наверняка-уверенность прости и многословье!День пасмурный, но сколько красоты! Взгляни на эти серебряные краски, в них разом всё-надежды и мечты, и счастья основания святые… В.Евсеев.Педагог-Знаете ли вы, откуда появилось слово «пейзаж» и что оно означает?(Ответы учащихся). Педагог-Слово «пейзаж» заимствовано из французского языка и переводится как «местность, страна».     Обычно так называют реальный вид какой-либо местности. Впоследствии этим же словом стали называть изображение природы в искусстве.Картина делится линией горизонта, в ней обязательно присутствует передний план и задний план. На переднем можно вырисовывать все в деталях, а на заднем менее четкие изображения. Это закон воздушной перспективы.Кто мне скажет какие цвета теплые? А какие холодные?(Ответы учащихся).Педагог-А каких цветов здесь больше?(Ответы учащихся).Педагог-Можно их сочетать, получится интересная работа.Практическая работа.Педагог-Как мы расположим лист?(Ответы учащихся).В процессе работы учитель делает целевые обходы, проверяя организацию рабочего места, правильность выполнения приёмов работы, оказывая помощь учащимся, испытывающим затруднения, контролируя объём и качество выполненной работы.Учащиеся-Выполняют практическую часть под приглушенное музыкальное сопровождение.Педагог-Заканчиваем работы. Итог занятия.Выставка работ, учащиеся раскладывают  работы на столе. Поощрение.Педагог-Ребята вы молодцы, какие у всех красивые пейзажи.Спасибо всем за урок, до свидания.Учащиеся-Спасибо, до свидания. Список литературы: http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2014/01/30/rabochaya-programma-kruzhka-rezba-po-drevesine
http://nsportal.ru/shkola/tekhnologiya/library/2014/04/14/uchebnaya-programma-obedineniya-rezba-po-derevu
http://nsportal.ru/shkola/vneklassnaya-rabota/library/2014/10/16/metodicheskaya-razrabotka-programmy-kruzhka-rezba-po
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2016/04/23/programma-kruzhka-rezba-po-derevu
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2016/10/31/prezentatsiya-programmy-obedineniya-rezba-po
http://nsportal.ru/shkola/dopolnitelnoe-obrazovanie/library/2013/10/16/organizatsiya-deyatelnosti-kruzhka-rezba-po
 БЛАГОДАРЮ ЗА ВНИМАНИЕ!