Разработка урока по обществознанию по теме: «Молодёжь в современном обществе» — презентация


Молодежь в современном обществеМолодость - не преддверие жизни, а сама жизнь. {5C22544A-7EE6-4342-B048-85BDC9FD1C3A}Спайдограмма «Молодежь в современном обществе».Факторы нарушения социализации молодежи:1.2.3.4.5… Иерархия ценностей современной молодежи:1.2.3.4.5… Основные направления ГМП: 1.2.3.4.5… «Современная молодёжь» Девиз… Будущее родины строить молодым. Кто если не мы? Спайдограмма графическое изображение в виде паутины молодежьБольшая социальная группаСубкультураСоциальный статусВозрастОсобенности Спайдограмма План урокаМолодежь как социальная группаГражданское совершеннолетиеОбразование и профессиональная подготовкаНачало трудовой деятельностиМолодежная субкультура «Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие». «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек». «Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру».

«Наша молодежь любит роскошь, она дурно воспитана, она насмехается над начальством и нисколько не уважает стариков. Наши нынешние дети стали тиранами; они не встают, когда в комнату входит пожилой человек, перечат своим родителям. Попросту говоря, они очень плохие». Сократ (470-399 гг. до н. э.) «Я утратил всякие надежды относительно будущего нашей страны, если сегодняшняя молодежь завтра возьмет в свои руки бразды правления, ибо эта молодежь невыносима, невыдержанна, просто ужасна». Гесиод (ок. 720 г. до н. э.) «Наш мир достиг критической стадии. Дети больше не слушаются своих родителей. Видимо, конец мира уже не очень далек». Египетский жрец (2000 лет до н. э.) «Эта молодежь растленна до глубины души. Молодые люди злокозненны и нерадивы. Никогда они не будут походить на молодежь былых времен. Младое поколение сегодняшнего дня не сумеет сохранить нашу культуру». г.Вавилон (3000 лет до н.э.) Кто мы?
Молодежь - ?Это поколение людей, проходящих стадию взросления, т.е. становления личности, усвоения знаний, социальных ценностей и норм, необходимых для того, чтобы состояться как полноценный и полноправный член общества.Большая социально-демографическая группа, выделяемая на основе возрастных характеристик, особенностей социального положения, социально-психологических свойств, которые определяются строем, культурой, закономерностями социализации, воспитания данного общества
Молодостью принято называть период в жизни человека от 14 до 30 лет.Границы молодежного возраста, важнейшие этапы взросления: 14-16 лет — подростки 17-19 лет — юношество 20-24 года — собственно молодежь 25-30 лет — старшая молодежь Сколько нас?39,6 млн. 27 % от общей численности населения страны

Какие мы?
Пять определений, которые, по вашему мнению, могут наиболее полно охарактеризовать социальный слой МОЛОДЁЖЬ.Объяснить, почему вы выбрили именно данную характеристику?целеустремленнаяактивнаяумная

Какая она молодежь? Какая она молодежь? Иерархия ценностей современной молодежи
Какие у нас проблемы?
ПРОБЛЕМЫ МОЛОДЕЖИ В СОВРЕМЕННОМ ОБЩЕСТВЕ1. СОКРАЩЕНИЕ ЧИСЛЕННОСТИ МОЛОДЕЖИ, 2. СТАРЕНИЕ НАСЕЛЕНИЯ.3. УХУДШЕНИЕ СОСТОЯНИЯ ЗДОРОВЬЯ ПОДРОСТКОВ. ПО РОССИИ- ТОЛЬКО 10% ВЫПУСКНИКОВ АБСОЛЮТНО ЗДОРОВЫ. ПОЧЕМУ?
Современная молодёжь, какая она? Вопросы для первой группыПравовой статус молодежиС какого периода согласно Конституции РФ гражданин может самостоятельно осуществлять в полном объеме свои права и обязанности?Какие права и свободы получает молодой человек?С какого возраста молодые люди могут вступать в брак? Бывают ли исключения?Что означает «полная правоспособность»?Какие гражданские обязанности должен выполнять молодой гражданин РФ?Как изменяется статус молодого человека с гражданским совершеннолетием? СОЦИАЛЬНЫЕ РОЛИ МОЛОДЕЖИРАБОТНИКСТУДЕНТСЕМЬЯНИНРодительВоеннослужащийИзбирательЧлен политической партииУчастник одной из общественных организаций



Социологи провели репрезентативные опросы 1600 юношей и девушек станы Z. Им задавали вопрос: «Что в наши дни формирует основы жизненного опыта молодёжи?»Треть респондентов уверены, что основы жизненного опыта молодёжь приобретает в высших учебных заведениях. 2) Большая доля молодых людей считает, что основы жизненного опыта формирует семья. 3) Каждый третий юноша указал, что жизненный опыт, полученный в армии, имеет большое значение. 4) Равные доли опрошенных считают, что основы жизненного опыта формируются школой, компанией товарищей и средствами массовой информации. 5) Книги перестали быть основой жизненного опыта для около 90 % современной молодёжи Когда подростки начинают задумываться о трудовой деятельности?Как вы думаете, что лежит в основе их выбора будущей профессии?Что способствует, а что препятствует трудоустройству молодежи?Какие льготы гарантированы несовершеннолетним работникам?Вопросы для второй группыПроблемы трудоустройства. Начало трудовой деятельностиЗаключение трудового договора допускается с 16 лет. Российское законодательство предусматривает устройство на работу с 15-летнего возраста. В отдельных случаях с 14 лет (при условии выполнения легкого труда в свободное от учебы время).Несовершеннолетним работникам гарантированы льготы.?ограничена продолжительность рабочей недели;право на оплачиваемый отпуск от 31 календарного дня без права отзыва или замены денежной компенсацией;право на профессиональное обучение за счет работодателя с последующим трудоустройством;запрет на установление испытательного срока и приема на работу, которая требует специальной подготовки и знаний;запрет труда на тяжелых, подземных работах, а также работах, связанных с опасными, вредными условиями труда;запрет труда в ночных сменах, привлечение к сверхурочным работам, служебным командировкам, работе в выходные/праздничные дни;запрет на работу вахтовым методом, по совместительству;обязательное медицинское обследование (предварительное, периодическое);запрет на привлечение к работе которая может причинить вред нравственному развитию (работа в ночных заведениях (клубы, кабаре), игорном бизнесе.увольнение подростка возможно с одобрения комиссии по делам несовершеннолетних и госинспекции труда.
Тенденции развития современного образованияКакое значение в юношеском возрасте имеет проблема образования? Что свидетельствует о сохранении престижа образования в нашем обществе?Подберите аргументы за и против платного образования в РоссииВопросы для третьей группыПроблемы получения образования «Может ли бесплатное образование быть качественным?». Какой вывод можно сделать на основании данных диаграммы?1) Большинство отвечавших испытали затруднение при ответе на вопрос.2) Среди респондентов преобладают те, кто считает, что плата за образование гарантирует его качество.3) Доля сторонников платного образования превышает долю тех, кто не считает оплату обучения гарантией его качества.4) Пятая доля опрошенных относятся к образованию как к услуге. Социологическими службами стран Z и Y был проведён опрос группы граждан. Был задан вопрос: «Удовлетворены ли Вы качеством образования в стране?». Какой вывод можно сделать на основе диаграммы?1) В стране Z каждый третий опрошенный признаёт невысокое качество общего образования.2) Наименьшие доли опрошенных обеих стран считают высоким качество начального образования.3) Наибольшие доли опрошенных обеих стран считают качество образования удовлетворительным.4) Доля людей, удовлетворённых качеством образования, в стране Z больше, чем в стране У. Дайте определение, что такое молодёжная субкультура? Чем субкультура отличаться от доминирующей культурыКаковы основные мотивы, побуждающие молодёжь примыкать к тому или иному типу субкультур.Вопросы для четвертой группыПроблемы молодежной субкультуры культура определённого поколения, характеризующаяся общностью стиля жизни, манер поведения, групповых норм и стереотипов. Молодёжная субкультура- Панки – свободные от обязательств людиХиппи – миролюбивые философыСкинхеды – защитники территорииЭмо – депрессивная молодежьГоты – мрачные приверженцы мистикиРокеры Геймеры Байкеры Растаманы Рэперы Факторы нарушения социализации молодежи:Дефекты воспитания.Снижение воспитательной функции семьи.Кризис системы школьного и профессионального образования. Перекладывание ответственности.Проблемы занятости молодежи.Отсутствие четких ценностных ориентаций в российском обществе.Влияние средств массовой информации на подрастающее поколение.Неорганизованность досуга молодежи.





Какие из перечисленных критериев позволяют определить, достиг ли молодой человек статуса взрослого:экономическая независимость,проживание отдельно от родителей,вступление в брак,рождение ребенка,способность отвечать перед законом,завершение образования, получение профессии,начало самостоятельной трудовой деятельности,приобретение гражданских и политических прав,осознание ответственности за свои поступки.Какой из этих критериев, на ваш взгляд, является определяющим? Задания для пятой группы Основные направления ГМП: обеспечение соблюдения прав молодежи; обеспечение гарантий в сфере труда и занятости молодежи; государственная поддержка молодой семьи; поддержка талантливой молодежи; формирование условий, способствующих физическому и духовному развитию молодежи (привлечение молодежи к занятию спортом, развитие молодежных и детских клубов и организаций)поддержка деятельности молодежных и детских объединений;содействие международным молодежным обменам.



ЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИВставьте пропущенное слово:«Человек -раб, потому, что … трудна, рабство же легко». Н.А.БердяевСВОБОДА

Вставьте пропущенное слово:«Пессимист, оказавшись перед … из двух зол, выбирает оба». Оскар Уайльд ВЫБОРЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ


Вставьте пропущенное слово«Нужно, чтобы человек понял, что он творец и хозяин мира, что на нём … за все несчастья земли и что ему принадлежит слава за всё хорошее, что есть в жизни» (Р.Ролан) ОТВЕТСТВЕННОСТЬЦЕННОСТИ СОВРЕМЕННОЙ МОЛОДЕЖИ

Выскажите свою точку зрения по высказанной проблемеМолодёжь в современном обществе ничего не решает, от неё мало что зависит.Именно молодёжь знает, что ей нужно в будущем, и она определяет многое.Молодёжи многое дано, но ещё больше предстоит сделать.Молодежь может и готова отвечать за общество, в котором живет. МОЛОДОСТЬ – ЭТО:Выбор профессии и своего места в жизни.Выработка мировоззрения и жизненных ценностей.Выбор спутника жизни и создание семьи.Достижение экономической независимостиДостижение социально ответственного поведения Выводы урока:проблема молодежи была актуальна во все времена; нельзя однозначно судить о современной молодежи; в жизни современных молодых людей много проблем, которые требуют внимания и разрешения; молодежь в нашем обществе неоднородна, имеет разные цели и ценностные ориентации; молодёжи необходима государственная поддержка;молодежь – это обновляющая сила общества. Будущее это мысчастьестремлениямолодостьДружба

Прочитайте текст и выполните задания С1 —С4. Участие в труде 14—15-летних подростков является результатом снижения уровня жизни населения. Чем ниже семейный доход, тем в большей степени семья заинтересована в трудовой деятельности подростка. Именно семья в данном случае может стимулировать прекращение образования и выход на рынок труда неквалифицированного работника. Трудовые перспективы молодого человека в данном случае неблагоприятны: существует реальная опасность навсегда закрепиться в сфере неквалифицированного, как правило, физического труда, что чревато люмпенизацией работника, переходом его в маргинальные слои общества. Эпизодическое участие 14—15-летних подростков в трудовой деятельности, не сопровождающееся прекращением получения образования (например, в период летних школьных каникул), может оцениваться как положительное явление, отвечающее интересам подростка и общества. В данном случае речь идёт о начальных этапах адаптации к трудовой деятельности, о выработке стереотипа трудового поведения в рыночной среде. Осознанное формирование материальных стимулов к труду отмечается у 16—17-летних молодых людей. Это связано с расширением объёма их материальных и духовных потребностей, а также продолжающимся процессом социализации. В этом же возрасте происходит активный поиск и выбор вида будущей профессиональной деятельности. Процесс получения профессиональных знаний, умений и навыков наиболее интенсивно протекает в группе 18—20-летних. Конкретные сроки профессионального обучения могут, безусловно, варьироваться в зависимости от специфики жизненных условий молодого человека, выбора им вида и формы получения образования. Поэтому по ряду поведенческих характеристик эта группа примыкает к группе 21—24-летних. В этих рамках большинство молодёжи заканчивает профессиональное обучение и стремится уже не к эпизодической, а к постоянной занятости.  Среди характеристик трудовой деятельности на первый план выдвигаются гарантии занятости, возможности профессионального развития и должностного роста. Поэтому молодые люди стремятся и к получению дополнительных умений и навыков. Именно в возрасте 21—24 лет большинство молодых людей испытывают так называемый «шок от реальности», связанный с тем, что их идеальные представления о будущей трудовой деятельности вступают в противоречие с реальной обстановкой на рабочем месте. На этот же возраст приходится и период начального этапа карьеры, характеризующийся вхождением в организацию, нахождением своего места в ней. (Г. Г. Руденко, А. Р. Савелов) C 1. Какие четыре группы молодёжи, участвующие в труде, выделили авторы? Используя содержание текста, назовите основную причину, побуждающую каждую группу к трудовой деятельности. C 2. В чём, по мнению авторов, проявляется противоречивый характер участия подростков в трудовой деятельности (укажите позитивные и негативные последствия)? C 3 . Как авторы характеризуют «шок от реальности», переживаемый работниками в возрасте 21—24 лет? Используя знания обществоведческого курса и факты общественной жизни, назовите три причины такого состояния молодых работников. C 4 . Существует мнение, что государство и общество должны принимать специальные меры содействия в трудоустройстве подростков и молодёжи. С опорой на знания обществоведческого курса, факты общественной жизни и личный социальный опыт, приведите три аргумента в обоснование этого мнения. Современный подросток какой он?Каким я вижу себя и своих сверстников? Это непростой вопрос для любого человека. Нашим бабушкам и дедушкам, по-моему, было намного легче воспитывать своих детей, то есть наших родителей. Они все жили в другой стране. Сейчас много рассуждают над тем, хорошо тогда было или плохо, я этим заниматься не буду, но я точно знаю одно – тогда была определённая идеология, и в соответствии с ней строилась жизнь граждан той страны. Дома, в школе, летнем лагере, во всевозможных кружках и секциях подрастающее поколение воспитывали одинаково. Для всех был единый кодекс чести и единые правила, не было никаких противоречий. Конечно, не всегда всё шло гладко, но чаще это были исключения из правил.В наше время дело обстоит иначе. Современным детям и подросткам бывает очень сложно соответствовать определённому образцу, идеалу, особенно когда у каждого из взрослых он свой: у папы один, у мамы – другой, у учителей – третий, у тренера по танцам – четвёртый и так до бесконечности. А нужно ли вообще современному человеку соответствовать чьим-то представлениям? Сегодня появляется много информации, она не всегда нужная и полезная, но льётся непрерывным потоком отовсюду, и поток этот контролировать не может никто, даже взрослые. Однако этого требуют от молодых ещё несформировавшихся личностей. На них ложатся недетские проблемы. Они теряются в обилии информации, им сложнее себя найти и сделать выбор. Я и мои сверстники живём в атмосфере неопределённости, но при этом должны нести ответственность за неправильный выбор наравне со взрослыми.Современных подростков можно назвать панками, готами, эмо, мажорами или ещё как-то. Всё это говорит о том, что молодые люди сегодня – это свободные личности, и эта свобода делает их смелыми, иногда бесстрашными. Без этого сложно было бы выражать своё мнение, заявлять о своих правах и отстаивать их. Они уверены в себе, уверены настолько, что не боятся выделиться из толпы, выражать свои мысли вслух заявлять о том, что у них есть проблемы и откровенно обсуждать их со взрослыми. Но такое множество молодёжных объединений говорит и о том, что подростков очень часто не принимают и не понимают взрослые Немало критики в адрес молодежи. А ведь среди них много талантливых людей, но далеко не все взрослые на основании своего прошлого опыта могут разглядеть в ком-то из них эти способности. Среди них много добрых, честных, благородных, открытых миру людей. Но как чаще всего встречает их этот мир? Я думаю, что ответ на этот вопрос очевиден.